Рабочая программа математика 6 класс Н.Я. Виленкин
рабочая программа по алгебре (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 6 класса и реализуется на основе следующих документов:
- Примерная программа основного общего образования по математике. Математика..Содержание образования. Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. -М.:Вентана-Граф, 2008
- Государственный стандарт начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г № 1089.
Программа соответствует учебнику «Математика» для пятого и шестого классов образовательных учреждений /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд–-М. Мнемозина, 2009 г.
На преподавание математики в 6 классе отведено 5 часов в неделю, всего 170 часов в год.
На итоговое повторение в 6 классе отведено 13 часов в конце учебного года, остальные часы распределила по всем темам. Считаю, что такое распределение часов наиболее эффективно для данного класса.
Структура документа
Рабочая программа по математике включает разделы: пояснительную записку; цели изучения математики, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, требования к уровню подготовки выпускников, календарно-тематическое планирование, литературу.
Цели изучения математики
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Основные развивающие и воспитательные цели
Развитие:
- Ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- Математической речи;
- Сенсорной сферы; двигательной моторики;
- Внимания; памяти;
- Навыков само и взаимопроверки.
- Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.
- Воспитание:
- Культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
- Волевых качеств;
- Коммуникабельности;
- Ответственности.
Целью изучения курса математики в 6 классе является:
Систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.
Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты. Примеры таблиц и диаграмм. Угол, треугольник. Величина (градусная мера) угла.
Единицы измерения углов. Измерение углов. Построение угла заданной величины.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Из них контрольных работ |
Повторение | 5 | 1 | |
Делимость чисел | 20 | 1 | |
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 22 | 2 | |
Умножение обыкновенных дробей | 16 | 1 | |
Деление обыкновенных дробей | 16 | 2 | |
Отношения и пропорции | 19 | 2 | |
Положительные и отрицательные числа | 13 | 1 | |
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел | 11 | 1 | |
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел | 12 | 1 | |
Решение уравнений | 15 | 2 | |
Координаты на плоскости | 9 | 1 | |
Элементы логики и теории вероятностей | 4 | ||
Повторение | 8 | 1 | |
Итого | 170 | 15 |
Содержание обучения.
- Повторение (5 ч.)
Натуральные числа
Десятичные числа.
Дроби
Уравнения. Решение задач
- Делимость чисел (20 ч)
Делители и кратные.
Признаки делимости на 10, 5 и 2.
Признаки делимости на 3 и на 9.
Простые и составные числа.
Разложение на простые множители.
Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа.
Наименьшее общее кратное.
Знать и понимать:
- Делители и кратные числа.
- Признаки делимости на 2,3,5,10.
- Простые и составные числа.
- Разложение числа на простые множители.
- Наибольший общий делитель.
- Наименьшее общее кратное.
Уметь:
- Находить делители и кратные числа.
- Находить наибольший общий делитель двух или трех чисел.
- Находить наименьшее общее кратное двух или трех чисел.
Раскладывать число на простые множители
2. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (22 ч)
Основное свойство дроби.
Сокращение дробей.
Приведение дробей к общему знаменателю.
Сравнение дробей с разными знаменателями.
Сложение, вычитание дробей с разными знаменателями.
Сложение и вычитание смешанных чисел.
Знать и понимать:
- Обыкновенные дроби.
- Сократимая дробь.
- Несократимая дробь.
- Основное свойство дроби.
- Сокращение дробей.
- Сравнение дробей.
- Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
Уметь:
- Сокращать дроби.
- Приводить дроби к общему знаменателю.
- Складывать и вычитать обыкновенные дроби с разными знаменателями.
Сравнивать дроби, упорядочивать наборы дробей.
3. Умножение обыкновенных дробей (16 ч)
Умножение дробей.
Нахождение дроби от числа.
Применение распределительного свойства умножения.
Знать и понимать:
- Умножение дробей.
- Нахождение части числа.
- Распределительное свойство умножения.
Уметь:
- Умножать обыкновенные дроби.
Находить часть числа.
4. Деление обыкновенных дробей (16 ч)
Взаимно обратные числа.
Деление.
Нахождение числа по его дроби.
Дробные выражения.
Знать и понимать:
- Взаимно обратные числа.
- Нахождение числа по его части.
Уметь:
- Находить число обратное данному.
- Выполнять деление обыкновенных дробей.
- Находить число по его дроби.
- Находить значения дробных выражений
5. Отношения и пропорции (19 ч)
Отношения
Пропорции.
Прямая и обратная пропорциональные зависимости.
Знать и понимать:
- Отношения.
- Пропорции.
- Основное свойство пропорции.
- Пропорциональные и обратно пропорциональные величины.
Уметь:
- Составлять и решать пропорции.
