Урок по теме "Деление и дроби", 5 класс
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Рассказова Юлия Николаевна

 

Представленный конспект урока математики в 5 классе разработан  на основе современных психолого - педагогических и методических концепций, где на передний план выдвигается личность школьника, создание условий для ее развития.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon delenie_i_drobi.zip792.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме «Деление и дроби» (5 класс)

Тип урока: урок получения новых знаний.

Цели урока:

Образовательные: научить понимать дробь как запись действия деления, а дробную черту как знак деления.

Развивающие: развитие математической речи, познавательной активности.

Воспитательные: воспитание положительного отношения к предмету, чувства коллективизма.

Планируемый уровень обучения

Знания

Применение

Умение отвечать на вопросы:

  1. что означает черта в записи дроби;
  2. как записать результат деления в виде дроби.

Умение записывать:

  1. частное в виде дроби и наоборот;
  2. натуральные числа в виде дроби.

Используемые технологии:

-информационно-компьютерные,

-проблемное обучение,

-групповые технологии.

Оборудование: компьютер, проектор,  яблоки, пластмассовые ножи, презентация.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- приветствие

- готовность к уроку

2. Актуализация знаний учащихся.

-Анализ самостоятельной работы (оценки, характерные ошибки).

-Устная работа:

(Слайд 2)

1)Найдите значения х, при которых дробь  будет правильной, а дробь  – неправильной.

2)Выполните действия. Определите, будет ли результат правильной или неправильной дробью.

+ ;   +;  - ;  - ;  + ;  +;  +.

(Слайд 3)

3)Из 12 дней зимних каникул Лена 7 дней гостила у бабушки. Какую часть каникул Лена гостила у бабушки?

4) Как разделить 3 яблока между четырьмя детьми?

3. Постановка проблемы (Слайд 4).

Учитель: скажите, встречались ли вы с такой задачей в своей жизни?

Предполагаемый ответ: да.

Учитель: кто помогал вам разрешить эту ситуацию?

Предполагаемый ответ: старшие.

Учитель: на основе имеющегося у вас опыта давайте попробуем сами решить эту задачу, используя полученные ранее знания.

Для решения задачи разобьемся на группы по 4 человека (4 человека - это 2 парты, как правило,  учащиеся 1 парты поворачиваются к учащимся 2 парты.) Выберите старшего. В конце урока он оценит работу каждого члена группы (по оценочному листу).

4. Выдвижение гипотезы.

Проблема: как разделить 3 яблока между  четырьмя детьми?

Ваша задача: предложить  решение, как это можно сделать.

После обсуждения в группах заслушивается ответ каждой группы. Большинство приходят к мнению, что нужно разделить каждое яблоко на 4 части и взять по одной части от каждого яблока. В итоге каждый получит по  яблока.

5. Проверка гипотезы (практическая работа).

Ребята предлагаю вам проверить вашу гипотезу.  У вас на столе находится тарелка с 3 яблоками и ножичек. Пусть один из вас, соблюдая технику безопасности, разделит три яблока между вами.

Скажите, сколько частей получил каждый? (Ответ:3)

Как это выразить дробью?  (Ответ: )

Каким образом получилась эта дробь? (Ответ: она получилась при делении 3 яблок на 4 равные  части).

(Слайд 5)

Учитель: 2:3=. 2 – это делимое (числитель), 3 – делитель (знаменатель)

Как вы думаете, в чем  заключается секрет дробной черты?

Ответы учащихся.

Анализируя ответы, учитель подводит учащихся к выводу, что черта дроби – это знак деления.

Пример.

1:2=, =4:5.

Учитель: представим число 15 в виде дроби. Это можно сделать так 15=15:1 = .

Учитель: запишем число 2 со знаменателем 3. Для этого надо найти такое число, при делении которого на 3 получилось бы 2. Таким числом является 3*2, то есть 6. Значит, 2=.

Вывод: с помощью дробей можно записать результат деление двух любых натуральных чисел. Если деление выполняется нацело, то частное – целое число, если нет, то дробное.

Пример:

10:5==2; 5:6=; 7:3=.

6. Физкультминутка (Слайд 6)

7. Закрепление пройденного.

Работа в группах.

1)Задание: попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока.

После обсуждения (время на обсуждение ограничивать 2-3 минутами) каждая группа предлагает тему. Общими усилиями приходим к следующей теме: «Деление и дроби».

Запишем тему в тетрадь по опорным конспектам. Дома вы самостоятельно составите опорный конспект по теме.

2)Каждая группа получает карточку с заданиями. Через 20 минут вы должны будете сдать карточку с решенными заданиями. (Приложение 1).

8. Домашнее задание (Слайд 7).

Записать ОК, используя учебник стр. 162-163,  №1076, 1077, 1082

9. Итог урока. Рефлексия (Слайд 8).

  1. С какой  задачей мы столкнулись в начале урока?
  2. Разрешили ли мы эту задачу?
  3. Какую тему в ходе работы мы  изучили?
  4. Какой основной вывод можно сделать из сегодняшней работы?
  5. Оцените свое участие в работе группы от 0 до 5 баллов. Сдайте старшему группы. Он внесет вашу оценку в оценочный лист и выставит свою оценку.
  6. Пока старший группы выставляет оценки, давайте составим синквейн со словами «дробь» и «деление».
  7. Отчет старшего группы. Выставление оценок.

Спасибо за урок. Урок окончен (Слайд 9).

Используемая    литература:

1.Математика 5 класс: учеб. для общеобр. учреж./ Н.Я Виленкин и др.-М.:Мнемозина,2009

2. Математика: Натур. числа. Дроби.: Дидакт. Материалы для 5 кл./Дорофеев Г.В. и др.. – М.: Просвещение, 1994.

Приложение.

Группа _____

1.Заполните пустые клетки таблицы (каждый член группы заполняет по одной строчке):

Фамилия, имя члена группы

Частное

Дробь

Делимое

Делитель

Числитель

Знаменатель

2:5

1:10

15:8

7:1

2.Каждую дробь запишите в виде частного. Если возможно, упростите результаты.

Образец:  = 14:7=2.

=                                        =

=                                      =

=                                       =

=                                        =

  1. Отгадайте кроссворд:

1.Часть целого.

2.Число, показывающее, сколько берется частей целого.

3.Число, показывающее,  на сколько частей делится целое.

4.Дробь, у которой числитель меньше знаменателя.

 1

 2

 3

 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по математике в 5 классе Тема: «Дроби. Действия с дробями».

Цели:Образовательные:активизировать приобретённые знания об обыкновенных...

Урок по теме "Алгебраическая дробь, сокращение дробей", 7 класс

Урок обобщения, закрепления знаний по данной теме. Приведены презентация и конспект урока....

Методическая разработка урока проверки знаний. Урок математики в 5-м классе. Повторение по теме "Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби".

Урок математики в 5-м классе. Повторение по теме "Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби".Цели урока:v   закрепление умения распознавать, понимать и объяснять правильные и непра...

Действия с десятичными дробями. Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на двузначное число. План-конспект урока по математике для 9 класса VIII вида

Цель: учить выполнять элементарные расчеты платежей за коммунальные услуги, используя арифметические задачи    практического содержания по теме.Задачи:Образовательная: тренировать, учит...

Разработка урока по математике в 6 классе по теме "Умножение дробей" и "Нахождение дроби от числа".

Материал подобран для подготовки к контрольной работе как обобщение пройденного....

Конспект урока по математике в 6 классе по теме "Решение задач на нахождение дроби от числа и числа по его дроби"

На данном уроке по математике ученики тренируются в решении задач и развивают умение относить задачу к тому или иному типу....