Урок математики в 5 классе "Тайны и загадки таблицы квадратов натуральных чисел"
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме

Красильникова Лариса Валерьевна

В уроке использована технология учебного проекта. В ходе работы учащиеся создают буклет  "Тайны и загадки таблицы квадратов".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задача с картины

(102+112+122+132+142): 365 =

____________________________________________________

(Фамилия,имя автора буклета)

5 «___» класс МБОУ «Верховажская СОШ им. Я.Я.Кремлева» с.Верховажье,ул.Пионерская, д.27а

В оформлении буклета использована картина Н.П.Богданова-Бельского «Устный счёт»

Тайны и загадки таблицы квадратов натуральных чисел

Народный форум Николаева * Просмотр темы - В тему про тупых

С.Верховажье

2014 год

Таблица квадратов натуральных чисел

n

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

n2

n

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

n2

n

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

n2

Применение распределительного свойства умножения для устного возведения в квадрат:

112=11·11=11·(10+1)=11·10+11·1=110+11=121

192=19·19=19·(20-1)=19·20-19·1=380-19=361

Пары квадратов для запоминания

122 =                и        212 =

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Числовые палиндромы в таблице квадратов

Палиндромы в математике - это числа, которые читаются одинаково в обоих направлениях

12=

112=

1112=

11112=

262=

2642=

8362=

Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5

n

15

25

35

45

55

65

n2

Окончания квадратов: ____________

Первые цифры квадратов свяжите с первой цифрой возводимого числа:

2=

6=

12=

Правило: чтобы возвести в квадрат число, оканчивающееся 5, нужно умножить число, полученное отбрасыванием последней 5 на __________________ в натуральном ряду, и к результату приписать __________.

Пример:
65
2
Умножаем 6 на ___, получаем __. Приписываем ___, получаем ________.



Предварительный просмотр:

Группа 1

Задание № 1 «Таблица квадратов натуральных чисел»                                                (Распределите задание в группе - кто какое число будет возводить в квадрат. И кто у кого будет проверять!)

  1. Заполните предложенные части таблицы квадратов. Где удобно, воспользуйтесь распределительным свойством умножения. В остальных случаях вычислите обычным письменным умножением.

n

10

11

12

13

14

15

n2

Например, можно воспользоваться применением распределительного свойства относительно сложения или вычитания:

112 = 11 ∙ 11 = 11 · (10 + 1) =11 · 10 + 11 · 1 =110 + 11=121

292 = 29 · 29 = 29 ∙ (30 – 1) =29 · 30 – 29 · 1 =870 – 29=841

Либо выполнить умножение столбиком.

  1. Перенесите в буклете соответствующие значения квадратов, которые уже вычислили.
  2.  Заполните в буклете остальные пустые ячейки

____________________________________________________________________________

Группа 2

Задание № 1 «Таблица квадратов натуральных чисел»                                                (Распределите задание в группе - кто какое число будет возводить в квадрат. И кто у кого будет проверять!)

  1. Заполните предложенные части таблицы квадратов. Где удобно, воспользуйтесь распределительным свойством умножения. В остальных случаях вычислите обычным письменным умножением.

n

16

17

18

19

20

21

n2

Например, можно воспользоваться применением распределительного свойства относительно сложения или вычитания:

112 = 11 ∙ 11 = 11 · (10 + 1) =11 · 10 + 11 · 1 =110 + 11=121

292 = 29 · 29 = 29 ∙ (30 – 1) =29 · 30 – 29 · 1 =870 – 29=841

Либо выполнить умножение столбиком.

  1. Перенесите в буклете соответствующие значения квадратов, которые уже вычислили.
  2.  Заполните в буклете остальные пустые ячейки

Группа 3

Задание № 1 «Таблица квадратов натуральных чисел»                                                (Распределите задание в группе - кто какое число будет возводить в квадрат. И кто у кого будет проверять!)

  1. Заполните предложенные части таблицы квадратов. Где удобно, воспользуйтесь распределительным свойством умножения. В остальных случаях вычислите обычным письменным умножением.

n

22

23

24

25

26

27

n2

Например, можно воспользоваться применением распределительного свойства относительно сложения или вычитания:

112 = 11 ∙ 11 = 11 · (10 + 1) =11 · 10 + 11 · 1 =110 + 11=121

292 = 29 · 29 = 29 ∙ (30 – 1) =29 · 30 – 29 · 1 =870 – 29=841

Либо выполнить умножение столбиком.

  1. Перенесите в буклете соответствующие значения квадратов, которые уже вычислили.
  2.  Заполните в буклете остальные пустые ячейки

____________________________________________________________________________

Группа 4

                

Задание № 1 «Таблица квадратов натуральных чисел»                                                (Распределите задание в группе - кто какое число будет возводить в квадрат. И кто у кого будет проверять!)

