РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по алгебре для 7 класса VII вида
рабочая программа по алгебре (7 класс) на тему
Рабочая программа по алгебре составлена на основе компонента Федерального государственного образовательного стандарта 2004 года, авторской программы Ю. Н. Макарычева и др. и Программы для общеобразовательных учреждений: Алгебра. 7-9 кл./ составитель Т.А. Бурмистрова - Москва, «Просвещение» 2009 г
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algebra_7.doc | 750 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №11» г. Ливны
Рассмотрено на заседании школьного методического объединения протокол №1 от «26»августа 2014г. | Согласовано: заместитель директора по УВР МКОУ СКШ №11 ______________ (Холмуминова Г.Н.) «___»_________2014г. | Утверждаю: директор МКОУ СКШ №11 г. Ливны __________________ (Т.Н. Шерстнева) Приказ № ______ от «____»_____________ 2014 г. |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по алгебре
для 7 класса VII вида
на 2014-2015 учебный год
Предметная линия учебников: «Алгебра 7 класс» Ю.Н.Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.В. Суворова.
Под редакцией С.А. Теляковского. М.: Просвещение, 2010.
(Учебник для 7 класса общеобразовательной школы рекомендован Министерством образования и
науки Российской Федерации, включен в
Федеральный перечень учебников.)
Составитель:
Учитель первой
квалификационной категории
Борзенкова Н.А.
г. Ливны
Пояснительная записка
Рабочая программа по алгебре составлена на основе компонента Федерального государственного образовательного стандарта 2004 года, авторской программы Ю. Н. Макарычева и др. и Программы для общеобразовательных учреждений: Алгебра. 7-9 кл./ составитель Т.А. Бурмистрова - Москва, «Просвещение» 2009 г
Рабочая программа опирается на УМК:
- Учебник Алгебра 7. / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков,С.В. Суворова. Под редакцией С.А. Теляковского. / М.: Просвещение, 2010.
- Дидактические материалы по алгебре для 7 класса Л.И.Звавич, Л.В.Кузнецова,С.Б.Суворова.-6 изд.-М.:Просвещение,2009.-159с.:
Цели:
- систематизация и обобщение сведений о преобразовании выражений и решении уравнений с одним неизвестным;
- овладение математическими знаниями, необходимыми для изучения физики, химии и для продолжения образования;
- обеспечение функциональной систематической подготовки учащихся;
- формирование базы для выработки умения выполнять тождественные преобразования алгебраических выражений;
- развитие интереса к алгебре, формирование любознательности;
- развитие индивидуальных способностей, творческой активности, умения выбирать пути решения задач;
- подведение к пониманию значимости математики в развитии общества.
Задачи :
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Данная рабочая программа составлена для изучения алгебры по учебнику Макарычева Ю. Н. и др. «Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений», 2010 г. В программу включены все рекомендуемые темы для 7 класса.
Рабочая программа рассчитана на 123 часа: I четверть - 5 ч в неделю; II, III, IV четверти – 3 ч в неделю. Авторское планирование рассчитано на 34 учебных недели (120 часов), но фактически 35 учебных недель, поэтому добавлено еще 3 часа и отведены они на повторение курса математики 6 класса. В соответствии с авторским планированием контрольная работа №5 по теме «Многочлены» выпадает на первый урок III четверти. В связи с этим внесены следующие изменения в тематическое планирование. Тема «Умножение одночлена на многочлен» сокращена с 3 часов до 2. Один урок под темой «Решение задач по теме «Многочлены» вынесен последним в данном разделе, а контрольная работа будет проведена не 67, а 66 уроком.
В связи с тем, что уроки попадают на праздничные дни произведено уплотнение материала за счет часов повторения. В разделе «Итоговое повторение»
на тему «Формулы сокращенного уравнения» отведено вместо двух один час и объединены темы «Многочлены» и «Многочлены и действия над ними». Таким образом, фактически будет проведен 121 урок вместо 123.
В течение года планируется провести 10 контрольных работ и итоговый зачет в форме теста. В соответствии с инструктивно - методическим письмом «О преподавании математики в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области» запланировано 6 самостоятельных и 5 тестовых работ по стержневым темам курса алгебры 7 класса.
При организации учебного процесса будет обеспечена последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются на недавно пройденный материал; обеспечено поэтапное раскрытие тем с последующей их реализацией.
