№ |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
Формируемые УУД |
1 | Организаци-онный момент | Проверяет готовность обучающихся к уроку.
| Проверяют свою готовность к уроку.
|
| Регулятивные (организация рабочего места) Коммуникативное (форма приветствия)
|
2 | Проверка домашнего задания | Организует проверку | Выполняют самопроверку; Определяют сближаются или удаляются тела; Воспроизводят формулы нахождения пути, скорости, времени в случае сближения. Объясняют свой выбор формулы. Объясняют необходимость перевода единиц измерения
| №1. (Задача, составленная одним из обучающихся в качестве творческого домашнего задания) Из Хогвардса и из замка Азкабана навстречу друг другу вылетели Гарри Поттер и Рон Уизли. Успеют ли они встретиться через полчаса, если их скорости 1200 м/мин и 900 м/мин соответственно, а расстояние между Хогвардсом и замком 63 км? | Личностные (смыслообразование) Коммуникативные (высказывание своих идей, обоснование их, принятие чужого мнения) Регулятивные (контроль, коррекция) Познавательные предметные (установление связей и логических цепочек) Общеучебные (анализ текста) |
3 | Актуализация знаний, подготовка к введению нового материала | 1. Организует повторение системы опорных понятий:);
2. Формулирует задание, обнаруживающее недостаток знай, ставящее проблему.
| Запись формул нахождения пути, скорости и времени и единиц их измерения в словесной и буквенной формулировке;
Анализируют условие задачи и определяют проблему, не позволяющую решить задачу известными способами.
| Путь = скорость · время, S = v · t [км, м] Скорость = путь : время v = S : t [км/ч, м/с] Время = путь : скорость t = S : v [ч, мин, с]
№2.Катер идёт от одной станции до другой вниз по течению реки 2 часа. Какое расстояние пройдёт катер, если его собственная скорость 15 км/ч, а скорость течения реки 3 км/ч? За какое время катер прошёл обратный путь? | Личностные (смыслообразование) Коммуникативные (высказывание своих идей, обоснование их, анализ и принятие чужого мнения) Регулятивные (самоконтроль, самокоррекция) Познавательные Предметные (использование знако-символической записи математического понятия) Общеучебные (анализ текста, сравнение, постановка проблемы)
|
4 | Постановка цели урока | Формулирует тему урока и просит обучающихся, с помощью слов помощников (изучим, узнаем, применим) сформулировать задачи урока. Создает эмоциональный настрой на работу. | Проводят параллель с ранее изученными способами решения задач. Формулируют задачи урока. Записывают в тетради тему урока. | Достаточно ли нам знаний, чтобы ответить на вопросы задачи? В чём состоит основное отличие первой и второй ситуаций, описанных в задаче? В каких практических случаях можно применить такие способы решения задач? | Личностные (личностное восприятие цели урока) Коммуникативные (умение лаконично формулировать свои мысли) Регулятивные (целеполагание, коррекция) Познавательные (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме)
|
5 | Первичное восприятие нового учебного материала
| Организует работу в парах. Побуждает к высказыванию способа решения, поиску других способов, их сравнению. С помощью наводящих вопросов подводит к определению понятий «скорость по течению», «скорость против течения», «собственная скорость», дает образец комментирования и записи решения упражнений. Указывает на существенную роль течения реки, сравнивая время движения по и против течения.
Организует работу по осмыслению ТРЁХ типов движения.
Организует работу по определению скорости течения при условии, что известны скорости движения по и против течения | Высказывают свои предположения в паре. Обосновывают выбор способа решения задачи, озвучивая мнение пары.
Определяют тип движении и применяют соответственный способ движения.
