Учебная программапо предмету «Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия» для 1-4 классов
рабочая программа по теме

Мокрова Светлана Михайловна

Данная программа нацелена на развитие и коррекцию у учащихся с ОВЗ основных психических процессов.Разработана по определённым направлениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabocie_programmi1.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

30.08.2012 г.                                              

МОУ Колычёвская специальная(коррекц.) школа-интернат для детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья

                                                                                                   «Утверждаю»

                                                                         директор Колычёвсой

                                                специальной (коррекц.) школы-            

                                                                                                  интерната для детей-сирот

___________________________

В.В.Саполновский 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия»

для 1-4 классов

 2012 – 2013 уч.г.

                                                                                                                                                  Автор-составитель программы –

                                                                            учитель начальных классов                                                  

                                                                                   С.М. Мокрова

Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Данная учебная программа  создана учителем начальных классов –С.М.Мокровой. При разработке учитывались  индивидуальные, психические  и физические особенности учащихся, обучающихся в школе VIII вида. Основные проблемы, которые присущи контингенту учащихся.Cтороны психофизического  развития ,требующие коррекции и составили основное содержание программы и  направлений  по её реализации. 

Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, детей с ограниченными возможностями здоровья, учёт образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Учебная программа разработана на основе следующих документов:

                  1.ФЗ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»;

Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;

 Инструктивного письма Министерства Народного образования РСФСР от 30.06.89 г. № 17-154-6 «О направлении рекомендаций об индивидуальных и групповых коррекционных занятий с учащимися специальных школ и классов выравнивания для детей с задержкой психического развития»..

Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ)

О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.);

Закон Российской Федерации «Об образовании» (от 13 января 2006 с последующими дополнениями и изменениями);

Устава образовательного учреждения.

    Начальная школа закладывает фундамент успешного обучения детей в целом. Упущения на этой ступени обучения проявляются несформированностью общеучебных умений и навыков, стойкими неуспехами в учебе, негативным отношением к школе, что бывает трудно или почти невозможно скорригировать и компенсировать. А от того, как сложится для ребенка школьная жизнь, зависит в дальнейшем его социализация и интеграция в общество. Все это еще в большей мере касается детей с пониженными способностями к обучению вследствие интеллектуальных отклонений в развитии.

  Направленность современного образования выдвигает требования более полной реализации идеи дифференциации и индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние здоровья, степень тяжести нарушения психического здоровья детей, компенсаторные возможности их организма, индивидуально-типологические особенности.

       Неоднородность состава учащихся младших классов школы VIII вида ярко проявляется на разных уровнях овладения программным материалом. В каждом классе встречаются дети, которые плохо запоминают и удерживают то, что преподносится им на уроках, усваивают материал медленно и не полностью; их знания недостаточно прочны и четки. Индивидуальные различия могут касаться темпа и качества выполнения заданий, отношения к деятельности, полученного результата. Таким детям требуется дополнительная помощь в виде коррекционных занятий.

 Коррекционные занятия— это специальная пропедевтическая работа, организуемая с небольшими подгруппами или индивидуально. Нацелены эти занятия на предупреждение и преодоление тех трудностей, которые испытывают младшие школьники в учебе через формирование психологического базиса (основы) высших психических функций.

     

   Цель программы: обеспечить  системный подход к обеспечению условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

        Программа нацелена на решение следующих задач:

Обучающие:

- формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

- углубление и расширение  знаний учащихся  исходя из интересов и специфики их способностей.

— подготовка детей к восприятию учебного материала на уроках математики, русского языка, развития речи, ручного труда, рисования, физкультуры;

       — восполнение имеющихся пробелов в знаниях, что в итоге будет способствовать более успешному овладению учащимися содержанием начальной ступени обучения;

Развивающие:

   — коррекция (ослабление или исправление) имеющихся отклонений в развитии ребенка.

   - формирование  и развитие логического мышления;

- развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение и т.д.);

- развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);

- развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;

-развитие психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение  учитывать в своей работе заданную систему требований);

- развитие речи и словарного запаса учащихся;

- развитие быстроты реакции.