Основные типы учебных занятий:
- урок изучения нового учебного материала;
- урок закрепления и применения знаний;
- урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
- урок контроля знаний и умений.
Основным типом урока является комбинированный.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.
На уроках используются такие формы занятий как:
- практические занятия;
- консультация;
- лекция.
Формы контроля: текущий и итоговый. Проводится в форме контрольных работ, рассчитанных на 40 минут, тестов и самостоятельных работ на 15 – 20 минут с дифференцированным оцениванием .
Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; содержание определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся класса. Итоговые контрольные работы проводятся: - после изучения наиболее значимых тем программы, - в конце учебной четверти, - в конце полугодия.
Требование к уровню подготовки выпускников
Знать/понимать:
- как используются математические формулы, уравнения; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
уметь
- составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
- выполнять основные действия со степенями с натуральными показателями, с многочленами;
- выполнять разложение многочленов на множители применять в несложных случаях формулы сокращенного умножения для преобразования целых выражений в многочлены
- решать линейные уравнения, системы двух линейных уравнений и применять их при решении текстовых задач;
- решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
- находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
- определять свойства функции по ее графику;
- описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
- моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
- описания зависимостей между физическими величинами, соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
- интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Содержание учебного материала | № пункта, параграфа | Тип урока | Дата | Примечание |
Повторение. Десятичные дроби | ППМ | ||||
Повторение. Рациональные числа | ППМ | ||||
Повторение. Уравнения | ППМ | ||||
ВЫРАЖЕНИЯ, ТОЖДЕСТВА, УРАВНЕНИЯ (24 ЧАСА) | |||||
Выражения (5 ч) | |||||
Входящая контрольная работа. Числовые выражения | §1, п. 1 | КУ | |||
Выражения с переменными | §1, п. 2 | ИНМ | |||
Выражения с переменными | §1, п. 2 | ЗНЗ | |||
Сравнения значений выражений | §1, п. 3 | ИНМ | |||
Сравнения значений выражений Самостоятельная работа | §1, п. 3 | КУ | |||
Преобразование выражений(5 ч) | |||||
Свойства действий над числами | §2, п. 4 | ИНМ | |||
Свойства действий над числами | §2, п. 4 | ЗНЗ | |||
Тождества. Тождественные преобразования выражений | §2, п. 5 | ИНМ | |||
Тождества. Тождественные преобразования выражений | §2, п. 5 | ЗНЗ | |||
Тождества. Тождественные преобразования выражений | §2, п. 5 | УКПЗ | |||
Контрольная работа № 1 по теме: «Выражения. Преобразование выражений» | КЗ | ||||
Уравнения с одной переменной (8 ч) | |||||
Уравнение. Корни уравнения | §3, п. 6 | ИНМ | |||
Уравнение. Корни уравнения | §3, п. 6 | ЗНЗ | |||
Линейное уравнение с одной переменной | §3, п. 7 | ИНМ | |||
Линейное уравнение с одной переменной. Тест | §3, п. 7 | ЗНЗ | |||
Решение задач с помощью уравнений | §3, п. 8 | ИНМ | |||
Решение задач с помощью уравнений | §3, п. 8 | ЗНЗ | |||
Решение задач с помощью уравнений | §3, п. 8 | УКПЗ | |||
Решение задач с помощью уравнений Самостоятельная работа | §3, п. 8 | КУ | |||
Статистические характеристики (4 ч) | |||||
Среднее арифметическое, размах и мода | §4, п. 9 | ИНМ | |||
Среднее арифметическое, размах и мода | §4, п. 9 | ИНМ | |||
Медиана, как статистическая характеристика | §4, п. 10 | ИНМ | |||
Медиана, как статистическая характеристика . Формулы | §4, п. 10, 11 | ЗНЗ | |||
