Урок по теме "Квадратные уравнения"
план-конспект урока по алгебре (8 класс) на тему

Яковлева Мария Федоровна

Развитие исследовательских умений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvadratnye_uravneniya.docx40.71 КБ
Office presentation icon kvadratnye_uravneniya.ppt189.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок

по теме «Квадратные уравнения»

Цель урока:

  • систематизировать и обобщить знания учащихся по теме;
  • развитие исследовательских умений.

Ход урока

Организационный момент

Учитель. Сегодня мы завершаем изучение темы «Квадратные уравнения». Цель этого урока – вспомнить способы решения квадратных уравнений различных видов, систематизировать имеющиеся знания и самостоятельно получить некоторые дополнительные формулы, облегчающие решения квадратных уравнений в некоторых особых случаях.

Блиц-опрос  ( фронтальный устный опрос)

На доске таблица с предложенными уравнениями

  1. 2  +4х -5 =0
  2. х2  -4х +3 =0
  3. 2  -10х  =0
  4. х2  = 0
  5. 2  -32  =0
  6. х2  +4  =0
  7. х2  - 2х -8 =0
  8. 2  -5х +3 =0
  9. 2  -1 =5х2  
  10.  234х2  +130х -364 =0

  1. Какое уравнение называется квадратным? [ax2+bx+c = 0 при  а = 0.]
  2. Все ли,  предложенные уравнения квадратные? ( все, кроме № 9)
  3. Как называется выражение вида  b2-4ac?  [Дискриминант.]
  4. Сколько корней имеет квадратное уравнение D = 0? [Один.]
  5. Какое максимальное число корней может иметь квадратное уравнение? В каком случае?[Два; если D > 0.]
  6. Какие уравнения будут приведенными? [У которого а = 1. (№ 2,4,6)]
  7. Какие предложенные уравнения неполные (№ 3,4,5,6,).
  8. Представлены все ли виды неполных квадратных уравнений? Назовите их.
  9. Назовите математика, доказавшего, что сумма корней приведённого квадратного уравнения равно второму коэффициенту с положительным знаком, а произведение – свободному члену. [Франсуа Виет.]
  10. Всегда ли модно применять теорему Виета? [Нет, только когда D >= 0.]
  11. Сформулируйте теорему, обратную теореме Виета. [Если числа а и в таковы, что а + в = -p, а∙в = q, то они являются корнями уравнения x2+px+q = 0.]
  1.  Используя  теорему Виета  в уравнении 7)  х2  - 2х -8 =0 найдите:

а)  сумму корней :  х12;                                              (2)

б) произведение корней:    х1∙х2;                                   (-8)

в) квадрат суммы корней: ( х1 2)2;                              (4)

г) удвоенное произведение корней: 2 х1∙х2;                ( -16)

д) значения суммы 1/х1+1/х2 ;                                    ( -0,25)

е) +                                                    ( 56)

 

Повторение

Учитель. Мы уже вспомнили имя Франсуа Виета – одного из математиком, занимавшихся изучением уравнений и их классификацией. Сейчас, вспоминая основные способы решения квадратных уравнений, мы узнаем имя другого математика, жившего в Древней Греции и посвятившего решению линейных и квадратных уравнений много времени.

На доске записаны квадратные уравнения и соответствующие им буквы. Отвечая на вопрос, вам нужно выбрать из предложенных такое уравнение. Которое проще решить указанным способом, назвать букву и составить слово.

А

2-2х-5 = 0

Д

х2 = 0

И

2+14х = 0

Н

х2+5х+4 = 0

О

х2+4х+4 = 0

Т

х2-4 = 0

Ф

2-11х+5 = 0

Е

х2+2х = х2+6

Какое уравнение удобнее решать:

- извлечением квадратных корней из обеих его частей? [Д]

- вынесением общего множителя за скобки? [И]

- представляя его в виде квадратного двучлена? [О]

- используя общую формулу корней? [Ф]

- по формуле, связанной с чётностью коэффициента? [А]

- по теореме, обратной теореме Виета? [Н]

- разложением на множители по формуле разности квадратов? [Т]

Изучение нового материала

  1. На доске записаны два уравнения:

2+4х-5 = 0 и 3х2-4х+5 = 0.

        Выясните, имеют ли они корни. [1-е уравнение: да, D = 76; 2-е уравнение: нет, D = -44.]

  1. В каком случае, не находя дискриминанта, можно утверждать, что уравнение имеет корни? [Если первый и третий коэффициенты имеют противоположные знаки.]
  2. Как определить знаки корней квадратного уравнения? [С помощью теоремы Виета.]
  3. С чего лучше начать решение следующих квадратных уравнений:

2+4х-10 = 0  и  -3х2+7х-8 = 0?

[Разделить обе части на одно и то же число.]

  1. Решите квадратные уравнения и заполните предложенную таблицу (частично заполненные бланки выдаются учащимся, они заполняют колонки, выделенные фоном).