  1. Заполните предложенные части таблицы квадратов. Где удобно, воспользуйтесь распределительным свойством умножения. В остальных случаях вычислите обычным письменным умножением.

n

28

29

30

31

111

264

836

n2

Например, можно воспользоваться применением распределительного свойства относительно сложения или вычитания:

112 = 11 ∙ 11 = 11 · (10 + 1) =11 · 10 + 11 · 1 =110 + 11=121

292 = 29 · 29 = 29 ∙ (30 – 1) =29 · 30 – 29 · 1 =870 – 29=841

Либо выполнить умножение столбиком.

  1. Перенесите в буклете соответствующие значения квадратов, которые уже вычислили.
  2.  Заполните в буклете остальные пустые ячейки



Предварительный просмотр:

Задание № 2 Выявление закономерностей между числами в таблице

  1. Рассмотрите внимательно числа в таблице квадратов.
  2. Отберите пары квадратов удобные для запоминания, то есть которые чем-то схожи.
  3. Например, 122=144, а 212=441

__________________________________________________________________

Задание № 2 Выявление закономерностей между числами в таблице

  1. Рассмотрите внимательно числа в таблице квадратов.
  2. Отберите пары квадратов удобные для запоминания, то есть которые чем-то схожи.
  3. Например, 122=144, а 212=441

__________________________________________________________________

Задание № 2 Выявление закономерностей между числами в таблице

  1. Рассмотрите внимательно числа в таблице квадратов.
  2. Отберите пары квадратов удобные для запоминания, то есть которые чем-то схожи.
  3. Например, 122=144, а 212=441

__________________________________________________________________

Задание № 2 Выявление закономерностей между числами в таблице

  1. Рассмотрите внимательно числа в таблице квадратов.
  2. Отберите пары квадратов удобные для запоминания, то есть которые чем-то схожи.
  3. Например, 122=144, а 212=441

__________________________________________________________________

Задание № 2 Выявление закономерностей между числами в таблице

  1. Рассмотрите внимательно числа в таблице квадратов.
  2. Отберите пары квадратов удобные для запоминания, то есть которые чем-то схожи.
  3. Например, 122=144, а 212=441


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет - Математика. Класс 5.

Базовый учебник – Н.Я. Виленкин «Математика -5».

Тема урока – Решение упражнений по теме «Квадрат и куб числа».

Тип и форма урока – Проектная работа по составлению таблицы квадратов и кубов натуральных чисел.

Цель урока - нахождение и исследование закономерностей между числами и их квадратами в таблице квадратов натуральных чисел.

Задачи урока:

- повторить понятия степень числа, квадрат и куб числа, распределительное свойство умножения;

научиться использовать распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания для вычисления квадрата числа;

- найти закономерности в таблице квадратов, помогающие запомнить квадраты чисел;

- подготовить буклет «Тайны и загадки таблицы квадратов натуральных чисел».

Метод - учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые, игровые методики.

Подготовка к уроку:

разбить учащихся на группы;

- подготовить для каждой группы задания;

- распечатать шаблоны буклетов;

- подготовить презентацию.

Оборудование:

- интерактивная доска.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Формируемые УУД

1

Организационный момент. Мотивация к теме урока

Приветствует учеников, контролирует подготовку рабочих мест.

Создает условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность. Мотивирует учащихся

Приветствуют учителя, проверяют подготовку рабочих мест. Слушают учителя.

Выполняют задание учителя прочитать выражение, записанное на доске.

Слайд № 1

На слайде вы видите картину русского художника Н.П. Богданова-Бельского «Устный счёт», написанную в 1895 году.

На картине изображена деревенская школа XIX века во время урока устного счёта. Учитель — реальный человек, Сергей Александрович Рачинский. Он был профессором Московского университета, ботаником и математиком. На волне народничества в 1872 году Рачинский вернулся в родное село Татево, где создал школу с общежитием для крестьянских детей, разработал уникальную методику обучения устному счёту. Эпизоду из жизни школы с творческой атмосферой, царившей на уроках, посвятил своё произведение Богданов-Бельский, бывший сам учеником Рачинского. На доске написана задача, которую необходимо решить ученикам:   \"\\"\\\\"\\\\\\\\frac{10^2\\"\"

У нас на доске эта задача продублирована, но с небольшими изменениями, без знака дробной черты, т.к. обыкновенные дроби мы будем изучать позднее. ((102+112+122+132+142):365).

 Решить устно этот пример вам поможет наш урок.

А задание с картины как нельзя лучше подходит к теме нашего урока «Тайны и загадки таблицы квадратов натуральных чисел».

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Познавательные: формирование интереса к данной теме

Личностные: мотивация учения

2

Постановка и формулирование задач урока

Вместе с учащимися определяет цель урока; задачи, акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

Определяют цель и задачи урока

Давайте вместе сформулируем

цель урока Слайд 2

- нахождение и исследование закономерностей между числами и их квадратами в таблице квадратов натуральных чисел.

