Технологическая карта М5 Задачи на движение по реке
учебно-методический материал по алгебре (5 класс) на тему

Кузнецов Виталий Алексеевич

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме "Движение по реке".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta_m5_zadachi_na_dvizhenie_po_reke.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет – Математика.

Класс 5

Базовый учебник – Бунимович Е.А., Дорофеев Г.В., Суворова С.Б. «Математика. Арифметика. Геометрия»

Тема урока        - Задачи на движение по реке

Цель урока         - Формирование умения решать текстовые задачи на движение по реке, используя схематическую запись условия задачи.

Задачи урока: - организовать воспроизведение формулы отношений пути, времени и скорости;

                - подвести к осознанию и усвоению понятия, правила нахождения пути, скорости и времени при движении тел по реке;

                - научить составлять схемы, способствующие решению задач на движение по реке, включающие краткую запись;

                - сформировать умение анализировать условие текста задачи, выделяя движение по течению, против течения реки;

                - формировать умение высказывать своё мнение, обосновывать его.

Тип урока - Урок первичного предъявления новых знаний.

Необходимое оборудование – учебник; задачник-тренажёр, медиапроектор, колонки.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Формируемые УУД

1

Организаци-онный момент

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Проверяют свою готовность к уроку.

Регулятивные (организация рабочего места)

Коммуникативное (форма приветствия)

2

Проверка домашнего задания

Организует проверку

Выполняют самопроверку;

Определяют сближаются или удаляются тела;

Воспроизводят формулы нахождения пути, скорости, времени в случае сближения.

Объясняют свой выбор формулы.

Объясняют необходимость перевода единиц измерения

№1. (Задача, составленная одним из обучающихся в качестве творческого домашнего задания) Из Хогвардса и из замка Азкабана навстречу друг другу вылетели Гарри Поттер и Рон Уизли. Успеют ли они встретиться через полчаса, если их скорости 1200 м/мин и 900 м/мин соответственно, а расстояние между Хогвардсом и замком 63 км?

Личностные (смыслообразование)

Коммуникативные (высказывание своих идей, обоснование их, принятие чужого мнения)

Регулятивные

(контроль,

коррекция)

Познавательные предметные  (установление связей и логических цепочек)

Общеучебные (анализ текста)

3

Актуализация знаний, подготовка к введению нового материала

1. Организует повторение системы опорных понятий:);

2. Формулирует задание, обнаруживающее недостаток знай,  ставящее проблему.

Запись формул нахождения пути, скорости и времени и единиц их измерения в словесной и буквенной формулировке;

Анализируют условие задачи и определяют проблему, не позволяющую решить задачу известными способами.

Путь = скорость · время, S = v · t [км, м]

Скорость = путь : время v = S : t [км/ч, м/с]

Время  = путь : скорость t = S : v [ч, мин, с]

№2.Катер идёт от одной станции до другой вниз по течению реки 2 часа. Какое расстояние пройдёт катер, если его собственная скорость 15 км/ч, а скорость течения реки 3 км/ч? За какое время катер прошёл обратный путь?

Личностные (смыслообразование)

Коммуникативные (высказывание своих идей, обоснование их, анализ и принятие чужого мнения)

Регулятивные

(самоконтроль,

самокоррекция)

Познавательные Предметные

(использование знако-символической записи математического понятия)

Общеучебные (анализ текста, сравнение, постановка проблемы)

4

Постановка цели урока

Формулирует тему урока и просит обучающихся, с помощью слов помощников (изучим, узнаем, применим) сформулировать задачи урока.

Создает эмоциональный настрой на работу.

Проводят параллель с ранее изученными способами решения задач.

Формулируют задачи урока.

Записывают в тетради тему урока.

Достаточно ли нам знаний, чтобы ответить на вопросы задачи?

В чём состоит основное отличие первой и второй ситуаций, описанных в задаче?

В каких практических случаях можно применить такие способы решения задач?

Личностные (личностное восприятие цели урока)

Коммуникативные (умение лаконично формулировать свои мысли)

Регулятивные

(целеполагание, коррекция)

Познавательные (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме)

5

Первичное восприятие нового учебного материала

Организует работу  в парах.

Побуждает к высказыванию способа решения, поиску других способов, их сравнению.

С помощью наводящих вопросов подводит к определению понятий «скорость по течению», «скорость против течения», «собственная скорость», дает образец комментирования и записи решения упражнений.

Указывает на существенную роль течения реки, сравнивая время движения по и против течения.

Организует работу по осмыслению ТРЁХ типов движения.

Организует работу по определению скорости течения при условии, что известны скорости движения по и против течения

Высказывают свои предположения в паре.

Обосновывают выбор способа решения задачи, озвучивая мнение пары.

Определяют тип движении и применяют соответственный способ движения.

Подходят к выводу, что скорость движения по течению больше скорости движения против течения  НА ДВЕ СКОРОСТИ ТЕЧЕНИЯ.

Составить графические схемы к условию задачи.

Сделать запись решения для каждого случая.