Уравнение

ах2+bх+с = 0

а

b

с

х1

х2

1

х2+4х+3 = 0

1

4

3

-3

-1

2

х2-4х+3 = 0

1

-4

3

3

1

3

х2+4х-5 = 0

1

4

-5

-5

1

4

х2-4х-5 = 0

1

-4

-5

5

-1

5

2-2х-5 = 0

3

-2

-5

-1

6

2-5х+3 = 0

2

-5

3

1

7

2-5х+2 = 0

3

-5

2

1

8

2-11х+5 = 0

2

-11

5

5

9

2-х-4 = 0

3

-1

-4

-1

10

12х2+13х+1 = 0

12

13

1

-

-1

  1. Проанализируйте полученные результаты. Какие закономерности прослеживаются в составленной таблице? Есть ли среди представленных уравнений те, которые не удовлетворяют этим закономерностям?

Возможные результаты анализа

Наблюдение 1. Все уравнения, кроме одного (№ 8), имеют корень 1 или -1.

Наблюдение 2. Есть уравнения, имеющие одинаковые по модулю соответствующие коэффициенты и обладающие свойством 1.

Гипотеза 1. Возможно, наличие у уравнения корня 1 или -1 зависит от его коэффициента.

Гипотеза 2. Пусть дано квадратное уравнение вида ах2++с = 0. Если

а+b+с = 0, то х1= 1 и х2  = .

Гипотеза 3. Пусть дано квадратное уравнение вида а+b+с = 0. Если

а-b+с = 0, то х1= -1 и х2  = - .

Гипотезы 2 и 3 доказываются под руководством учителя.

Самостоятельная работа

Учащимся раздаются чистые листы формата А4.

А. (1 мин) На лежащих перед вами листах в правом верхнем углу запишите свою фамилию и составьте 5 уравнений (не более чем с трёхзначными коэффициентами), для решения которых применяются доказанные гипотезы. Поменяйтесь листами с соседом по парте.

Б. (2 мин) На полученных листах запишите в нижнем правом углу свою фамилию и решите предложенные уравнения, используя гипотезу. Сдайте листы учителю.

Решение нестандартных задач

  1. При каких значениях р отношение корней уравнения 4х2 +рх -27 =0 равно   -3. ( Ответ: при р=12; р=-12)
  2. Решите уравнение: х2+/IхI -10=0         (2; -2 )
  3. Составьте квадратное уравнение, корни которого равны 2+ и 2 - .

2-4х+1 = 0].

Задание на дом

  1. Решите каждое из квадратных уравнений не менее чем двумя способами:

а)        х2+х = 90                                в)  х2+х-10 = 0

б)        -4х = 7х2                                г) х2+4х-5 = 0

2. Разность корней уравнения равна 1,5:

                2х2-5х+с = 0.         Найдите с.

3*. Решите уравнение двумя способами:

(х+3)2-2(х+3)-8 = 0.

Подведение итогов

-сегодня на уроке я узнал…

-сегодня на уроке я научился…

-сегодня на уроке я познакомился…

-сегодня на уроке я повторил…

-сегодня на уроке я закрепил.

Раздаточный материал

А

2-2х-5 = 0

Д

х2 = 0

И

2-15х = 0

Н

х2+5х+4 = 0

О

х2+6х+9 = 0

Т

х2-9 = 0

Ф

2-11х+5 = 0

Е

2+2х =5х2+6

А

2-2х-5 = 0

Д

х2 = 0

И

2-15х = 0

Н

х2+5х+4 = 0

О

х2+6х+9 = 0

Т

х2-9 = 0

Ф

2-11х+5 = 0

Е

2+2х =5х2+6

А

2-2х-5 = 0

Д

х2 = 0

И

2-15х = 0

Н

х2+5х+4 = 0

О

х2+6х+9 = 0

Т

х2-9 = 0

Ф

2-11х+5 = 0

Е

2+2х =5х2+6


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект к уроку алгебры в 8 классе по учебнику Алимов Ш.А. ТЕМА УРОКА «Решение квадратных уравнений. Теорема Виета»

 Информационные технологии на уроках математики.Урок в системе деятельностного подхода обучения. Включает в себя слайдовую презентацию, с помощью которой можно активизировать познавательный интерес уч...

Конспект урока "Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения."

Конспект урока "Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения."...

Урок закрепления в форме игры, в 7 классе. Тема урока: Выражения, тождества, уравнения. По учебнику: Алгебра 7 класс. Авторы: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.

Данный урок проводиться в конце темы: Выражения, тождества, уравнения. С целью, выявить уровень усвоения пройденного материала по теме. Закрепление пройденного материала проходит в виде игры, которая ...

Открытый урок Тема урока: "Решение квадратных уравнений по формуле"

Тип урока:  Урок закрепления знаний, комбинированный с элементами игры и кейс – технологий.Цели урока.-обучающие: закрепить  и систематизировать знания о квадратных уравнениях в ходе в...

Урок по теме: "Уравнение. Решение задач с помощью уравнений"

Урок математики в 5 классе по учебнику Н.Я.Виленкина...

Открытый урок по математике "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений" 5 класс (ФГОС)

Данный урок третий по счету в изучении данной темы. Содержит презентацию, раздаточный материал....