урок решения ключевых задач по теме Квадратные корни.
методическая разработка по алгебре (8 класс) на тему
На данном уроке рассматриваются основные виды задач, решаемые на основе изученной теории, в частности, на вынесение множителя из-под знака корня, внесение множителя под знак корня, приемы их решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_resheniya_klyuchevykh_zadach.doc | 250.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок решения ключевых задач по теме:
«Квадратный корень из произведения и дроби»
Учебник: Алгебра: Учеб. Для 8 кл. общеобразовательных учреждений/ Ш.А. Алимов и др. – 6-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1999. – Глава III ,§§ 23-24.
Учебная задача: выделить основные виды задач, решаемых на основе изученной теории, в частности, на вынесение множителя из-под знака корня, внесение множителя под знак корня и на избавление от иррациональности в знаменателе дроби третьим способом (умножение числителя и знаменателя на число, сопряженное знаменателю).
Диагностируемые цели:
В результате урока ученики:
- знают: основные виды задач, решаемые на основе изученной теории, в частности, на вынесение множителя из-под знака корня, внесение множителя под знак корня, приемы их решения;
- умеют: выполнять тождественные преобразования выражений на основе изученных формул, выносить множитель из-под знака корня, вносить множитель под знак корня, избавляться от иррациональности в знаменателе дроби третьим способом (умножение числителя и знаменателя на число, сопряженное знаменателю).
- понимают: что рассмотренные тождественные преобразования выражений выполняются на основе теорем о корне из произведения и дроби при некоторых условиях.
Метод обучения: метод укрупнения дидактических единиц, частично-поисковый метод.
Форма работы: фронтальная.
Средства обучения: доска, мел, учебник, тетрадь, ручка
Структура урока:
I.Мотивационно-ориентировочный этап (10 минут)
II.Содержательный этап (30 минут)
III.Рефлексивно-оценочный этап (5 минут)
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
К началу урока учитель просит двух учеников оформить решение домашнего задания на доске. Один из учеников оформляет №№ 340 (2,4), 343 (2,6), а другой - №№ 362 (2,4), 363 (2,4). 1. Актуализация | |
Начнем урок с проверки домашнего задания. Ученик №1, расскажи, пожалуйста, как ты решал № 340? | |
Какой теоремой при решении этих примеров ты пользовался? | Теоремой об извлечении арифметического квадратного корня из произведения. |
Сформулируй эту теорему. | Корень из произведения неотрицательных множителей равен произведению корней из этих множителей. |
Хорошо. Запиши, пожалуйста, на доске эту теорему с помощью символов. | Если |
А теперь расскажи, пожалуйста, какой теоремой ты пользовался при решении № 343? | Этой же теоремой, но в обратную сторону. |
Молодец, можешь садиться. Ученик №2, скажи, пожалуйста, какой теоремой ты пользовался при решении № 362? | Теоремой об извлечении арифметического квадратного корня из дроби. |
Сформулируй эту теорему. | Корень из дроби равен корню из числителя, деленному на корень из знаменателя. |
Хорошо. Запиши ее, пожалуйста, на доске с помощью символов. | Если |
Верно, а как ты решал № 364? Что использовал? | Использовал теорему об извлечении арифметического квадратного корня из дроби, но в обратную сторону. |
Хорошо, садись, пожалуйста. Давайте теперь вспомним одну из теорем, изученных на прошлых уроках, упростив выражение:
| (Ученик, вызванный учителем, оформляет решение на доске, а все остальные в своих тетрадях): |
Какой теоремой ты воспользовался при выполнении данного задания? | Воспользовался следующей теоремой: для любого числа а справедливо равенство |
Хорошо, но полученный ответ не является оканчательным. Нужно рассмотреть два случая в зависимости от числа а. | Если а ≥ 0, то а3 ≥ 0 и поэтому | а3| = а3 Если а < 0, то а3 < 0 и поэтому | а3| = -а3 |
2. Мотивация | |
На прошлом уроке было изучено два способа избавления от иррациональности в знаменателе дроби. Вспомним их, решив следующие примеры: | |
Как вы избавились от иррациональности в знаменателе дроби в первом примере? | Домножили числитель и знаменатель дроби на корень, стоящий в знаменателе. |
Верно. А каким образом вы избавились от иррациональности в знаменателе дроби во втором примере? | Путем разложения числителя дроби на множители так, чтобы один из сомножителей был равен знаменателю. |
Хорошо. А теперь попробуйте избавиться от иррациональности в знаменателе следующей дроби: | (Не могут найти способ решения) |
Давайте, оставим пока этот пример и попробуем выполнить другие задания:
