Конспект урока для 11 класса по теме "Иррациональные уравнения и приемы преобразования уравнений. Методы решения иррациональных уравнений"
план-конспект занятия по алгебре (11 класс)
Конспект урока для 11 класса пр теме "Иррациональные уравнения и приемы преобразования уравнений. Методы решения иррациональных уравнений"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Иррациональные уравнения и приемы преобразования уравнений. Методы решения иррациональных уравнений.
Тип занятия: Обобщение и систематизация знаний.
Формы работы: Фронтальная беседа, комментирование решений.
Цели занятия:
Образовательная: оперирование основными понятиями, изучаемой темы; закрепление навыков решения иррациональных уравнений разными методами; выработка умений по применения различных приемов преобразования уравнений;
Развивающая: способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы;
Воспитательная: обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету.
Задачи занятия:
- создать организационные и содержательные условия для успешного усвоения приемов преобразования и методов решения иррациональных уравнений;
- побуждение учащихся к самостоятельной деятельности;
- тренировать навык решения иррациональных уравнений тем или иным методом.
Оборудование: мел, доска, интерактивная доска, пк.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
| Создает настрой на продуктивную работу. Эпиграф: «Давайте понимать друг друга с полу слова, чтоб ошибившись раз, не ошибаться снова» Д. Пойя | Настраиваются на работу | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и учащимися. |
| Какие уравнения называются иррациональными? Задание: Какие из уравнений иррациональные?
Какие приемы преобразования уравнения вы знаете? Посмотрите на опорный дидактически материал (приложение 1) и сверьте свой ответ. С какими методами решения иррациональных уравнений вы знакомы? Что мы должны учитывать при решении иррациональных уравнений? | Отвечают: уравнение, в котором под знаком корня содержится переменная.
| Личностные: планирование учебной деятельности. Регулятивные: целеполагание. Познавательные: структурирование знаний, выделять главное, систематизировать, знания, самопроверка имеющихся знаний |
| Сегодня мы с вами расширим свой кругозор и познакомимся с другими методами решения иррациональных уравнений. Изучают на основе опорного дидактического материала (приложение 2) 1. Решить уравнение, используя метод сведения к эквивалентной системе . - Для решения данного уравнения схема решения будет иная: Такое уравнение равносильно каждой из двух систем Поскольку после возведения в четную степень получаем уравнение-следствие . Мы должны, решив его, выяснить, принадлежат ли найденные корни ОДЗ исходного уравнения, то есть выполняется ли неравенство (или ). На практике из этих систем выбирают для решения ту, в которой неравенство проще [3]. Решите его, применяя данную схему. 2. Решить уравнение по 3 методу 3. Решить уравнение по 4 методу . 4. Решить уравнение 7(1) методом . 5. Решить уравнение 7 методом с ОДЗ . 6. Решить уравнение 7 методом с использованием графика функции . | Разбирают задания вместе с учителем, выстраивают последовательность действий для решения иррациональных уравнений. Решение примеров
Решая первое уравнение этой системы, равносильное уравнению , получим корни и . Второй корень не удовлетворяет неравенству системы и, следовательно, является посторонним корнем исходного уравнения. Ответ. .
Решая первое уравнение этой системы, равносильное уравнению , получим корни и . Однако при этих значениях x не выполняется неравенство , и потому данное уравнение не имеет корней. Ответ. Корней нет.
Решая первое уравнение этой системы, получим корни и , но условие выполняется только при . Ответ. .
и , где . Тогда исходное уравнение принимает вид: . Полученное уравнение обладает одним существенным недостатком: в нем две неизвестных. Но заметим, что величины y и z не являются независимыми переменными – они зависят одна от другой посредством старой переменной x. Выразим x через y и z: и . Теперь, можно заметить, что если первое уравнение умножить на два и затем вычесть из него второе, то переменная x исключается, и остается связь только между y и z . В результате получаем систему двух уравнений относительно двух неизвестных y и z Решая эту систему методом подстановки, приходим к уравнению , корнями которого являются числа и . Корень посторонний, поскольку . Осталось решить уравнение , откуда находим . Ответ. .
Проведем прямую . Из рисунка следует, что график функции лежит не ниже этой прямой, а график функции не выше. При этом эти графики касаются прямой в разных точках. Следовательно, уравнение не имеет решений. Докажем это. Для каждого имеем , а . При этом только для , а только для . Это означает, что исходное уравнение не имеет корней. Ответ: Корней нет. | Познавательные: уметь добывать новые знания, находить ответы на вопрос, используя жизненный опыт и информацию. Коммуникационные: умение оформлять свои мысли. |
| Выдает карточки с уравнениями для самостоятельного решения (приложение 3). Проверка заданий происходит у доски, по мере решения. Учащиеся могут приступить к решению любого уравнения. | Приступают к решению задач. Проводят самоконтроль, взаимоконтроль, сверяют свое решение с решением у доски. | Регулятивные: умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки. Познавательные: поиск рационального метода решения. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли. |
| Выучить материал, изложенный на опорном дидактическом материале. Повторить 1 и 5 метод и самостоятельно изучить 6 метод. Решить следующие уравнения: . . | Записывают задание. | Регулятивные: осознание знание и незнания материала. Личностные: самооценка своей работы. Коммуникативное: умение полно выражать свои мысли. |
| Учитель анализирует деятельность учащихся на уроке. Задает вопросы: Какой метод вам показался простым? сложным Какие трудности возникли при решении уравнений во время самостоятельного решения? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Методы решения иррациональных уравнений"
Цель урока: познакомить учащихся с нестандартными методами решения иррациональных уравнений; систематизировать знания учащихся о методах решения иррациональных уравнений, способствовать формированию у...
Формирование познавательных способностей на основе овладения методами решения иррациональных уравнений при личностно-ориентированном развивающем обучении
В статье рассматриваются различные методы решения иррациональных уравнений. Использование нестандартных методов при решении уравнений, способствует активному участию ученика в образовательной деятельн...
Методы решения иррациональных уравнений
Разработка урока по данной теме...
Методы решения иррациональных уравнений -11 класс
В данной статье рассматриваются методы решений иррациональных уравнений....
Методы решения иррациональных уравнений
Рассмотрены различные методы решения иррациональных уравнений и заданий с параметром...
Методические разработки к элективному курсу "Методы решений иррациональных уравнений"
Предлагаемый элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений» предназначен для учащихся 11 класса общеобразовательной школы и является предметно-ориентированным, направлен на расширение...
Тематический контроль знаний обучающихся 9-11 классов по теме «Методы решения иррациональных уравнений с одной переменной»
Цель проведения: проверка уровня знаний, умений и навыков обучающихся 9-11 классов по теме «Методы решения иррациональных уравнений с одной переменной». Структура работы: тестовая работа с...