Урок " Производные тригонометрических функций" 11 класс
методическая разработка по алгебре (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Учитель: Салина Н.П.
Тема: Производные тригонометрических функций.
Цели и задачи:
- Обобщить и систематизировать ЗУ по теме: «Производная»;
- Применить обобщённые ЗУН в новых условиях – создать проблемную ситуацию с целью формирования знаний о формулах дифференцирования тригонометрических функций;
- Научить применять их для вычисления производных тригонометрических функций:
- Развитие логического мышления, умения работать в проблемной ситуации;
- воспитывать интерес к предмету через содержания учебного материала, ответственное отношение к учебному труду;
- воспитывать такие качества характера , как настойчивость в достижение цели, умение работать в коллективе умение не растеряться в проблемных ситуациях.
Тип урока: формирование новых знаний.
Вид урока: исследования.
Оборудование: распечатки на партах с тестами и листы контроля,
плакат с изображением барона Мюнхгаузена, плакат с высказыванием д. Гильберта.
Ход урока.
Организационный момент.
Эпиграфом к нашему уроку будут слова д. Гильберта: «Математическую теорию
считать совершенной только тогда, когда ты сделал ее на столько ясной, что берешься изложить ее содержание первому встречному.
прошлых уроках мы познакомились с правилами вычисления производных , выучили формулы диффереищ4роваяия научились находить производные сложных функций. Производные каких функций мы уже умеем находить?
Ответ: Линейной, степенной, обратной пропорциональности. Какие функции вы изучили 1О-мклассе?
Ответ: Тригонометрические.
Умеем ли мы находить их производные?
Ответ: Нет.
Значит, с чем мы должны сегодня познакомиться?
Ответ: С производными тригонометрических функций. Открываем тетради, записываем число, тему урока.
П. Проверка домашнего задания.
а) Найдите производные функций:
1) f(х) = ;
2) f(х) =;
3) f(х) (х7+х5 +10)8;
4) f(х) = (4х — 7);
5) f(х) =
Ответы на доске. Учащиеся проверяют индивидуально свои ответы и ставят себе (самоконтроль) оценку в лист контроля и в тетрадь.
Лист контроля:
фамилия | д/з | Правила дифферен- цирования | Таблица производных | Тест | Итоговая оценка |
б) На чистых листах записываются правила вычислении производных и формулы дифференцирования.
Взаимоконтроль (учащиеся проверяют друг у друга ответы и ставят оценки на листочки и в лист контроля). Листочки сдают
в) Проверка знаний с помощью теста (два варианта).
Код ответа: 1 вариант — БВББААБ;
II вариант — ВАБАВАБ.
Задание с тестами дифференцированное : до черты (с № 1-5) оценивается «3» баллами, после черты (№ б,7) — на оценку «4» и «5».Учащиеся записывают ответы на полях в своей тетради, затем проверяют их и ставят себе оценку (самоконтроль) в лист контроля и в тетрадь. Выставляют итоговую оценку. Лист контроля сдают.
г) Готовое домашнее задание.
Применение производной в физике. Плакат с изображением барона Мюнхгаузена.
Задача. Помните рассказ о бароне Мюнхгаузене? Пушка стреляет под углом к горизонту.
На ядре сидит барон Мюнхгаузен. Определите характер движения ядра, если
Voу = 15 м/с, g=10м/с2,у0-=0.
Решение. Имеет место равноускоренное движение по закону
у(t) =у0+v0- , у(t) = 15t-5t2
Найдем скорость vt.
Vt= у’ (t)
Vt =15-10t
Движение совершается по параболе.
В наивысшей точке подъема Vу =0, у’ (t)=0, 15- 10t=0, t= 1,5.
Для параболы в её вершине функция у(t) достигает своего максимального значения.
Вопрос. Какая связь между производной и функцией?
Ответ. Когда у ‘(t) = 0, функция принимает максимальное значение.
Мы знаем,что производная является скоростью изменения функции, она определяет поведение функции. Знания, полученные при изучении темы «Производная» необходимы, чтобы в дальнейшем научиться проводить исследование функций с помощью производной и строить графики функций.
IП. Формирование новых знаний.
Вопросы. I)Сформулируйте определение производной функции в точке Хо.
2)Какие тригонометрические функция мы знаем?
3)Чем мы пользовались для вывода формул дифференцирования?
а). Докажем , что функция sin х имеет производную в любой точке и (sinx)’ = соs х. Доказательство ведёт ученик пользуясь схемой вычисления производной функции f в точке.
б) Работа по книге.
На с.120 учебного пособия учащиеся разбирают доказательства формул:
I вариант — (соs х)’ = - sin х;
II вариант - (tgx)’=.
Идёт самостоятельная работа по вариантам.
в) Записывается вывод формул на доске.
IV.Применение новых знаний.
а). Выполнение № 231 (г) , 236 (а. г).
б). Самостоятельная работа № 231 (б) К 232 (6) , 233 (6). в). Индивидуальная работа
1 ученик - № 236 (б);
2 ученик - № 236 (в);
З ученик Задание. Дана функция (х) == sin х — x соs х. Решите уравнение g’ (х) = 0
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок " Производные тригонометрических функций"
Урок " Производные тригонометрических функций" в 10 классе...
Конспект урока алгебры и начал анализа в 10 классе по теме «Производные тригонометрических функций»
Новый материал...
Урок по теме «Производные тригонометрических функций» Алгебра и начала анализа, 10 класс.
обеспечить усвоение правил дифференцирования и техники вычисления производных в разнообразных ситуациях.организовать вычисление производных тригонометрических функций по образцу и в измененной ситуаци...
Производная тригонометрических функций
Разработка урока по математике 10 класс...
Урок по теме: "Производные тригонометрических функций"
Разработка урока по теме: "Производные тригонометрических функций". Конспект и карточки с задачами и тестами....
Урок "Производные тригонометрических и сложных функций"
Технологическая карта и презентация урока алгебры и начал анализа в 10 классе....
Презентация к уроку «Производные тригонометрических функций»
Презентация к уроку «Производные тригонометрических функций» ...