Решение дробных рациональных уравнений. 8 класс
методическая разработка по алгебре (8 класс) по теме
Первый урок по теме: Решение дробных рациональных уравнений. Вспоминаются уже известные способы при решении дробных уравнений, рассматриваются новые способы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация | 97.5 КБ |
Урок по теме: Решение дробных рациональных уравнений | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
7 х – 14 = 0 Уравнения, в которых левая и правя часть, являются дробно-рациональными выражениями, называются дробными рациональными уравнениями. 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7)
Алгоритм решения дробных рациональных уравнений Найти общий знаменатель дробей, входящих в уравнение. Умножить обе части уравнения на общий знаменатель, не забыв написать ОДЗ. Решить получившееся целое уравнение. Исключить из его корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель (используя ОДЗ или проверкой). Записать ответ.
Алгоритм решения дробных рациональных уравнений Перенести все в левую часть. Привести дроби к общему знаменателю. Решить уравнение, используя правило: дробь равна нулю, когда числитель равен нулю, а знаменатель не равен нулю. Исключить из его корней те, которые обращают знаменатель в нуль (с помощью ОДЗ или проверкой) Записать ответ.
Предварительный просмотр:
Урок по теме "Решение дробных рациональных уравнений". 8-й класс
Цели урока:
Обучающая:
- закрепление понятия дробного рационального уравнения;
- рассмотреть различные способы решения дробных рациональных уравнений;
- рассмотреть алгоритм решения дробных рациональных уравнений, включающий условие равенства дроби нулю;
- обучить решению дробных рациональных уравнений по алгоритму.
Развивающая:
- развитие умения правильно оперировать полученными знаниями, логически мыслить;
- развитие интеллектуальных умений и мыслительных операций - анализ, синтез, сравнение и обобщение;
- развитие инициативы, умения принимать решения, не останавливаться на достигнутом;
- развитие критического мышления;
- развитие навыков исследовательской работы.
Воспитывающая:
- воспитание познавательного интереса к предмету;
- воспитание самостоятельности при решении учебных задач;
- воспитание воли и упорства для достижения конечных результатов.
Тип урока: урок – закрепление и систематизация знаний, умений и навыков.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы рассмотрим с вами различные способы решения дробных рациональных уравнений. На доске написаны уравнения, посмотрите на них внимательно. Все ли из этих уравнений вы сможете решить?
1. 7х – 14 = 0
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Уравнения, в которых левая и правя часть, являются дробно-рациональными выражениями, называются дробные рациональные уравнения. Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока. Итак, открываем тетради и записываем тему урока «Решение дробных рациональных уравнений».
2. Актуализация знаний. Фронтальный опрос, устная работа с классом, решение уравнений
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
- Как называется уравнение №1? (Линейное.) Способ решения линейных уравнений. (Все с неизвестным перенести в левую часть уравнения, все числа - в правую. Привести подобные слагаемые. Найти неизвестный множитель).
Решим уравнение №1
- Как называется уравнение №3? (Квадратное.) Способы решения квадратных уравнений. (Выделение полного квадрата, по формулам, используя теорему Виета и ее следствия.)
Решим уравнение №3
- Что представляет собой уравнение №2? (Пропорцию). Что такое пропорция? (Равенство двух отношений.) Основное свойство пропорции. (Если пропорция верна, то произведение ее крайних членов равно произведению средних членов.)
Решим уравнение №2
Решение:
9х = 18 ∙ 5
9х = 90
х = 90 : 9
х = 10
Ответ: 10
Какое дробно-рациональное уравнение можно попробовать решить, используя основное свойство пропорции? (№5). Но так как данное уравнение имеет знаменатель, содержащий неизвестное, то необходимо написать …? ОДЗ.
Решение:
ОДЗ: х ≠ − 2, х ≠ 4
(х – 2)(х – 4) = (х + 2)(х + 3)
х2 – 4х – 2х + 8 = х2 + 3х + 2х + 6
х2 – 6х – х2 – 5х = 6 – 8
-11х = -2
х = -2 : (-11)
Ответ:
- Решим уравнение №4. Какие свойство используются при решении этого уравнения? (Если обе части уравнения умножить на одно и то же отличное от нуля число, то получится уравнение, равносильное данному.)
