Урок. Решение уравнений различными способами
план-конспект урока по алгебре (11 класс) на тему
Урок обобщения по теме "Решение уравнений различными способами"
Данный урок является 13 в курсе «Алгебра и начала математического анализа», и 9 в теме «Многочлены» по учебнику: А. Г. Мордкович, П. В. Семёнов. Алгебра и начала анализа. 11 класс. В двух частя. Учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень). - М.: Мнемозина. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации; соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2004 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок обобщения. Решение уравнений различными способами | 255.43 КБ |
Предварительный просмотр:
План конспект урока по математике. 11 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Чикская средняя общеобразовательная школа №7
Алгебра и начала математического анализа
11 класс
Урок
«Решение уравнений различными способами»
Автор-составитель: Зацепина Н. В.
Учитель математики
пгт. Чик
Коченёвский район
Новосибирская область
2010 год
Аннотация к уроку
Зацепина Надежда Владимировна, образование высшее, педагогический стаж – 20 лет, 1 квалификационная категория, учитель математики МОУ Чикская средняя общеобразовательная школа № 7.
Данный урок является 13 в курсе «Алгебра и начала математического анализа», и 9 в теме «Многочлены» по учебнику: А. Г. Мордкович, П. В. Семёнов. Алгебра и начала анализа. 11 класс. В двух частя. Учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень). - М.: Мнемозина, 2009. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации; соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2004 г.
Тема: «Решение уравнений различными способами».
Тип урока: обобщения и систематизации ЗУНов.
Форма организации урока: урок- семинар.
Оборудование: мультимедийная установка, мультимедийная презентация заданий, компьютеры по количеству обучающихся, учебник.
Цель урока: Обобщение и систематизация знаний обучающихся по решению уравнений различными способами на основе знания основных способов решения алгебраических уравнений из курса алгебры.
Задачи:
1.Обучающая:
- Обобщение и систематизация знаний обучающихся по решению уравнений различными способами на основе знания основных способов решения алгебраических уравнений из курса алгебры.
- Создание условий для осознанной подготовки к ЕГЭ.
- Формирование навыков самоконтроля, алгоритмической и компьютерной культуры обучающихся.
2.Развивающая:
- Продолжить развитие устной математической речи, внимания.
- Обеспечение условий для развития умений решать уравнения.
- Совершенствовать мыслительные умения старшеклассников (сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать и навыки обработки информации).
3.Воспитывающая:
- Развитие коммуникативных умений делового общения сверстников.
- Воспитание уверенности в собственных силах.
Особенность урока:
- Целенаправленно и продуктивно подготавливать обучающихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
- Поддерживать интерес к познавательному общению, к уроку, к обучению.
- Удовлетворить потребность школьника в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной сферах.
Особая роль в сознательном и продуктивном усвоении знаний принадлежит интересу, который может проявляться благодаря использованию ярких примеров, информационно-компьютерных технологий. Учитывая эту особенность, на уроке используется компьютерное тестирование с выходом на сайт http://www.uztest.ru/. Руководитель сайта - учитель математики высшей категории, кандидат педагогических наук, обладатель премии Президента - Ким Наталья Анатольевна. Сайт содержит большую базу заданий по различным разделам школьного курса «Математика». Учителям - зарегистрированным пользователям сайта, предоставлены следующие возможности:
1. Организация контроля знаний учащихся с помощью тестовых заданий:
- имеется более 5000 задач по всем разделам школьной математики, уникальных, не опубликованных в учебниках и задачниках;
- программа автоматически формирует индивидуальные задания для каждого ученика, согласно заданным учителем условиям;
- результаты выполнения работ учащимися (текущие и итоговые) учитель видит на своем компьютере.
2. Отработка навыков учащихся с помощью системы тренингов:
- тренинг - группа однотипных примеров, этих примеров сотни;
- если ученик решил неправильно пример - ему показывается подробное объяснение и дается следующий, другой пример;
- учитель задает условия тренинга - минимальное количество примеров, которое должен решить ученик и допустимый результат.