Контрольная работа № 2 по теме: «Уравнения с одной переменной» | КЗ | ||||
ФУНКЦИИ (14 ЧАСОВ) | |||||
Функции и их графики (6 ч) | |||||
Что такое функция | §5, п. 12 | ИНМ | |||
Вычисление значений функций по формуле | §5, п.13 | ИНМ | |||
Вычисление значений функций по формуле | §5, п.13 | ЗНЗ | |||
Вычисление значений функций по формуле | §5, п.13 | УКПЗ | |||
График функции | §5, п. 14 | ИНМ | |||
График функции | §5, п. 14 | ЗНЗ | |||
Линейная функция (7 ч) | |||||
Прямая пропорциональность и её график | §6, п. 15 | ИНМ | |||
Прямая пропорциональность и её график | §6, п. 15 | ЗНЗ | |||
Линейная функция и ее график | §6, п. 16 | ИНМ | |||
Линейная функция и ее график | §6, п. 16 | ЗНЗ | |||
Линейная функция и ее график | §6, п. 16 | УКПЗ | |||
Взаимное расположение графиков линейных функций | §6, п. 16 | ИНМ | |||
Взаимное расположение графиков линейных функций Тест | §6, п. 16 | КУ | |||
Контрольная работа № 3 по теме: «Функции» | КЗ | ||||
СТЕПЕНЬ С НАТУРАЛЬНЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ (15 ЧАСОВ) | |||||
Степень и её свойства (8 ч) | |||||
Определение степени натуральным показателем | §7, п. 18 | ИНМ | |||
Свойства степени натуральным показателем | §7, п. 18 | ИНМ | |||
Умножение и деление степеней | §7, п. 19 | ИНМ | |||
Умножение и деление степеней | §7, п. 19 | ЗНЗ | |||
Умножение и деление степеней | §7, п. 19 | УКПЗ | |||
Возведение в степень произведения и степени | §7, п. 20 | ИНМ | |||
Возведение в степень произведения и степени | §7, п. 20 | ЗНЗ | |||
Возведение в степень произведения и степени. Тест | §7, п. 20 | КУ | |||
Одночлены (6 ч) | |||||
Одночлен и его стандартный вид | §8, п. 21 | ИНМ | |||
Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень | §8, п. 22 | ИНМ | |||
Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень | §8, п. 22 | ЗНЗ | |||
Функции у = х2, у = x3 и их графики | §8, п. 23 | ИНМ | |||
Функции у = х2, у = x3 и их графики Самостоятельная работа | §8, п. 23 | КУ | |||
Функции у = х2, у = x3 и их графики | §8, п. 23 | УКПЗ | |||
Контрольная работа № 4 по теме: «Степень и её свойства. Одночлены.» | КЗ | ||||
МНОГОЧЛЕНЫ (20 ЧАСОВ) | |||||
Сумма и разность многочленов (4 ч) | |||||
Многочлен и его стандартный вид | §9, п. 25 | ИНМ | |||
Сложение и вычитание многочленов | §9, п. 26 | ИНМ | |||
Сложение и вычитание многочленов | §9, п. 26 | ЗНЗ | |||
Сложение и вычитание многочленов | §9, п. 26 | УКПЗ | |||
Произведение одночлена и многочлена (6 ч) | |||||
Умножение одночлена на многочлен | §10, п. 27 | ИНМ | |||
Умножение одночлена на многочлен | §10, п. 27 | ЗНЗ | |||
Вынесение общего множителя за скобки | §10, п. 28 | ИНМ | |||
Вынесение общего множителя за скобки Самостоятельная работа | §10, п. 28 | ЗНЗ | |||
Вынесение общего множителя за скобки | |||||
Контрольная работа № 5 по теме: «Многочлены» | КЗ | ||||
Решение задач по теме «Многочлены» | КУ | ||||
Произведение многочленов (8 ч) | |||||
Умножение многочлена на многочлен | §11, п. 29 | ИНМ | |||
Умножение многочлена на многочлен | §11, п. 29 | ЗНЗ | |||
Умножение многочлена на многочлен | §11, п. 29 | УКПЗ | |||
Умножение многочлена на многочлен | §11, п. 29 | УКПЗ | |||
Разложение многочлена на множители способом группировки | §11, п. 30 | ИНМ | |||
Разложение многочлена на множители способом группировки | §11, п. 30 | ЗНЗ | |||
Разложение многочлена на множители способом группировки | §11, п. 30 | УКПЗ | |||
Разложение многочлена на множители способом группировки | §11, п. 30 | УКПЗ | |||
Контрольная работа № 6 по теме: «Произведение многочленов» | КЗ | ||||
ФОРМУЛЫ СОКРАЩЕННОГО УМНОЖЕНИЯ (20 ЧАСОВ) | |||||
Квадрат суммы и квадрат разности (5 ч) | |||||
Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений | §12, п. 32 | ИНМ | |||
Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений Тест | §12, п. 32 | КУ | |||
Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности | §12, п. 33 | ИНМ | |||
Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности | §12, п. 33 | ЗНЗ | |||
Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности | §12, п. 33 | УКПЗ | |||
Разность квадратов. Сумма и разность кубов (5 ч) | |||||
Умножение разности двух выражений на их сумму | §13, п. 34 | ИНМ | |||
Разложение разности квадратов на множители | §13, п. 35 | ИНМ | |||
Разложение разности квадратов на множители Тест | §13, п. 35 | КУ | |||
Разложение на множители суммы и разности кубов | §13, п. 36 | ИНМ | |||
Разложение на множители суммы и разности кубов | §13, п. 36 | ЗНЗ | |||
Контрольная работа № 7 по теме: «Формулы сокращённого умножения» | КЗ | ||||
Преобразование целых выражений(8 ч) | |||||
Преобразование целого выражения в многочлен | §14, п. 37 | ИНМ | |||
Преобразование целого выражения в многочлен | §14, п. 37 | ЗНЗ | |||
Преобразование целого выражения в многочлен | §14, п. 37 | УКПЗ | |||
Преобразование целого выражения в многочлен | §14, п. 37 | УКПЗ | |||
Применение различных способов для разложения на множители | §14, п. 38 | КУ | |||
Применение различных способов для разложения на множители | §14, п. 38 | КУ | |||
Применение различных способов для разложения на множители Самостоятельная работа | §14, п. 38 | КУ | |||
Применение различных способов для разложения на множители | §14, п. 38 | КУ | |||
Контрольная работа № 8 по теме: «Преобразование целых выражений» | КЗ | ||||
СИСТЕМЫ ЛИНЕЙНЫХ УРАВНЕНИЙ (17 ЧАСОВ) | |||||
Линейные уравнения с двумя переменными и их системы (6 ч) | |||||
Линейное уравнение с двумя переменными | §15, п. 40 | ИНМ | |||
Линейное уравнение с двумя переменными | §15, п. 40 | ЗНЗ | |||
График линейного уравнения с двумя переменными | §15, п. 41 | ИНМ | |||
График линейного уравнения с двумя переменными, | §15, п. 41 | ЗНЗ | |||
Системы линейных уравнений с двумя переменными | §15, п. 42 | ИНМ | |||
Системы линейных уравнений с двумя переменными | §15, п. 42 | ЗНЗ | |||
Решение систем линейных уравнений (10 ч) | |||||
Способ подстановки | §16, п. 43 | ИНМ | |||
Способ подстановки | §16, п. 43 | ЗНЗ | |||
Способ подстановки, | §16, п. 43 | УКПЗ | |||
Способ сложения | §16, п. 44 | ИНМ | |||
Способ сложения | §16, п. 44 | ЗНЗ | |||
Способ сложения | §16, п. 44 | УКПЗ | |||
Решение задач с помощью систем уравнений | §16, п. 45 | ИНМ | |||
Решение задач с помощью систем уравнений | §16, п. 45 | ЗНЗ | |||
Решение задач с помощью систем уравнений Самостоятельная работа | §16, п. 45 | УКПЗ | |||
Решение задач с помощью систем уравнений, | §16, п. 45 | УКПЗ | |||
Контрольная работа № 9 по теме: « Системы линейных уравнений» | КЗ | ||||
ОБОБЩАЮЩЕЕ ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ КУРСА (10 ЧАСОВ) | |||||
Линейное уравнение с одной переменной | §3 | ППМ | |||
Системы линейных уравнений с двумя переменными | §15 | ППМ | |||
Многочлены | §9 | ППМ | |||
Многочлены и действия над ними | §9 | ППМ | |||
Контрольная работа № 10 (итоговая) | КЗ | ||||
Степень с натуральным показателем. | §7 | ППМ | |||
Формулы сокращенного умножения | §12-14 | ППМ | |||
Формулы сокращенного умножения | §12-14 | ||||
Итоговый зачет в форме теста | КЗ | ||||
Линейная функция и ее график | §6 | ППМ |
Условные обозначения: ИНМ – изучение нового материала ППМ – повторение пройденного материала
ЗНЗ – закрепление новых знаний КУ – комбинированный урок
УКПЗ – урок комплексного применения знаний КЗ – контроль
Содержание программы учебного курса
1. Выражения, тождества, уравнения
Числовые выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение, корень уравнения. Линейное уравнение с одной переменной. Решение текстовых задач методом составления уравнений. Статистические характеристики.
