Внеклассное мероприятие по физике «Колесо истории»
материал по физике (9 класс) по теме
Эта игра-викторина разработана для учащихся 9-х классов, которая может проводиться в школе в рамках предметной недели. Создана она по примеру когда-то проводившейся телевизионной передачи.
Цель игры состоит в развитии интереса учащихся к изучению физики через историю этой науки, этапы формирования взглядов на многие вопросы физики, в формировании культуры умственного труда, желания задумываться над окружающими явлениями и находить им объяснения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koleso_istorii.doc | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель физики и информатики
МБОУ г. Астрахани «СОШ № 1»
Татьяна Владимировна Никулина
Эта игра-викторина разработана для учащихся 9-х классов и может быть проведена в рамках недели физики.
Цель игры: развитие познавательного интереса учащихся, их активности, расширение кругозора.
Участники игры. В игре-викторине могут принимать участие две команды или более, в зависимости от количества классов в параллели. Возможно проведение игры внутри класса. Число членов команд – пять человек. Существует ведущий, которым может быть старшеклассник. Жюри состоит из преподавателей. Болельщики могут помогать своей команде, участвуя в специальных конкурсах.
Подготовка к игре. За определенное время до проведения игры требуется подготовить учащихся – артистов, которые будут разыгрывать исторические сценки, декорации, соответствующие разыгрываемой ситуации, портреты ученых, музыкальное сопровождение на усмотрение учителя каждой из разыгрываемых сценок.
Ведущий (под звуки фанфар): Дорогие друзья! Сегодня мы собрались здесь для того, чтобы совершить увлекательное путешествие в прошлое. История такой науки как физика, сведения из жизни ученых, отрывки из их работ позволят вам понять, в каких условиях проходило развитие физики, как непросто было первооткрывателям доказывать свою правоту, преодолевать установившиеся взгляды.
Сегодня каждый из вас может проверить свое внимание, память, умение логически мыслить. Хотелось, чтобы после сегодняшней встречи, вы иначе посмотрели на физику, почувствовали ее красоту и более глубоко осознали необходимость ее изучения.
Итак, мы начинаем!
В сегодняшней нашей игре «Колесо истории» мы приветствуем команды-участницы. Они собрались здесь для того, чтобы выяснить, кто же из них самый внимательный, смекалистый, веселый. Ну, а чтобы их правильно рассудить, в нашей игре принимает участие многоуважаемое жюри в составе… (представление членов жюри).
И конечно ни одна игра не обходится без наших любимых зрителей-болельщиков, которые переживают за своих одноклассников и надеются на их победу.
А сейчас о правилах игры.
После каждой исторической сценки команды в течение одной минуты должны дать ответ на вопрос, записав его в протокол соответствующего тура, и затем отдать протокол жюри. Правильный полный ответ оценивается в 3 балла.
Болельщики также могут заработать для себя и своей команды несколько баллов. После каждого тура для команд будет предложен тур для болельщиков. За каждый верный ответ – 1 балл. Баллы, заработанные болельщиками, складываются с баллами их команды.
Итак, первый тур.
Наша игра начинается со встречи моряков в итальянской таверне за чашкой чая. (Разыгрывается сценка. Действующие лица: английский, испанский, японский моряки и моряк-египтянин. Они сидят за столиком и пьют чай.)
Английский моряк:
-Да! Много я повидал на своем веку. Видел разные страны, живописные острова. Вдоль и поперек избороздил я просторы морей и океанов.
Испанский моряк: Видать большие расстояния прошел?
Английский моряк: Большие! Раньше эти расстояния мы, моряки, измеряли трубками.
Японский моряк: Как это?
Английский моряк: Трубка – это расстояние, которое проходит судно за время, пока моряк выкурит трубку.
Испанский моряк: А у нас, в Испании. Есть похожая единица – сигара.
