Урок по теме «Производные тригонометрических функций» Алгебра и начала анализа, 10 класс.
план-конспект урока по алгебре (10 класс) по теме
- обеспечить усвоение правил дифференцирования и техники вычисления производных в разнообразных ситуациях.
- организовать вычисление производных тригонометрических функций по образцу и в измененной ситуации с целью формирования целостной системы дифференцирования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока по теме "производные тригонометрических функций" | 223 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Производные тригонометрических функций»
Алгебра и начала анализа, 10 класс.
Цели:
1. Образовательные.
- обеспечить усвоение правил дифференцирования и техники вычисления производных в разнообразных ситуациях.
- организовать вычисление производных тригонометрических функций по образцу и в измененной ситуации с целью формирования целостной системы дифференцирования
2. Развивающие.
- создать условия для быстрой актуализации и практическому применению ранее полученных знаний
- обеспечить развитие у учащихся сравнивать познавательные объекты
- обеспечить условия для развития у учащихся умений анализировать.
3. Воспитательные.
- содействовать развитию у учащихся чувства ответственности за личную и коллективную деятельность
- содействовать учащимся в осознании ценности совместной деятельности.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и способов действий.
Форма урока: традиционная с элементами программированного обучения, с элементами адаптивной системы обучения.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель:«На прошлых уроках мы познакомились с правилами вычисления производных, научились находить производные сложных функций. Назовите функции, производные которых вы уже умеете вычислять».
Выслушиваются ответы учеников.
Учитель:«Сегодня мы проверим ваши умения самостоятельно применять полученные знания для вычисления производных функций».
II. Презентация (историческая справка)
1)Математика развивалась стремительно, но без понятия производной многие исследования не имели смысла.
В 1679 году Пьер Ферма находил экстремумы функции, касательные, наибольшие и наименьшие значения функций. Но в своих записях он использовал сложнейшую символику Виета, и поэтому эти исследования не привели к созданию теории интегральных и дифференциальных исчислений.
В 1736 году Исаак Ньютон получил теорию интегральных и дифференциальных исчислений методом флюксий (производных). Но вся теория была осмыслена с точки зрения физики. Математики хотели строгих логических обоснований.
Современник Ньютона Лейбниц предложил новый подход к математическому анализу. Он ввёл обозначения дифференциала, интеграла, функции, такие понятия как ордината, абсцисса, координата. Но в его теории было много “тёмных мест”.
И вот в 18 веке величайший математик Леонард Эйлер создал теорию дифференциальных и интегральных исчислений, и в таком виде мы с вами ее изучаем.
1) Проверка домашнего задания.
ЦОР Производные тригонометрических функций
№ | Функция | Производная |
1 | f(x)=sin(2x+1)-3cos(1-x) | f’(x)=2cos(2x+1)-3sin(1-x) |
2 | f(x)= 4sin x+x² | f’(x) = 4 cosx+2x |
3 | f(x)= 3sin x | f’(x)= 21xcos x |
4 | f(x)= tg x+ctg x | f’(x)= |
5 | f(x)=3sinx | f’(x)=3cosx |
6 | f(x)=cos6x | f’(x)=-6sinx |
7 | f(x)=4tg7x | f’(x)=28cos²x/ |
8 | f(x)=cos(x+2) | f’(x)=-sin(x+2) |
9 | f(x)=cosx³ | f’(x)= -3x²sinx³ |
10 | f(x)=-2ctg10x | f’(x)=20/sin²10x |
Дополнительное Д/З сдать на листочках (физ-мат группа)
III. Актуализация опорных знаний учащихся:
Фронтальный опрос по ранее изученным формулам вычисления производных
Чему равна производная :
- от числа
- от переменной «х»
- от выражения kx + b
- от суммы функций
- от произведения двух функций
- от частного
- степенной функции
- сложной функции
- тригонометрических функций
Учащиеся выходят к доске по одному и записывают формулы в столбик.
Затем идет проверка с помощью таблицы
C´ = 0 , X´ = 1, (kx + b) ´= k
(U + V)´ = U´ +V´; (U · V)´ = U´V +UV´
;
; (СU)'=СU'
(sin x)´= cos x; (cos x) ´= sin x;
(tg x) ´= (сtg x) ´= -
IV. Подъем к “Пику знаний” будет нелегким, могут быть и завалы, и обвалы, и заносы. Но будут и привалы.
Чтобы продвинуться вперед, надо показать знания.