Решение:
| ∙ 6
3х – 3 + 4х = 5х
7х – 5х = 3
2х = 3
х = 3 : 2
х = 1,5
Ответ: 1,5
Какое дробно-рациональное уравнение можно решить, умножая обе части уравнения на знаменатель? (№6).
Решение:
| ∙ (7 – х)
12 = х(7 – х)
12 = 7х – х2
х2 – 7х + 12 = 0
D = 1 > 0, х1 = 3, х2 = 4.
Ответ: 3; 4.
- Теперь решим уравнение №7 двумя способами.
Решение:
1 способ:
ОДЗ: х ≠ 0, х ≠ 5
Когда дробь равна нулю? (Дробь равна нулю, когда числитель равен нулю, а знаменатель не равен нулю.)
х² − 3 х + х – 5 – х – 5 = 0
х² − 3 х – 10 = 0
D = 49 > 0, х1 = 5, х2 = − 2
х = 5 не удовлетворяет ОДЗ. Говорят, 5 – посторонний корень.
Ответ: − 2
Решение:
2 способ:
| ∙ х(х – 5) ОДЗ: х ≠ 0, х ≠ 5
х(х – 3) + х – 5 = х + 5
х² − 3 х + х – 5 – х – 5 = 0
х² − 3 х – 10 = 0
D = 49 > 0, х1 = 5, х2 = − 2
х = 5 не удовлетворяет ОДЗ. 5 – посторонний корень.
Ответ: − 2
Давайте попробуем сформулировать алгоритм решения дробных рациональных уравнений данным способом. Дети сами формулируют алгоритм.
Алгоритм решения дробных рациональных уравнений:
- Перенести все в левую часть.
- Привести дроби к общему знаменателю.
- Решить уравнение, используя правило: дробь равна нулю, когда числитель равен нулю, а знаменатель не равен нулю.
- Исключить из его корней те, которые обращают знаменатель в нуль (с помощью ОДЗ или проверкой)
- Записать ответ.
Другой способ решения.
Алгоритм решения дробных рациональных уравнений:
1. Найти общий знаменатель дробей, входящих в уравнение;
2. Умножить обе части уравнения на общий знаменатель; не забыв написать ОДЗ
3. Решить получившееся целое уравнение;
4. Исключить из его корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель (используя ОДЗ или проверкой)
5. Записать ответ.
Также можно решить уравнение, используя основное свойство пропорции, не забыв исключить из его корней те, которые обращают знаменатель в нуль (с помощью ОДЗ или проверкой)
8. Подведение итогов урока.
Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с дробными рациональными уравнениями, научились решать эти уравнения различными способами. На следующем уроке, дома у вас будет возможность закрепить полученные знания.
Какой метод решения дробных рациональных уравнений, по вашему мнению, является более легким, доступным, рациональным? Не зависимо от метода решения дробных рациональных уравнений, о чем необходимо не забывать? В чем «коварство» дробных рациональных уравнений?
Всем спасибо, урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок алгебры 8 класс "Решение дробно-рациональных уравнений"
Приводится конспект урока по алгебре в 8 классе по теме "Решение дробно-рациональных уравнений"...
Урок алгебры в 8-м классе "Решение дробно-рациональных уравнений"
Урок закрепления изученного материала проводится в форме игры "Лабиринт". Задания в лабиринте дифференцированы по уровням сложности, что позволяет учащимся выбрать наиболее походящий для себя режим ра...
Урок в 8 классе"Решение дробных рациональных уравнений"
Урок формирования умений и навыков....
Тест по алгебре для 8 класса по теме «Решение дробных рациональных уравнений»
Задачи теста «Решение дробных рациональных уравнений» соответствуют программным требованиям. Тест предназначен для проверки уровня знаний, умений и навыков учащихся по данной теме и поможет учителю по...
урок алгебры в 8 классе на тему "Решение дробно-рациональных уравнений"
Урок-закрепление материала проводится с использованием различных видов работы: в паре, в группе, индивидуально; используются опорные конспекты и схемы....
урок" Решение дробных рациональных уравнений"-8 класс
Разработка урока для 8 класса по УМК авт. Ю.Н.макарычев и др....
План -конспект урока по алгебре в 8 классе по теме "Решение дробно рациональных уравнений содержащих параметры"
План -конспект урока по алгебре в 8 классе по теме "Решение дробно рациональных уравнений содержащих параметры"...