Японский моряк: А там, откуда я родом, в Японии расстояния на суше ещё совсем недавно измеряли «лошадиными башмаками».
Английский моряк: «Лошадиный башмак» - это обувь для великанов?
Японский моряк: «Лошадиный башмак» - это путь, который проходит лошадь, пока не износится привязанная к её копытам соломенная подошва, заменяющая ей подкову.
Моряк – египтянин: Позвольте и мне рассказать о нашей единицы длины самой распространенной в Египте ещё в недалёком прошлом. Эта единица длины – «стадий» - путь, который проходит мужчина за время между первым лучом солнца и появлением на небе всего солнечного диска, т.е. примерно за две минуты.
Английский моряк: Интересно, как же сопоставить все эти единицы длины. Как из всех этих единиц измерения расстояний выбрать одну наиболее удобную и понятную каждому? (Уходят).
Ведущий: Необходимость введения международной системы мер назрела ещё в конце 18 века. В 1869 году Петербургская академия наук обратилась к научным учреждениям всего мира с призывом сделать предложенную французскими учеными десятичную метрическую систему мер международной. В нашей стране лишь только в 1899 году был принят закон, по которому наравне с российскими мерами дозволялось применять в России
международный метр и килограмм, а также кратные и дольные единицы – грамм, сантиметр и др.
Внимание вопрос: кто из великих русских ученых подготовил этот закон? Выберите верный вариант ответа. ( Участники – артисты выносят портреты или таблички с именами учёных)
1.Д.И.Менделеев
2.К.Э.Циолковский
- П.Н.Яблочков
- В.В.Петров
(Команды в течение минуты обсуждают вопрос и записывают свой ответ в протокол, который затем отдают жюри).
Ведущий ( по истечении минуты ): Время истекло, сдавайте протоколы.
Правильный ответ: Д.И.Менделеев – великий русский химик, разносторонний ученый, прогрессивный общественный деятель. Д.И.Менделеев много сделал для того, чтобы метрическая система мер стала международной и была введена в России. Он также являлся организатором и первым директором Главной палаты мер и весов.
Пока жюри обрабатывает результаты первого тура, я предлагаю вопросы болельщикам:
1.Воздушная оболочка Земли (Атмосфера)
2.Учёный, в честь которого названа единица измерения энергии (Джоуль)
3.Состояние, при котором вес тела возрастает (Перегрузка)
4.Скорость тела в данный момент времени (Мгновенная)
5.Технические устройства для уменьшения трения (Подшипники)
6.Явление отсутствия веса у тела (Невесомость)
Ведущий: Подведем итоги первого тура. Слово жюри.(Жюри объявляет итоги первого тура и конкурса болельщиков)
Ведущий: А теперь переходим ко второму туру.
Задолго до нашей эры народы Древнего Востока накопили много технических знаний. В связи с необходимостью строить здания, храмы, пирамиды накапливались первоначальные сведения о
свойствах материалов, о технике математических вычислений.
Однако научные знания народов Древнего Востока не содержали данных о строении вещества.
Первые высказывания по этим вопросам принадлежат ученым античного мира. Основная заслуга этих ученых заключается в том, что они поставили вопрос: из чего состоят окружающие нас тела?
Сплошные ли они или построены из каких-то очень маленьких частиц, которые нельзя увидеть, но о существовании которых можно догадаться на основании наблюдений: испарения воды, стирания лезвий ножа и т.д.
Один из древнегреческих ученых впервые высказал гениальное предположение о том, что все тела состоят из мельчайших неделимых и неизменных частичек-атомов, которые образуют все тела природы.
Основные мысли его учения об атомах были изложены римским поэтом и философом Лукрецием в классической поэме «О природе вещей».
( Один из участников-артистов читает отрывок из поэмы):
…Выслушай то, что скажу, и ты сам, несомненно, признаешь,
Что существуют тела, которых мы видеть не можем.
