Внеклассное мероприятие по математике «Колесо истории» (для учеников 5- 7 класса)
методическая разработка (5 класс) на тему
Целью мероприятия является: создать условия для повышения мотивации к изучению предмета.
Задачи:
· познакомить учеников с жизнью и деятельностью М. Ломоносова;
· активизировать познавательные способности;
· способствовать развитию креативных способностей;
· развивать математическое мышление;
· формировать научное мировоззрение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
внеклассное мероприятие для учеников 5-7 классов | 97 КБ |
koleso_istorii.docx | 12.75 КБ |
Предварительный просмотр:
«Колесо истории»
(игра для учащихся 5-7 классов)
Цель: создать условия для повышения мотивации к изучению предмета.
Задачи:
- познакомить учеников с жизнью и деятельностью М. Ломоносова;
- активизировать познавательные способности;
- способствовать развитию креативных способностей;
- развивать математическое мышление;
- формировать научное мировоззрение.
Оборудование: ИАК
Домашнее задание: придумать название команды, приветствие.
сочинить математическую сказку, написать стихотворение о каком-нибудь математическом термине.
Ход мероприятия.
(сл 2) Ведущий. 8 ноября 2011 года исполнилось 300 лет со дня рождения великого русского ученого — первого русского учёного -естествоиспытателя мирового значения, энциклопедиста, химика и физика. Ломоносов интересовался всем, что окружало его. Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог и поэт. Михаил Васильевич утвердил основания современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. И сегодня наше «Колесо истории» будет вращаться около этого замечательного человека.
Итак, мы начинаем. Сегодня в этом зале собрались знатоки математики и истории. Поприветствуем их.
- слово предоставляется 5 классу.
- слово предоставляется 6 классу.
-слово предоставляется 7а классу.
- слово предоставляется 7б классу.
(сл 3) Ведущий:
Лучшими моментами в детстве М. В. Ломоносова были его походы с отцом в море, оставившие в его душе неизгладимый след. М. В. Ломоносов начал помогать отцу с десяти лет.
Сценка:
М.: Батько, а батько, возьми меня с собою в море, хочу тебе помогать, рыбу ловить.
Отец: Нет, мал еще. Мне помощник нужен, сети ставить, грести, а ты не годишься.
М.: Я смогу, я же самый сильный, быстрый и умный среди сверстников, в любой игре всех побеждаю.
Отец: побеждать не главное. Главное для рыбака, выдержка и упорство, уметь добиваться своего. Нужно иметь хитрость рыбацкую, придумать как рыбу изловить и в деревню вест улов доставить.
М: Ну возьми, я научусь, я способный, уже все морские пути выучил.
О.: хорошо, коль считаешь, что способности у тебя большие. Пойдем в море, попробуем поймать хоть что-нибудь.
Ведущий. Они отправлялись на промыслы ранней весной и возвращались поздней осенью. Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями.
(сл 4) Ведущий: Грамоте обучил Михайлу Ломоносова дьячок местной церкви С. Н. Сабельников. Рано зародилось в Ломоносове сознание необходимости «науки», знания. В четырнадцать лет юный помор грамотно и чётко писал.
(сл 5) Задание от дьякона:
Перед вами баллы за предложенный вопрос. Кто первым правильно ответит на мой вопрос, тот и будет выбирать поле с очками.
Вопрос: (если ответа нет, покупают его у дьякона, за 50 баллов)
- Назовите день рождение М.В. Ломоносова. ( 8 ноября 1711)
- Во сколько лет Михайло начал ходить с отцом в море? (в 10 лет)
- Назовите фамилию дьякона, который обучил Ломоносова грамоте? (Сабельников)
Решить пример – ребус.