Решать задачи с помощью пропорций на прямую и обратную пропорциональные зависимости
Масштаб.
Длина окружности, площадь круга.
Шар.
Знать и понимать:
- Формула длины окружности.
- Формула площади круга.
- Масштаб. Шар.
Уметь:
- Решать задачи по формулам.
Решать задачи с использованием масштаба.
6. Положительные и отрицательные числа (13 ч)
Координаты на прямой.
Противоположные числа.
Модуль числа.
Сравнение чисел.
Изменение величин.
Знать и понимать:
- Противоположные числа.
- Координаты на прямой.
- Модуль числа.
Уметь:
- Находить для числа противоположное ему число.
- Находить модуль числа.
Сравнивать рациональные числа.
- Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел (11ч)
Сложение чисел с помощью координатной прямой.
Сложение отрицательных чисел.
Сложение чисел с разными знаками.
Вычитание.
Знать и понимать:
- Правило сложения отрицательных чисел.
- Правило сложения двух чисел с разными знаками.
- Вычитание рациональных чисел
- Сложение чисел с помощью координатной прямой.
Уметь:
- Складывать числа с помощью координатной плоскости.
- Складывать и вычитать рациональные числа.
8. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел (12ч)
Умножение.
Деление.
Рациональные числа.
Знать и понимать:
- Понятие рациональных чисел.
Уметь:
- Выполнять умножение и деление рациональных чисел
Свойства действий с рациональными числами.
Уметь:
- Применять свойства действий с рациональными числами для преобразования выражений
9. Решение уравнений (15 ч)
Раскрытие скобок.
Коэффициент.
Подобные слагаемые.
Решение уравнений.
Знать и понимать:
- Подобные слагаемые.
- Коэффициент выражения.
- Правила раскрытия скобок.
Уметь:
- Раскрывать скобки.
- Приводить подобные слагаемые
- Применять свойства уравнения для нахождения его решения.
10. Координаты на плоскости (9 ч)
Параллельные прямые.
Координатная плоскость.
Столбчатые диаграммы.
Графики.
Знать и понимать:
- Перпендикулярные прямые.
- Параллельные прямые.
- Координатная плоскость.
- Координаты точки.
- Столбчатая диаграмма.
- График зависимости.
Уметь:
- Изображать координатную плоскость.
- Строить точку по заданным координатам.
- Находить координаты изображенной в координатной плоскости точки.
- Строить столбчатые диаграммы.
- Находить значения величин по графикам зависимостей.
11. Элементы логики и теории вероятностей (4 ч)
Первое знакомство с понятием «вероятность».
Первое знакомство с подсчётом вероятности.
12. Повторение (8 ч)
Действия с обыкновенными дробями. Действия с обыкновенными дробями.
Сложение и вычитание чисел с разными знаками. Умножение и деление чисел с разными знаками. Решение уравнений. Координаты на плоскости. Графики.
Календарно-тематическое планирование учебного материала
по математике 6 класс
№ п/п | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Дата | |
По программе | По факту | |||
Повторение. Натуральные числа | 1 | |||
Повторение. Десятичные числа | 1 | |||
Повторение. Дроби | 1 | |||
Повторение Решение уравнений | 1 | |||
Входящий контроль | 1 | |||
1. Делимость чисел (20 уроков) | ||||
Делители и кратные | 1 | |||
Делители и кратные | 1 | |||
Делители и кратные | 1 | |||
Признаки делимости на 10, на 5 и на 2 | 1 | |||
Признаки делимости на 10, на 5 и на 2 | 1 | |||
Признаки делимости на 10, на 5 и на 2 | 1 | |||
Признаки делимости на 9 и на 3 | 1 | |||
Признаки делимости на 9 и на 3 | 1 | |||
Простые и составные числа | 1 | |||
Простые и составные числа | 1 | |||
Разложение на простые множители | 1 | |||
Разложение на простые множители | 1 | |||
Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа | 1 | |||
Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа | 1 | |||
Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа | 1 | |||
Наименьшее общее кратное | 1 | |||
Наименьшее общее кратное | 1 | |||
Наименьшее общее кратное | 1 | |||
Наименьшее общее кратное | 1 | |||
Контрольная работа по теме «Делимость чисел» | 1 | |||
2. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (22 урока ) | ||||
Основное свойство дроби | 1 | |||
Основное свойство дроби | 1 | |||
Сокращение дробей | 1 | |||
Сокращение дробей | 1 | |||
Сокращение дробей | 1 | |||
Приведение дробей к общему знаменателю | 1 | |||
Приведение дробей к общему знаменателю | 1 | |||
Приведение дробей к общему знаменателю | 1 | |||
Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 1 | |||
Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 1 | |||
Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 1 | |||
Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 1 | |||
Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 1 | |||
Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 1 | |||