Воспитательные:

- формирование положительной мотивации к учению.

- формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам;

- формирование умения работать в группе.

       Курс развивающих занятий нацелен на решение задач и интеллектуально-личностно-деятельностного развития младших школьников.

Программа построена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, их потенциальных возможностей.

       Курс занятий имеет коррекционную направленность, которая реализуется через организацию предметно-практической, музыкально-ритмической, изобразительной деятельности, конструирование, различного рода упражнения и игры. Данные занятия ни в коей мере не подменяют коррекционную направленность всего процесса обучения в коррекционной школе или классах. Это лишь дополнительная возможность для более качественного развития и коррекции всех недочётов в отклонениях учащихся.

Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные этапы по её реализации: 

диагностическая работа обеспечивает  выявление уровня развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования;

    При изучении обучающихся учитываются следующие показатели:

Физическое состояние и развитие ребенка:

 –          динамика физического развития (анамнез);

 –          состояние слуха, зрения;

 –           особенности развития двигательной сферы, нарушения общей моторики (общая напряженность или вялость, неточность движений, параличи, парезы, наличие их остаточных явлений);

 –           координация движений (особенности походки, жестикуляции, затруднения при необходимости удержать равновесие, трудности регуляции темпа движений, наличие гиперкинезов, синкинезий, навязчивых движений);

 –           особенности работоспособности (утомляемость, истощаемость, рассеянность, пресыщаемость, переключаемость, усидчивость, темп работы, жалобы на головную боль).

Особенности и уровень развития познавательной сферы:

 –           особенности восприятия величины, формы, цвета, времени, пространственного расположения предметов (глубина восприятия, его объективность);

 –           особенности внимания (объем и устойчивость, концентрация, способность к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой, степень развития произвольного внимания);

 –           особенности памяти (точность, постоянство, возможность долговременного запоминания, умение использовать приемы запоминания; индивидуальные особенности памяти, преобладающий тип памяти: зрительная, слуховая, двигательная, смешанная; преобладание логической или механической памяти);

 –           особенности мышления: уровень овладения операциями анализа, сравнения, синтеза (умение выделять существенные элементы, части, сравнивать предметы

с целью выявления сходства и различия; способность обобщать и делать самостоятельные выводы; умение устанавливать причинно-следственные связи);

 –           особенности речи: дефекты произношения, объем словарного запаса, сформированность фразовой речи, особенности грамматического строя, уровень сформированности просодической стороны речи (интонация, выразительность, ясность, сила и высота голоса);

 –           познавательные интересы, любознательность.

Отношение к учебной деятельности, особенности мотивации:

 –           особенности отношений «учитель-ученик»: реакция ученика на замечания, оценку его деятельности; осознание своих неуспехов в учебе, отношение к неудачам (безразличие, тяжелые переживания, стремление преодолеть затруднения, пассивность или агрессивность); отношение к похвале и порицанию;

 –           способность осуществлять контроль за собственной деятельностью по наглядному образцу, словесной инструкции, алгоритму; особенности самоконтроля;

 –           умение планировать свою деятельность.

Особенности эмоционально-личностной сферы:

 –           эмоционально-волевая зрелость, глубина и устойчивость чувств;

 –           способность к волевому усилию;

 –           преобладающее настроение (мрачность, подавленность, злобность, агрессивность, замкнутость, негативизм, эйфорическая жизнерадостность);

 –           внушаемость;

 –           наличие аффективных вспышек, склонность к отказным реакциям;

 –           наличие фобических реакций (страх темноты, замкнутого пространства, одиночества и другого);

 –           отношение к самому себе (недостатки, возможности); особенности самооценки;

 –           отношения с окружающими (положение в коллективе, самостоятельность, взаимоотношения со сверстниками и старшими);

 –           особенности поведения в школе и дома;

 –           нарушения поведения, вредные привычки.

