Дидактический материал "Неравенства" ЧАСТЬ 3
методическая разработка по алгебре (7 класс) по теме

см. Часть 3

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_-_prilozheniya_chast_3.doc274 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 2. Практические материалы

Упражнения по закреплению знаний и умений по теме: «Решение линейных неравенств»

1.  Решите неравенства:

      а)   8 + 6р < 2(5р – 8),                                  б)   2(3 – 4q) – 3(2 - 3q) < 0,

      в)   -(6у +2) + 6(у – 1) > 0,                           г)   7 – 16r < -2(8r – 1) + 5,

      д)                                                         е)   ,

      ж)   ,                                                  з)  

      м)   .                                          и)   а (а – 2) – а2 > 5 – 3а,                          

      к)   0,2m2 – 0,2(m – 6)(m+6) > 3,6m,            л)   (4q – 1)2 > (2q + 3)(8q – 1),                    

2. Найдите наименьшее целое решение неравенства:

         а)   3(х – 2) – 4 ≥ 2(х + 3),         б)    

 3. Решите двойные неравенства:

          а)  -5≤2х-7≤10,                          б)   -13.

Ключевым элементом содержания в этих заданиях  является решение линейных неравенств.

Вспомогательный элемент: упрощение неравенств с помощью основных свойств неравенств.

Упражнения по закреплению знаний и умений по теме: «Решение квадратных неравенств»

№ 1.    Решите квадратные неравенства двумя способами:

 а)   (х-2)(х+4)>0,                         в)    x2-3x+2<0,

 б)   (x-3)(x+5)<0,                           г)    x2-2x-3>0.

  № 2. Решите неравенства (любым способом):

       а)   х2 – 5х > 0,                              д)   4х ≤ -х2

       б)   х2 > 25х,                                  е)      1/3х2 > 1/9

       в)   х2 – 36 < 0,                              ж)                    

       г)   3х2 + х + 2 > 0,                        з)                                                      

№ 3. Найдите наименьшее целочисленное решение неравенства  х2 + 7х ≤ 30.

№ 4. Найдите наибольшее целочисленное решение неравенства 3х – х2 > -40.

№ 5. Установите, при каких значениях х имеют смысл выражения:

         а)                               в)  

         б)                                      г)  

№ 6. Сколько целочисленных решений имеют неравенства:

           а)   15 – х2 + 10х ≥ 0,                 б)   х2 + 5х – 8 < 0.      

№ 7.  При каких значениях параметра р квадратное уравнение     3х2 – 2рх – р + 6 = 0

а) имеет 2 различных корня;      б) имеет 1 корень;       в) не имеет корней.

Ключевым элементом содержания в этих заданиях  является решение квадратных неравенств

.Вспомогательный элемент: решение квадратных уравнений, построение графика квадратной функции.

Упражнения по закреплению знаний и умений по теме: «Решение рациональных и дробно-рациональных неравенств»

Решите неравенства:

  1)  x2-4x+3<0;                                             7)   (х2-7х+12)(х2-х+2)≤0;    

  2)  х2-3х+2≤0;                                             8)   ;  

  3)   2x2+7x-4<0;                                          9)  ;    

  4)   3х2-5х-2>0;                                           10)   ;  

  5)   4x2-4x+1≥0;                                          11)   .  

   6)                                                 12) 0.

Ключевым элементом содержания в этих заданиях  является решение неравенств методом интервалов.

 Вспомогательный элемент: разложение многочленов на множители.

Упражнения по закреплению знаний и умений по теме: «Решение неравенств различных видов»

                 1 уровень (базовый).

Решите неравенства:

1.   6-8x≥5x+19.                                  Ответ: (-∞;-1].

2.   3x-11<7x+9.                                  Ответ: (-5;+ ∞).

3.   7-2x<-23-5(x-3).                          Ответ: x<-5.            

4.   8x+12>4-3(4-x).                          Ответ:  x>-4.