3. Ведение Интернет - журнала оценок учащихся:
- можно выставлять текущие оценки учащихся в журнал на сайте, значит информация, всегда доступна ученику и его родителям;
- допустимы оценки в разных шкалах баллов, рассчитываются итоги: количество оценок, сумма и средняя оценка за указанный период.
На сайте мною зарегистрированы все обучающиеся 11 «А» класса, оформлен Интернет – журнал. Для каждого школьника получен индивидуальный логин и пароль. Это позволяет обучающимся заходить в свой «личный кабинет», для выполнения тестовой работы, которая составляется мною по определённому условию, согласно теме и цели урока.
А применение на уроке мультимедийной презентации с красочной наглядностью усиливает мотивационный интерес обучающихся к обучению.
Предварительная подготовка к уроку предполагала следующие этапы:
- выбор темы;
- определение типа урока;
- определение круга вопросов;
- индивидуальная работа с некоторыми обучающимися;
- выбор методов, приёмов;
- подбор средств обучения,
- подбор дидактического материала.
При построении урока следует отметить, что:
- Происходит смена деятельности каждые 5 – 10 минут;
- Есть две динамических паузы;
- Имеет место межпредметная связь с уроками информатики.
- Все этапы урока работают на конечный результат
В соответствии с типом урока была предусмотрена следующая структура урока:
- Организационный момент.
- Сообщение темы и цели урока.
- Актуализация опорных знаний.
- Обобщение (беседа, решение уравнений устно и письменно).
- Контроль. Проверочная тестовая работа.
- Рефлексия.
- Подведение итогов. Домашнее задание.
На уроке были использованы следующие методы:
- По источникам передачи и характеру восприятия
- словесный (беседа, пояснения учителя);
- наглядный (демонстрация презентации);
- практический (нахождение корней уравнения устно, письменное решение уравнений, самостоятельная работа).
- информационно-коммуникативные (компьютерное тестирование, работа с сайтом учителя математики).
- По характеру познавательной деятельности
- репродуктивный;
- объяснительно-иллюстративный;
- проблемного изложения (постановка вопросов – почему?);
- частично- поисковый (определение оптимального способа решения заданного уравнения);
- продуктивный (оригинальность, беглость мысли; быстрота нахождения способа решения; способность применения знаний в новой ситуации).
3. Метод исследования:
- систематизация уравнений курса алгебры.
- ввод и использование текстовой информации на компьютере.
- Метод контроля и самоконтроля
- устный;
- письменный;
- автоматизированный;
- наблюдения учителя.
5. Метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.
6. Метод активного воздействия на эмоциональный интеллект обучающихся.
Приёмы:
- Приемы формирования и активизации отдельных операций мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения. («Узнай по описанию», «Узнай по иллюстрации»).
- Приемы, способствующие созданию проблемных, поисковых ситуаций в мыслительной деятельности обучающихся. Приём вызова с опорой на личный опыт и знания, – «Какие виды уравнений вам известны?»; «Что вы знаете о способах решения уравнений?». Создание ситуации познавательного поиска: определение вида выражения во время устного счёта; нахождение корней различных уравнений устно; сопоставление графика с формулой; нахождение способа решения заданного уравнения).
- Приемы, активизирующие эмоции учащихся («психологическая минутка» в начале урока, использование различного оформления заданий)
- Приёмы контроля, самоконтроля, самообучения: фронтальный опрос; индивидуальный опрос; самостоятельная работа; невербальный приём – наблюдение учителя. Приёмы самоконтроля: самопроверка по «всплывающим» ответам; приём самообучения – индивидуальная тестовая работа за компьютером).
- Приемы управления в учебном процессе межличностными отношениями:
Приём личностной значимости: «Что на уроке вам понравились?»