Особенности освоения образовательных программ:

 –           общая осведомленность в кругу бытовых понятий, знания о себе и об окружающем мире;

     –           сформированность навыков чтения, счета, письма соответственно возрасту и классу;

–          характер ошибок при чтении и письме, счете и решении задач.

консультативная работа направлена на получение консультаций у других специалистов школы-интерната для более эффективной организации коррекционной деятельности в своём классе (с педагогом-психологом,педагогом-логопедом,педагогом дефектологом);

 коррекционно-развивающая работа обеспечивает специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных); проводится непосредственно на обязательных индивидуальных и коррекционных занятиях;

информационно-просветительская работа направлена разъяснительную деятельность (если того требуют другие педагоги школы-интерната)  по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса.

Заключительная диагностическая работа направлена на выявление результатов коррекции и развития различных сторон учащихся по итогам занятий года; является отправным звеном для построения коррекционно-развиввающих занятий на следующий учебный год.

Содержание программы для 1-4 классов

Оcновные направления и задачи по их реализации:

1.Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

 –         развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

 –         развитие навыков каллиграфии;

 –         развитие артикуляционной моторики.

2.Коррекция отдельных сторон психической деятельности и общей осведомлённости:

 –         развитие зрительного восприятия и узнавания;

 –         развитие зрительной памяти и внимания;

 –         формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

 –         развитие пространственных представлений и ориентации;

 –         развитие представлений о времени;

 –         развитие слухового внимания и памяти;

 –         развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

3.Развитие и коррекция эмоциональной сферы:

-знакомство детей с основными эмоциями: радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом;

- обогащение эмоциональной сферы ребенка;

-обогащение словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения;

-обучение детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, интонации и пр.);

 -формирование понятий о разделении эмоций на положительные и отрицательные.

-обучение  распознавать разницу между чувствами и поступками (нет плохих чувств, есть плохие поступки);

-обучение открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и т. д.);

-учить детей реагировать на имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и пр.), препятствующие его полноценному личностному развитию;

-формирование умения устанавливать контакты;

-повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности;

-развитие умения слушать и понимать других;

-формирование позитивного отношения к другим людям.

- формирование положительного эмоционального фона, учебно-познавательной мотивации обучения.

4.Формирование различных видов деятельности.

 -обучение навыкам правильной игровой деятельности;

- развитие навыков учебной деятельности  (умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; умения планировать свою деятельность; умение выполнять задания по образцу, овладения навыками самостоятельной работы, умение оценивать результат своей деятельности);

- подготовка обучающихся к изучению сложной темы.

-коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

-формирование навыков трудовой деятельности.

-форирование продуктивной деятельности.

5.Развитие различных видов мышления и речи;

–         навыков соотносительного анализа и синтеза;

–         навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

 –         развитие наглядно-образного мышления;

 –         развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

- коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и так далее).

-формирование знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения мыслительной деятельности, научить детей:

-описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, слова;

обобщать;

-классифицировать предметы, слова, числа;

-устанавливать логические закономерности;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения понятиям и явлениям;

-определять отношения между предметами типа «род – вид»;

-определять отношения между предметами типа «часть – целое»;

-определять функциональные отношения между предметами;

-объяснять и подбирать значения слов (омонимы);

-развитие речи, овладение техникой речи.

-расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

Раздел  « Совершенствование движений и сенсомоторного развития» нацелен на создание условий для развития сенсомоторики у младших школьников с умственной отсталостью. Установлено, что у детей с умственной отсталостью сенсомоторное развитие значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Замедленность, недифференцированность, узость объема зрительного восприятия, нарушения и специфические недостатки моторики затрудняют его знакомство с окружающим миром.

Развитие сенсомоторики у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью зависит от создания психолого-педагогических условий развития. В качестве таких обстоятельств выделяют следующее: использование в образовательном процессе различных приемов работы с детьми с умственной отсталостью и различных видов изобразительного творчества. Эти условия должны учитывать интересы и потребности ребенка и его развитие, возрастные особенности и задачи коррекционно-воспитательного воздействия.