Основная цель — систематизировать и обобщить сведения о преобразованиях алгебраических выражений и решении уравнении с одной переменной.
Первая тема курса 7 класса является связующим звеном между курсом математики 5—6 классов и курсом алгебры. В ней закрепляются вычислительные навыки, систематизируются и обобщаются сведения о преобразованиях выражений и решении уравнений.
Нахождение значений числовых и буквенных выражений дает возможность повторить с учащимися правила действий с рациональными числами. Умения выполнять арифметические действия с рациональными числами являются опорными для всего курса алгебры. Следует выяснить, насколько прочно овладели ими учащиеся, и в случае необходимости организовать повторение, с целью ликвидации выявленных пробелов. Развитию навыков вычислений должно уделяться серьезное внимание и в дальнейшем при изучении других тем курса алгебры.
В связи с рассмотрением вопроса о сравнении значений выражений расширяются сведения о неравенствах: вводятся знаки «больше», «меньше» и дается поднятие о двойных неравенствах.
При рассмотрении преобразований выражений формально- оперативные умения остаются на том же уровне, учащиеся поднимаются на новую ступень в овладении теорией. Вводятся понятия «тождественно равные выражения», «тождество», «тождественное преобразование выражений», содержание которых будет постоянно раскрываться и углубляться при изучении преобразований различных алгебраических выражений. Подчеркивается, что основу тождественных преобразований составляют свойства действий над числами. Усиливается роль теоретических сведений при рассмотрении уравнений. С целью обеспечения осознанного восприятия учащимися алгоритмов решения уравнений вводится вспомогательное понятие равносильности уравнений, формулируются и разъясняются на конкретных примерах свойства равносильности. Дается понятие линейного уравнения и исследуется вопрос о числе его корней. В системе упражнений особое внимание уделяется решению уравнений вида ах = в при различных значениях а и в. Продолжается работа по формированию у учащихся умения использовать аппарат уравнений как средство для решения текстовых задач. Уровень сложности задач здесь остается таким же, как в 6 классе.
Изучение темы завершается ознакомлением учащихся с простейшими статистическими характеристиками: средним арифметическим, модой, медианой, размахом. Учащиеся должны уметь использовать эти характеристики для анализа ряда данных в несложных ситуациях.
- Функции
Функция, область определения функции. Вычисление значений функции по формуле. График функции. Прямая пропорциональность и ее график. Линейная функция и ее график.
Основная цель — ознакомить учащихся с важнейшими функциональными понятиями и с графиками прямой пропорциональности и линейной функции общего вида.
Данная тема является начальным этапом в систематической функциональной подготовке учащихся. Здесь вводятся такие понятия, как функция, аргумент, область определения функции, график функции. Функция трактуется как зависимость одной переменной от другой. Учащиеся получают первое представление о способах задания функции. В данной теме начинается работа по формированию у учащихся умений находить по формуле значение функции по известному значению аргумента, выполнять ту же задачу по графику и решать по графику обратную задачу.
Функциональные понятия получают свою конкретизацию при изучении линейной функции и ее частного вида — прямой пропорциональности. Умения строить и читать графики этих функций широко используются как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии и физики. Учащиеся должны понимать, как влияет знак коэффициента на расположение в координатной плоскости графика функции у = kx, , как зависит от значений ft и ft взаимное расположение графиков двух функций вида у= kx + в.
Формирование всех функциональных понятий и выработка соответствующих навыков, а также изучение конкретных функций сопровождаются рассмотрением примеров реальных зависимостей между величинами, что способствует усилению прикладной направленности курса алгебры.
3. Степень с натуральным показателем
Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлен. Функции у = х2, у = х и их графики.
Основная цель — выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями.