Приём высказывания оценочных суждений – «Что вы приобрели необходимого для подготовки к ЕГЭ?»
Учитывая требования к современному уроку, были использованы следующие технологии:
- Использования информационных технологий (мультимедийная презентация заданий, компьютерное тестирование).
- Технология проблемного обучения (постановка проблемных вопросов).
- Технология развития критического мышления.
- Технология дифференцированного обучения.
- Здоровьесберегающие технологии (соблюдение гигиенических норм посадки; 2 паузы - «психологическая минутка», «физкультминутка» - упражнение на релаксацию мышц лица и зарядка для глаз).
В течение урока, на основных этапах проводится подведение итогов в форме опроса: «Что мы вспомнили об уравнениях?», «Какие способы решения уравнений применяли?».
Особое внимание уделяется этапу рефлексии: «Вспомните все моменты нашего урока и расскажите, что вам пригодилось при выполнении теста?»
Продуктивность урока оцениваем совместно с обучающимися и автоматизировано (оценки выставляются в Интернет журнале).
УРОК
«Решение уравнений различными способами»
Ход урока:
- Организационный момент
- Приветствие. Мотивация (психологическая минутка).
Разрешите начать урок, девизом которого могут стать строки:
Порой задача не решается,
Но это, в общем, не беда.
Ведь солнце всё же улыбается!…
А чтобы не было проблем,
Друзья тебе всегда помогут,
Они с тобой, ты не один.
Поверь в себя, и ты всё сможешь,
Идем вперёд - и победим.
- Проверка отсутствующих и готовность обучающихся к уроку.
- Сообщение темы и цели урока
Цели урока: Обобщение и систематизация знаний обучающихся по решению уравнений различными способами на основе знания основных способов решения алгебраических уравнений из курса алгебры.
Задачи:
- Образовательная
- Обобщение и систематизация знаний обучающихся по решению уравнений различными способами на основе знания основных способов решения алгебраических уравнений из курса алгебры.
- Создание условий для осознанной подготовки к ЕГЭ.
- Формирование навыков самоконтроля, алгоритмической и компьютерной культуры обучающихся.
- Развивающая
- Развитие устной математической речи, внимания.
- Обеспечение условий для развития умений решать уравнения.
- Совершенствовать мыслительные умения старшеклассников (сравнивать, анализировать, обобщать и навыки обработки информации).
- Воспитательная
- Развитие коммуникативных умений делового общения сверстников.
- Воспитание уверенности в собственных силах.
- Актуализация опорных знаний (устный фронтальный опрос)
1. Из предложенных выражений выберите те, которые являются уравнениями (приём «узнай по описанию»).
- 3x4 - 2x3 + 5x2 + 8 = 8;
- (2x3 - 4x2 + 7x)3 – х = (7х)х - 3;
- (x-3)/(7x2 - x+1) = 0;
- 452 - 352 = 800;
- f(x) = 3х – 1;
- (x3+7x)(4x2-2) = 0;
(1; 2; 3; 6)
2. Сколько и какие уравнения имеют корень 2?
- 3х 3 + 5х – 34 = 0;
- 3х 5 + 6х 2 – 9х + 2 = 0;
- х 12 +21х 2 = 4181;
- 3х 4 – 25х + 2 = 0.
(два; первое и четвертое)
3. Вспомните, что значит решить уравнение?
Решить уравнение – это значит найти множество его решений или доказать, что решений нет.
4. Сколько корней может иметь уравнение?
В зависимости от вида уравнения множество решений уравнения может быть бесконечным, конечным и пустым.
Устный счет. Решите уравнение: (-2; 0,5; -4 и 4; -8; нет корней; 0).
- Обобщение (беседа; приём вызова с опорой на личный опыт и знания)
Виды уравнений (которые будут рассмотрены)
Целое уравнение:
1) линейное уравнение;
2) квадратное уравнение;
3) уравнение n – й степени.
