Производная тригонометрических функций
план-конспект урока по алгебре (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Производная тригонометрических функций».
Тип урока – урок закрепления знаний.
Форма урока – интегрированный урок.
Место урока в системе уроков по данному разделу – обобщающий урок.
Цели поставлены комплексно:
- обучающие: знать правила дифференцирования, уметь применять правила вычисления производных при решении уравнений и неравенств; совершенствовать предметные, в том числе вычислительные, умения и навыки; навыки работы с компьютером;
- развивающие: развитие интеллектуально-логических умений и познавательных интересов;
- воспитательные: воспитывать адаптивность к современным условиям обучения.
Методы:
- репродуктивные и продуктивные;
- практические и словесные;
- самостоятельные работы;
- программированное обучение, Т.С.О.;
- сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы;
- дифференцированного обучения;
- индуктивно-дедуктивный.
Формы контроля:
- устный опрос,
- программированный контроль,
- самостоятельная работа,
- индивидуальные задания на компьютере,
- взаимопроверка с применением диагностической карты учащегося.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
а) Сообщение целей и задач:
- знать правила дифференцирования, уметь применять правила вычисления производных при решении задач, уравнений и неравенств;
- совершенствовать предметные, в том числе вычислительные, умения и навыки; навыки работы с компьютером;
- развивать интеллектуально-логические умения и познавательные интересы;
- воспитывать адаптивность к современным условиям обучения.
б) Повторение учебного материала
Правила вычисления производных (повторение формул по компьютеру со звуковым сопровождением). док.7.
- Чему равна производная синуса?
- Чему равна производная косинуса?
- Чему равна производная тангенса?
- Чему равна производная котангенса?
III. Устная работа
Найти производную. | |||
Вариант 1. | Вариант 2. | ||
у = 2х + 5. | у = 2х – 5. | ||
у = 4cos х. | у = 3sin х. | ||
у = tg х + ctg х. | у = tg х – ctg х. | ||
у = sin 3х. | у = cos 4х. | ||
Варианты ответов. | |||
1 | 2 | 3 | 4 |
2 | –2 | 5 | –5 |
4sin х | – 4sin х | 3cos х | – 3cos х |
1/cos2х + 1/sin2х | 1/cos2х–1/sin2х | 1/sin2х –1/cos2х | 1 |
4sin4х | – 4sin4х | 3cos3х | – 3cos3х |
Обменяйтесь тетрадями. Отметьте в диагностических картах верно выполненные задания знаком +, а неверно выполненные задания знаком –.
IV. Решение уравнений с помощью производной
– Как найти точки, в которых производная равна нулю?
Чтобы найти точки, в которых производная данной функции равна нулю, нужно:
– определить характер функции,
– найти область определения функции,
– найти производную данной функции,
– решить уравнение f '(x) = 0,
– выбрать верный ответ.
Задача 1.
Дано: у = х – sin x.
Найти: точки, в которых производная равна нулю.
Решение. Функция определена и дифференцируема на множестве всех действительных чисел, так как на множестве всех действительных чисел определены и дифференцируемы функции g(x) = x и t(x) = – sin x.
Используя правила дифференцирования, получим f '(x) = (x – sin x)' = (x)' – ( sin x)' = 1 – cos x.
Если f '(x) = 0, то 1 – cos x = 0.
cos x = 1/; избавимся от иррациональности в знаменателе, получим cos x = /2.
По формуле t = ± arccos a + 2n, n Z, получим: х = ± arccos /2 + 2n, n Z.
Ответ: х = ± /4 + 2n, n Z.
V. Решение уравнений по алгоритму
Найти, в каких точках обращается в нуль производная.
f(x) = sin x + cos x | f(x) = sin 2x – x | f(x) = 2x + cos(4x – ) |
Ученик может выбрать любой из трёх примеров. Первый пример оценивается оценкой «3», второй – «4», третий – «5». Решение в тетрадях с последующей взаимопроверкой. Один ученик решает у доски. Если решение оказывается неверным, то нужно ученику вернуться к алгоритму и попытаться решить снова.
Программированный контроль.