Подходят к выводу, что скорость движения по течению больше скорости движения против течения НА ДВЕ СКОРОСТИ ТЕЧЕНИЯ. | Составить графические схемы к условию задачи. Сделать запись решения для каждого случая. I случай: - 15 + 3 = 18 км/ч СКОРОСТЬ ПО ТЕЧЕНИЮ РЕКИ
- 18 ∙ 2 = 36 км
II случай: - 15 – 3 = 12 км/ч СКОРОСТЬ ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ РЕКИ
- 36 : 12 = 3 ч
№3. Три лодки движутся с одинаковой скоростью – 12 км/ч, но первая по течению реки, втора – против течения реки, третья – по озеру. Найдите расстояния, которые пройдут лодки за 1 час, если скорость течения реки 2 км/ч.
№4. (166) Скорость катера по течению реки 19 км/ч, а против течения 15 км/ч. Найти: а) скорость течения реки; б) собственную скорость катера. | Личностные (умение делать осмысленный выбор) Коммуникативные (умение договариваться, управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий ) Регулятивные (планирование, коррекция) Познавательные Предментые (оформление решения задачи) Общеучебные (структурирование информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, моделирование, подведение под понятие, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений, выдвижение гипотез и их обоснование, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
|
Физкультминутка | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. | Видеофрагмент | Регулятивные (саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию)
|
6 | Первичное усвоение нового учебного материала (применение правил в условиях выполнения учебных заданий) | Организует первичное усвоение материала, предлагая простейшие задачи на все случаи движения по реке. Обеспечивает положительную реакцию учеников на преодоление трудностей одноклассниками. Организует работу в группах. | Решают задачи в группах, различными способами, в том числе с построением схемы и без неё.
| №160. Заполнить таблицу. Собственная скорость, км/ч | Скорость течения, км/ч | Скорость по течению, км/ч | Скорость против течения, км/ч | 12 | 4 |
|
| 25 |
| 28 |
| 24 |
|
| 20 |
| 2 | 17 |
|
| 3 |
| 16 |
|
| 30 | 24 | 30 |
| 34 |
|
| Личностные (самооценка) Коммуникативные (грамотная устная и письменная речь, умение сопереживать, поддержать, постановка вопросов) Регулятивные (планирование хода решения, выбор уровня сложности работы, прогнозирование результата) Познавательные Предметные (работа по алгоритму) Общеучебные (выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, смысловое чтение) |
7 | Рефлексия деятельности | 1. Дать количественную оценку работы обучающихся: Организация первичного контроля. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Организует беседу, связывая результаты урока с его целями.
2. Дать качественную оценку работы учащихся: Обеспечивает положительную реакцию детей | Решают тест
Производят эмоционально окрашенную самооценку | Корабль двигавшийся по Атлантическому океану попадает в попутное течение Гольфстрим. Как изменится скорость корабля, если его собственная скорость была 12 узлов, а скорость дрейфующего рядом айсберга 3 узла? 1. Можно ли решить задачу, используя решения задач на движение по реке. 2. Какую скорость ПО ТЕЧЕНИЮ или ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ потребуется найти в задаче. 3. Выберите правильно составленную схему к решению задачи. (4 Варианта) 4. Выберите верный вариант решения 1) 12 – 3 = 9 узлов 2) 12 + 3 = 15 узлов 3) 12, так как скорость не изменится
Выбрать ответ, отражающий ваше отношение к уроку, соответственно поднимая правую или левую руку доволен / не доволен не устал / устал понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным | Личностные (Самооценка) Коммуникативное (невербальные способы общения) Регулятивные (оценка, планирование) Познавательные Предметные (перевод единиц) Общеучебные (поиск ошибок, решение тестовых задач, переход от одного языка на другой, оценка реалистичности, перенос знаний в другие условия) |
8 | Постановка домашнего задания | Дает комментарий к домашнему заданию. Предлагает задания разного объёма и уровня сложности | Учащиеся записывают в дневники задание. | Задания из тетради задачника- тренажёра: Обязательный уровень: №№159, 162(а), Повышенный уровень: №№169 Творческий уровень: Определить ситуации, в которых можно использовать данные способы решения. | Личностные (Самооценка) Коммуникативное (восприятие устной речи) Регулятивные (планирование, прогнозирование) |