| (Не могут выполнить задания) |
3. Постановка учебной задачи | |
Итак, сегодня мы должны открыть и сформулировать третий способ избавления от иррациональности в знаменателе дроби и научиться применять этот способ; а также выявить основные виды задач на применение изученных теорем и научиться применять эти теоремы для решения более сложных задач. | |
| |
Упростите выражение: | (Один из сильных учеников или сам учитель оформляет решение на доске, а все остальные в своих тетрадях): |
Каким образом упрощали это выражение? | Приводили к общему знаменателю, домножая первую дробь на (), а вторую на () |
Верно, давайте заметим, что при умножении разности () на сумму (), мы получили выражение, не содержащие корней. Таким образом, открыли третий способ избавления от иррациональности в знаменателе дроби. Сформу-лируйте его. | Чтобы избавиться от иррациональности в знаменателе дроби, нужно числитель и знаменатель этой дроби умножить на сумму, если в знаменателе стоит разность или числитель и знаменатель этой дроби умножить на разность, если в знаменетеле стоит сумма. |
Правильно. Такой способ избавления от иррациональности в знаменателе дроби называется умножением на сопряженное. Теперь, используя это правило, избавьтесь от иррациональности в знаменателе в нерешенном ранее примере: | |
Объясните, как вы избавлялись от иррациональности в знаменателе данной дроби. | Числитель и знаменатель дроби умножили на число (), то есть на число, сопряженное знаменателю. |
Хорошо. Теперь вы можете решать такие примеры, используя новый способ избавления от иррациональности в знаменателе дроби. А сейчас выполните следующее задание: Вынесите множитель из-под знака корня (буквой обозначено любое число): | |
Какое действие стоит под знаком корня? | Умножение. |
Верно, чем тогда можно воспользоваться? | Теоремой об извлечении арифметического квадратного корня из произведения. |
При каких условиях можно использовать эту теорему? | При а ≥ 0 и b ≥ 0. |
В данном случае эти условия выполняются? | Да, выполняются, так как 16 > 0 и х ≥ 0 (х записано под знаком корня, корень существует). |
Решите этот пример. | |
Молодцы. Только что мы научились выносить числовой множитель из-под знака корня. А теперь давайте научимся выносить буквенный множитель из-под знака корня. Выполните следующее задание: Вынесите множитель из-под знака корня (буквой обозначено любое число): | |
Какое действие стоит под знаком корня? | Умножение. |
Верно, какую теорему тогда будем использовать? | Теорему об извлечении арифметического квадратного корня из произведения. |
Эта теорема справедлива при определенных условиях. В данном случае они выполняются? | Да, выполняются, так как 3 > 0 и а ≥ 0 (а записано под знаком корня, корень существует). |
Решите этот пример. | |
Какой еще теоремой вы пользовались при решении? | Пользовались следующей теоремой : для любого числа а справедливо равенство |
Правильно. Но пример еще не решен полностью. Запишите, пожалуйста, оканчательный ответ в зависимости от числа а. | Если а ≥ 0, то Если а < 0, то |
Верно, таким образом, мы научились выносить буквенный множитель из-под знака корня. А теперь выполните другое задание: Внесите множитель под знак корня: | |
Внесите сначала числовой множитель под знак корня. Какую теорему при этом используете? | Теорему об извлечении арифметического квадратного корня из произведения, но в обратную сторону. |
Хорошо. Число а какое? Положительное или отрица-тельное? | Число а может быть как и положительное, так и отрицательное. |
Заметим, что . А это неверно. Значит, не все так просто. Какие возможны два случая в зависимости от числа а? | Если а ≥ 0, то Если а < 0, то |
Правильно. Итак, мы научились выносить числовой и буквенный множители из-под знака корня, а также вносить числовой и буквенный множители под знак корня. Наконец-то, мы можем выполнить задания, которые не смогли решить ранее:
и | |
Сначала упростим выражение. Какое преобразование нужно выполнить, чтобы упростить данное выражение? | Нужно вынести числовой множитель из-под знака корня. |
Какую теорему при этом используете? | Теорему об извлечении арифметического квадратного корня из произведения. |
Правильно, давайте оформим решение данного примера. | (Учитель сам оформляет решение на доске): |
А теперь сравним два данных числа. Какое преобразование нужно выполнить, чтобы сравнить данные числа? | Нужно внести числовой множитель под знак корня. |
Какую теорему при этом пприменяете? | Теорему об извлечении арифметического квадратного корня из произведения, но в обратную сторону. |
Верно, оформим теперь решение. | (Учитель сам оформляет решение на доске): и |