Первым условием является использование различных видов изобразительного творчества. Это ставшие уже привычными – рисование, обводка по шаблонам, штриховка в разных направлениях, дорисовывание частей предмета, аппликация, лепка, конструирование, плетение, вязание, вышивание, шитье; так и нетрадиционные, мало использующиеся в практике работы педагогов – выкладывание мозаики; сортировка мелких геометрических фигур или предметов с учетом их формы, цвета, размера; нанизывание бус; шнуровка; ниткопись; оригами и другое. Данная практическая деятельность не только способствует развитию сенсомоторики у детей с умственной отсталостью, но и вызывает у них положительные эмоции, помогает снизить утомление.

Для повышения эффективности работы по развитию сенсомоторики большое значение имеет следующее условие – использование в образовательном процессе различных приемов: дидактические игры, игры с песком, водой, кубиками, конструктором, мозаиками, графические игровые упражнения, пальчиковые игры, глазодвигательные упражнения, подвижные игры, физкультурные упражнения игрового характера и так далее. «Пальчиковый игротренинг» включает в себя статические игровые упражнения для пальцев и кистей рук; динамические игровые упражнения;  пальчиковые игры и упражнения со стихотворным сопровождением.

 В раздел «Коррекция отдельных сторон психической деятельности и общей осведомлённости» в основном входят задания и игры, которые способствуют коррекции и развитию высших психических функций. Ведь у  детей с проблемами в развитии недостаточно, а иногда и совсем не сформированы высшие психические функции, такие, как восприятие, память, мышление, речь, воображение. На уроках используются такие задания  и упражнения как «Найди точно такой же предмет или рисунок», «Найди отличия», пазлы», «Дорисуй предмет по образцу» (коррекция внимания и зрительного восприятия) и др.

Задания «Расскажи по памяти, что было на рисунке»,запоминание ряда слов или картинок, «Что появилось новое на картинке?», « «Что исчезло?»  . Так же сюда входит разучивание стихотворений с голоса учителя и с текста, составление рассказа по серии картинок с дальнейшим самостоятельным его повторением, отгадывание загадок (развитие и коррекция памяти).Одним из путей повышения активности и пробуждения интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья к учебному предмету и к коррекционным занятият тоже является проведение занятий в интересной ,игровой и динамичной форме.

Раздел «Развитие и коррекция эмоциональной сферы».

При всей кажущейся простоте распознавание и передача эмоций — достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенного уровня развития.

 В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать.

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

 Данные занятия способствуют формированию предпосылок для успешного обучения, более целенаправленной подготовке детей к условиям школьного обучения, помогают им строить свои взаимоотношения со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других.

Методические приемы:

Беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами.

Словесные, настольно-печатные и подвижные игры.

Рисование эмоций.

Проигрывание этюдов.

Ролевые игры.

Сказки и терапевтические метафоры.

Игры, направленные на развитие произвольности.

Раздел      «Развитие различных видов мышления и речи»

Развитие мышления аномальных детей подчинено тем же общим закономерностям, по которым развивается мышление нормальных детей, но дефект и его последствия создают своеобразие развития аномальных детей .

При нарушении умственного развития главными и ведущими неблагоприятными факторами оказываются слабая любознательность (ориентировка) и замедленная обучаемость ребенка, т. е. его плохая восприимчивость к новом .

Характеризуя мышление умственно отсталых детей, акцентировать стереотипность, тугоподвижность этого процесса, его совершенно недостаточную гибкость. Именно поэтому применение имеющихся знаний в новых условиях вызывает у школьников затруднения и часто приводит к ошибочному выполнению задания.

Наглядно-действенные формы мышления наиболее доступны умственно отсталым младшим школьникам. У умственно отсталых учащихся недостаточно развиты практические действия, что связано с определенными трудностями, вызываемыми неполноценностью чувственного познания и нарушениями моторной сферы. В младшем школьном возрасте действия детей с предметами часто носят импульсивный характер, не связаны с мыслительной задачей и не имеют познавательного значения .

Большие трудности вызывают у учащихся задачи, предусматривающие использование наглядно-образного мышления.