Задачи: Слайды № 3-5

  1. Повторить понятие степени числа, квадратов и кубов чисел, распределительное свойство умножения.
  2. Научиться заполнять таблицу квадратов, в том числе используя приемы устного счета.
  3. Найти закономерности, связи между числами в таблице квадратов, помогающие запомнить квадраты чисел.

Регулятивные: целеполагание

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Личностные: самоопределение

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса

3

Актуализация знаний, подготовка к введению нового материала (устный счет)

Организация устного счета и повторение основных понятий степени, квадрата, куба числа и распределительного свойства умножения.

Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.

Высказывают и обосновывают свои предположения.

Слайды № 6 - 8

Устный счёт:

  1. Как называют выражение 105? Назовите основание и показатель степени.
  2. Используя специальные названия второй и третьей степени прочитайте степени: 22; 23; 32; 33; 52.
  3. Пользуясь распределительным свойством умножения вычислите:

15*(10+1) = 165                17*11         = 187        

26*(10-1)= 234                13*9 =117        

Обратимся к задачам урока. Какую задачу нам удалось решить? Слайд №9

Возьмите оценочные листы, подпишите их и поставьте себе оценку за работу на устном счете.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Познавательные: структурирование собственных знаний

Личностные: оценивание усвояемого материала

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

4

Усвоение новых знаний и способов действий при заполнении таблицы квадратов натуральных чисел

  Организует исследовательскую работу по нахождению приемов устного возведения в квадрат.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Предлагает в группах заполнить части таблицы квадратов.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют выводы наблюдений.

Пробуют применить распределительное свойство умножения для возведения в квадрат.

Формулируют конечный результат своей работы: правило устного возведения в квадрат.

Работая в группах выполняют практическое задание по применению выведенного правила.

Сегодня мы будем работать над созданием буклетов. Подпишем их.

Буклет - (англ. booklet - букв. - книжечка), произведение печати на одномпечатном листе, сложенном любыми способами в два сгиба и более.

1) Начнем работу с таблицей квадратов натуральных чисел. Заполним устно таблицу квадратов от 1 до 10. Слайд № 10

2) Слайд № 11.  Незаполненная таблица квадратов от 11 до 30.

Задание №1 группам: 

Заполните предложенные части таблицы квадратов натуральных чисел, где удобно воспользуйтесь распределительным свойством умножением относительно сложения и вычитания, перейдя к «круглым» числам, для заполнения значений квадратов. После вычислений занесите соответствующие значения в буклет.

 На слайде с помощью анимации показаны примеры такого вычисления.

112=11*11=11*(10+1)=11*10+11*1=110+11=121

292=29*29=29*(30-1)=29*30-29*1=870-29=841

 Одной из групп добавлены задания вычислить квадраты чисел 111, 1111, 264, 836.

Слайд №12. Для самопроверки на слайде предлагается заполненная таблица. Также группам раздается таблица квадратов в печатном виде. Группы заполняют в буклет остальные значения таблицы.

Обратимся к задачам урока. Какую задачу нам удалось решить? Слайд №11

Возьмите оценочные листы, подпишите их и поставьте себе оценку за работу за заполнение таблицы квадратов.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной проблемы и контроль полученного результата, высказывание своего предположения, выполнение работы по  предложенному плану

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя), преобразовывать информацию из одной формы в другую

Личностные: формирование готовности к самообразованию

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

5

Физкультминутка

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся

Учащиеся сменили деятельность и готовы продолжить работу

Слайд №13

6

Выявление закономерностей между числами в таблице.

Предлагает, работая в группах и обсуждая, проанализировать заполненную таблицу квадратов, выявить закономерности, схожесть пар квадратов,

Выявить палиндромы в таблице квадратов.

Работая в группах по плану исследования, ищут пары схожих чисел, чтобы потом обсудить найденные пары для запоминания.

Ищут палиндромы в таблице квадратов.

  1. Пары для запоминания. Слайд № 14

На следующем слайде представлена заполненная таблица. Ребятам предлагается рассмотреть внимательно числа и найти закономерности, помогающие запомнить квадраты чисел. Задание №2 группам

В ходе обсуждения называются пары квадратов

12 и 21: 144 и 441; то же самое подмечается для квадратов

13 и 31: 169 и 961;

242=576 и 262=676 (разница на 100)

232=529 и 272=729 (на 200)

222=484 и 282=784 (на 300)

  1. Палиндромы. Слайд №15

Интересно, что квадраты некоторых чисел можно читать как обычным образом, так и справа налево. Некоторые из них найти очень легко.

Например, одна из групп, которой были даны такие интересные числа, сообщат нам ответы: 12=1; 112=121; 1112=12321; 11112=1234321.