В данной теме дается определение степени с натуральным показателем. В курсе математики 6 класса учащиеся уже встречались с примерами возведения чисел в степень. В связи с вычислением значений степени в 7 классе дается представление о нахождении значений степени с помощью калькулятора. Рассматриваются свойства степени с натуральным показателем. На примере доказательства свойств ат • ап = ат + п, ат : ап = ат-п, где т> п, (ат)п = атп, (ав)п = апвп учащиеся впервые знакомятся с доказательствами, проводимыми на алгебраическом материале. Указанные свойства степени с натуральным показателем находят применение при умножении одночленов и возведении одночленов в степень. При нахождении значений выражений, Содержащих степени, особое внимание следует обратить на порядок действий.
Рассмотрение функций у = х2, у = х3 позволяет продолжить работу по формированию умений строить и читать графики функций. Важно обратить внимание учащихся на особенности графика функции у - х2: график проходит через начало координат, ось Оу является его осью симметрии, график расположен в верхней полуплоскости.
Умение строить графики функций у = х2 и у = х3 используется для ознакомления учащихся с графическим способом решения уравнений.
4. Многочлены
Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочленов на множители.
Основная цель — выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение многочленов и разложение многочленов на множители.
Данная тема играет фундаментальную роль в формировании умения выполнять тождественные преобразования алгебраических выражений. Формируемые здесь формально-оперативные умения являются опорными при изучении действий с рациональными дробями, корнями, степенями с рациональными показателями.
Изучение темы начинается с введения понятий многочлена, стандартного вида многочлена, степени многочлена. Основное место в этой теме занимают алгоритмы действий с многочленами — сложение, вычитание и умножение. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение многочленов всегда можно представить в виде многочлена. Действия сложения, вычитания и умножения многочленов выступают как составной компонент в заданиях на преобразования целых выражений. Поэтому нецелесообразно переходить к комбинированным заданиям прежде, чем усвоены основные алгоритмы.
Серьезное внимание в этой теме уделяется разложению многочленов на множители с помощью вынесения за скобки общего множителя и с помощью группировки. Соответствующие преобразования находят широкое применение как в курсе 7 класса, так и в последующих курсах, особенно в действиях с рациональными дробями.
В данной теме учащиеся встречаются с примерами использования рассматриваемых преобразований при решении разнообразных задач, в частности при решении уравнений. Это позволяет в ходе изучения темы продолжить работу по формированию умения решать уравнения, а также решать задачи методом составления уравнений. В число упражнений включаются несложные задания на доказательство тождества.
- Формулы сокращенного умножения
Формулы (а + в)2 = а2 ± 2ab + в2, (а ± b) = а3 ± 3а2 в+ 3ab2 ± в3, (а ± в) (а2 + aв + в2) = а3 ± в3. Применение формул сокращенного умножения в преобразованиях выражений.
Основная цель — выработать умение применять формулы сокращенного умножения в преобразованиях целых выражений в многочлены и в разложении многочленов на множители.
В данной теме продолжается работа по формированию у учащихся умения выполнять тождественные преобразования целых выражений. Основное внимание в теме уделяется формулам (а - в) (а + b) = а2 - b2, (а ± b)2 = а2 ± 2ab + в2. Учащиеся должны знать эти формулы и соответствующие словесные формулировки, уметь применять их как «слева направо», так и «справа налево».
Наряду с указанными рассматриваются также формулы (а ± в)3 = а3 ± 3а2в + Зав2 ± в3, а3±в3 = (а± в) (а2 + ab + в2). Однако они находят меньшее применение в курсе, поэтому не следует излишне увлекаться выполнением упражнений на их использование.
В заключительной части темы рассматривается применение различных приемов разложения многочленов на множители, а также использование преобразований целых выражений для решения широкого круга задач.
- Системы линейных уравнений
Система уравнений. Решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными и его геометрическая интерпретация. Решение текстовых задач методом составления систем уравнений.
Основная цель— ознакомить учащихся со способом решения систем линейных уравнений с двумя переменными, выработать умение решать системы уравнений и применять их при решении текстовых задач.
Изучение систем уравнений распределяется между курсами 7 и 9 классов. В 7 классе вводится понятие системы и рассматриваются системы линейных уравнений.
Изложение начинается с введения понятия «линейное уравнение с двумя переменными». В систему упражнений включаются несложные задания на решение линейных уравнений с двумя переменными в целых числах.
Формируется умение строить график уравнения а + by = с, , при различных значениях а, в, с. Введение графических образов дает возможность наглядно исследовать вопрос о числе решений системы двух линейных уравнений с двумя переменными.