5.   1-3x≤2x-9.                                  Ответ:        x≥2.

6.   7-5x≥-11-11x.                                  Ответ:  x≥-3.

7.   (2-x)(x+3)≥0.                              Ответ:  [-3;2].

8.   (1-x)(x+4)>0.                              Ответ:  (-4;1).

9.   x2<0,81.                                          Ответ:  (-0,9; 0,9).

10.   x2≥0,04.                                Ответ:  (-∞;-0,2] U [0,2;+ ∞).

11.   4x2≤1.                                          Ответ:  -0,5≤x≤0,5.

12.   .                                Ответ:  (-∞;-3] U [3;+ ∞).

13.   (x-2)2(x+1)>0.                           Ответ:  (-1;2) U (2;+∞).

14.   9x2+6x+1>0.                                  Ответ:  (-∞;-)U .

15.   .                        Ответ:  x>2,5.

16.   .                Ответ:  y>-4.

17.   .                        Ответ:  x – любое.

18.   .                         Ответ:         x – любое.

19.   .                 Ответ:  нет решений.

2 уровень (повышенный)

           Решить неравенства:

  1. x4-4x3+4x2-1≤0.                      Ответ:  [1-; 1+].
  2. x4-6x3+9x2-4≥0.                      Ответ: (-∞; ] U [1; 2] U [; +∞).
  3. Найти сумму целых решений неравенства   лежащих на

     промежутке [-8; 8].                    Ответ:  5+6+8=19.

Упражнения по закреплению знаний и умений по теме: «Решение систем неравенств»

№ 1.  Укажите множество решений системы неравенств.

      1).    Ответ:  (1,5; 3).    2).             Ответ:  1,25

      № 2. Укажите рисунок, на котором изображено множество решений

                       системы  неравенств.

1)                                                  3)                           

2)                 4)                                  Ответ: 2).

       № 3. Какой системе неравенств соответствует множество решений, изображенное на рисунке  :

  1)   2)   3)  4) другой ответ.        Ответ: 1).

        № 4. Какой системе неравенств соответствует множество решений, изображенное на рисунке   :

   1)   2)   3)  4) другой ответ.                     Ответ: 2).

         № 5. Какое из чисел удовлетворяет решению системы неравенств:

          1)-,         2) -,          3) ,           4) .                   Ответ: 3).

         № 6. Какое из чисел удовлетворяет решению системы неравенств:

          1)-25,           2) -10,            3)1,           4) 12.                         Ответ: 2).

         № 7. Найдите наименьшее целое положительное решение системы

 неравенств           1) -4,         2) 0,               3) 1,           4)3.                Ответ: 4).

          № 8. Найдите наибольшее целое решение системы неравенств

          1) 2,        2) 1,           3) 7,           4)0.                          Ответ: 2).

№ 1. Решить системы неравенств:                          

1)                          Ответ:   [6; +∞).

  2)                    Ответ: (-8; 7]

  3)                        Ответ: (0;2].  

  4)                  Ответ:  .  

  5)                    Ответ: (-4;0).

        Решив системы неравенств, записать в ответ наименьшее целое решение.    

1)                        Ответ: -3.                                                        

2)                                        Ответ: 6.

3)                                  Ответ: -2.    

Ключевым элементом содержания в этих заданиях  являются методы решения систем неравенств.

Вспомогательный элемент: числовые промежутки.

Приложение 3. Контрольно-измерительные материалы

Тест «Линейные неравенства»

                                              Часть А  (базовый).

                    В – 1                                                                         В – 2

1. При каких значениях х график функции

   у = 4х – 9      выше оси Ох.                                         у = 5х – 12  ниже оси Ох.                                                              

     а) х > 2,25               в) х > -2,25                                а) х > 2,4          в) х > -4

     б) х < 2,25               г) х < -2,25                                б) х < 2,4           г) х < -4

2. Найти наименьшее целочисленное решение неравенства:

3х – 4 > 2х + 1.                                                             7х + 1 < 2х + 6.