100. Л + Л = АД, а Л х Л = ДА. Чему равно число ЛАД?(918)
200. СОР+СОР=УРОН (602+602=1204)
300. АБ·ВГ=БББ (37·21=777 или 15·37=555)
(сл 9 ) Ведущий: Жизнь Ломоносова в родном доме делалась невыносимой, наполненной постоянными ссорами с мачехой. И чем шире становились интересы юноши, тем безысходнее казалась ему окружающая действительность. В декабре 1730 года в Москву отправлялся караван с рыбой. Ночью, когда в доме все спали, Ломоносов надел две рубахи, тулуп, взял с собой подаренные ему соседом «Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого и отправился вдогонку за караваном. На третий день он настиг его и упросил рыбаков разрешить идти вместе с ними. В начале января 1731 года Ломоносов прибыл в Москву, где он никого не знал.
(сл 10) Спасские школы.
Л: Здравствуйте!
Ректор: приветствую вас, молодой человек? Чем могу быть полезен?
Л: В вашу школу хочу поступить, знаниями овладеть и с миром теми знаниями делиться.
Ректор: Позвольте, а сколько же лет вам?
Л: уже 19, недавно исполнилось.
Ректор: Так, так, так. И в какой же класс вы хотите поступить?
Л: Ясно в какой, в 1
Ректор: Да ты что, в 1 классе у нас ребята осьми и девяти лет. Засмеют.
Л: Ну и что! Я за 1 год по три класса проходить буду.
Ректор: Вот потеха ну, что ж посмотрим, чем дело кончится! Иди учись в 1 класс.
( сл 11) Ведущий:
Удивительная целеустремлённость была присуща М. В. Ломоносову. В то время как многие его товарищи в свободные от занятий часы проводили беззаботно, Михайло пропадал в библиотеке, он читал летописи, издания светского содержания и философские, и даже — физические и математические сочинения. Из академической биографии известно, что по прошествии первого полугодия он был переведён из нижнего класса во второй, и в том же году — в третий. Через год, в достаточной мере овладев латынью, и будучи уже способен на латинском сочинять небольшие стихи, начал учить греческий. Извлекая урок из «наказания» за учинённый им школьный проступок, Михайло Ломоносов в стихотворной форме излагает перевод латинской нравоучительной притчи.
СТИХИ НА ТУЯСОК Услышали мухи |
Учитель пишет на это: pulchre (лат. превосходно)…
(сл 12) Спасская школа:
Учитель словесности: Перед вами баллы за предложенный вопрос. Кто первым правильно ответит на мой вопрос, тот и будет выбирать поле с очками.
Вопросы учителя словесности: (ответ стоит 100 баллов)
- Во сколько лет Ломоносов отправился с обозом в Москву?(19)
- Какие учебники взял с собой Михайло, когда собрался с рыбным обозом? («Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого)
- Сколько классов закончил Ломоносов за первое полугодие обучения? (3 класса)
Задание от учителя словесности:
200. Назовите известный русских математиков? (1 ученый – 50 баллов)
400. Продолжи последовательность:
8, 27, 64, 125, ___(216)
600. Преподавателями в Спасских школах у Михайло были Герман Канцевич, Герман Канашевич, Тарасий Посников, Феофилакт Кветницкий. На вопрос какие предметы они преподавали, учителя ответили так:
Т. Посников: ни ректор, ни латинскую азбуку;
Г. Канцевич: не русскую и латинскую поэзию(один предмет);
Г. Канашевич: латинскую азбуку.
Ответьте, пожалуйста, на вопрос: кто же вел синтаксис?
(сл 16) Ведущий: В 1734 году Ломоносов отправляется в Киев, где на протяжении нескольких месяцев обучается в Киево-Могилянской академии, но не найдя там материалов для физики и математики, он «прилежно перечитывал летописи и творения святых отцов». В следующем, 1735 году, Ломоносов был вызван в Академию Наук, и в числе избранных , двенадцати учеников Спасского училища, отправлен в Петербург, где зачислен в студенты университета при Академии Наук.
(сл 17) Первое время положение Ломоносова и его товарищей в Петербургской Академии Наук было весьма неопределённым. Одним из существенных пробелов в их образовании было то, что они не знали немецкого языка.
Учитель:
Л: не владеем мы вашим языком, латынь знаем, греческий знаем, русский знаем, а немецкий еще не учили.
