факультатив по математике для 5 класса
элективный курс по алгебре (5 класс) на тему
разработка факультатива по математике"За страницами учебника математики" для 5 класса...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakult_5kl_-surovneva.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендовано: Согласовано:
методическим объединением учителей зам.директора по научно-
методической работе
_________________________________ _____________________________
Протокол №____________ от«_______»______________20____г. «______»______________20___г.
Рабочая учебная программа
факультатива по математике
для 5 класса на 2012-2013 учебный год
Составитель учебной программы-
Суровнева Валентина Михайловна,
учитель математики.
Пояснительная записка
Данная программа направлена на развитие у обучающихся интереса к сложной математической науке, развитие мотивации личности к познанию и творчеству, для обеспечения эмоционального благополучия ребёнка.
Программа соответствует современным образовательным технологиям, которые отражены в активных формах, методах и принципах построения занятий.
Принципы построения занятий:
- доступность;
- индивидуальность;
- преемственность;
- результативность.
Формы и методы проведения занятий:
- учебное исследование;
- игра;
- соревнование;
- конкурс;
- мастерская;
- «путешествия в прошлое».
Данная программа учитывает возрастные особенности обучающихся 5 классов и соответствует уровню их образования.
Актуальность программы состоит в том, что она поддерживает и расширяет содержание учебника, не повторяя его.
Цель программы дополнительного образования: создание условий для развития личности ребёнка, приобщение его к общечеловеческим ценностям, обеспечение эмоционального благополучия ребёнка.
Задачи: сохранение и развитие познавательного интереса к математике; выявление и развитие индивидуальных математических способностей обучающихся; воспитание культуры общения: сотрудничества, сопереживания, само- и взаимоуважения.
Отличительными особенностями данной образовательной программы являются: интересное и разнообразное математическое содержание за рамками ФГОС, нестандартные приёмы проведения занятий, активные формы и методы, индивидуальный подход к каждому ребёнку независимо от его математической подготовки и педагогическая поддержка обучающихся.
Программа реализуется в 5 классе в течение одного учебного года (35 часа). Занятия с группой обучающихся проводятся 1 раз в неделю, согласно расписанию.
Ожидаемые результаты:
- сохранение и развитие познавательного интереса к математике;
- создание условий для творческой самореализации ребёнка (проверяется через участие в предметных конкурсах, олимпиадах, индивидуальных творческих проектах);
- перенос эмоционального благополучия ребёнка с занятий кружка на учебную деятельность.
Программа предусматривает два открытых (для родителей, педагогов, других обучающихся) итоговых двухчасовых занятия (в первом и во втором полугодиях) в игровой, соревновательной форме, выставки творческих работ.
Никакие отметки в течение всего учебного года не предусмотрены. На занятиях поводятся самооценка и самоанализ деятельности обучающихся. Домашние задания творческого характера предлагаются только для желающих обучающихся.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся, посещающие факультатив, в конце учебного года должны:
знать:
- геометрические фигуры;
- определение ребуса, головоломки, загадки;
- старые русские меры;
уметь:
- находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя при решении таблицы и «графы»;
- оценивать логическую правильность рассуждений;
- распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;
- решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;
- уметь составлять занимательные задачи;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;
- применять полученные знания при построениях геометрических фигур и использованием линейки и циркуля;
- применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п\п | Изучаемый материал | кол-во часов |
1 | Как люди научились считать. Из науки о числах. Из истории развития арифметики. Сложение, вычитание натуральных чисел. Занимательные ребусы, головоломки, загадки. | 1 1 1 |
2 | Рассказы о геометрии. Из истории развития геометрии. Геометрические фигуры (треугольник, прямоугольник, квадрат, круг), их свойства. Геометрические головоломки со спичками. Геометрические расчеты на Бородинском поле | 1 1 1 |
3 | «Магические» фигуры, числа | 1 |
4 | Развитие вычислительной культуры. Организация устного счёта: некоторые приёмы, позволяющие ускорить и рационализировать вычисления. | 1 2 |
5 | Задачи на «переливание». | 1 |
6 | Задачи на взвешивание. | 1 |
7 | Задачи на "движение" | 2 |
8 | Логические задачи. | 3 |
9 | Задачи международного математического конкурса «Кенгуру». | 2 |
10 | Олимпиадные задачи различного уровня. | 3 |
11 | Метрическая система мер. Старые русские меры. Как измеряли в древности. | 1 1 1 |
12 | Меры длины, времени, веса в задачах повышенной сложности. | 1 |
13 | Простейшие комбинаторные задачи. Комбинации и расположения. | 2 |
14 | Математические игры, конкурсы | 7 |
ЛИТЕРАТУРА:
1. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 1989 г.
2. «Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2003г.
3. Л.М.Лихтарников. «Занимательные задачи по математике», М.,1996г.
4. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике», М., 1996г.
5. А.Я.Кононов. «Математическая мозаика», М., 2004 г.
6. Б.П.Гейдман. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007 г.
7. Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.
8. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы», М., 1969 г.
9. «Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996г.
10. Е.Г.Козлова. «Сказки и подсказки», М., 1995г.
11. И.В.Ященко «Приглашение на математический праздник». М., МЦНПО, 2005г.
12. Ф.Ф.Нагибин. «Математическая шкатулка». М.: УЧПЕДГИЗ, 1961 г.
13. В.Н.Русанов. Математические олимпиады младших школьников. М.: «Просвещение», 1990 г.
14. С.Н.Олехник, Ю.В.Нестеренко, М.К.Потапов. Старинные занимательные задачи. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1985 г.
15. Е.И.Игнатьев. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. – М., Омега, 1994 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Учись решать задачи" - факультатив по математике для 6 класса.
1. Пояснительная запискаЦель курса:Развитие творческих способностей , логического мышления ,углубление знаний ,полученных на уроке , и расширение общего кругозора ребенка в процессе ...
"Учись решать задачи" - факультатив по математике для 8 класса.
Пояснительная запискаПрограмма курса составлена на основе Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала математического...
"Учись решать задачи" - факультатив по математике для 10 класса.
Программа составлена на основе Программы.Математика.5-6 классы. Алгебра . 7-9 классы .Алгебра и начала математического анализа . 10-11 классы./авт. - сост .И .И. Зубарева ,А .Г .Морд...
Факультатив ПО АЛГЕБРЕ « Занимательная математика» 7 КЛАСС
Программа факультатива для 7 класса...
факультатив по математике для 7 класса "Занимательные задачи"
Включает пояснительную записку, учебно-тематический и календарный план. В содержание программы входит тема, методы обучения и форма контроля.Приведён список использованной литературы....
факультатив по математике 8 класс
Рабочая программа факультатива по математике "решение нестандартных задач" 8 класс Факультативные занятия рассчитаны на 1 час в неделю, в общей сложности 34 ч в учебный год....
Факультатив по математике "Занимательная математика" для 6 класса
Факультатив по математике "Занимательная математика" для 6 класса расчитан на 35 часов...