Ветер, во-первых, морей неистово волны бичует,
Рушит громады судов и небесные тучи разносит,
Или же, мчась по полям, стремительным кружится вихрем,
Мощные валит стволы, неприступные горные выси,
Лес низвергая, трясет порывисто: так, налетая,
Ветер, беснуясь, ревет и проносится с рокотом грозным.
Стало быть, ветры – тела, но только незримые нами…
…Далее, запахи мы обоняем различного рода,
Хоть и не видим совсем, как в ноздри они проникают.
Также палящей жары или холода нам не приметить
Зреньем своим никогда, да и звук увидать невозможно.
Но это-все обладает, однако, телесной природой,
Если способно оно приводить наши чувства в движенье:
Ведь осязать, как и быть осязаемым, тело лишь может.
И, наконец, на морском берегу, разбивающем волны,
Платье сыреет всегда, а на солнце вися, оно сохнет;
Видеть, однако, нельзя, как влага на нем оседает,
Да и не видно того, как она исчезает от зноя.
Значит, дробится вода на такие мельчайшие части,
Что недоступны они совершенно для нашего глаза.
Так и кольцо изнутри, что долгое время на пальце
Носится, из году в год становится тоньше и тоньше;
Капля за каплей долбит, упадая, скалу; искривленный
Плуга железный сошник незаметно стирается в почве;
И мостовую дорог, мощенную камнями, видим
Стертой ногами толпы; и правые руки у статуй
Бронзовых возле ворот городских постепенно худеют
От припадания к ним проходящего мимо народа.
Нам очевидно, что вещь от стиранья становится меньше,
Но отделение тел, из нее каждый миг уходящих,
Нашим глазам усмотреть запретила природа ревниво.
Ведущий: Внимание вопрос: Кто из древнегреческих ученых высказал это предположение? Выберите правильный вариант ответа: (Выносятся портреты ученых или таблички с именами)
- Анаксимен
- Гераклит Эфесский
- Демокрит
- Архимед
(Команды обсуждают ответ на вопрос и сдают протоколы)
Ведущий: Время истекло. Правильный ответ-Демокрит. К сожалению сочинения Демокрита не дошли до нашего времени. Известны только небольшие отрывки из них, помещенные в сочинениях других греческих ученых. Эти отрывки содержали ряд блестящих идей, которые получили, дальнейшее развитие в науке.
А теперь я объявляю тур для болельщиков. Внимание, вопросы.
1. Линия, по которой движется тело (Траектория)
2. Движение, при котором все точки тела движутся одинаково (Поступательное)
3. Величина, характеризующая инертность тела (Масса)
4. Дефект зрения, который исправляют очками с рассеивающими линзами (Близорукость)
5. Прибор для измерения атмосферного давления (барометр)
6. Единица измерения давления (Паскаль)
А теперь подведём итоги второго тура и тура для болельщиков.
Слово жюри. (Жюри объявляет итоги двух туров игры.)
Ведущий: Внимание, третий тур. Россия, 18 век.
(разыгрывается сценка, один товарищ приходит к другому в гости)
Первый: Ну, здорово, дружище!
Второй: Здорово.
Первый: Все работаешь, пишешь. Вон сколько бумаги поизвел.
Пойдем лучше на улицу, погуляем. Смотри, погодка-то загляденье!
Второй: Не мешай! Важной работой для талантливых умов российских занимаюсь.
Первый учебник по физике с немецкого языка на русский перевожу. Все хорошо было бы, да вот беда: беден наш научный русский язык. Я принужден был искать слов для наименования некоторых физических инструментов, действий и натуральных вещей. Некоторые из них покажутся странными, но со временем и к ним все привыкнут. Вот послушай. Формула, атмосфера, полюс магнита.