Учитель: Так как же вы науками овладевать будете, ведь научные труды все на немецком языке напечатаны, все лекции на немецком вам читать будут.
Л: И что же, выучу ваш язык, еще на русский переводить для товарищей буду.
У: Ха- ха, где же, переведешь. В русском языке даже понятий научных нет, не приспособлен ваш язык для наук.
Л: Вот выучусь и все нужные понятия введу, и все на русском языке!
(сл 18) Ведущий: М. В. Ломоносов стал первым публиковать научные труды на русском языке. Он ввел такие понятия как: корпускула(молекула), термометр, формула, поршень, упругость, атмосфера, барометр, манометр, полюс магнита. Построил «аэродинамическую машину», которая была первым в мире вертолетом.
(сл 19) Вопросы профессора: (ответ стоит 200 баллов)
Профессор: Я задам вам несколько вопросов, ответ на мой вопрос даст вашей команде 200 баллов.
- Во сколько лет Ломоносов поехал учиться в Академию Наук? (24 года)
- Сколько учеников поехало вместе с ним учиться в Академию Наук?(11)
- В каком городе находилась Академия Наук? (Петербург)
Задание от профессора:
Составить словарь математических терминов.(каждый термин 10 баллов)
(сл 20) Ведущий: В Сибири работала экспедиция из Академии наук, но в ее составе не хватало химика, знающего горное дело. Западноевропейские химики отказывались от предложения ехать на большое расстояние порядка 10 тысяч вёрст. Тогда и было решено послать русских студентов на обучение в Германию. В марте 1736 года Академия Наук принимает решение отправить 3 наиболее способных молодых людей, для учёбы в Европу.
(сл 21) Президент Академии Наук Иоганн Корф представил правительству два списка учеников, предлагавшихся для отправки обучаться в Германии горному делу.
Сценка:
Корф: В первом списке значатся те, кто знают немецкий и латинский, во втором — только латинский.
Чиновник: Хорошо, берем молодых людей из первого списка, так как едут в Европу, нужно находить общий язык с простым людом, со студентами и преподавателями.
Корф: Позвольте. Но во втором списке значится Ломоносов и Виноградов , их крайне необходимо взять, они все те свойства имеют, каких помянутой берг-физикус требует… Хотя Дмитрий Виноградов с Михайло Ломоносовым немецкого языка и не знают, однако ещё в бытность свою здесь через три месяца столько научиться могут, сколько им надобно…
В Германию могут быть посланы:
- Густав Ульрих Райзер, советника Берг-коллегии сын, имеет от роду семнадцать лет.
- Дмитрий Виноградов, попович из Суздаля, шестнадцати лет.
- Михайло Ломоносов, крестьянский сын из Архангелогородской губернии Двинского уезда Куростровской волости, двадцати пяти лет.
Ведущий: Это показывает, что способности Ломоносова были настолько очевидны, что правительство и руководство Академии не смутило его крестьянское происхождение.
( сл 22) Ведущий: За границей Ломоносов пробыл пять лет: около 3 лет обучался в Марбургском университете и 2 года во Фрайберге учился металлургии. Из Германии Ломоносов вынес обширные познания в области математики, физики, химии, горном деле.
(сл 23) Мастер горных дел, Генкель: Перед вами баллы за предложенный вопрос. Кто первым правильно ответит на мой вопрос, тот и будет выбирать поле с очками.
Вопросы: (ответ стоит 300 баллов)
- Почему правительство России решило отправить своих студентов в Европу? ( нужны были химики)
- В какой стране учились русские студенты? ( в Германии)
- Сколько времени провел Ломоносов за границей?
В горном деле важное умение, делать правильно разрезы горных пород.
Задание:
300: Сколько нужно сделать распилов, чтобы распилить бревно на 12 частей? (11)
600: Разрезать квадрат на 4 равные предложенные фигуры.
800: Разделить фигуру на 3 равные части.
( сл 27) Ведущий: В 1741 году Ломоносов смог вернуться в Петербург.