     а) 5               в) 6                                                          а) 0                  в) – 1

     б) 4               г) -4                                                         б) 1                  г) 2

3. Решите неравенство:

6 + 8х > 5х – 3.                                                             7х + 5 < 4х – 7.

     а) (1; +∞)       в) (-∞; -3)                                            а) (-∞; -4)         в) (4; +∞)

     б) (-∞; 3)        г) (-3; +∞)                                           б) (-∞; 4)          г) (-; +∞)

4. Решите двойное неравенство:

-30  ≤ 3 – 11у ≤ -8.                                                       -8 ≤1 – 3у ≤ 28.

     а) (1; 3)                 в) [1; 3]                                         а) (-3; 9)                 в) [-3; 9]

     б) [-28; -8]            г) [-3; 1]                                        б) [-8; 28]                г) [-9; 3]  

   

5. Решите систему неравенств:

   2х – 5 ≤ 3,                                                                     5х – 2 ≥ -12,

   0,3х ≥ -21.                                                                     0,5х ≤ 4.

     а) [-7; -1]             в) [4; 7]                                           а) [-2; 8]             в) [-2; 20]

     б) [-70; 4]            г) [-7; 4]                                     б) [2; 8]               г) [-; 8]

                                                  Часть В(повышенный).

1. Найдите наибольшее целое значение n, при котором разность

(2,5 - 4n) – (5n – 2) > 0.                                                (3 – 2n) – (8 – 1,5n) > 0.

     а) -1                     в) -2                                                     а)  10             в) 9

     б) 2                       г) 0                                                     б) -12             г) 0  

               

2. Укажите наименьшее целое решение системы неравенств:

                                                                 

       а) 3                в) 2                                                           а) 5                   в) 6

       б) 1                г) 0                                                           б) 4                   г) 0

    Ключ к тесту (часть А).                               Ключ к тесту (часть В).  

   

1

2

3

4

5

В-1

а

в

г

в

б

В-2

б

а

а

г

а

1

2

В-1

г

в

В-2

в

в

Тест  «Неравенства второй степени с одной переменной».

                   В – 1.                                                                         В – 2.

1. Сколько решений неравенства содержится среди чисел:

2 + 7х – 4 < 0                                                              х2 – 7х – 8 < 0

-3;  0;  1;  2,5.                                                                           -3;  0;  1;  2,5.

          а) ни одного;               б) 1;                  в) 2;              г)3.

2. Решите неравенство:

                1 – х2 < 0.                                                                      9 – х2 > 0.

       а) х > 1,              в) х < 1,                                            а) х > 3,          в) -3 < х < 3,

      б) х < -1,             г) х < -1; х > 1.                                 б) х < -3,         г) х < -3,  х > 3.

3. Решите неравенство:

             2х2 + 7х – 4 < 0.                                                            3х2 - 4х + 7 ≥ 0.

       а) [½; 4],              в) (-½; 4),                                        а) [-1; 2⅓],          в) (-1; 2⅓),

      б) (-4; ½),             г)  (-∞; -4) U (½; +∞).                    б) (-∞; +∞),          г) (-2⅓; 1].

  1. Найдите область определения функции:

           у=                                                 у=

а) (0; 3) U (4; +∞)     в) (-∞; 0) U [3; 4)            а) [-5; -2]      в) (-∞; -5] U [2; 1) U (1; +∞)

б) [0; 3]  U [4; +∞)   г) (0;3)                              б) [1; +∞)        г) [-5; -2] U [1; +∞)

        Ключ к тесту:  

1

2

3

4

В-1

в

г

б

б

В-2

г

в

б

г

Тест «Рациональные и дробно-рациональные неравенства»

                 В – 1.                                                                    В – 2.

    1.     Решить неравенство:

              х2 – 2х – 3 < 0.                                                      х2 – 3х – 4 > 0.                