Первый: Ну, как знаешь! А я пойду. До свидания. (Уходит)
Ведущий: Этот великий русский ученый явился основателем русской научной терминологии. Вот несколько слов, которые впервые ввёл именно он. Термометр, поршень, упругость, сферический, барометр, манометр, преломление лучей. (Уходит)
Внимание вопрос: Назовите имя этого учёного. Выберите правильный вариант ответа: (Выносятся портреты ученых или таблички с их именами)
1.И.И.Ползунов
2.М.В.Ломоносов
3.А.Н.Лодыгин
4.А.Ф.Иоффе
(Обсуждение)
Ведущий: Время истекло. Правильный ответ – М.В.Ломоносов. Его идеи более чем на сто лет опередили науку того времени. Он впервые разграничил понятия молекула и атом. М.В.Ломоносов занимался исследованием атмосферного электричества, световых явлений. Он изобрёл прибор для определения скорости и направления ветра, термометры и барометры новых конструкций, он построил первую в истории науки автоматическую метеостанцию.
А теперь тур для болельщиков. Внимание вопросы.
1.Слово, которое воскликнул Архимед, когда сделал открытие (Эврика!)
2.Атом, потерявший электрон (Положительный ион)
3.Единица измерения мощности (Ватт)
4.Объём воды, вытесняемой судном при погружении до ватерлинии (Водоизмещение)
5.Как включают в цепь прибор для измерения силы тока (Последовательно)
6.Название сосудов, соединенных между собой (Сообщающиеся)
Итак, подведем итоги трёх туров и игры с болельщиками. Слово жюри.(Жюри подводит итоги и объявляет результаты).
Ведущий: Переходим к четвертому туру.
1827 год. Перед вами почетный хранитель ботанического отделения Британского музея.
(Разыгрывается сценка. Перед зрителями появляется ученик – артист с микроскопом в руке и с другими соответствующими приборами. Он смотрит в микроскоп и говорит сам с собой. )
Хранитель:
-Опять то же! В ярко освещенном поле зрения прибора взад и вперед снуют какие-то темные точки. Те, что покрупнее, двигаются медленнее, не спеша меняют свое направление. Более мелкие – прыгают беспорядочно. Почему так происходит?
Я всего лишь час назад собрал пыльцу со своих цветов, размешал в воде и капнул капельку на стёклышко микроскопа. Но час – шестьдесят секунд – время вполне достаточное, чтобы частицы успокоились. А они по-прежнему мечутся. Почему? А вдруг…?
Возьму глину и повторю эксперимент. Глина – мертва. Мертва! В этом не усомнится никто! Значит её частички, размешанные в воде, тоже будут мертвыми частичками. (Проделывает опыт.)
Снова эти темные точки. Снова они также движутся. Большие – медленно, мелкие – беспорядочно, случайно. Но, почему, почему они движутся? Можно ли надеяться, что эти частички внутри жидкости, доступные наблюдению в микроскоп, приходят в движение, приобретаемое вследствие подталкивания их ударами молекул воды? (Уходит)
Ведущий: Этот английский ботаник добросовестно исследовал это явление. Он обнаружил, что в горячей воде частицы вещества движутся быстрее, чем в холодной.
Он считал, что всякая частица материи, помещенная в жидкость, получает толчки от её молекул, непрерывно ударяющихся о частичку. Такие частички не стремятся к покою. Это движение вечно и произвольно.
Внимание вопрос: Как звали этого известного английского ученого? Выберите правильный вариант ответа: (Выносятся портреты ученых или таблички с их именами)
1.Роберт Броун
2.Жан Перрен
3.Блез Паскаль
4.Камилл Фламмарион
(Обсуждение)
Ведущий: Время истекло. Роберт Броун был уверен, что его след останется в истории благодаря ботаническим заслугам. Но едва… ли не единственный ботаник, прочно вошедший в историю физики. Именно он впервые заметил движение частиц материи, помещенной в жидкость. Это движение впоследствии было названо броуновским.
А теперь тур для болельщиков.