Дробное рациональное уравнение.
ЦЕЛОЕ УРАВНЕНИЕ:
1) Уравнение первой степени
1. Какое уравнение называется линейным?
Уравнение вида ax = b, где x - неизвестное, a и b - некоторые числа, называется линейным уравнением с одним неизвестным.
2. Сколько корней имеет линейное уравнение?
1. Если a не равно нулю, то уравнение имеет единственный корень x = - b/a.
2. Если а = 0, b не равно нулю, то уравнение не имеет корней.
3. Если a = 0, b = 0, то уравнение имеет бесконечно много корней, то есть корнем уравнения является любое действительное число.
Например:
1. 5x -10 = 0; x = 2 - корень уравнения.
2. 0x + 4 = 0, уравнение не имеет корней.
3. 0x + 0 = 0, уравнение имеет бесконечно много корней, x - любое действительное число.
ЦЕЛЫЕ УРАВНЕНИЯ (историческая справка)
Великий прорыв в алгебре связан с именем французского ученого XVI в. Франсуа Виета. Он первым из математиков ввел буквенные обозначения для коэффициентов уравнения и неизвестных величин. А традицией обозначать неизвестные величины последними буквами латинского алфавита (x, y или z) мы обязаны его соотечественнику – Рене Декарту.
2) Квадратное уравнение
1. Какое уравнение называется квадратным?
Уравнение вида ax2 + bx + c = 0 называется квадратным уравнением стандартного вида, где a, b, c – действительные числа и a ≠ 0 . Если a = 1, то квадратное уравнение называют приведённым.
2. Сколько корней имеет квадратное уравнение?
Решение: D = b2 – 4ac, тогда
1) D > 0 2) D = 0 3) D < 0
Х1,2 = Х1,2 = - в / 2а действительных
корни совпадают корней нет
- Уравнение высшей степени
1. Какое уравнение называется рациональным целым уравнением?
Уравнение вида P(x)=0, где Р(х) - многочлен n – й степени называют рациональным целым уравнением.
2. Какие основные способы решения рациональных уравнений вы знаете?
При решении рациональных уравнений в основном используются следующие способы:
1. Разложение на множители;
2. Графический метод,
3. Введение новых переменных.
ПОВТОРИМ ЭТИ СПОСОБЫ:
1. Одним из способов решения уравнений высших степеней является способ разложения на множители.
Решите уравнение: (индивидуальная работа в рабочих тетрадях, с последующим обсуждением решений; метод критического мышления).
- Как называется способ, с помощью которого можно разложить левую часть уравнения на множители?
Разложить левую часть уравнения на множители можно способом «группировки».
- Когда произведение множителей равно 0?
Когда любой из множителей равен нулю, а другие множители имеют смысл.
- Сколько корней имеет данное уравнение?
Уравнение имеет три корня. Это числа 0,5; -2 и 2.
- Как вы думаете, может ли уравнение третьей степени иметь 1, 2, 4, 5 корней или ни одного корня?
Уравнение 3-й степени могут иметь не более трёх корней.
Найдите корни уравнения и назовите степень уравнения: (фронтальный устный опрос)
1)
2)
3)
4)
5)
1) 5; -1; 2; 2) 0; -2 и 2; 3) -3; 4) 2; 1; 5) -1; -5 и 5.
2. Другой способ решения уравнений – графический.
Соотнесите график с формулой:
(фронтальный устный опрос; приём «Узнай по иллюстрации»)
Первый график - g(x). Второй график – q(x). Третий график – f(x). Четвертый график – p(x).
; ;
; .
- Еще один способ решения уравнений - способ введение новой переменной.
Решите уравнение: (индивидуальная работа в рабочих тетрадях, с
последующим обсуждением решений; метод критического мышления).
- Какое выражение обозначили новой переменной? У = (х2 + х)
- Введем новую переменную:
- Получим уравнение:
2. Какое новое уравнение получили?