Особенно сложными оказываются задания, требующие от детей словесно-логического мышления. Так, имея перед собой цветную картинку, изображающую определенное время года, школьники далеко не всегда могут правильно установить отраженные на ней причинно-следственные связи и на этой основе определить, какой сезон передает рисунок. Они часто не понимают даже несложные, предназначенные для нормально развивающихся дошкольников тексты, содержащие временные, причинные и другие отношения. Умственно отсталые ученики воспроизводят материал упрощенно, опускают многие, иногда наиболее значимые его части, изменяют последовательность смысловых звеньев текста, не устанавливают необходимых взаимоотношений между ними.

Мыслительные процессы у умственно отсталых младших школьников протекают весьма своеобразно. Так, выполняемый ими мысленный анализ зрительно воспринимаемого реального предмета или его изображения отличается бедностью, непоследовательностью, фрагментарностью. Глядя на объект, ученик называет далеко не все составляющие его части даже в тех случаях, когда хорошо знает их названия, а также не отмечает многих существенно важных свойств, хотя они ему давно известны. Обычно он говорит о таких частях, которые выступают из общего контура фигуры, не соблюдая при этом какого-либо порядка. Так, рассматривая чучело вороны, дети обычно не упоминают о наличии у нее туловища, но указывают лапы, клюв, когти, голову. В лучшем случае они отмечают величину птицы .

Анализ объектов оказывается более подробным, если он осуществляется с помощью взрослого — по его вопросам.

В тех случаях, когда учащиеся под руководством взрослого последовательно выполняют с предметом практические действия, которые, казалось бы, должны привлечь их внимание к его особенностям, производимый ими анализ обогащается незначительно. Внимание детей сосредоточивается на отдельных действиях, которые они не осознают как направленные на последовательное рассмотрение объекта. Значительные положительные сдвиги можно наблюдать, когда от учеников требуют оречевления получаемых результатов. Но и при этих условиях обнаруживается неупорядоченность, бессистемность самостоятельно выполняемого анализа, беспорядочное называние того, что бросается в глаза, без выделения главного, существенного.

Постепенно ученики овладевают умением достаточно подробно, придерживаясь определенной последовательности, характеризовать воспринимаемый объект, начиная с того, что для него является наиболее существенным, и, продолжая анализ, указывать второстепенные детали. Продвижение проявляется также в возрастающем умении детей использовать данные своего собственного практического опыта для характеристики рассматриваемого предмета.

Еще большие трудности представляет для учащихся младших классов сравнение двух, а тем более нескольких объектов. Сравнение предполагает сопоставительное установление черт сходства и различия между предметами или явлениями, в некоторых случаях — выявление их тождества. Ученики I—II классов обычно обращают внимание только на те особенности, которые отличают один объект от другого, и не замечают того, что эти объекты имеют также и черты сходства.

Их использование направлено на компенсацию пострадавших отделов мозга, способствует формированию новых функциональных систем, необходимых для обучения в школе.

Поэтому упражнения,которые используются на коррекционных занятиях часто и целенаправленно нацелены именно на коррекцию определённых видов мышления. Коррекциоонные занятия позволяют вы полнить больше необходимых заданий, постепенно усложняя их уровень.

Эти упражнения помогают организовать и направить деятельность ребёнка в плане формирования умственной деятельности.

Раздел «Формирование различных видов деятельности»

Свойственных тому или иному возрастному этапу: игровой, продуктивных видов (рисование, конструирование), учебной, общения, подготовки к трудовой деятельности. Особенно следует выделить специальную работу по формированию учебной деятельности у детей, испытывающих трудности при обучении. Эта работа предполагает комплексное психолого-педагогическое воздействие, направленное на коррекцию и формирование всех элементов учебной деятельности от формирования мотивов до конкретных операций, умений и навыков.

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом

Организация деятельности

    Коррекционные занятия проводятся с обучающимися по мере их изучения учителем и выявления индивидуальных пробелов в знаниях.  Коррекционные занятия проводит основной учитель класса.