1.Когда Земля ближе к Солнцу – зимой или летом? (Зимой)
2.Сильное возмущение магнитного поля Земли, резко нарушающее его плавный суточный ход. (Магнитная буря)
3.Точка на оптической оси линзы, где пересекаются все лучи, падающие параллельно. (Фокус)
4.Способ передачи энергии путем перемещения жидкости или газа. (Конвекция)
5.Единица измерения электрического напряжения. (Вольт)
6.То, без чего не бывает измерительных приборов. (Шкала)
Подведем итоги после четвертого тура. Слово предоставляется
жюри. (Объявление результатов).
Ведущий: Переходим к пятому туру.
Трудно поверить, что создание такого распространенного и простого по устройству прибора, как термометр, потребовало полуторавековых усилий многих ученых. Известно, что от нагревания жидкость расширяется, её уровень поднимается и, останавливаясь около того или иного деления, показывает температуру. Однако мысль о возможности использования явления теплового расширения тел для измерения температуры возникла только в конце 16 века. Совершенствование такого термометра происходило очень долго. Длительное время стоял вопрос о том, какую выбрать шкалу для термометра. (Разыгрывается сценка: перед зрителями появляется четыре ученых.)
Первый: Коллеги, каждый из нас способен создать термометр со своей определенной шкалой. Но проблема в том, что, измеряя ими температуру одного и того же тела, мы получим разные значения.
Необходимо договориться об использовании какой-либо одной наиболее удобной и понятной для всех шкалы термометра, чтобы не было путаницы с показаниями. Итак, что мы можем сказать в защиту своего проекта.
Второй: Господа! Я изготовил термометр, в котором впервые использовал в качестве жидкости ртуть, хотя до этого использовался лишь спирт. За одну из опорных точек, а именно за нулевую отметку, я принял самую низкую температуру, которую смог получить. Это температура смеси льда, воды и нашатыря. Второй точкой я выбрал температуру смеси льда и воды. А расстояние между ними разделил на 32 части. Температура человеческого тела по данной шкале 96˚, точка кипения воды 212˚.
Третий: А я предлагаю использовать все-таки спиртовой термометр с постоянной нулевой отметкой, соответствующей температуре таяния льда. Один градус этой шкалы соответствует увеличению объёма спирта на 0,001 первоначального объёма. Температура кипения воды по моей шкале равна 80˚.
Четвёртый: Ну, а я считаю возможным взять для своей шкалы в качестве опорных точек температуру таяния льда и точку кипения воды, причем температуру таяния льда принять за 100˚ по моей шкале, а температуру кипения воды за 0˚, и интервал между ними разделить на 100 равных частей.
Первый: Мне кажется, ваша шкала достойна уважения. Но в ней есть один недостаток. Ваша шкала «перевернутая», на мой взгляд она не получит распространения.
Четвёртый: Что же вы предлагаете?
Первый: Я предлагаю использовать вашу шкалу, но за 0˚ принять температуру таяния льда, а за 100˚ - температуру кипения воды.
(Уходят)
Ведущий: Все физики знают, что с термометром в руках можно произвести бесчисленные опыты. Но в этом приборе нуждаются не только физики, применение его не ограничивается лабораториями.
Трудно переоценить значение применения термометра в повседневной жизни.
Как видно из предыдущей истории, показание термометра, который мы используем, зависит от того, какая в нем будет шкала. Перед вами предстали четыре человека, ярко защищающие свои взгляды
на создание шкалы термометра. Это известный шведский физик Цельсий, его соотечественник Штёрмер, голландский ученый Фаренгейт и французский естествоиспытатель Реомюр. В реальности эти люди встретиться не могли, так как жили в разное время. Но каждый из них внес значительный вклад в историю усовершенствования шкалы часто используемого нами термометра. Ваша задача в этом туре расположить имена ученых в той последовательности, в которой они отстаивали свои взгляды на эту проблему.
