Урок "Нахождение НОД" (математика 5 класс)
методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему
Цель урока:
- проверить и закрепить знание учащимися понятия наибольшего общего делителя чисел и понятия взаимно простых чисел;
- формировать навык пятиклассников находить НОД чисел различными методами; развивать вычислительные навыки учащихся;
- воспитывать самостоятельность, любознательность, пытливость.
Оборудование урока: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация урока, доска, мел.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
m-5_nakhozhdenie_nod.rar | 150.61 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Поповская ООШ»
Урок по теме:
«Нахождение наибольшего общего делителя»
КЛАСС: 5
ПРЕДМЕТ: математика
УЧИТЕЛЬ: Обухова Н.П.
Хутор Попов
Цель урока:
- проверить и закрепить знание учащимися понятия наибольшего общего делителя чисел и понятия взаимно простых чисел;
- формировать навык пятиклассников находить НОД чисел различными методами; развивать вычислительные навыки учащихся;
- воспитывать самостоятельность, любознательность, пытливость.
Оборудование урока: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация урока, доска, мел.
ХОД УРОКА
- Оргмомент. Сообщение темы и цели урока.
- Актуализация ранее изученного.
а) Проверка домашнего задания (фронтально проверить наличие, собрать тетради на проверку).
б) Устный счет. Разминка (слайды 2-3):
№1 Из данных чисел назовите составные: 7; 13; 10; 17; 1; 80; 23; 27; 42; 51.
(Повторяют определения простого и составного числа)
№2 Найдите НОД(10;80) = …
Найдите НОД(27; 42; 51) = …
№3 Даны разложения двух чисел на простые множители. Найдите наибольший общий делитель этих чисел:
1) a=2·3·5·7 и b=3·5·11
2) a=2·3·11 и b=2·2·3·5
3) a=3·5·7·29 и b=2·3·3·7·19
- Закрепление изученного. Решение упражнений.
Слайд 4
№4 Найдите НОД чисел наиболее рациональным способом (письменно):
а) 12 и 15
б) 72 и 36
в) 120 и 24
г) 24 и 16
д) 81 и 49
Учащиеся работают самостоятельно. Поэтапная самопроверка решения с помощью презентации (слайды 5-9):
а) НОД(12, 15)=?
Представим 12 в виде произведения простых множителей: 12 = 3·2·2.
Представим 15 в виде произведения простых множителей: 15 = 5·3.
Выделим общие множители в получившихся разложениях:
12 = 3·2·2 и 15 = 5·3.
НОД(12, 15)=3.
б) НОД(72, 36)=?
Заметим, что 72 делится на 36 без остатка.
Значит 36 – наибольший общий делитель чисел 72 и 36.
НОД(72, 36)=36.
в) НОД(120, 24)=?
Заметим, что 120 делится на 24 без остатка.
Значит 24 – наибольший общий делитель чисел 120 и 24.
НОД(120, 24)=24.
г) НОД(24, 16)=?
Представим 24 в виде произведения простых множителей: 24 = 3·2·2·2.
Представим 16 в виде произведения простых множителей: 16 = 2·2·2·2.
Выделим общие множители в получившихся разложениях:
24 = 3·2·2·2 и 16 = 2·2·2·2.
НОД(24, 16)= 2·2·2=8.
д) НОД(81, 49)=?
Числа 81 и 49 – взаимно простые, значит
НОД(81, 49)=1.
(Повторяют определение взаимно простых чисел)
№ 5 Решите задачу (один ученик работает у доски, остальные – в тетрадях).
Ребята получили на новогодней елке одинаковые подарки. Во всех подарках вместе было 123 апельсина и 82 яблока. Сколько ребят присутствовало на елке? Сколько апельсинов и сколько яблок было в каждом подарке?
Решение. НОД (123; 82) = 41 (чел.) - ребят
123 : 41 = 3 (шт.) - апельсина
82 : 41 = 2 (шт.) - яблока
Ответ: ребята на елке присутствовал в количестве 41 человека, в подарке было по 3 апельсина и по 2 яблока.
- Проверочная самостоятельная работа (слайд 11)
- Найти наибольший общий делитель чисел 126 и 240 методом разложения чисел на простые множители.
- Найти НОД чисел 22, 33, 132 методом «перебора».
- Число а является произведением множителей 25, 7 и 9. Найти НОД чисел а и 30.
- Для класса купили 217 тетрадей в клетку и 186 тетрадей в линию. Сколько учеников в классе, если все ученики получили одинаковые комплекты тетрадей? Сколько тетрадей в клетку и сколько в линию получил каждый ученик?
Взаимопроверка выполненной работы в парах (слайд 12):
1) НОД(126,240)=2•3=6
126=2•7•3•3
240=2•2•2•2•3•5
2) НОД(22,33,132)=11
Делители 22: 1,2,11,22
Делители 33: 1,3,11,33
Делители 132: 1,2,3,4,6,11,12, 22, 33, 44, 66,132
Делители 22,33,132: 1,11
3) a =25•9•7=5•5•3•3•7
30=3•5•2
НОД(a,30)=15
4) 4.1 НОД(217,186)=31(ученик)
4.2 217:31=7(тетрадей в клетку)
4.3 186:31=6(тетрадей в линейку)
Критерии отметки:
1,2,3,4 – «5»,
1,2,3 – «4»,
2,3 или 1,3 – «3»
4 и 2, или 3, или 1 – «3»
- Итоги урока. Выставление оценок за самостоятельную работу и за урок.
Учащиеся анализируют, что нового узнали на уроке, над чем работали.
- Домашнее задание. №134,135(а, б) ТПО №1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ По математике Класс 6 Ступень обучения
Программа составлена на основе _авторской программы : В.И. Жохов Математика. 5-6 классы по учебникам Н.Я.Виленкина, В.И. Жохова и др. - М: «Мнемозина», 2009. ...
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ По математике Класс 6 Ступень обучения
Программа составлена на основе _авторской программы : В.И. Жохов Математика. 5-6 классы по учебникам Н.Я.Виленкина, В.И. Жохова и др. - М: «Мнемозина», 2009. ...
урок по математике "Класс нашей мечты"
Имя урока: "Класс нашей мечты"Тема урока: Прямоугольный параллелепипед. Объем прямоугольного параллелепипеда.Цели урока: - закрепить практические умения при выполнении различных заданий по теме...
Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))
Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования к подготовке учащихся...
Интегрированный урок математики : класс
Интегрированный урок математики и экологии...
Промежуточная аттестация. Предмет: математика. Класс: 8
Основной задачей промежуточной аттестации является установление соответствия знаний учащихся требованиям государственных общеобразовательных программ. На промежуточную аттестацию выносятся предметные ...