Урок по теме "Квадратные уравнения"
план-конспект урока по алгебре (8 класс) на тему
Развитие исследовательских умений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvadratnye_uravneniya.docx | 40.71 КБ |
kvadratnye_uravneniya.ppt | 189.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок
по теме «Квадратные уравнения»
Цель урока:
- систематизировать и обобщить знания учащихся по теме;
- развитие исследовательских умений.
Ход урока
Организационный момент
Учитель. Сегодня мы завершаем изучение темы «Квадратные уравнения». Цель этого урока – вспомнить способы решения квадратных уравнений различных видов, систематизировать имеющиеся знания и самостоятельно получить некоторые дополнительные формулы, облегчающие решения квадратных уравнений в некоторых особых случаях.
Блиц-опрос ( фронтальный устный опрос)
На доске таблица с предложенными уравнениями
- 3х2 +4х -5 =0
- х2 -4х +3 =0
- 5х2 -10х =0
- х2 = 0
- 2х2 -32 =0
- х2 +4 =0
- х2 - 2х -8 =0
- 2х2 -5х +3 =0
- 5х2 -1 =5х2 +х
- 234х2 +130х -364 =0
- Какое уравнение называется квадратным? [ax2+bx+c = 0 при а = 0.]
- Все ли, предложенные уравнения квадратные? ( все, кроме № 9)
- Как называется выражение вида b2-4ac? [Дискриминант.]
- Сколько корней имеет квадратное уравнение D = 0? [Один.]
- Какое максимальное число корней может иметь квадратное уравнение? В каком случае?[Два; если D > 0.]
- Какие уравнения будут приведенными? [У которого а = 1. (№ 2,4,6)]
- Какие предложенные уравнения неполные (№ 3,4,5,6,).
- Представлены все ли виды неполных квадратных уравнений? Назовите их.
- Назовите математика, доказавшего, что сумма корней приведённого квадратного уравнения равно второму коэффициенту с положительным знаком, а произведение – свободному члену. [Франсуа Виет.]
- Всегда ли модно применять теорему Виета? [Нет, только когда D >= 0.]
- Сформулируйте теорему, обратную теореме Виета. [Если числа а и в таковы, что а + в = -p, а∙в = q, то они являются корнями уравнения x2+px+q = 0.]
- Используя теорему Виета в уравнении 7) х2 - 2х -8 =0 найдите:
а) сумму корней : х1+х2; (2)
б) произведение корней: х1∙х2; (-8)
в) квадрат суммы корней: ( х1 +х2)2; (4)
г) удвоенное произведение корней: 2 х1∙х2; ( -16)
д) значения суммы 1/х1+1/х2 ; ( -0,25)
е) + ( 56)
Повторение
Учитель. Мы уже вспомнили имя Франсуа Виета – одного из математиком, занимавшихся изучением уравнений и их классификацией. Сейчас, вспоминая основные способы решения квадратных уравнений, мы узнаем имя другого математика, жившего в Древней Греции и посвятившего решению линейных и квадратных уравнений много времени.
На доске записаны квадратные уравнения и соответствующие им буквы. Отвечая на вопрос, вам нужно выбрать из предложенных такое уравнение. Которое проще решить указанным способом, назвать букву и составить слово.
А | 3х2-2х-5 = 0 |
Д | х2 = 0 |
И | 7х2+14х = 0 |
Н | х2+5х+4 = 0 |
О | х2+4х+4 = 0 |
Т | х2-4 = 0 |
Ф | 2х2-11х+5 = 0 |
Е | х2+2х = х2+6 |
Какое уравнение удобнее решать:
- извлечением квадратных корней из обеих его частей? [Д]
- вынесением общего множителя за скобки? [И]
- представляя его в виде квадратного двучлена? [О]
- используя общую формулу корней? [Ф]
- по формуле, связанной с чётностью коэффициента? [А]
- по теореме, обратной теореме Виета? [Н]
- разложением на множители по формуле разности квадратов? [Т]
Изучение нового материала
- На доске записаны два уравнения:
3х2+4х-5 = 0 и 3х2-4х+5 = 0.
Выясните, имеют ли они корни. [1-е уравнение: да, D = 76; 2-е уравнение: нет, D = -44.]
- В каком случае, не находя дискриминанта, можно утверждать, что уравнение имеет корни? [Если первый и третий коэффициенты имеют противоположные знаки.]
- Как определить знаки корней квадратного уравнения? [С помощью теоремы Виета.]
- С чего лучше начать решение следующих квадратных уравнений:
2х2+4х-10 = 0 и -3х2+7х-8 = 0?
[Разделить обе части на одно и то же число.]
- Решите квадратные уравнения и заполните предложенную таблицу (частично заполненные бланки выдаются учащимся, они заполняют колонки, выделенные фоном).