Вариант 1 | Вариант 2 | |||
y = 2х3 | y = 3х2 | |||
y = 1/4 х4 + 2х2 – 7 | y = 1/2 х4 + 4х + 5 | |||
y = х3 + 4х2 – 3х. | y = 2х3 – 9х2 + 12х + 7. | |||
y = sin 2х – cos 3х. | y = cos 2х – sin 3х. | |||
y = tg х – ctg(х + /4). | y = ctg х + tg(х – /4). | |||
y = sin2х. | y = cos2х. | |||
Варианты ответов. | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | |
6х2 | 6х | 6 | 6х3 | |
2х3 + 4 | х3 + 4х | 2х3 + 4 | 2х3 + 4х | |
–3; 1/3 | –1/3; 3 | 1; 2 | –1; 2 | |
сos 2х – sin 3х | 2sin 3х – 3cos 3х | –2sin 2х – 3cos 3х | 2cos 2х + 3sin 3х | |
1/cos2(х – /4) + 1/sin2х | 1/cos2х + 1/sin2(х + /4) | 1/cos2х – 1/sin2(х – /4) | 1/cos2(х – /4)–1/sin2х | |
2sin х cos х | – sin 2х | sin 2х | 2cos х |
VI. Самостоятельная письменная работа по вариантам
На отдельных листах с последующей сдачей учителю вместе с диагностическими листами. С 28. (дидактические материалы по алгебре и началам анализа).
Вариант 1. | Вариант 2. |
Найдите производную функции. | |
f(x) = sin 5x + cos 3x | f(x) = cos 5x + sin 3x |
f(x) = tg x + ctg (x + /6) | f(x) = ctg x + tg (x + /6) |
Работы сдаются учителю.
VII. Итог урока
- Дать определение производной функции.
- Назовите правила вычисления производной
- Назовите формулы производной тригонометрической функции.
- Как найти точки, в которых производная данной функции равна нулю?
VIII. Задание на дом
§4, п.п.12–17. Выполняя домашнее задание, закрепляете знание правил дифференцирования.
- y = 2x + 3.6 sin5 ( – x);
- y = sin (2x2 – 3).
- y = (1 + sin 3x) cos 3x;
- y = tg x (tg x – 1).
На дискете выбрать и решить два задания.
Вариант 1 | Вариант 2 | |||
y = 2х3 | y = 3х2 | |||
y = 1/4 х4 + 2х2 – 7 | y = 1/2 х4 + 4х + 5 | |||
y = х3 + 4х2 – 3х. | y = 2х3 – 9х2 + 12х + 7. | |||
y = sin 2х – cos 3х. | y = cos 2х – sin 3х. | |||
y = tg х – ctg(х + /4). | y = ctg х + tg(х – /4). | |||
y = sin2х. | y = cos2х. | |||
Варианты ответов. | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | |
6х2 | 6х | 6 | 6х3 | |
2х3 + 4 | х3 + 4х | 2х3 + 4 | 2х3 + 4х | |
–3; 1/3 | –1/3; 3 | 1; 2 | –1; 2 | |
сos 2х – sin 3х | 2sin 3х – 3cos 3х | –2sin 2х – 3cos 3х | 2cos 2х + 3sin 3х | |
1/cos2(х – /4) + 1/sin2х | 1/cos2х + 1/sin2(х + /4) | 1/cos2х – 1/sin2(х – /4) | 1/cos2(х – /4)–1/sin2х | |
2sin х cos х | – sin 2х | sin 2х | 2cos х |
Найти производную. | |||
Вариант 1. | Вариант 2. | ||
у = 2х + 5. | у = 2х – 5. | ||
у = 4cos х. | у = 3sin х. | ||
у = tg х + ctg х. | у = tg х – ctg х. | ||
у = sin 3х. | у = cos 4х. | ||
Варианты ответов. | |||
1 | 2 | 3 | 4 |
2 | –2 | 5 | –5 |
4sin х | – 4sin х | 3cos х | – 3cos х |
1/cos2х + 1/sin2х | 1/cos2х–1/sin2х | 1/sin2х –1/cos2х | 1 |
4sin4х | – 4sin4х | 3cos3х | – 3cos3х |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок " Производные тригонометрических функций"
Урок " Производные тригонометрических функций" в 10 классе...
Конспект урока алгебры и начал анализа в 10 классе по теме «Производные тригонометрических функций»
Новый материал...
Урок по теме «Производные тригонометрических функций» Алгебра и начала анализа, 10 класс.
обеспечить усвоение правил дифференцирования и техники вычисления производных в разнообразных ситуациях.организовать вычисление производных тригонометрических функций по образцу и в измененной ситуаци...
Производная тригонометрических функций
Разработка урока по математике 10 класс...
Урок " Производные тригонометрических функций" 11 класс
Урок " Производные тригонометрических функций"...
Урок по теме: "Производные тригонометрических функций"
Разработка урока по теме: "Производные тригонометрических функций". Конспект и карточки с задачами и тестами....
«Производные тригонометрических функций»
Конспект урока алгебры и начал анализа...