Эффективное решение квадратных уравнений. Приемы устного решения.
методическая разработка по алгебре (8 класс) на тему
Квадратные уравнения – это фундамент, на котором покоится величественное здание алгебры. Квадратные уравнения находят широкое применение при решении тригонометрических, показательных, иррациональных уравнений и неравенств. В школьном курсе изучаются формулы корней квадратных уравнений, с помощью которых можно решать любые квадратные уравнения. В работе представлены устные приёмы, которые позволяют очень быстро и рационально решать квадратные уравнения: свойства коэффициентов и способ «переброски» старшего коэффициента. Овладение приемами поможет обучающимся экономить время, эффективно решать уравнения, развить математические, интеллектуальные способности, навыки исследовательской работы. Данный материал можно использовать на уроках, факультативных занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эффективное решение квадратных уравнений. Приемы устного решения. | 1.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное казенное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №151»
ПРИЕМЫ
УСТНОГО РЕШЕНИЯ
КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ
ПОЛИЩУК О.В., учитель математики ФГКОУ СОШ №151 г. Оленегорск-2 Мурманской области |
Квадратные уравнения – это фундамент, на котором покоится величественное здание алгебры. Квадратные уравнения находят широкое применение при решении тригонометрических, показательных, иррациональных уравнений и неравенств.
Одна из основных целей изучения школьного курса математики заключается в овладении способами решения алгебраических уравнений второй степени и приводимых к ним уравнений. В школьном курсе изучаются формулы корней квадратных уравнений, с помощью которых можно решать любые квадратные уравнения. Однако имеются и другие приёмы решения квадратных уравнений, которые позволяют очень быстро и рационально решать квадратные уравнения. Желательно научить ребят решать квадратные уравнения несколькими способами. Впоследствии при решении других видов уравнений, сводящихся к квадратным, рационально использовать те способы, которые позволяют находить корни квадратных уравнений устно: свойства коэффициентов и способ «переброски» старшего коэффициента.
Данные приемы устного решения квадратных уравнений заслуживают внимания, поскольку не отражены в школьном учебнике математики. Овладение приемами поможет обучающимся экономить время, эффективно решать уравнения, развить математические, интеллектуальные способности, навыки исследовательской работы.
Рассмотрим некоторые приемы устного решения квадратных уравнений.
- Приведенные квадратные уравнения.
Наиболее распространенное устное решение приведенных квадратных уравнений, но и оно у многих учеников вызывает затруднение, особенно в случаях, когда корни имеют разные знаки.
Напомним, что приведенное квадратное уравнение это уравнение вида
х2 + рх + q = 0
Корни х1 и х2 удовлетворяют теореме Виета
Определить знаки корней без решения уравнения (при условии, D•0)
можно по следующим правилам:
р • 0 | р • 0 | |
q • 0 | оба корня отрицательны | оба корня положительны |
q • 0 | корни имеют противоположные знаки |
Рассмотрим случаи.
- q • 0
Если в уравнении х2 + рх + q = 0 q • 0 ( или последним знаком является знак «минус»), то корни имеют разные знаки, причем знак меньшего корня совпадает со знаком второго коэффициента в уравнении ( будем называть его в дальнейшем вторым знаком уравнения, а числа р и q будем называть модули коэффициентов).
Зная, что при сложении чисел с разными знаками их модули вычитаются, сформулируем правило нахождения корней уравнения.
- найти такие множители числа q, чтобы их разность была равна числу р;
- поставить перед меньшим из найденных чисел второй знак уравнения, другой корень будет иметь противоположный знак.
Пример 1.Решить уравнение х2 – 2х – 15 = 0
Решение.
1) Найдем множители числа 15: 1 и 15, 3 и 5. Выберем те, разность которых равна 2. Это числа 3 и 5.
2)Перед меньшим числом ставим второй знак уравнения, т.е. «минус».
Таким образом, корни уравнения: х1 = - 3, х2 = 5.
Ответ: -3 и 5.
Пример 2. Решить уравнение х2 + 10х – 24 = 0
Решение.
Множители числа 24: 1 и 24; 2 и 12; 3 и 8; 4 и 6 .
10 = 12 - 2 и второй знак уравнения «+» , то х1= 2, х2 = - 12
Ответ: - 12; 2.
Пример 3. Решить уравнение х2 – 5х – 14 = 0.
Решение.
14 = 2 ⋅ 7 и 5 = 7 – 2, то х1 = - 2, х2 = 7.
Ответ: - 2; 7.
Такой алгоритм помогает быстро решать уравнения тем обучающимся, у которых имеются трудности с подбором знаков в теореме Виета.