а) -1 < х < 3;     в) х < -1, х > 3;                                 а) -1 < х < 4;     в) х < -1, х > 4;    

б) -3 < х < 1;     г)  х < -3, х > 1.                                б) -4 < х < 1;     г)  х < -4, х > 1.

    2.    Решить неравенство:

                х2 < 9.                                                                      16 > х2.

а)  х < 3;      в) -3 < х < 3;                                              а)  х < 4;              в) х <  4;

б)  х < -3;    г) х < -3, х > 3.                                           б) -4 < х < 4;       г)  х < -4, х > 4.

   3. Решить неравенство:

            .                                                                                                                            .

а)  х < 2;     в) 0 < х < 2;                                               а)  х ≤ 3;          в) 0 < х ≤ 3;

б)  х > 2;     г) х < 0, х > 2.                                           б) х >  3;          г)  х > 2.

4. Найдите натуральное значение параметра р, при котором множество решений неравенства содержит пять целых чисел:       (1 + х)(р – х) ≥ 0.                                                               х(х – р) ≤ 0.

а) 1;                   в) 3;                                                          а) 1;             в) 4;          

б) 2;                   г) 4.                                                          б) 2;            г) 3.            

5. Найти область определения функции:                                                              

      у = .                                                     у =                           

а) (-1,1; 0) U (1,2; +∞);   в) (-∞; 0) U [1,2; +∞);     а) [-∞; -3];        в) (-∞; -3] U [3; +∞);

б) [-1,1; 0]  U [1,2; +∞];   г) (0;1,2).                        б) [3; +∞);         г) (-∞; -3) U (3; +∞).

               Ключ ответов к тесту:

1

2

3

4

5

В-1

а

в

г

в

б

В-2

в

б

в

в

в

Тест «Решение неравенств различных видов».

                 Вариант I                                                  Вариант II

№ 1. Найдите наибольшее целое решение неравенства:

        4(х – 7) – 2(х + 3) ≤ -10.                                (х – 1) + 7(х + 2) < 27.

      а) 7,                  в) 12,                                            а) 2,                 в)1,

      б) 0,                  г) 5.                                              б) 0,                 г) 3.

№2. Найдите наименьшее целое решение неравенства:

                                                       

     а) 1,                 в) 2,                                               а) 0,                  в) 2,

     б) 0,                 г) 3.                                               б) 1,                  г) 4.

№ 3. Решите неравенство:

       -2х2 + 3х + 2 ≥ 0.                                                  -6х2 – х + 1 > 0.

     а) свой ответ,                                                         а) свой ответ,                                                                  

    б) (-∞; -½) U ( 2; +∞),                                             б) (-½; ⅓),

    в) [-½; 2],                                                                 в) (-∞; -½) U (⅓; +∞),

    г)  (-∞; -½] U [2; +∞).                                              г) (-∞; -½] U [⅓; +∞).

 № 4. Решить неравенство:

                                                                              

     а) [-3; 2],        в) (-3; 2),                                а) (-∞; 1,5),        в)  (-∞; 1,5] U [8; +∞),

     б) [-3; 2),        г) (-3; 2].                                б) (1,5; 8),          г) (-∞; 1,5) U (8; +∞).            

№ 5. Решите неравенство.

׀            х - 1׀ ≤ 2.                                                               ׀х - 4׀ ≥ 5.

      а) -1 ≤ х ≤ 3,       в) х < -1,                                      а) х > 1,               в) х ≥ -1,

      б) х ≤ -1,             г) х ≤ 3.                                       б) х ≥ 9, х ≤ -1,    г) х > 9.

№ 6. Сколько целочисленных решений имеет неравенство:

             х2 + 7х ≤ 30.                                                             3х – х2 > -40.

      а) 12,                  в) 13,                                             а) 8,                    в) 10,

      б) 14,                  г) 0.                                              б) 9,                    г) 12.

№ 7. Решить двойное неравенство:

               -3-1.                                                           -3-1.

