Решение задач повышенной трудности.
план-конспект занятия по алгебре (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Элективный курс является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Он способствует углублению знаний учащихся, развитию логического мышления, расширению кругозора.
Программа элективного курса «Решение задач повышенной трудности» рассчитана на 17 часов, по одному часу в неделю.
Численность группы учащихся - 14 человек.
В основе работы лежит принцип добровольности.
Для обучения принимаются все желающие учащиеся 9 классов.
Цель кружка – решение задач повышенной трудности, развитие логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребенка в процессе живого и забавного рассмотрения различных практических задач и вопросов, изучения интересных фактов.
Задачи элективного курса: 1) привитие интереса учащихся к
математике;
2) углубление и расширение знаний по математике;
3) развитие математического кругозора, мышления,
исследовательских умений учащихся;
4) воспитание настойчивости, инициативы;
5) формирование представлений о математике как
о части общечеловеческой культуры.
По окончании обучения учащиеся должны знать:
- базовые и нестандартные методы решения различных математических задач;
- логические приемы, применяемые при решении задач;
- историю развития математической науки.
По окончании обучения учащиеся должны уметь:
- рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
- систематизировать данные при решении задач повышенной трудности;
- применять нестандартные методы при решении программных задач.
Содержание рабочей программы.
- Графики функций и зависимостей, содержащих знак модуля (4 часа).
- Многочлен от одной переменной (4 часа).
- Задачи с параметрами (5 часов).
- Уравнения, решаемые с помощью замены переменной (4 часа).
Тема «Графики функций и зависимостей, содержащих знак модуля» выбрана потому, что среди задач повышенной трудности, рассматриваемых при изучении курса алгебры, значительное место занимают задачи на построение графиков функций и зависимостей, содержащих знак модуля, вызывающие у школьников затруднения. Кроме того, учащиеся имеют возможность рассмотреть элементарные функции с «модулем», преобразования их графиков, познакомиться с зависимостями, не являющимися функциональными.
Тема «Многочлен от одной переменной» выступает как обобщение материала курса алгебры 9 класса по теме «Квадратный трехчлен» и знакомит учащихся с теоретическим материалом, дающим возможность решать задачи повышенной сложности с многочленами от одной переменной.
Тема «Задачи с параметрами» позволяет изучить условия расположения корней квадратного трехчлена для решения особо трудных задач с параметрами, познакомиться с заданиями исследовательского характера.
При изучении темы «Уравнения, решаемые с помощью замены переменной» ученики знакомятся с видами алгебраических уравнений, решение которых зависит от правильно выбранной замены переменных. Данный материал дополняет тему базового курса «Уравнения с одной переменной».
Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Тема урока | Дата | По факту |
Графики функций и зависимостей, содержащих знак модуля (4 часа). | |||
1 | Графики функций вида: . | ||
2 | График зависимости вида: . | ||
3 | Графики функций и зависимостей, содержащих знак модуля, а также их комбинаций. | ||
4 | Графики функций и зависимостей, содержащих знак модуля, а также их комбинаций. | ||
Многочлен от одной переменной (4 часа). | |||
5 | Деление многочлена на многочлен. | ||
6 | Деление многочлена на многочлен. | ||
7 | Теорема Безу. Корни многочлена от одной переменной. | ||
8 | Теорема Безу. Корни многочлена от одной переменной. | ||
Задачи с параметрами (5 часов). | |||
9 | Условия расположения корней квадратного трехчлена. | ||
10 | Условия расположения корней квадратного трехчлена. | ||
11 | Решение задач. | ||
12 | Решение задач. | ||
13 | Решение задач. | ||
Уравнения, решаемые с помощью замены переменной (4 часа). | |||
14 | Уравнения, сводящиеся к биквадратному. | ||
15 | Уравнения вида: (x+a)(x+b)(x+c)(x+d)=m, если a+b=c+d. | ||
16 | Возвратные уравнения. | ||
17 | Возвратные уравнения. |
Информационная часть рабочей программы.
Книги, которыми пользуется учитель.
1 | Макарычев Ю.Н., Алимов Ш.А. Алгебра. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2011 |
2 | Выготский М.Я. Справочник по элементарной математике. – М.: АСТ: Астрель, 2007 |
3 | Субханкулова С.А. Задачи с параметрами. – М.: ИЛЕКСА, 2012 |
4 | Локоть В.В. Задачи с параметрами. – М.: АРКТИ, 2005 |
5 | Ромашкова Е.В. Функции и графики. – М.: ИЛЕКСА, 2011 |
6 | Шабанова М.В., Безумова О.Л., Котова С.Н. Тождественные преобразования выражений. – М.: Дрофа, 2008 |
Книги, которыми пользуются учащиеся.
1 | Макарычев Ю.Н., Алимов Ш.А. Алгебра. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2011 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по алгебре "Теория и практика решения задач повышенной трудности.11 класс"
Целью данного курса является более глубокое усвоение учебного материала по курсам «Алгебра и начала анализа, 10-11», а также приобретение новых знаний, необходимых для поступления в высшие учебн...
Решение задач повышенной трудности в 9 классе
ПРОГРАММАпо спецкурсу по выборуна 2010-2011 учебный год ...
Элективный курс по математике "Решение задач повышенной трудности" для 9 класса
Элективный курс «Решение задач повышенной трудности» по предпрофильной подготовке учащихся 9 классов посвящен основным понятиям современной математики – функциональной зависимости, уравнения...
Программа элективного курса по математике "Решение задач повышенной трудности" (10 класс)
Математика в настоящее время проникает во все сферы деятельности человека.Математическими методами исследования должны владеть специалисты в области физики, химии, биологии, геологии, экономики ...
Программа элективного курса по математике "Решение задач повышенной трудности" (11 класс)
Математика в настоящее время проникает во все сферы деятельности человека. Математическими методами исследования должны владеть специалисты в области физики, химии, биологии, геологии, экономики и др....
Рабочая программа элективного курса «Решение задач повышенной трудности. Задачи с параметром»
Данная программа может использоваться для расширения знаний по математике и при подготовке к экзаменам...
Рабочая программа элективного курса по математике 9 класс "Теория и практика решения задач повышенной трудности"
Рабочая программа элективного курса по математике для 9 класса "Теория и практика решения задач повышенной трудности" рассчитана на 1 учебный год. 70 часов, 2 часа в неделю...