Задания для самостоятельного решения.
- Решите уравнения:
- х2 – 4х – 77 = 0 3) х2 + х – 56 = 0
- х2 + 8х – 20 = 0 4) х2 – 7х – 8 = 0
- Составьте уравнение, корнями которого являются числа:
- 6 и - 7 3) - 1 и 24
- 13 и – 9 4) - 5 и 4
- Составьте четыре произвольных уравнения с целыми корнями, имеющими разные знаки.
- q • 0
Если в уравнении х2 + рх + q = 0 q • 0 (или последним знаком является знак «плюс») то уравнение имеет два корня и оба корня имеют одинаковые знаки, противоположные второму знаку уравнения.
Сформулируем правило нахождения корней.
- если в уравнении два знака «плюс», то оба корня имеют знак «минус»;
- чтобы найти корни, нужно найти такие множители свободного члена q, чтобы их сумма была равна числу р.
Пример 1. Решить уравнение х2 + 7х + 12 = 0.
Решение.
12 = 1⋅ 12 = 2 ⋅ 6 = 3 ⋅ 4 и 3 + 4 = 7, а в уравнении два «плюса»,
то корни уравнения х1 = -3, х2 = -4.
Ответ: х1 = -3, х2 = -4.
Пример 2. Решить уравнение х2 – 9х + 14 = 0.
Решение.
14 = 2 7 и 2 + 7 = 9, второй знак «минус», последний знак «плюс»,
значит, корни уравнения х1 = 2, х2 = 7.
Ответ: х1 = 2, х2 = 7.
Задания для самостоятельного решения.
- Решите уравнения:
- х2 –11х + 24 = 0 3) х2 – 17х + 30 = 0
- х2 + 4х + 3 = 0 4) х2 + 9х + 14 = 0
- Составьте уравнение, корнями которого являются числа:
- 5 и 7 3) 11 и 8
- - 1 и – 6 4) - 4 и - 20
Таким образом, для нахождения корней приведенного квадратного уравнения
х2 + рх + q = 0 можно применить следующий алгоритм.
- Найти множители свободного члена, для которых действие, указанное последним знаком уравнения, дает второй коэффициент;
2. расставить знаки у найденных множителей по следующему правилу:
- если в уравнении два «плюса», то в ответе два «минуса»,
- если последний знак уравнения «минус», то меньшему корню присваивается второй знак уравнения, больший корень имеет противоположный знак.
Пример 1. Решить уравнение х2 – 7х – 30 = 0.
Решение.
Множители числа 30: 1 и 30; 2 и 15; 3 и 10; 5 и 6.
Последний знак « - », подбираем те, разность которых равна 7. Это 3 и 10. Меньшему числу присваиваем знак « - ».
Таким образом, корни уравнения: х1 = -3 , х2 = 10.
Ответ: х1 = -3 , х2 = 10.
Пример 2. Решить уравнение х2 – 7х + 6 = 0.
Решение.
Среди множителей числа 6 ищем такие, сумма которых равна 7
(последний знак уравнения « + »). Это числа 1 и 6., таким образом, х1 = 1, х2 = 6.
Ответ: х1 = 1, х2 = 6.
- Квадратные уравнения вида ax2 + bx + c = 0, a≠ 0.
Свойства коэффициентов квадратного уравнения.
- Пусть дано квадратное уравнение ax2 + bx + c = 0, a≠ 0.
Если а + b + с = 0 (т.е. сумма коэффициентов равна нулю), то х1 = 1, - корни этого уравнения.
Доказательство:
Разделим обе части уравнения на а ≠ 0, получим приведенное квадратное уравнение
Согласно теореме Виета
По условию а + в + с = 0, откуда в = - а – с. Значит,
Получаем: что и требовалось доказать.
2. Если а – в + с = 0, или в = а + с, то
Доказательство:
По теореме Виета
По условию а – в + с = 0, откуда в = а + с. Таким образом,
т.е. что и требовалось доказать.
Из свойства коэффициентов следуют приемы устного решения квадратного уравнения – приемы «коэффициентов».
Прием 1. Если а + b + с = 0, то
Пример 1. Решить уравнение 4х2 – 13х + 9 = 0.
Решение.
Сумма коэффициентов 4 – 13 + 9 = 0, значит, - корни уравнения. Ответ: .
Пример 2. Решить уравнение = 0.
Решение.
Сумма коэффициентов 839 – 448 – 391 = 0 , значит,
Прием 2. Если b = а + с, то
Пример 1. Решить уравнение
Решение.
7 = 2 + 5, значит, - корни уравнения
Ответ:
Пример 2. Решить уравнение 5х2 + 3х -2 = 0
Решение.