2) Каждая группа пройдет “по своей лесенке”. Вам нужно будет найти производные данных функций
В-1
В-2
IV. Устная работа
1)Проверить верно ли найдена производная
()'= {1/2};
()'= {};
( )'=.
2) Найти производные функций:
G(x)=sinx+4x6,
F(x)=-17tgx+1,
F(x)=cos(4x-11),
Y=tgxctgx
3) Задайте формулой функцию f(x):
f ´(x)=2x (f(x)=x2+C),
f ´(x)=3x2-sinx (f(x)=x3+cosx+C),
f ´(x)=5-cosx (f(x)=5x-sinx+C).
4)Производные каких функций записаны на доске?
(действие обратное дифференцированию будем изучать в 11 классе.)
V. Коллективная работа:
№ 42.12 Найти значение производной функции в данной точке
г) у=ctg²x-1, у'(π/4)-?
Решение.
у'(х)= -2ctgx/sin²x, у'(π/4)= -4
№42.17 При каких значениях аргумента скорости изменения функций равны?
а) f(x)=cos2x, g(x)=sinx
Решение.
f ' (x)= - 2sin2x, g' (x)= cosx. - 2sin2x= cosx, cosx(4sinx+1)=0, x=π/2+πn x=(-1)arcsin+ πn
№42.21 Определите абсциссы точек, в которых в которых угловой коэффициент касательной равен 0
а) f(x)=tg³x
Решение.
f ' (x)=3tg²x/cos²x, f ' (x)=0, sinx=0, x=πn
VI. Контроль и самопроверка знаний и способов действий.
У каждого из учеников на столе находится тестовое задание (по вариантам). Решают в тетради, на полях записывают правильные ответы. Задание дифференцированные: № 1,2 оцениваются «3» баллами, №3,4 – «4» и «5» баллами.
Самоконтроль. Ответы на доске.
Тест.
Вариант 1 | Вариант 2 |
Y= sin2x 1. sin 2x 2. 2sin x 3. –sin 2x | Y= cos2x 1.- sin 2x 2. sin 2x 3. 2sin x |
Y=3cos 2 x 4. 6sin 4x 5.-3sin 2x 6. -6sin 2x | Y= 3sin 2x 1.3cos 2x 2. 6cos 2x 3. -6cos 4x |
Y= 4tg 3x 7.4/cos23x 8. 4/cos2х 9. 12/cos23x | Y= 3ctg2x 1. -3/sin22x 2. 6/sin22x 3.- 6/sin22x |
Y= sin 2x – 3cos 3x 1. 2cos 2x – 3sin 3x 2. 2cos 2x + 9sin 3x 3. -2cos 2x + 3sin 3x Вычислить Y´(π) | Y= cos 2x – sin 3x 1. -2sin 2x – 3cos 3x 2. 2cos 2x – 3sin 3x 3. –sin 2x – cos 3x Вычислить Y´(π/2) |
Вариант 3 | Вариант 4 |
y=sinx 1. 5 xcosx 2. 5 cosx 3. 5 x sinx | y=cos(3x+π/6) 1.- 21sin(3x+π/6)cos(3x+π/6) 2. -7sin(3x+π/6) 3. 7cos (3x+π/6) |
y=1/cosx 4.2/cosx 5. 1/sinx 6. 2sinx/cosx | y=1/sinx 1. 1/cosx 2. -2cos/ xsin³x 3.-2/sinx |
y=1/ tg3x 7. 3cos²3x 8. 3/tg²3x 9. -3/sin²3x | y=2/ctg2x 1. -2sin²2x 2. 2/ctg2x 3.4/cos²2x |
y=, у'(0)-? 1. 1 /(2) 2. cosx/(2) 3. cosx(1+sinx) y'(0)=1/2 | y=, у'(π/2)-? 1. -1 /(1+sinx) 2. cosx /(1+sinx)² 3. sinx /(1+sinx)² у'(π/2) =-1/2 |
VII. Закрепление и применение знаний и способов действий учащихся.
Проводится в виде игры. Задания написаны на доске. Учащиеся выходят по очереди. Результат решения соответствует какой-либо букве. Буквы лежат на отдельном столе. Ученик находит полученную букву, на обратной стороне которой написан её порядковый номер в фразе. Фраза записывается на доске. Учитель называет оценку каждому вышедшему к доске.