Выполним еще одно задание: № 369 (1) Извлеките корень: | (Один из сильных учеников или сам учитель оформляет решение на доске, а все остальные в своих тетрадях). |
При каком а существует данное выражение? | Данное выражение существует при любом а. |
Какой теоремой уже можно воспользоваться? | Теоремой об извлечении арифметического квадратного корня из дроби. |
Какой корень сейчас можно вычислить? | |
Какое действие стоит под знаком корня в числителе? | Умножение. |
Какую теорему тогда можно применить? | Теорему об извлечении арифметического квадратного корня из произведения. |
Вычисляем теперь полученные корни в числителе, какую при этом теорему используем? | Используем следующую теорему : для любого числа а справедливо равенство |
Запиши оканчательный ответ в зависимости от числа а. | Если а ≥0, то Если а < 0, то |
| |
Какова была цель урока? | Выявить основные виды задач на применение изученных теорем, а именно на вынесение множителя из-под знака корня, на внесение множителя под знак корня, открыть и сформулировать третий способ избавления от иррациональности в знаменателе дроби |
Достигли ли мы ее? | Да |
Как мы ее достигли? | Мы сформулировали новый способ избавления от иррациональности в знаменателе дроби (умножение на сопряженное): чтобы избавиться от иррациональности в знаменателе дроби, нужно числитель и знаменатель этой дроби умножить на сумму, если в знаменателе стоит разность или числитель и знаменатель этой дроби умножить на разность, если в знаменетеле стоит сумма, то есть числитель и знаменатель этой дроби умножить на число, сопряженное знаменателю. Также выявили основные виды задач на вынесение множителя из-под знака корня, внесение множителя под знак корня и на избавление от иррациональности в знаменателе дроби новым способом. |
Дается домашнее задание: № 351 (1,4) Внести множитель под знак корня (буквами обозначены положительные числа): № 352 (4) Сравнить: № 355 (4) Упростить выражение: 4) № 366 (3,5,7) Исключить иррациональность из знаменателя: № 369 (2,4) Извлечь корень: 2) 4) , где а < 0 | № 351 (1,4) 1) (Используется теорема об извлечении арифметического квадратного корня из произведения в обратную сторону). 4) (Используется теорема об извлечении арифметического квадратного корня из произведения в обратную сторону). №352 (4) и (Используется теорема об извлечении арифметического квадратного корня из произведения в обратную сторону). № 355 (4) (Используется теорема об извлечении арифметического квадратного корня из произведения). № 366 (3,5,7): (Используется новый способ избавления от иррациональности в знаменателе дроби - умножение на сопряженное). № 369 (2,4) 2) (Используется теорема об извлечении арифметического квадратного корня из дроби, теорема об извлечении арифметического квадратного корня из произведения и теорема: ) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по теме "Квадратные корни"
В данном материале показан конспект урока в виде игры "Звездный час" по теме "Квадратные корни". Урок посвящен обобщению знаний учащихся по данной теме, развитию логического мышления, привитие интерес...
Урок по теме "Квадратные корни"
Цели урока:Обобщить материал по теме «Квадратные корни», создать условия контроля (самоконтроля), усвоения знаний и умений....
Повторительно-обощающий урок по теме: "Квадратные корни"
Урок проводился в конце изучения темы "Квадратные корни"...
Разработка урока по алгебре в 8 классе по теме: "Квадратные корни. Арифметический квадратный корень." + презентация
Разработка урока по алгебре в 8 классе по теме: "Квадратные корни. Арифметический квадратный корень." + презентация...
Конспект урока по теме "Квадратные корни. Арифметический квадратный корень"
Урок по теме "Квадратные корни. Арифметический квадратный коркнь" 8 класс...
Технологическая карта урока математики в 8 классе на тему "Квадратные корни. Арифметический квадратный корень"
Предмет:___математика__________________________________________________Класс:___8_____________________________________________________________Разработана по учебнику:__ Алгебра. 8 класс: учеб. для общ...
Технологическая карта урока: Решение упражнений по теме «Квадратный корень из произведения» 8 класс.
В данном материале представлена технологическая карта для урока алгебры в 8 классе....
Комментарии
Понравилась разработка урока,
Понравилась разработка урока, только не большое ли домашнее задание?
Ну да,согласна.Хотя и на
Ну да,согласна.Хотя и на самом уроке столько номеров выполнить удается не всегда.
Спасибо за хороший конспект
Спасибо за хороший конспект урока,Мария Александровна!