- Решим данное уравнение:
Найдем переменную x:
Ответ: x = - 2; х = 1
ДРОБНЫЕ РАЦИОНАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ
1. Какие уравнения называются дробными рациональными уравнениями?
Уравнение вида P(x)/Q(x)=0, где Р(х), Q(x) -многочлены называют дробными рациональными уравнениями.
2. Как можно решать такие уравнения?
Решение дробного рационального уравнения можно разбить на два этапа:
1. Решить уравнение Р(х) = 0.
2. Проверить условие: Q (х) ≠ 0.
То есть решение таких уравнений сводиться к решению целых уравнений, при этом исключают из решения те корни, которые обращают в нуль знаменатель уравнения.
Физкультминутка (упражнения на релаксацию мышц лица и глаз).
1) Закройте глаза. Поморгайте сомкнутыми веками.
Зажмуривание глаз на 3-5 секунд и легкое быстрое моргание улучшают кровообращение.
2) В положении сидя при неподвижной голове медленно перевести взгляд с пола на потолок и обратно, затем справа налево и обратно (повторить 10-12 раз).
3) Круговые движения глазами в одном и другом направлении (повторить 4-6 раз) - это упражнение выполняется при открытых и закрытых глазах.
Такие упражнения служат тренировкой мышц глаз.
4) Закрыть глаза и тихонько посидеть 30 секунд, думая о чём-то хорошем и приятном.
- Контроль
Давайте подведём промежуточные итоги:
- Какие виды уравнений мы повторили?
- Какие основные способы решения уравнений применяли?
Решение многих уравнений сводится к решению либо целых рациональных уравнений, либо к решению дробных рациональных уравнений.
Проверочная тестовая работа (работа за компьютером, с автоматизированной проверкой)
Выполните проверочную работу, в которой вам необходимо будет решить уравнения и применить знания в новой ситуации (работа у каждого обучающегося индивидуальная, с двух уровневой дифференциацией).
1) Целое рациональное;
2) Дробное рациональное;
3) Уравнение, содержащее переменную под знаком модуля;
4) Иррациональное уравнение.
Примечание. При выполнении работы обязательно проверяем корни уравнений 2); 3); 4).
Для выполнения проверочной тестовой работы необходимо:
(см. приложение «Подготовка к тестированию»).
- Рефлексия
Мы с вами сделали обобщение по теме: «Решение уравнений различными способами» и выполнили проверочную работу.
Вспомните все моменты нашего урока и расскажите, что вам пригодилось при выполнении теста?
- Итоги урока
1. При решении многих уравнений необходимо помнить основные виды уравнений и способы их решения.
2. При выборе решения не надо противопоставлять графические и аналитические способы решения.
3. Напротив, наиболее успешным может быть именно их разумное сочетание. Тогда на экзаменах не будет случаев, когда с помощью головоломных вычислений решается простая задача.
Оценки за урок будут выставлены в Интернет – журнал и в обычный журнал.
Домашнее задание: дома выполните №1518; №1523; 1526; №1527.
Сборник: С.М. Саакян, А.М. Гольдман, Д.В. Денисов. Задачи по алгебре и началам анализа.
Спасибо всем за урок!
Список литературы:
- А. Г. Мордкович, П. В. Семёнов. Алгебра и начала анализа. 11 класс. В двух частя. Часть 1. Учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень). - М.: Мнемозина, 2009.
- Алгебра и начала анализа. 11 класс. В двух частя. Часть 2. Задачник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень). Под редакцией А. Г. Мордковича. - М.: Мнемозина, 2009
- С.М. Саакян, А.М. Гольдман, Д.В. Денисов. Задачи по алгебре и началам анализа. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2001.
- Л.О. Денищева, Т.А. Корешкова. Алгебра и начала анализа, 10 – 11 класс. Тематические тесты и зачеты. – М.: Мнемозина, 2006.