3 = 5 + (-2), значит,.
Ответ:
Решение уравнений способом «переброски».
Если а ± b + с ≠ 0, используем метод «переброски коэффициента».
Решим уравнение Умножим обе части уравнения на a≠0, получим Пусть , откуда
Тогда приходим к уравнению, равносильному данному Его корни у1 и у2 .
Окончательно .
При этом способе коэффициент a умножается на свободный член, как бы «перебрасывается» к нему, поэтому его и называют способом «переброски». Этот способ применяют, когда можно легко найти корни уравнения, используя теорему Виета и, что самое важное, когда дискриминант есть точный квадрат.
Пример 1.Решить уравнение 3х2 + 2х – 1 = 0
Решение.
3х2 + 2х – 1 = 0, | ⋅ 3
9х2 + 6х – 3 = 0
(3х )2 + 2 ⋅ (3х) – 3 = 0
Пусть 3х = у, тогда получим уравнение: у2 + 2у – 3 = 0. Сумма коэффициентов равна нулю: 1 + 2 + 3 = 0, значит, у1 = 1, у2= -3/ 1 = -3.
Вернемся к подстановке: 1) 3х = 1, х = 1/ 3.
2) 3х = - 3, х = - 1.
Ответ: х1 = - 1, х2 = 1/3.
Решение может быть таким:
Пример 2. Решить уравнение 2х2 – 11х + 5 = 0
Решение.
«Перебросив» коэффициент, получим приведенное квадратное уравнение
х2 - 11 х + 10 = 0, корни которого 1 и 10. Делим каждое число на 2, получаем корни данного уравнения: х1 = 0,5, х2 = 5.
Пример 3. Решить уравнение 6х2 – 7х – 3 = 0.
Решение.
«Перебросив» коэффициент, получим приведенное квадратное уравнение
х2 – 7х – 18 = 0, корни которого 9 и – 2.
Делим на , - корни данного уравнения
Ответ: .
Пример 4. Решить уравнение
Решение:
Используя метод «переброски», получим уравнение
По теореме Виета
Ответ:
Задания для самостоятельного решения.
Решить уравнения:
- 5х2 - 7х +2 =0 1) 5х2 - 7х -12 =0
- 11х2 +25х - 36=0 2) 11х2 +25х +14=0
- 345х2 -137х -208=0 3) 3х2 +5х +2=0
- 3х2 +5х - 8=0 4) 5х2 + 4х - 1=0
- 5х2 + 4х - 9=0 5) х2 + 4х +3=0
- 2х2 -9х +9=0
- 10х2 -11х + 3=0
- 3х2 +11х +6=0
- 6х2 +5х - 6=0
- 3х2 +1х - 4=0
Литература.
- Мордкович А. Г.. Алгебра 8 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений.// М. Мнемозина.- 2012 г.
- Плужников И. Г. « 10 способов решения квадратных уравнений» //Математика в школе.-2000.- № 40.
- Михайлова Ж. Н. Алгоритмы – ключ к решению задач по алгебре. Ч 1.// М. Просвещение.-2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока.«Нестандартные приемы решения квадратных уравнений».
Урок обобщения и систематизации знаний. «Нестандартные приемы решения квадратных уравнений». Цель: систематизация и расширение сведений о способах решений квадратных урав...
устные приемы решений квадратного уравнения
•данные приёмы решения заслуживают внимания, поскольку они не отражены в школьных учебниках математики; • овладение данными приёмами поможет учащимся эко...
План конспект урока по алгебре в 8 классе по теме "Решение квадратных уравнений содержащих параметры, решение нестандартных задач"
План конспект урока по алгебре в 8 классе по теме "Решение квадратных уравнений содержащих параметры, решение нестандартных задач"...
мастер - класс по математике «Приемы устного решения квадратного уравнения»
Добрый день, уважаемые коллеги! Я, Загоскина О.А., учитель математики. Сейчас я проведу с вами мастер –класс на тему «Приемы устного решения квадратного уравнения»В школьном курсе...
Решение уравнений, сводимых к решению квадратных уравнений
Тема «Решение квадратных уравнений» изучается в 8 классе, и она является одной из самых важных тем при изучении математики. В старших классах при изучении различных тем, мы возвращае...
Методические рекомендации к изучению темы: « Решение квадратных уравнений» с применением теоремы Виета для решения приведенного квадратного уравнения и полного квадратного уравнени
Решать квадратные уравнения учащимся приходится часто в старших классах, Решение иррациональных, показательных , логарифмических ,тригонометрических уравнений часто сводится к решени...
Способы устных решений квадратных уравнений
Открытый урок...