Технологическая карта М5 Задачи на втречное движение
методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему

Кузнецов Виталий Алексеевич

Технологическая карта М5 Задачи на втречное движение

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет – Математика.

Класс 5

Базовый учебник – Бунимович Е.А., Дорофеев Г.В., Суворова С.Б. «Математика. Арифметика. Геометрия»

Тема урока        - Задачи на движение в противоположных направлениях

Цель урока         - Формирование умения решать текстовые задачи на движение в противоположных направлениях, используя схематическую запись условия задачи.

Задачи урока: - организовать воспроизведение формулы отношений пути, времени и скорости;

                - подвести к осознанию и усвоению понятия, правила нахождения пути, скорости и времени при движении тел в противоположные стороны;

                - научить составлять схемы, способствующие решению задач, включающие краткую запись;

                - сформировать умение анализировать условие текста задачи, выделяя скорость, время, путь;

                - формировать умение высказывать своё мнение, обосновывать его.

Тип урока - Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Необходимое оборудование – учебник; задачник-тренажёр, медиапроектор, колонки.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Формируемые УУД

1

Организаци-онный момент

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Проверяют свою готовность к уроку.

Регулятивные (организация рабочего места)

Коммуникативное (форма приветствия)

2

Проверка домашнего задания

Организует проверку

Выполняют самопроверку;

Воспроизводят формулы нахождения пути, скорости, времени.

Объясняют свой выбор формулы..

Объясняют способ нахождения недостающих данных в №3.

№1. Школьный автобус, доставил команду по биатлону из Юрова в Верховажье на соревнования за 6 часов. Каково расстояние от Юрова до Верховажья, если автобус двигался со средней скоростью 50 км/ч?

№2. Лыжник прошёл биатлонную трассу 10 000 м  за 33 мин 20 с. С какой скоростью бежал спортсмен?

№3. За какое время команда вернулась обратно в Юрово, если скорость была на 10 км/ч больше, чем при движении в Верховажье?

Личностные (смыслообразование)

Коммуникативные (высказывание своих идей, обоснование их, принятие чужого мнения)

Регулятивные

(контроль,

коррекция)

Познавательные предметные  (установление связей и логических цепочек)

Общеучебные (анализ текста)

3

Актуализация знаний, подготовка к введению нового материала

1. Организует повторение системы опорных понятий:);

2. Формулирует задание, обнаруживающее недостаток знай,  ставящее проблему.

Запись формул нахождения пути, скорости и времени и единиц их измерения в словесной и буквенной формулировке;

Анализируют условие задачи и определяют проблему, не позволяющую решить задачу известными способами.

Путь = скорость · время, S = v · t [км, м]

Скорость = путь : время v = S : t [км/ч, м/с]

Время  = путь : скорость t = S : v [ч, мин, с]

№1. Из одного пункта одновременно в противоположных направлениях вышли два пешехода. Скорость одного из них 5 км/ч, скорость другого –   4 км/ч. Какое расстояние будет между ними через три часа.

Личностные (смыслообразование)

Коммуникативные (высказывание своих идей, обоснование их, анализ и принятие чужого мнения)

Регулятивные

(самоконтроль,

самокоррекция)

Познавательные Предметные

(использование знако-символической записи математического понятия)

Общеучебные (анализ текста, сравнение, постановка проблемы,)

4

Постановка цели урока

Формулирует тему урока и просит учащихся, с помощью слов помощников (изучим, узнаем, применим) сформулировать задачи урока.

Создает эмоциональный настрой на работу.

Проводят параллель с ранее изученными способами решения задач.

Формулируют задачи урока.

Записывают в тетради тему урока.

Достаточно ли нам знаний, чтобы решать данные задачи?

Достаточно ли будет только узнать способ решения задач нового типа?

Личностные (личностное восприятие цели урока)

Коммуникативные (умение лаконично формулировать свои мысли)

Регулятивные

(целеполагание, коррекция)

Познавательные (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме)

5

Первичное восприятие нового учебного материала

Организует работу  в парах.

Побуждает к высказыванию способа решения, поиску других способов, их сравнению.

С помощью наводящих вопросов подводит к определению понятий «скорость удаления», «скорость сближения».

Высказывают свои предположения в паре.

Обосновывают выбор способа решения задачи, озвучивая мнение пары.

Составить графическую схему к условию задачи.

Сделать запись решения двумя способами.

I способ:

  1. 5 · 3 = 15 км
  2. 4 · 3 = 12 км
  3. 15 + 12 = 27 км

II способ:

  1. 5 + 4 = 9 км/ч – СКОРОСТЬ УДАЛЕНИЯ
  2. 9 · 3 = 27 км

Личностные (умение делать осмысленный выбор)

Коммуникативные (умение договариваться, управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий )

Регулятивные

(планирование,  коррекция)

Познавательные

Предментые (оформление решения задачи)

Общеучебные (структурирование информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, моделирование,  подведение под понятие, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений, выдвижение гипотез и их обоснование. самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

 

Физкультминутка

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

Видеофрагмент

Регулятивные (саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию)

6

Первичное усвоение нового учебного материала

(применение правил в условиях выполнения учебных заданий)

Организует первичное усвоение правила:

дает образец комментирования и записи решения упражнений.