10 июня 1741 года Ломоносов был направлен к профессору ботаники и естественной истории И. Амману для изучения естествознания, где приступил к составлению Каталога собраний минералов и окаменелостей Минерального кабинета Кунсткамеры. В 1745 году он хлопочет о разрешении читать публичные лекции на русском языке.
(сл 28) В 1753 году, Ломоносову удается устроить фабрику мозаики. Здесь был создан шедевр «Полтавская баталия» (14 футов×9футов), который находится в здании Академии Наук г.Петербурга, мозаичная работа «Петр Первый».
(сл 29) Под влиянием Ломоносова совершается в 1755 году открытие Московского университета, для которого он составляет первоначальный проект, основываясь на «учреждениях и обрядах» иностранных университетов, сейчас этот университет носит имя М.В.Ломоносова.
Сценка:
Миллер: университет, конечно, хорошее дело, но здесь нужно хорошенько подумать. С одной стороны хоть наши детки учеными дома смогут стать!
Л: Не только ваши детки, но и детки крестьян…
Миллер: Как крестьян, как крестьян, куда им тягаться с учеными людьми, да и вообще зачем России ученые люди нужны ?
Л: Учёные люди — нужны для Сибири, для горных дел, фабрик, сохранения народа, архитектуры, правосудия, исправления нравов, купечества, единства чистые веры, земледельства и предзнания погод, военного дела, хода севером и сообщения с ориентом»
Ведущий: В 1759 году Ломоносов занят устройством гимназии и составлением устава для неё и университета при Академии, причём опять всеми силами отстаивает права низших сословий на образование, возражая на раздававшиеся вокруг него голоса.
(сл 30) Вед: В университетах люди получают универсальные знания, которые могут им пригодится в дальнейшей работе. Все команды получили домашнее задание. Сейчас у вас есть возможность продемонстрировать свою версию определения математических терминов.
Выступление команд:
(сл 31) Ведущий: В течение всей своей жизни Михаил Васильевич делает ряд важнейших открытий в астрономии (выявил наличие атмосферы у Венеры), химии, объяснил природные явления: землетрясение, молнии, северное сияние и другие. Мы думаем, что вы заинтересовались деятельностью М.В. Ломоносова и то, о чем мы вам не рассказали, узнаете сами.
Среди этих неустанных трудов Ломоносов умирает 4 апреля 1765 года. В конце жизни Ломоносов был избран почетным членом Стокгольмской и Болонской академий наук.
(сл 32) Многогранность таланта М.В. Ломоносова признали только после его смерти. Так его характеризует А. С. Пушкин:
Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник: первый углубляется в историю отечества, утверждает правила общественного языка его, даёт законы и образцы классического красноречия, с несчастным Рихманом предугадывает открытие Франклина, учреждает фабрику сам сооружает махины, дарит художественные мозаические произведения, и наконец открывает нам истинные источники нашего поэтического языка |
Ведущий: Слово для награждения предоставляется жюри.
Предварительный просмотр:
https://yadi.sk/d/quIrcmv3cjdRW (презентация)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия «Что такое коррупция?» составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика» для обучающ...
Внеклассное мероприятие по физике «Колесо истории»
Эта игра-викторина разработана для учащихся 9-х классов, которая может проводиться в школе в рамках предметной неде...
Внеклассное мероприятие по физике «Колесо фортуны» для 8 – 9 классов
внеклассное занятие по физике подготовлено в игровой форме с целью проверки знаний учащихся....
Внеклассное занятие по математике "Колесо истории"
Исторический материал, используемый на уроках и внеклассных занятиях, способен воспрепятствовать однобокому развитию математических способностей, призван повышать уровень грамотности, расширять знания...
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 5–7-х классов специальной ( коррекционной ) школы VIII вида "Математика повсюду"
Работа ко внеклассному мероприятию...
Конспект внеклассного мероприятия с презентацией "Колесо истории"
Внеклассное мероприятие«Колесо истории».(игра для учащихся старших классов) «Считай несчастным тот день или тот час, в котором ты не усвоил ничего, ничего не прибавил к своему образованию» ...