- Л. А. Домогацких. Алгебра – это просто! Пособие для школьников и абитуриентов. В двух частях. – М.: ООО ТИД Русское слово – РС, 2008.
- Л. И. Горохова, Г. И. Григорьева, Н. А. Догадова и др. Уроки математики с применением информационных технологий. Методическое пособие с электронным приложением. – М.: Глобус, 2009.
- А.Г. Мордкович, П. В. Семенов. Алгебра и начала анализа 10,11 класс профильный уровень. Методическое пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2008.
Для обеспечения плодотворного учебного процесса использовались информация и материалы следующих Интернет – ресурсов:
- Сайт учителя математики: http://www.uztest.ru/
- Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru
- Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main/
Прохождение тестирования
На сайте http://www.uztest.ru/ Руководитель сайта - учитель математики высшей категории, кандидат педагогических наук, обладатель премии Президента - Ким Наталья Анатольевна.
С чего начать работу? Прочитайте все разделы инструкции. Если будет что-то непонятно, не волнуйтесь, разберетесь по ходу работы:
- Зайти в Интернет на указанный сайт.
- Набрать свой Логин и Пароль.
- Зайти в кабинет и выбрать нужную работу.
- Внимательно прочитать задание.
- Выполнять задания в любом удобном порядке.
- Соотнести полученный результат с предложенными вариантами ответов.
- Выбрать тот вариант, который соответствует вашему ответу, и отметить его.
- По завершению всей работы сохранить решение.
- Сообщить об окончании тестирования учителю.
- Если возникнут вопросы, обратиться к учителю.
Фамилия Имя Логин Пароль
- Беликова Кристина belik314 *******
Прохождение тестирования
На сайте http://www.uztest.ru/ Руководитель сайта - учитель математики высшей категории, кандидат педагогических наук, обладатель премии Президента - Ким Наталья Анатольевна.
С чего начать работу? Прочитайте все разделы инструкции. Если будет что-то непонятно, не волнуйтесь, разберетесь по ходу работы:
- Зайти в Интернет на указанный сайт.
- Набрать свой Логин и Пароль.
- Зайти в кабинет и выбрать нужную работу.
- Внимательно прочитать задание.
- Выполнять задания в любом удобном порядке.
- Соотнести полученный результат с предложенными вариантами ответов.
- Выбрать тот вариант, который соответствует вашему ответу, и отметить его.
- По завершению всей работы сохранить решение.
- Сообщить об окончании тестирования учителю.
- Если возникнут вопросы, обратиться к учителю.
Фамилия Имя Логин Пароль
Автор Зацепина Н.В. МОУ Чикская СОШ № 7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект открытого урока по алгебре для 8 класса "Решение квадратных уравнений различными способами" с применением ИКТ
систематизация, обобщение полученных ранее знаний, а также ознакомление с новыми способами решения квадратных уравнений...
Конспект урока по теме "Решение квадратных уравнений различными способами"
Заключительный урок по етеме" Квадратные уравнения" для 8 кл....
Конспект урока :"Решение тригонометрических уравнений различными способами"
Цели урока: - повторение методов решения тригонометрических уравнений- актуализация навыков, преобразование выражений, содержащих обратные тригонометрические функции – формирование навыков установлени...
Презентация урока Решение тригонометрических уравнений различными способами.
Презентация к уроку...
Урок по теме: " Различные способы решения систем уравнений"
Систематизация знаний по теме : " Решение систем линейных уравнений"...
Урок алгебры 8 класс «Способы решения уравнений различных видов» (подготовка к ОГЭ)
Урок алгебры в 8 классе показывает на конкретных примерах (практически), как вести подготовку к ОГЭ по математике....
Урок алгебры 8 класса на тему «Решение квадратных уравнений различными способами»
Предварительная подготовка: учащиеся должны знать следующие темы: «Квадратное уравнение и его корни», «Неполные квадратные уравнения», «Метод выделения полного квадрата&r...