Контрольная работа по теме «Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» | 1 | |||
Сложение и вычитание смешанных чисел | 1 | |||
Сложение и вычитание смешанных чисел | 1 | |||
Сложение и вычитание смешанных чисел | 1 | |||
Сложение и вычитание смешанных чисел | 1 | |||
Сложение и вычитание смешанных чисел | 1 | |||
Сложение и вычитание смешанных чисел | 1 | |||
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел» | 1 | |||
3. Умножение и деление обыкновенных дробей (32 урока ) | ||||
Умножение дробей | 1 | |||
Умножение дробей | 1 | |||
Умножение дробей | 1 | |||
Умножение дробей | 1 | |||
Нахождение дроби от числа | 1 | |||
Нахождение дроби от числа | 1 | |||
Нахождение дроби от числа | 1 | |||
Нахождение дроби от числа | 1 | |||
Нахождение дроби от числа | 1 | |||
Применение распределительного свойства умножения | 1 | |||
Применение распределительного свойства умножения | 1 | |||
Применение распределительного свойства умножения | 1 | |||
Применение распределительного свойства умножения | 1 | |||
Применение распределительного свойства умножения | 1 | |||
Контрольная работа по теме «Умножение дробей» | 1 | |||
Взаимно обратные числа | 1 | |||
Взаимно обратные числа | 1 | |||
Деление | 1 | |||
Деление | 1 | |||
Деление | 1 | |||
Деление | 1 | |||
Деление | 1 | |||
Контрольная работа №5 | 1 | |||
Нахождение числа по его дроби | 1 | |||
Нахождение числа по его дроби | 1 | |||
Нахождение числа по его дроби | 1 | |||
Нахождение числа по его дроби | 1 | |||
Нахождение числа по его дроби | 1 | |||
Дробные выражения | 1 | |||
Дробные выражения | 1 | |||
Дробные выражения | 1 | |||
Контрольная работа по теме «Деление дробей» | 1 | |||
4.Отношения и пропорции (19 урока) | ||||
Отношения | 1 | |||
Отношения | 1 | |||
Отношения | 1 | |||
Отношения | 1 | |||
Отношения | 1 | |||
Пропорции | 1 | |||
Пропорции | 1 | |||
Пропорции | 1 | |||
Прямая и обратная пропорциональные зависимости | 1 | |||
Прямая и обратная пропорциональные зависимости | 1 | |||
Прямая и обратная пропорциональные зависимости | 1 | |||
Контрольная работа по теме «Отношения и пропорции» | 1 | |||
Масштаб | 1 | |||
Масштаб | 1 | |||
Длина окружности и площадь круга | 1 | |||
Длина окружности и площадь круга | 1 | |||
Шар | 1 | |||
Шар | 1 | |||
Контрольная работа по темам «Масштаб. Длина окружности и площадь круга» | 1 | |||
5. Положительные и отрицательные числа (13 ур ) | ||||
Координаты на прямой | 1 | |||
Координаты на прямой | 1 | |||
Координаты на прямой | 1 | |||
Противоположные числа | 1 | |||
Противоположные числа | 1 | |||
Модуль числа | 1 | |||
Модуль числа | 1 | |||
Сравнение чисел | 1 | |||
Сравнение чисел | 1 | |||
Сравнение чисел | 1 | |||
Изменение величин | 1 | |||
Изменение величин | 1 | |||
Контрольная работа по теме «Координаты на прямой» | 1 | |||
6. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел (11 уроков) | ||||
Сложение чисел с помощью координатной прямой | 1 | |||
Сложение чисел с помощью координатной прямой | 1 | |||
Сложение отрицательных чисел | 1 | |||
Сложение отрицательных чисел | 1 | |||
Сложение чисел с разными знаками | 1 | |||
Сложение чисел с разными знаками | 1 | |||
Сложение чисел с разными знаками | 1 | |||
Вычитание | 1 | |||
Вычитание | 1 | |||
Вычитание | 1 | |||
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел» | 1 | |||
7. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел (12 уроков ) | ||||
Умножение | 1 | |||
Умножение | 1 | |||
Умножение | 1 | |||
Деление | 1 | |||
Деление | 1 | |||
Деление | 1 | |||
Рациональные числа | 1 | |||
Рациональные числа | 1 | |||
Контрольная работа по теме «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел» | 1 | |||
Свойства действий с рациональными числами | 1 | |||
Свойства действий с рациональными числами | 1 | |||
Свойства действий с рациональными числами | 1 | |||
8. Решение уравнений (15 уроков) | ||||
Раскрытие скобок | 1 | |||
Раскрытие скобок | 1 | |||
Раскрытие скобок | 1 | |||
Раскрытие скобок | 1 | |||
Коэффициент | 1 | |||
Коэффициент | 1 | |||
Подобные слагаемые | 1 | |||
Подобные слагаемые | 1 | |||
Подобные слагаемые | 1 | |||
Контрольная работа по темам «Раскрытие скобок. Подобные слагаемые» | 1 | |||
Решение уравнений | 1 | |||
Решение уравнений | 1 | |||
Решение уравнений | 1 | |||
Решение уравнений | 1 | |||
Контрольная работа по теме «Решение уравнений» | 1 | |||
9. Координаты на плоскости ( 13 уроков ) | ||||
Перпендикулярные прямые | 1 | |||
Перпендикулярные прямые | 1 | |||
Параллельные прямые | 1 | |||
Параллельные прямые | 1 | |||
Координатная плоскость | 1 | |||
Координатная плоскость | 1 | |||
Координатная плоскость | 1 | |||
Столбчатые диаграммы | 1 | |||
Столбчатые диаграммы | 1 | |||
Графики | 1 | |||