Итак, расположите в правильной последовательности:(Выносят портреты или таблички с их именами )
Цельсий
Штёрмер
Реомюр
Фаренгейт
(Обсуждение)
Ведущий: Время истекло. Внимание! Правильный ответ.
Термометр с использованием ртути, согласно которому температура тела равна 96˚, придумал Фаренгейт. Шкала Фаренгейта получила широкое распространение во многих странах, её до сих пор применяют в Англии и США.
Вторым выступал французский естествоиспытатель Реомюр с предложением спиртового термометра со шкалой, по которой вода кипит при температуре 80˚.
С предложением «перевёрнутой» шкалы выступил Цельсий.
Усовершенствовал её шведский ученый Штёрмер.
А теперь традиционный тур для болельщиков.
1.На всякий зов даёт ответ, а ни души, ни тела нет. (Эхо)
2.Попутчица за всеми ходит вслед. Всем от неё ни зла, ни пользы нет. (Тень)
3.У него два дивных ока. С ним всё близко, что далёко. (Бинокль)
4.Слово, обозначающее явление, в результате которого в мультфильме «Каникулы в Простоквашино» Шарик падает с телеги после выстрела из ружья. (Отдача)
5.Имя сказочной героини, связанное с твёрдым состоянием воды. (Снегурочка)
6.Проишествие, результат нарушения техники безопасности в
мультфильме «Кошкин дом». (Пожар)
Подведём итоги пятого тура. Слово жюри.
(Объявление результатов за прошедшие туры)
Ведущий: Итак, шестой тур.
Древняя Греция.
Древние греки очень любили украшения из янтаря, названного ими за его цвет и блеск «электрон» - что значит «солнечный камень».
Отсюда произошло, правда, много позже, и само слово «электричество».
Способность янтаря электризоваться была известна очень давно. Впервые исследованием этого явления заинтересовался знаменитый философ древности. Вот как об этом рассказывает легенда. (Разыгрывается сценка. Действующие лица: отец и дочь.)
Отец: Дочка! Посмотри, что я купил тебе на рынке. Удивительная работа финикийских мастеров – веретено из янтаря. Теперь ты спокойно можешь прясть из шерсти тончайшую нить и создавать прекрасные одежды.
Дочь: Да, мой отец. Я рада этому подарку. Мне поскорее хочется попробовать его в деле. (Отец уходит, дочь садится прясть, но роняет веретено в ведро с водой и, вынимая его, вытирает шерстяным платом)
Дочь: Странно! Чем больше и сильнее я вытираю веретено, тем больше шерстинок налипает! Может это из-за того, что веретено ещё мокрое. Надо его тщательнее вытереть. Нет! Всё так же! Шерстинок прилипло к веретену ещё больше, чем было до этого.
Отец! Отец! Посмотри! Происходит что-то интересное, чего я не могу объяснить. Может, ты знаешь, в чем дело?
Отец: О! Я думаю, что причина этого кроется в веществе, из которого сделано это веретено, в янтаре! Скорее всего оно, будучи натёрто шерстяной материей, станет притягивать легкие предметы, подобно тому, как магнит притягивает железо.(Уходят)
Ведущий: Внимание вопрос! Назовите имя этого философа, выберите правильный вариант ответа: (Выносят портреты ученых или таблички с их именами )
1.Аристотель
2.Фалес Милетский
3.Птолемей Александрийский
4.Платон
(Обсуждение)
Ведущий: Время истекло. Правильный ответ - Фалес Милетский – родоначальник античной философии и науки.
Итак, тур для болельщиков.
1.Машина, служащая для сдавливания тел или веществ с большой силой. (Пресс)
2.Название научного предположения. (Гипотеза)
3.Устройство, в котором какой-либо вид энергии преобразуется в электрическую. (Источник тока)
4.Итальянский ученый, изучавший свободное падение тел. (Галилей)
5.Отношение полезной работы к полной.(КПД)
6.Прибор для измерения относительной влажности воздуха. (Психрометр)
Ведущий: Подведем итоги прошедшего тура.