Обеспечивает положительную реакцию учеников на преодоление трудностей одноклассниками.

Организует самостоятельную работу с учебником.

Решают задачи, различными способами, в том числе с  построением схемы и без неё.

№195. Рассмотрев рисунок, вычислите для каждого случая скорость сближения или скорость удаления. Как вы думаете, кто мог двигаться в каждом из случаев?

№196. Из одного пункта в противоположных направлениях выехали два автомобиля со скоростями 60 км/ч и 80 км/ч. Какое расстояние будет между ними через три часа? Решить задачу двумя способами.

№202. Андрей вышел из школы и направился к дому со скоростью 90 м/мин. Через 10 мин из школы вышел Николай и пошёл в противоположном направлении со скоростью 100 м/мин. Какое расстояние будет между мальчиками: а) через 5 мин после выхода Николая;                

б) через 20 мин после выхода Андрея?

Личностные (самооценка) Коммуникативные (грамотная устная и письменная речь, умение сопереживать, поддержать, постановка вопросов)

Регулятивные (планирование хода решения, выбор уровня сложности работы, прогнозирование результата)

Познавательные Предметные (работа по алгоритму)

Общеучебные (выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, смысловое чтение, определение основной и второстепенной информации)

7

Рефлексия деятельности

1. Дать количественную оценку работы учащихся: Организация первичного контроля. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Организует беседу, связывая результаты урока с его целями.

2. Дать качественную оценку работы учащихся:

Обеспечивает положительную реакцию детей

Решают тест

Производят эмоционально окрашенную самооценку

Из Степурина и Панфилова одновременно вышли школьные автобусы: ПАЗ и Газель. Расстояние между посёлками 12 000 м. Скорости автобусов 15 м/с. Через какое время встретятся автобусы?

1. Требуется при решении задачи новый способ.

2.  Какую скорость СБЛИЖЕНИЯ или УДАЛЕНИЯ требуется найти в задаче.

3. Выберите правильно составленную схему к решению задачи. (4 Варианта)

4. Найти ошибки в решении задачи.

1) 15 · 2 = 30 м/с

2) 12 000 : 30 = 400 с = 4 мин.

Выбрать ответ, отражающий ваше  отношение к уроку, соответственно поднимая правую или левую руку

доволен / не доволен

не устал / устал

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

Личностные (Самооценка)

Коммуникативное (невербальные способы общения)

Регулятивные

(оценка, планирование)

Познавательные Предметные (перевод единиц)

Общеучебные (поиск ошибок, решение тестовых задач, переход от  одного языка на другой, оценка реалистичности)

8

Постановка домашнего задания

Дает комментарий к домашнему заданию. Предлагает задания разного объёма и уровня сложности

Учащиеся записывают в дневники задание.

Задания из тетради задачника- тренажёра:

Обязательный уровень: №№146, 147, 150(а),

Повышенный уровень: №№154(а), 155(б),

Творческий уровень: Составить задачу на движение в противоположных направлениях, чтобы предложить её для решения на следующем уроке.

Личностные (Самооценка)

Коммуникативное (восприятие устной речи)

Регулятивные (планирование, прогнозирование)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта М5 Задачи на движение по реке

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме "Движение по реке"....

Технологическая карта урока географии 6 класс "Движение воздуха"

Автор УМК по географии под  редакцией Е. М. Домогацкий, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков.Тема урока_ Движение воздуха Тип урока_ изучение и первичное закрепление Задачи урока: Раскрывать значение т...

Технологическая карта урока "Задачи на движение по реке" , 5 класс

Данный урок разработан в соответствии с ФГОС. Цели урока: сформировать и развивать навыки решения задач на движения по реке и против течения. Урок сопровождается презентаций. Благодаря интер...

Технологическая карта урока истории. 8 класс. Движение декабристов и восстание на Сенатской площади.

Технологическая карта урока истории. 8 класс.  Движение декабристов и восстание на Сенатской площади....

Технологическая карта урока по теме «Орбитальное движение Земли»

Технологическая карта урока по теме «Орбитальное движение Земли» для 5 класса.Урок изучения нового материала....

Технологическая карта урока по теме «Орбитальное движение Земли»

Технологическая карта составлена в соответствии с новым стандартом.Дидактическая цель урока включает: Образовательная цель: Обосновать роль различных источников информации, устанавливать взаимосвязи м...

Технологическая карта урока физики 9 класс "Движение тела по окружности"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА«Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью»с использованием электронной формы учебников в условиях реализации федерального государственного об...