I случай:

  1. 15 + 3 = 18 км/ч СКОРОСТЬ ПО ТЕЧЕНИЮ РЕКИ
  2. 18 ∙ 2 = 36 км

II случай:

  1. 15 – 3 = 12 км/ч СКОРОСТЬ ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ РЕКИ
  2. 36 : 12 = 3 ч

№3. Три лодки движутся с одинаковой скоростью – 12 км/ч, но первая по течению реки, втора – против течения реки, третья – по озеру. Найдите расстояния, которые пройдут лодки за 1 час, если скорость течения реки 2 км/ч.

№4. (166) Скорость катера по течению реки 19 км/ч, а против течения 15 км/ч. Найти:                     а) скорость течения реки; б) собственную скорость катера.

Личностные (умение делать осмысленный выбор)

Коммуникативные (умение договариваться, управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий )

Регулятивные

(планирование,  коррекция)

Познавательные

Предментые (оформление решения задачи)

Общеучебные (структурирование информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, моделирование,  подведение под понятие, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений, выдвижение гипотез и их обоснование, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

 

Физкультминутка

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

Видеофрагмент

Регулятивные (саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию)

6

Первичное усвоение нового учебного материала

(применение правил в условиях выполнения учебных заданий)

Организует первичное усвоение материала, предлагая простейшие задачи на все случаи движения по реке.

Обеспечивает положительную реакцию учеников на преодоление трудностей одноклассниками.

Организует работу в группах.

Решают задачи в группах, различными способами, в том числе с  построением схемы и без неё.

№160. Заполнить таблицу.

Собственная скорость, км/ч

Скорость течения, км/ч

Скорость по течению, км/ч

Скорость против течения, км/ч

12

4

25

28

24

20

2

17

3

16

30

24

30

34

Личностные (самооценка) Коммуникативные (грамотная устная и письменная речь, умение сопереживать, поддержать, постановка вопросов)

Регулятивные (планирование хода решения, выбор уровня сложности работы, прогнозирование результата)

Познавательные Предметные (работа по алгоритму)

Общеучебные (выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, смысловое чтение)

7

Рефлексия деятельности

1. Дать количественную оценку работы обучающихся: Организация первичного контроля. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Организует беседу, связывая результаты урока с его целями.

2. Дать качественную оценку работы учащихся:

Обеспечивает положительную реакцию детей

Решают тест

Производят эмоционально окрашенную самооценку

Корабль двигавшийся по Атлантическому океану попадает в попутное течение Гольфстрим. Как изменится скорость корабля, если его собственная скорость была 12 узлов, а скорость дрейфующего рядом айсберга 3 узла?

1. Можно ли решить задачу, используя решения задач на движение по реке.

2.  Какую скорость ПО ТЕЧЕНИЮ или ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ потребуется найти в задаче.

3. Выберите правильно составленную схему к решению задачи. (4 Варианта)

4. Выберите верный вариант решения

1) 12 – 3 = 9 узлов

2) 12 + 3 = 15 узлов

3) 12, так как скорость не изменится

Выбрать ответ, отражающий ваше  отношение к уроку, соответственно поднимая правую или левую руку

доволен / не доволен

не устал / устал

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

Личностные (Самооценка)

Коммуникативное (невербальные способы общения)

Регулятивные

(оценка, планирование)

Познавательные Предметные (перевод единиц)

Общеучебные (поиск ошибок, решение тестовых задач, переход от  одного языка на другой, оценка реалистичности, перенос знаний в другие условия)

8

Постановка домашнего задания

Дает комментарий к домашнему заданию. Предлагает задания разного объёма и уровня сложности

Учащиеся записывают в дневники задание.

Задания из тетради задачника- тренажёра:

Обязательный уровень: №№159, 162(а),

Повышенный уровень: №№169

Творческий уровень: Определить ситуации, в которых можно использовать данные способы решения.

Личностные (Самооценка)

Коммуникативное (восприятие устной речи)

Регулятивные (планирование, прогнозирование)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме "Задачи на движение по реке"

Методическая разработка урока по УМК Петерсон "Математика5". В уроке представлены все основные типы задач на движение по реке. В разработке представлены все концепции, заложенные в программе развивающ...

Задачи на движение по реке

  С давних пор задачи играют огромную роль в обучении. Решение задач выступает и как цель,и как средство обучения. Умение ставить и решать задачи является одним из основных показателей уро...

Сложные задачи на движение по реке

Сложные задачи на движение по реке....

Подготовка к ЕГЭ. Задания В13. "Задачи на движение по реке"

В работе представлены решения всех прототипов В13 из банка заданий ЕГЭ по теме "Задачи на движение по реке". Подобраны задачи для самоподготовки учащихся. Ко всем задачам даны ответы. Они сведены...

Технологическая карта М5 Задачи на втречное движение

Технологическая карта М5 Задачи на втречное движение...

Технологическая карта урока "Задачи на движение по реке" , 5 класс

Данный урок разработан в соответствии с ФГОС. Цели урока: сформировать и развивать навыки решения задач на движения по реке и против течения. Урок сопровождается презентаций. Благодаря интер...

Технологическая карта урока в 5 классе по теме: "Задачи на движение по реке"

Коспект расчитан на урок продолжительностью 40 минут.  Есть индивидуальная работа, групповая, фронтальная....