№ | Уравнение ах2+bх+с = 0 | а | b | с | х1 | х2 |
1 | х2+4х+3 = 0 | 1 | 4 | 3 | -3 | -1 |
2 | х2-4х+3 = 0 | 1 | -4 | 3 | 3 | 1 |
3 | х2+4х-5 = 0 | 1 | 4 | -5 | -5 | 1 |
4 | х2-4х-5 = 0 | 1 | -4 | -5 | 5 | -1 |
5 | 3х2-2х-5 = 0 | 3 | -2 | -5 | -1 | |
6 | 2х2-5х+3 = 0 | 2 | -5 | 3 | 1 | |
7 | 3х2-5х+2 = 0 | 3 | -5 | 2 | 1 | |
8 | 2х2-11х+5 = 0 | 2 | -11 | 5 | 5 | |
9 | 3х2-х-4 = 0 | 3 | -1 | -4 | -1 | |
10 | 12х2+13х+1 = 0 | 12 | 13 | 1 | - | -1 |
- Проанализируйте полученные результаты. Какие закономерности прослеживаются в составленной таблице? Есть ли среди представленных уравнений те, которые не удовлетворяют этим закономерностям?
Возможные результаты анализа
Наблюдение 1. Все уравнения, кроме одного (№ 8), имеют корень 1 или -1.
Наблюдение 2. Есть уравнения, имеющие одинаковые по модулю соответствующие коэффициенты и обладающие свойством 1.
Гипотеза 1. Возможно, наличие у уравнения корня 1 или -1 зависит от его коэффициента.
Гипотеза 2. Пусть дано квадратное уравнение вида ах2+bх+с = 0. Если
а+b+с = 0, то х1= 1 и х2 = .
Гипотеза 3. Пусть дано квадратное уравнение вида а+b+с = 0. Если
а-b+с = 0, то х1= -1 и х2 = - .
Гипотезы 2 и 3 доказываются под руководством учителя.
Самостоятельная работа
Учащимся раздаются чистые листы формата А4.
А. (1 мин) На лежащих перед вами листах в правом верхнем углу запишите свою фамилию и составьте 5 уравнений (не более чем с трёхзначными коэффициентами), для решения которых применяются доказанные гипотезы. Поменяйтесь листами с соседом по парте.
Б. (2 мин) На полученных листах запишите в нижнем правом углу свою фамилию и решите предложенные уравнения, используя гипотезу. Сдайте листы учителю.
Решение нестандартных задач
- При каких значениях р отношение корней уравнения 4х2 +рх -27 =0 равно -3. ( Ответ: при р=12; р=-12)
- Решите уравнение: х2+/IхI -10=0 (2; -2 )
- Составьте квадратное уравнение, корни которого равны 2+ и 2 - .
[х2-4х+1 = 0].
Задание на дом
- Решите каждое из квадратных уравнений не менее чем двумя способами:
а) х2+х = 90 в) х2+х-10 = 0
б) -4х = 7х2 г) х2+4х-5 = 0
2. Разность корней уравнения равна 1,5:
2х2-5х+с = 0. Найдите с.
3*. Решите уравнение двумя способами:
(х+3)2-2(х+3)-8 = 0.
Подведение итогов
-сегодня на уроке я узнал…
-сегодня на уроке я научился…
-сегодня на уроке я познакомился…
-сегодня на уроке я повторил…
-сегодня на уроке я закрепил.
Раздаточный материал
А | 3х2-2х-5 = 0 |
Д | х2 = 0 |
И | 5х2-15х = 0 |
Н | х2+5х+4 = 0 |
О | х2+6х+9 = 0 |
Т | х2-9 = 0 |
Ф | 2х2-11х+5 = 0 |
Е | 5х2+2х =5х2+6 |
А | 3х2-2х-5 = 0 |
Д | х2 = 0 |
И | 5х2-15х = 0 |
Н | х2+5х+4 = 0 |
О | х2+6х+9 = 0 |
Т | х2-9 = 0 |
Ф | 2х2-11х+5 = 0 |
Е | 5х2+2х =5х2+6 |
А | 3х2-2х-5 = 0 |
Д | х2 = 0 |
И | 5х2-15х = 0 |
Н | х2+5х+4 = 0 |
О | х2+6х+9 = 0 |
Т | х2-9 = 0 |
Ф | 2х2-11х+5 = 0 |
Е | 5х2+2х =5х2+6 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект к уроку алгебры в 8 классе по учебнику Алимов Ш.А. ТЕМА УРОКА «Решение квадратных уравнений. Теорема Виета»
Информационные технологии на уроках математики.Урок в системе деятельностного подхода обучения. Включает в себя слайдовую презентацию, с помощью которой можно активизировать познавательный интерес уч...
Урок по теме "Уравнения. Решение задач на составление уравнений"
презентация урока...
Конспект урока "Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения."
Конспект урока "Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения."...
Урок закрепления в форме игры, в 7 классе. Тема урока: Выражения, тождества, уравнения. По учебнику: Алгебра 7 класс. Авторы: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.
Данный урок проводиться в конце темы: Выражения, тождества, уравнения. С целью, выявить уровень усвоения пройденного материала по теме. Закрепление пройденного материала проходит в виде игры, которая ...
Открытый урок Тема урока: "Решение квадратных уравнений по формуле"
Тип урока: Урок закрепления знаний, комбинированный с элементами игры и кейс – технологий.Цели урока.-обучающие: закрепить и систематизировать знания о квадратных уравнениях в ходе в...
Урок по теме: "Уравнение. Решение задач с помощью уравнений"
Урок математики в 5 классе по учебнику Н.Я.Виленкина...
Открытый урок по математике "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений" 5 класс (ФГОС)
Данный урок третий по счету в изучении данной темы. Содержит презентацию, раздаточный материал....