Урок по теме: " Различные способы решения систем уравнений"
методическая разработка по алгебре (8 класс) на тему
Систематизация знаний по теме : " Решение систем линейных уравнений"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок алгебры в 7 классе по теме
«Различные способы решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными»
Тип урока: обобщающий урок.
Цели урока:
- обобщение и систематизация знаний учащихся по теме “ Системы двух линейных уравнений с двумя переменными", закрепление умений решения систем уравнений различными способами, а именно: способом подстановки, способом сложения, графическим способом;
- развитие познавательного интереса.
Задачи урока:
- образовательная: выработать прочные навыки решения систем двух уравнений с двумя неизвестными, способствовать совершенствованию полученных знаний по данной теме;
- развивающая: развитие внимания и логического мышления, памяти, активизация самостоятельной деятельности;
- воспитательная: способствовать развитию творческой деятельности учащихся, любознательности.
Оборудование: персональный компьютер, проектор, экран, раздаточный материал.
Методы работы:
- методы организации учебно-познавательной деятельности: словесный, наглядный, практический, самостоятельная работа;
- методы контроля и самоконтроля: устный опрос, фронтальный опрос, письменный опрос.
Ход урока
- Организационный момент (3 мин)
Приветствие учащихся, проверка готовности класса к уроку.
Демонстрация темы урока на экране. (Слайд № 1)
Эпиграф к теме:
«Метод решения хорош, если с самого начала мы можем предвидеть - и далее подтвердить это, - что, следуя этому методу, мы достигнем цели.»
Г.Лейбниц
Учитель:
Сегодня мы продолжим изучение темы «Системы линейных уравнений с двумя переменными». С чем вы познакомились на предыдущих уроках? (Учащиеся отвечают).
Сегодня на уроке повторяем методы решения систем уравнений с двумя переменными, решение задач с помощью систем уравнений с двумя переменными, а также примерных заданий, которые могут встретится на на экзаменах в 9 классе. На уроке вы будете работать коллективно, самостоятельно, выполняя задания теста.
Напоминаю, что систему можно решать любым из трех способов, который вам больше нравится, но лучше выбирать тот, что приведет к точному ответу быстрее, т.е. рациональный способ решения данной конкретной системы.
Учащиеся. Записывают в тетрадях число и тему урока.
- Фронтальная работа с классом (5 мин).
- Слайд № 2
Найдите соответствие между системой уравнений и парой чисел, которая является её решением
Учитель. Что называется решением системы двух линейных уравнений с двумя переменными?
Ответ учащихся. Пару значений (x; y), которая одновременно является решением и первого, и второго уравнений системы, называют решением системы.
- Слайд № 3
При решении задачи было введено обозначение x – количество мальчиков в классе, y – количество девочек. Какая из приведенных пар чисел может быть решением задачи?
1) ( ─ 5; 17) 2) ( ─ 5; ─ 17) 3) (5; ─ 17) 4) (5; 17)
Ответ: 4
- Слайд № 4
На координатной плоскости построены графики функций y=−x−3 и y=4x+2. Используя эти графики, решите систему уравнений
Учитель: Сколько решений может иметь система двух линейных уравнений с двумя переменными, от чего это зависит?
Ответ учащихся: единственное решение (прямые пересекаются), множество решений (прямые совпадают), не иметь решений (прямые параллельны).
- Слайд 5
На рисунке изображено графическое решение системы. Укажите номер системы уравнений, решение которой указано на рисунке.
1. 2. 3. 4. ответ: 3
Учитель. Какие методы решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными существуют?
Ответ учащихся: Метод подстановки, метод алгебраического сложения, графический метод (слайд № 6).
Учитель. Как вы считаете, какой из методов наименее универсален и почему?
Ответ учащихся. Графический метод, т. к. в этом случае не всегда получается точное решение.
III.Работа по теме урока (15 мин).
- Двое учащиеся у доски решают задания на применение метода подстановки и метода сложения (слайд № 7). Эти же задания класс выполняет по вариантам.
Вариант 1. Решить систему методом подстановки:
Ответ: (− 1; − 4).
Вариант 2. Решить систему методом сложения:
Ответ: (3; - 1).
Учащиеся у доски комментируют решения.
Учитель. Есть ли другие ответы? Все ли согласны с решением?
- Далее разбирается решение задания ГИА (совместное обсуждение), проверка решения – на слайде (слайд №8).
Две прямые пересекаются в точке А. Вычислите координаты точки А.
3) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Гимнастика для глаз
4) у доски один учащийся выполняет следующее задание. Слайд 10
Решить систему уравнений
Учащийся комментирует свое решение. Ответ: (3; - 4)
- Домашнее задание: стр. 79, домашняя контрольная работа № 3, № 2, 4, 6, 8 (по вариантам) (2 мин) Слайд 11
- Проверочная работа в виде теста (10 мин).
В выданных бланках работ задания 1-4 с выбором ответа, необходимо обвести нужный вариант ответа. Задание 5 – с краткой записью ответа (решение на обороте). Работы необходимо подписать. У вас на партах также имеются бланки с таблицами для занесения верных ответов. Тест рассчитан на 10-12 мин. Работы вы должны сдать, а таблицы с выбранными ответами остаются у вас для последующей проверки.
- Итоги урока (5 мин).