Графики | 1 | |||
Графики | 1 | |||
Контрольная работа по теме «Координаты на плоскости» | 1 | |||
10. Итоговое повторение (13 часов) | ||||
Итоговое повторение. Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 1 | |||
Итоговое повторение. Сложение и вычитание смешанных чисел | 1 | |||
Итоговое повторение. Умножение дробей Деление | 1 | |||
Итоговое повторение. Дробные выражения | 1 | |||
Итоговое повторение. Пропорции | 1 | |||
Итоговое повторение. Сложение отрицательных чисел. Сложение чисел с разными знаками | 1 | |||
Итоговое повторение. Умножение. Деление | 1 | |||
Итоговая контрольная работа | 1 |
Требования к математической подготовке
В результате изучения курса математики учащиеся должны:
- Правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи: цельное, дробное, десятичная дробь, переход от одной формы записи к другой (например, проценты в виде десятичной дроби; выделение целой части из неправильной дроби); решать три основные задачи на дроби;
- Сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел, понимать связь отношений «больше», «меньше» с расположением точек на координатной прямой; находить среднее арифметическое нескольких чисел;
- Выполнять арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями; округлять десятичные дроби;
- Распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники, многоугольники, окружность, круг); изображать указанные геометрические фигуры; владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для построения и измерения отрезков и углов;
- Владеть навыками вычисления по формулам, знать основные единицы измерения и уметь перейти от одних единиц измерения к другим в соответствии с условиями задачи;
- Находить числовые значения буквенных выражений.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения математики ученик должен
знать/понимать[1]
- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
АРИФМЕТИКА
уметь
- выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
- переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь — в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
- выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
- округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
- пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
- решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
- устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
- интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;
Общеучебные цели изучения курса:
-овладение математическими знаниями необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения физики и химии , для продолжения образования;
-развитие интереса к предмету, формирование понимания значимости математики ;
-развитие способностей, творческой активности;
-формирование опыта решения разнообразных задач, планирования деятельности;
-ясного, точного и грамотного изложения своих мыслей.
Задачи:
-развить навыки вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, отрицательными и положительными числами ;
-формировать навыки преобразования выражений;
-закрепить и углубить умения решать уравнения и текстовые задачи;
-ввести понятие координатной плоскости и научить изображать точки в координатной плоскости;
-познакомить с видами графиков.
Литература
- Виленкин Н.Я. Математика. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., Мнемозина, 2008
- Выговская В.В.Поурочные разработки по математике: 6 класс- М., ВАКО, 2010
- Данкова И.Н. ,Кузьминых С.Ф., Юрченко М.В., Черных Н.В. Теория вероятностей. Поурочные разработки по математике 5-6 классы. Воронеж, ВОИПК и ПРО, 2008
[1] Помимо указанных в данном разделе знаний, в требования к уровню подготовки включаются также знания, необходимые для освоения перечисленных ниже умений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа МАТЕМАТИКА 6 класс, Виленкин
Планирование составлено на основе учебника И.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, СИ Шварцбурд "Математика 6", издательство Просвешение, 2006 и более поздних изданий6 недельных часов....
Рабочя программа математика 5 класс Виленкин по ФГОС
Рабочая программа к учебнику Виленкина 5 класс ( по стандартам второго поколения) . Приложение : календарно-тематическое планирование....
рабочая программа, математика 5 класс (Виленкин Н.Я.)
В данной рабочей программе расписаны все уроки математики 5 класса, примерные сроки проведения уроков и домашние задания к урокам....
Рабочая программа математика 5 класс Виленкин.
Это пацанская работа!...
Рабочая программа математика 6 класс Виленкин
Это пацанская работа!...
Рабочая программа_математика 5 класс_Виленкин
Рабочая программа...
Рабочая программа_математика 6 класс_Виленкин
Рабочая программа...