VIII. Домашнее задание: записано на доске
Общеобр группа №42.10(1-в,2-г),42.12(1-б,2-г),42.14(1-а,2-в),42.15(1-б,2-г),42.18(1-а,2-в),42.21(1-а,2-б)
Физ-мат группа №;42.8(1-аб,2-вг),42.16(1-ав,2-бг),42.27(1-а,2-в),42.19(1-а,2-в),42.22(1-а,2-б)
Ключ к расшифровке высказывания
y | y' | Буква | № окошка |
cos²π– 4x2 + 7 | – 8x | А | 15 |
1/tgπ/4 + 3x2 | 6x | Б | 25 |
1/x + 5 | - | В | 1,12,16 |
x6 – 4sinx | 6x5 – 4cosx | Г | 18 |
20x4 - cosx | 80x3 + sinx | Е | 2,7,9,13,17 |
2sin4x+16 | 8cos4x | И | 4,6,30,35 |
sin²x + 13 | sin2x | К | 14 |
cos² 2x | sin4x | Л | 3,10,34 |
2x6 + (sinx)/2 | 12x5 + ½(cosx) | М | 31 |
- 5х | 7x5 – 20x3 | Н | 26 |
x²sin2x | 2xsin2x+2x²cos2x | О | 11,19,12,24,27 |
- ctg3x | + 3/(sin²3x) | П | 21 |
sinx+ tg6x | 5xcosx+ | Т | 29,36 |
x+ 3sinx/3 | 1 + cosx | С | 20,23,28,33 |
2x3 – x2 + x | 6x2 – 2x + 1 | Ч | 5,8 |
x/cosx | Ы | 32 | |
sin6xcos3x+cos6xsin3x | 9cos9x | Ь | 37 |
Величие человека – в его способности мыслить.
Блез Паскаль
1623 – 1662
Французский математик, физик, философ
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
| ||||||||||||||||||||
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
|
VIII. Домашнее задание: записано на доске
Общеобр группа №42.10(1-в,2-г),42.12(1-б,2-г),42.14(1-а,2-в),42.15(1-б,2-г),42.18(1-а,2-в),42.21(1-а,2-б)
Физ-мат группа №;42.8(1-аб,2-вг),42.16(1-ав,2-бг),42.27(1-а,2-в),42.19(1-а,2-в),42.22(1-а,2-б)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока алгебры и начал анализа в 10 классе по теме «Производные тригонометрических функций»
Новый материал...
Тест по теме: "Преобразование тригонометрических выражений. Тригонометрические функции", Алгебра и начала анализа, 10 класс
Четыре варианта теста для проведения контроля знаний учащихся по теме: "Преобразование тригонометрических выражений. Тригонометрические функции". задания с выбором ответа и с кратким...
Урок по теме: "Производные тригонометрических функций"
Разработка урока по теме: "Производные тригонометрических функций". Конспект и карточки с задачами и тестами....
ПРОГРАММА ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА «ЛОГАРИФМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ» АЛГЕБРА И НАЧАЛА АНАЛИЗА – 11 КЛАСС
Разработанный учебный курс «Логарифмическая функция» предполагает реализацию в системе дистанционного обучения MOODLE рекомендованной Министерством образования для средних и высших учебных заведений ч...
"Построение и преобразование графиков тригонометрических функций" алгебра и начала математического анализа 10 класс.
Рассмотреть построение графиков тригонометрических функций и их преобразования....
17.11.2021 МСТ2 Тема:" Производные тригонометрических функций".
Задание:1) Выполнить конспект краткого справочного материала по теме: "Производные тригонометрических функций".2) Оформить упражнения с решениями в тетради.3) Решить самостоятельно задание А...
18.11.21 МСТ2 Самостоятельная работа по теме: "Производная тригонометрической функции".
Задание:1) Ответить на вопросы: а) по каким формулам находятся производные функций sin; cos; tq; ctq?...