Слово жюри. (Объявление результатов)
Ведущий: Объявляется седьмой тур.
19 век – это эпоха изучения электрических явлений и законов строения материи. Каждое новое открытие в области электричества вызывает живейший интерес среди ученых этой эпохи. Среди этих имен блестящих ученых особняком выделяется имя великого английского физика и химика, ученого-самоучки, получившего в школе только начальное образование.
Вот один эпизод его удивительной биографии. Шел 1812 год. Вот что происходило в доме сэра Гемфри Дэви, английского физика, химика, президента Лондонского королевского общества. (Разыгрывается сценка. Перед зрителями предстают два джентльмена за игрой в шахматы. Входит слуга.)
Слуга: Сэр! Вам письмо. (Отдаёт письмо и уходит)
Деви (после некоторой паузы, обращаясь к товарищу):
Уважаемый Джордж! Некий юноша, ученик переплётчика, сообщает в письме, что усердно посещает курс моих лекций в Королевском институте. Он пишет о своём горячем желании посвятить себя научной деятельности и просит дать ему место в институте. Что мне с ним делать?
Джордж: Что делать, что делать... Вели ему мыть склянки в твоей лаборатории. Если он согласится, то из него будет толк, если же нет, то он ни к чему не годен.(Уходят)
Ведущий: Прошел год. В марте 1813 года этот юноша получает место ассистента в лаборатории Королевского института. Вот что происходило в лаборатории в это время. (Выходят Дэви и его ассистент)
Дэви: Известно, Франсуа Араго в своих опытах показал, что железные опилки притягиваются к медному проводу, когда по нему идет ток. Попробуем повторить его опыт с небольшими изменениями. ( Проделывают опыт – имитацию)
Ассистент: Сэр! Удалось обнаружить, что рассыпанные опилки располагаются вокруг провода концентрическими окружностями. Я зарисую в своём дневнике расположение опилок. На мой взгляд, это не случайно. Мне кажется, в этом кроется основная идея взаимодействия электричества и магнетизма: замкнутая магнитная линия и замкнутый контур тока как бы два звена одной цепи. (Уходят)
Ведущий: Это было только начало пути великого учёного.
Внимание вопрос: Как его имя? Выберите правильный вариант ответа.(Выносят портреты ученых или таблички с их именами)
1.Д. Максвелл
2.М.Фарадей
3.Г.Герц
4.Г.Ом
(Обсуждение)
Ведущий: Время истекло. Правильный ответ – Майкл Фарадей – основоположник учения об электрических и магнитных полях. Во всех исследованиях Фарадея проявляется две его идеи: идея взаимодействия всех сил природы и идея роли среды в электрических и магнитных взаимодействиях.
А теперь тур для болельщиков.
1. Философ Гегель шутил: три яблока сгубили мир: яблоко Адама, яблоко Париса и его яблоко. Назовите имя этого учёного. (Ньютон)
2.Этот физик, создатель первого источника тока, будучи ребёнком, первое слово сказал в четыре года, и это слово было «нет».Как его имя? (Алессандро Вольта)
3.Этот физик был скорее уродлив, чем некрасив, одевался плохо и был неряшлив, всегда ходил с огромным зонтом, был неуклюж, рассеян. Про него рассказывали, что однажды он с сосредоточенным видом варил в воде свои часы, держа яйцо в руке. Назовите имя учёного. (Андре Мари Ампер)
Ведущий: Подведём итоги прошедших туров. Слово жюри. (Объявление результатов)
Ведущий: Переходим к заключительному этапу игры – суперигре!
Наверное каждый из вас наблюдал цветных радужных зайчиков на стене от гранёных стеклянных предметов.
Кому же обязана наука объяснением этого явления?