На экране демонстрируются верные ответы теста. Слайд 13
Поднимите руки те, кто набрал 3балла, 4 балла, 5 баллов.
Критерии: 3балла – оценка «3»;
4 балла – оценка «4»;
5 баллов и выше – оценка «5».
Тест по теме «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными».
Ф. И. ________________________________ Класс ______________________
Вариант 1
- На какое число необходимо умножить одно из уравнений системы так, чтобы с помощью сложения можно было исключить одну из переменных?
1) 4 2) – 4 3) 7 4) – 6.
- На координатной плоскости построены графики функций и . Используя эти графики, решите систему уравнений
- Укажите равенство, в котором правильно выполнена подстановка системы уравнений
1) 2)
3) 4)
- За три мороженых и две шоколадки Оля заплатила 75 рублей. Шоколадка дороже мороженого на 25 рублей. Какая система уравнений отвечает условию, если принять, что одно мороженое стоит x рублей, а шоколадка – y рублей?
- Решите систему уравнений
Ответ: ______________________________________
Тест по теме «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными».
Ф. И. ________________________________ Класс ______________________
Вариант 2
- На какое число необходимо умножить одно из уравнений системы так, чтобы с помощью сложения можно было исключить одну из переменных?
1) 5 2) – 5 3) 3 4) 2.
- На координатной плоскости построены графики функций и . Используя эти графики, решите систему уравнений
- Укажите равенство, в котором правильно выполнена подстановка системы уравнений
1) 2)
3) 4)
- За 6 тетрадей и 2 обложки заплатили 98 рублей. Найдите цену одной тетради и одной обложки, если тетрадь дороже обложки на 11 рублей. Какая система уравнений отвечает условию, если принять, что одна обложка стоит x рублей, а тетрадь – y рублей?
- Решите систему уравнений
Ответ: ______________________________________
Приложение 2
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме “ Системы двух линейных уравнений с двумя переменными", закрепление умений решения систем уравнений различными способами, а именно: способом подстановки, способом сложения, графическим способом; развитие познавательного интереса. Задачи урока: образовательная: выработать прочные навыки решения систем двух уравнений с двумя неизвестными, способствовать совершенствованию полученных знаний по данной теме; развивающая: развитие внимания и логического мышления, памяти, активизация самостоятельной деятельности; воспитательная: способствовать развитию творческой деятельности учащихся, любознательности.
Найдите соответствие между системой уравнений и парой чисел, которая является её решением
При решении задачи было введено обозначение x – количество мальчиков в классе, y – количество девочек. Какая из приведенных пар чисел может быть решением задачи? 1) ( ─ 5; 17) 2) ( ─ 5; ─ 17) 3) (5; ─ 17) 4) (5; 17) Ответ: 4
На координатной плоскости построены графики функций y= ─x – 3 и y = 4 x + 2 . Ис пользуя эти графики, решите систему уравнений Ответ: (- 1; - 2)
Методы решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными Метод подстановки Метод алгебраического сложения Графический метод
Задание № 1 Вариант 1 Решить систему методом подстановки: Вариант 2 Решить систему методом сложения: Ответ: (1; 4) Ответ: (3; - 1)
Задание № 2. Две прямые пересекаются в точке С. Вычислите координаты точки С. Ответ: (2; -1)
Физкультминутка
Задание № 3 Решить систему уравнений: Ответ: (3; - 4)
Домашнее задание: 1 группа - № 712 (а, в), 713, 719 2 группа - Выполнить задание на странице 224.
Тест Ответы
Вариант 1 № 1 № 2 № 3 № 4 № 5 2 (1; 1) 3 2 (7; 1) Вариант 2 № 1 № 2 № 3 № 4 № 5 2 (-1;-4) 4 1 (5; 6) Ответы к тесту
Подведём итог урока
Рефлексия Выберите вариант соответствующий вашему ощущению после сегодняшнего урока. 1. Я все знаю, понял и могу объяснить другим! 2. Я все знаю, понял, но не уверен, что смогу объяснить другому. 3. Я сам знаю, понял, но объяснить другому не смогу. 4. У меня остались некоторые вопросы. Отразите свое настроение после урока, написав три слова .
Спасибо за активную работу!!!
Урок окончен!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Графический способ решения систем уравнений"
Урок по теме "Графический способ решения систем уравнений" можно провести в классах, где достаточно знают и умеют работать по программе EXSEL. С целью этого урока является расширить ...
Интегрированный урок алгебры и информатики в 9-м классе по теме: "Графический способ решения систем уравнений"
Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний по темам: Графический способ решения систем уравнений в системе ЭТ (Microsoft Excel). Оборудование и материалы: 12 ПК (установлена операцио...
Урок по теме "Графический способ решения систем уравнений"
Урок по алгебре в 7 классе....
Разработка урока по теме "Графический способ решения систем уравнений второй степени"
Разработка урока содержит план урока и презентацию...
Конспект урока на тему "Графический способ решения систем уравнений в Excel"
Графический способ решения систем уравнений в Excel...
Урок по теме "Различные способы решения квадратных уравнений"
Цель: рассмотреть различные способы решения квадратных уравнений и научиться их применять....
Урок по теме "Различные способы решения квадратных уравнений"
Цель: рассмотреть различные способы решения квадратных уравнений и научиться их применять...