Основное место в данной теме занимает изучение алгоритмов решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки и способом сложения. Введение систем позволяет значительно расширить круг текстовых задач, решаемых с помощью аппарата алгебры. Применение систем упрощает процесс перевода данных задачи с обычного языка на язык уравнений.
7. Повторение
Формы и средства контроля
1. В соответствии с локальным актом ОУ «О проведении входного контроля знаний учащихся» в тематическом планировании рабочей программы предусмотрено проведение входного контроля в форме контрольной работы на 25 минут.
- Контрольные работы взяты из программ общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы / М.: Просвещение 2010 / составитель Т. А. Бурмистрова
Контрольная работа № 1 по теме: «Выражения. Преобразование выражений.» стр. 27
Контрольная работа № 2 по теме: «Уравнения с одной переменной» стр. 27-28
Контрольная работа № 3 по теме: «Функции» стр. 28
Контрольная работа № 4 по теме: «Степень и её свойства. Одночлены» стр. 29
Контрольная работа № 5 по теме: «Многочлены» стр. 29-30
Контрольная работа № 6 по теме: «Произведение многочленов» стр. 30
Контрольная работа № 7 по теме: «Формулы сокращённого умножения» стр. 31
Контрольная работа № 8 по теме: «Преобразование целых выражений» стр. 31
Контрольная работа № 9 по теме: « Системы линейных уравнений» стр. 31-32
Контрольная работа № 10 (итоговая) стр. 32-33
- Тесты по алгебре: 7 класс: к учебнику Ю. Н. Макарычева и др. «Алгебра. 7 класс/ Ю. А. Глазков, М. Я. Гаиашвили. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2010 – 126, [2] с. (Серия «Учебно-методический комплект»)
- Итоговый зачетный тест (программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы / М.: Просвещение 2010 / составитель Т. А. Бурмистрова
Перечень учебно-методических средств обучения.
Основная литература
1. Макарычев Ю. Н. « Алгебра 7» учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений, 2010
3. Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, Л.М. Короткова «Дидактические материалы по алгебре. 7 класс» , Москва «Просвещение», 2008
Дополнительная литература
4. П. И. Алтынов «Тесты по алгебре 7 класс». Москва, «Экзамен» 2007.
5. Т.М. Ерина Поурочное планирование по алгебре. 7 класс: к учебнику Ю. Н. Макарычева и др. «Алгебра: 7 класс»/. – 2-изд., переработанное и дополненное – М.: Издательство «Экзамен», 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная программапо предмету «Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия» для 1-4 классов
Данная программа нацелена на развитие и коррекцию у учащихся с ОВЗ основных психических процессов.Разработана по определённым направлениям....
Содержание, виды, методы и формы контроля. Универсальные учебные действия учащихся (УУД). Основные виды учебной деятельности учащихся (информационно-справочный материал для работы по разработке рабочих программ и технологических карт урока)
Учитель химии Якимчик Е.Е.ГКСУВУ СОШ № 1 (закрытого типа) Настоящая статья является продолжением ранее опубликованной статьи автора «Классификация методов и форм обучения, типы и структура ...
Рабочая программа учебного предмета «Алгебра» для обучающихся 9 -А класса (АООП ООО) на 2017-2018 учебный год
адаптированная рабочая программа по алгебре 9 класс, 7 вид...
Рабочая программа учебного предмета алгебра УМК «Алимов Ш.А. и др. «Алгебра 7 класс»
Рабочая программа учебного предмета УМК «Алимов Ш.А. и др. «Алгебра 7 класс»...
Рабочая программа учебного предмета «Алгебра» ученика 9-Б класса Грищенко Павла (обучение на дому, АООП ООО) на 2018-2019 учебный год
Рабочая программа учебного предмета " Алгебра" для индивидуального обучения на дому...
Рабочая учебная программа, алгебра 8 класс
Рабочая учебная программа, алгебра 8 класс...
Рабочая программа по учебному предмету «Алгебра» 7-9 кассы (УМК «Алгебра» авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова, Н.Н.Решетникова, А.В.Шевкина, и др.)
Рабочая программа по учебному предмету «Алгебра» 7-9 кассыУМК «Алгебра» авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова, Н.Н.Решетникова, А.В.Шевкина, и др....