Кто же установил, что белый солнечный луч состоит из цветных лучей, которые неодинаково преломляются и поэтому становятся порознь видны на экране в виде радужной полосы.
Спустя сто лет после этого один известный немецкий писатель выступил со своей теорией цветов как ярый противник учения о сложном составе света. Он говорил:
«Возможно ли, чтобы свет, кажущийся нам наиболее чистым и однородным, именно белый свет в каждом отдельном тончайшем луче слагается по меньшей мере из семи лучей, различных по величине световых частиц, соответствующих отдельным цветам? Нет!!!
Я считаю, что именно человеческий глаз принимает участие в создании цветов».
Внимание вопрос: Назовите имя ученого, который выявил сложную структуру света и имя немецкого писателя, который не мог согласиться с его теорией, считая, что цвета создаёт человеческий глаз. Выберите верные варианты ответа: (Выносятся портреты или таблички с именами)
1.И.Ньютон
2.Г.Галилей
3.Х.Гюйгенс
4.Э.Резерфорд
1.Генрих Гейне
2.Иоганн Гёте
3.Иоганн Шиллер
4.Роберт Пельман
(Обсуждение)
Ведущий: Время истекло.
Правильные варианты.
Исаак Ньютон – великий ученый, математик, механик, астроном и физик. Разработал дифференциальное и интегральное исчисления. Открыл закон всемирного тяготения, обосновал теорию движения небесных тел, сформулировал основные законы механики.
Иоганн Гёте – великий немецкий писатель, основоположник немецкой литературы нового времени, мыслитель и естествоиспытатель. В своих трудах Гёте как натуралист охватывал природу и всё живое, включая человека, как единое целое. Он являлся иностранным почётным членом Петербургской АН.
Итак, подведём окончательные итоги игры. Слово предоставляется жюри. (Объявление результатов, награждение команд, самых активных болельщиков)
Ведущий: Наша игра подошла к концу. Надеюсь, что вам было интересно. Спасибо за внимание! До новых встреч!
Литература
1.Кирилова И.Г. Книга для чтения по физике: Учебное пособие для учащихся 6-7 классов средней школы.-М.:Просвещение, 1986.
2.Блудов М.И. Беседы по физике.-М.: Просвещение, 1973.
3.В.Н.Соколов, Турнир «Сказки, мультфильмы, песни и … физика», журнал «Физика в школе»,№8 2000г.
4. «Физика в школе»,№8 2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по ОБЖ "Колесо безопасности"
Внеклассное мероприятие по ОБЖ для 5-6 классов поможет обобщить знания учащихся по правилам поведения в экстремальных ситуациях, научить избегать и уметь предотвращать опасные ситуации....
Внеклассное мероприятие по физике «Колесо фортуны» для 8 – 9 классов
внеклассное занятие по физике подготовлено в игровой форме с целью проверки знаний учащихся....
Внеклассное занятие по математике "Колесо истории"
Исторический материал, используемый на уроках и внеклассных занятиях, способен воспрепятствовать однобокому развитию математических способностей, призван повышать уровень грамотности, расширять знания...
Конспект внеклассного мероприятия с презентацией "Колесо истории"
Внеклассное мероприятие«Колесо истории».(игра для учащихся старших классов) «Считай несчастным тот день или тот час, в котором ты не усвоил ничего, ничего не прибавил к своему образованию» ...
Внеклассное мероприятие по математике «Колесо истории» (для учеников 5- 7 класса)
Целью мероприятия является: создать условия для повышения мотивации к изучению предмета.Задачи:· познакомить учеников с жизнью и деятельностью М. Ломоно...
внеклассное мероприятие по обж "Колесо безопасности"
обобщение знаний учащихся по правилам поведения в экстремальных ситуациях...
Внеклассное мероприятие по ОБЖ «Колесо безопасности»
Внеклассное мероприятие по ОБЖ «Колесо безопасности»...