Все получившиеся числа – палиндромы. (Кроме приведенных данное правило применимо к любому числу единиц, не превосходящему 9).

Однако существуют и другие нерегулярные случаи.

Например, 2642=69696; 22852=5221225; 8362=698896.

Кроме математики палиндромы встречаются в русском языке, музыке, биологии.

Доклад ученика о палиндромах не в математике.

Заполните в буклете информацию о палиндромах и парах квадратов для запоминания.

Обратимся к задачам урока. Какую задачу нам удалось решить? Слайд №16. Возьмите оценочные листы, подпишите их и поставьте себе оценку за работу за заполнение таблицы квадратов.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Познавательные: структурирование собственных знаний, анализ

Личностные: оценивание усвояемого материала

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, осознание ответственности за общее дело

7

Решение учебной задачи

Предлагает, опираясь на полученные знания на уроке, решить пример с картины устно

Вычисляют пример, применяя знания полученные на уроке

Слайд №17. Итак, получив сегодня на уроке новые знания, вы сможете без труда вычислить выражение с картины. Приступайте.

Самопроверка: Слайд №18 (102+112+122+132+142):365=(100+121+144+169+196):365=(100+290+34):365=730:365=2). После решения этого примера сделать вывод, что мы быстро вычислили, но все равно навыки устного счета не так развиты, как у учеников на картине, поэтому на следующих уроках мы будем совершенствовать устные вычисления и узнаем еще много разных приемов и правил для облегчения наших вычислений.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Познавательные: структурирование собственных знаний

Личностные: оценивание усвояемого материала

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

8

Постановка домашнего задания

Дает комментарий к домашнему заданию

Записывают домашнее задание, Выбирают задание в соответствии с уровнем развития.

Слайд №19

Доработать буклет, если кто-то не все успел на уроке.

На выбор либо № 658, либо заполнить страничку буклета прием возведения в квадрат чисел, оканчивающихся на 5.

9

Рефлексия деятельности

Организует подведение итогов работы групп и класса в целом

Учащиеся сдают карточки самооценивания

Конечный продукт урока – буклет готов.

Слайд № 20

Оцените работу в группе каждого и выставите итоговую оценку за урок.

Слайд № 21 Лист самооценки

Вспомним цель урока и решим – достигли ли мы ее. Слайд 21

Регулятивные

Оценивание собственной деятельности на уроке, подведение итогов работы.

Литература:

  1. Математика 5 класс: учеб. для учащихся общеобразовательных организаций / Н.Я.Виленкин, М.:Мнемозина,  2014.
  2. Математика 5 класс: учеб. для учащихся общеобразовательных организаций с прил. на электрон. носителе/ С.М.Никольский, М.:Просвещение, 2013.
  3. Математика. Устные упражнения. 5-6 классы: пособие для учителя/ М.Просвещение, 2011.
  4. Поурочные разработки по математике. 5 класс, Попова Л.П.- М.: Вако, 2014
  5. Исследовательская и проектная работа школьников 5-11 классы /Под ред. А.В.Леонтовича. – М.: Вако, 2014
  6. Математика. Проекты? Проекты… Проекты! 5-11 классы: учебно-методическое пособие/ Е.М.Фридман, - Ростов н/Д: Легион,2014

Интернет-ресурсы:

http://www.arbuz.uz/t_numbers.html

http://forum.schoolpress.ru/article/44/685


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математики в 5 классе по теме "Округление натуральных чисел"

Урок-презентация для легкого восприятия нового материала....

План урока математики в 5 классе «Умножение и деление натуральных чисел с остатком»

Цель урока: Обобщить знания на  умножение и деление натуральных чисел с остатком. Задачи: Выделить наиболее общие и существенные понятия, законы и закономерности для формирования знаний, уме...

Урок математики в 5 классе по теме "Обозначение натуральных чисел"

Второй урок математики в учебном году. Цели данного урока  систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах; развивать навыки познавательной деятельности; самостоятельности принятия реш...

Разработка урока математики в 5 классе по теме "Деление натуральных чисел", внедрение ФГОС нового поколения

Урок открытия и изучения новых знаний через экспериментальную проверку, с помощью наблюдений. Урок с применением технологии учебных циклов, ИКТ, здоровьесбережения, личностно-ориентированного обучения...

Урок математики в 5 классе "Тайны и загадки таблицы квадратов натуральных чисел"

В уроке использована технология учебного проекта. В ходе работы учащиеся создают буклет  "Тайны и загадки таблицы квадратов"....

Открытый урок математики в 5 классе по теме "Умножение натуральных чисел. Переместительное свойство умножения" по учебнику Математика 5 класс А.Г. Мерзляк и др.

Конспект урока по теме "Умножение натуральных чисел. Переместительное свойство умножения." Урок открытия новых знаний и их первоначальное закрепление....