  Количество коррекционных часов в неделю в каждом классе определяется учебным планом.

  Коррекционные занятия проводятся по утвержденному руководителем Учреждения графиком в соответствии с учебным планом школы и входят в сетку основных предметов школы.

     Занятия должны проводиться в помещении с хорошим освещением, вентиляцией. Для занятий необходимы столы и стулья, соответствующие росту детей.

Коррекционные занятия проводятся на основе диагностики уровня развития обучающихся и выявления индивидуальных пробелов в знаниях. Диагностика проводится в начале учебного годаи в конце учебного года.

Учет коррекционных занятий осуществляется в классном журнале. На одной стороне заполняется список всех учащихся класса, фиксируются даты занятий и присутствующие ученики, на другой – содержание (тема) занятия с каждым ребенком  в отдельности (с указанием фамилии или порядкового номера по списку).

Письменные задания обучающиеся выполняют в специальных тетрадях.

Учителем составляется Рабочая программа, календарно-тематическое планирование.

Фиксация динамики развития обучающихся ведется в диагностических документах (дневник наблюдения, характеристика, карта сопровождения)

Количество часов по четвертям

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

8 ч

7 ч

10 ч

8 ч

Список методической литературы:

Ануфриев А.Ф..Как преодолеть трудности в обучении детей.-М.:Ось-89,1998.

Винокурова Н.К..Развиваем способности детей.-М.:Росмен,2004.

В.В.Воронкова .Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе.Книга для учителя.-М.:Просвещение,1994. 

Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М., 2004.                

Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 2005.

Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1993.

 Петлякова Э.Н., Подгорная С.Н..Развиваем воображение и творческое мышление.-М.:МарТ,2005.

 Петлякова Э.Н.,.Подгорная С.Н.Развиваем память и внимание. .-М.:МарТ,2005. .                  

 Поддъяков А.Н. Развитие комбинаторных способностей // Дошкольное воспитание, 2001, №10.

 Платонова.С.М. Открытые уроки. Классы коррекции.- Волгоград: Экстремум,2005.

 Холодная М.А. Психология интеллекта. СПб., 2002.

          Согласовано  

Протокол заседания ШМО

учителей начальных классов

от 29.08.2012 г.

           Согласовано                                                          

Зам.    директора по УР                                                                                    

--------------------------------    Л. В. Резкина  

от 30.08.2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальные и групповые коррекционные занятия для детей с ЗПР.

Цель занятий - индивидуальная коррекция пробелов общего развития учащихся, их предшествующего обучения, направленная подготовка к усвоению ими учебного материала....

Об индивидуальных и групповых коррекционных занятиях с учащимися специальных школ и классов выравнивания для детей с ЗПР.

Цели занятий - индивидуальная коррекция пробелов общего развития учащихся, их предшествующего обучения, направленная подготовка к усвоению ими учебного материала....

Индивидуальные и групповые коррекционные занятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Доклад"Индивидуальные и групповые коррекционные занятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" с Фестиваля передовогопедагогического опыта р.п. Усть-Уда март 2012 год....

Рабочая учебная программа по предмету: «Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия» для обучающихся 5- х классов VIII вида

Цель данной программы: коррекция познавательной, эмоционально-волевой сферы младших подростков с умственной отсталостью, повышение самостоятельности  и расширение возможности их общения в совреме...

Планирование индивидуальных и групповых коррекционных занятий по русскому языку

Цель: создать условия для индивидуальной коррекции пробелов общего развития обучающихся, их предшествующего обучения, направленная подготовка к усвоению ими учебного материала....

Рабочая программа «Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия»

Цель коррекционной работы: коррекция познавательной, эмоционально-волевой сферы младших подростков с умственной отсталостью, повышение самостоятельности и расширение воз-можности их общения в совреме...

Адаптированная программа индивидуальных и групповых коррекционных занятий «Коррекционные занятия в ковровой среде» для обучающихся 1 дополнительного, 1 - 4 классов

Программа направлена на формирование у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умения распознавать свои эмоции, овладевать и управлять ими.Чтобы дети осознали свои эмоцион...