        а)  < х ≤-3,      в)  ≤ х ≤-3,                      а) ≤ х ≤-2,        в) х < -2,

        б) х ≤ ,                    г) х ≥ -3.                                б) < х <-2,        г) х >.

№ 8. При каких значениях х имеет смысл выражение:

                                                                        

        а) (-∞; 2),          в) (2; 3],                                  а)  (-∞; -2,5] U [8; +∞),  в) (-∞; 2,5),  

        б) (2; 3),            г) (2, 3].                                  б) (-∞; -2,5)U (8; +∞),     г) (8; +∞).    

                                                                     

№ 9. При каких значениях параметра р квадратное уравнение имеет                                                        

действительные корни:

         х2 – 12рх – 3р =  0                                               х2 + 2рх + (р + 2) = 0

а) (-∞; -0,5],                      в) [0; +∞),               а) (-∞; -1),        в) (-∞; -1] U [2; +∞),

  б) (-∞; -1/12] U [0; +∞),     г) (-0,5; 0).              б) (-∞; -1],        г) (2; +∞).


Ключ к тесту:    

1

2

3

4

5

6

7

8

9

В-1

в

б

в

в

а

б

в

б

в

В-2

в

в

б

б

б

г

а

б

в

Итоговый контроль уровня усвоения тем «Решение неравенств»,

«Решение систем неравенств».

Контрольная работа.

В-1

В-2

1. Решите неравенства:

а) x+9>8-4x,

b) 3(y+4) ≥ 4 - (1-3y),

c) (x-3)(2x-3)+6x2≤2(2x-3)2.

a) 3x-7≤ 4x+8,

b) 3(y-2) + y < 4y+1,

c) (5-6x)(1+3x)+(1+3x)2 ≤ (1+3x)(1-3x).

2. Решите систему неравенств:

а)

b)              

3.Решите неравенства методом интервалов:

а)  4x2 +3x -1 <0;

b)  ;

с)  .

a)

b)

3.Решите неравенства методом интервалов:

а)  6x2+x-1>0;

 b) ;

с)  .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические материалы по теме «Применение технологии Укрупнения дидактических единиц на уроках истории и обществознания»

Это дидактические материалы к урокам, выпоненные при помощи технологии УДЕ академика Эрдниева...

Авторские дидактические игры для развития мелкой моторики рук: "Чудо-дерево", Мастер конструирования букв", " Фасоль". Дидактические пособия для автоматизации, дифференциации звуков "Спиралька", "Подарочек"

*Цель пособия: Развитие устной речи, лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи. Развитие произвольного внимания, слуховой  и зрительной памяти, словесно – логического мышления....

Дидактические игры на образование относительных прилагательных у детей 5-7 лет. Дидактическое пособие

В настоящем пособии представлены дидактические игры для развития навыка словообразования  относительных прилагательных у детей старшего дошкольного возраста по лексическим темам «Посуда», «Одежда...

Языковое портфолио как дидактический стимул для реализации идей педагогики сотрудничества в практике обучения иностранному языку Языковое портфолио как дидактический стимул для реализации идей педагогики сотрудничества в практике обучения иностранно

Создание дидактических условий для перехода от авторитарной к демократической модели педагогического общения в школе относится к одной из актуальнейших проблем современной языковой педагогики. Использ...

ПРИМЕНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩПРИМЕНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ЗПР(КОРРЕКЦИЯ ДИСКАЛЬКУЛИИ)ИМИСЯ С ЗПР(КОРРЕКЦИЯ ДИСКАЛЬКУЛИИ)

Дискалькулия – нарушение способности считать разной степени выраженности. В большинстве случаев она выявляется в детском возрасте или в начальной школе и тогда же корректируется....

«Развитие мелкой моторики рук посредством дидактических игр и специальных дидактических упражнений с детьми ОВЗ»

методическая разработка по развитию мелкой моторики рук по темеКонсультация для  педагогов реабилитационного центра....