Программа элективного курса по математике "Решение задач повышенной трудности" (11 класс)
элективный курс по алгебре (11 класс) по теме

Математика в настоящее время проникает во все сферы деятельности человека. Математическими методами исследования должны владеть специалисты в области физики, химии, биологии, геологии, экономики и др. Поэтому естественно, что  в настоящий момент Единый Государственный Экзамен по математике является обязательным при аттестации выпускников старшей школы.

Справиться с экзаменационным испытанием может лишь тот, кто глубоко владеет материалом школьной программы и имеет достаточную практику в решении задач.

Именно с этой целью разработана программа данного элективного курса  по математике, который является естественным продолжением курса с одноимённым названием для 10 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_po_matematike_11_klass.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс

по математике

«Решение задач

 повышенной трудности»

11 класс

Учитель математики

Краузе Т.В.

2013г.

Пояснительная записка

Математика в настоящее время проникает во все сферы деятельности человека. Математическими методами исследования должны владеть специалисты в области физики, химии, биологии, геологии, экономики и др. Поэтому естественно, что                                  в настоящий момент Единый Государственный Экзамен по математике является обязательным при аттестации выпускников старшей школы.

Справиться с экзаменационным испытанием может лишь тот, кто глубоко владеет материалом школьной программы и имеет достаточную практику в решении задач.

Именно для этого разработана программа данного элективного курса                                        по математике.

Цель курса - подготовка старшеклассников к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Задачи курса:

  • заполнение существующего разрыва между уровнем среднего математического образования, предусмотренным программой обязательного курса, и уровнем, необходимым для успешной сдачи ЕГЭ по данному предмету;
  • углубление и расширение знаний учащихся по математике;
  • обеспечение усвоения обучающимися наиболее общих приемов и способов решения задач повышенного уровня сложности;
  • формирование и развитие у старшеклассников аналитического и логического мышления при проектировании решения задачи;
  • формирование опыта исследовательской деятельности учащихся при решении нестандартных задач;
  • формирование у школьников устойчивого интереса к предмету;
  • повышение математической культуры обучающихся;
  • формирование информационной компетенции школьников;
  • создание условий для формирования коммуникационной компетенции учащихся.

В организации процесса обучения в рамках рассматриваемого курса используются две взаимодополняющие формы: урочная форма и внеурочная форма, в которой учащиеся дома выполняют практические задания для самостоятельного решения.

Виды деятельности на занятиях: лекция учителя, беседа, практикум, консультация, работа с компьютером.

Предполагаемые результаты.

Изучение данного курса дает учащимся возможность:

  • повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики;
  • освоить основные приемы решения задач;
  • познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;
  • повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;
  • познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения,                                                      в том числе Интернет-ресурсов, в ходе подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Содержание курса

Степени и корни

Тождественные преобразования выражений, содержащих радикалы

Иррациональные уравнения

Иррациональные неравенства

Показательная функция, её свойства и график

Преобразование графика показательной функции

Построение графика показательной функции, связанной с модулем

Показательные уравнения, системы и неравенства

Основные методы решения показательных уравнений

Основные принципы и методы решения систем показательных уравнений

Решение показательных неравенств

Решение показательных уравнений и неравенств с модулями

Решение показательных уравнений и неравенств с параметрами

Логарифмическая функция, её свойства и график

Преобразование графика логарифмической функции

Построение графика логарифмической функции, связанной с модулем

Преобразование выражений, содержащих логарифмы

Логарифмические уравнения, системы и неравенства

Основные методы решения логарифмических уравнений

Основные принципы и методы решения систем логарифмических уравнений

Решение логарифмических неравенств

Решение логарифмических уравнений и неравенств с модулями

Решение логарифмических уравнений и неравенств с параметрами

Задачи с параметрами

Квадратные уравнения и неравенства

Расположение корней квадратного трёхчлена в зависимости от параметра

Текстовые задачи

Задачи на движение

Задачи на работу

Задачи на проценты

Задачи на смеси и сплавы

Планиметрия

Треугольники

Четырёхугольники

Окружности

Площади фигур

Стереометрия

Параллелепипеды и призмы

Пирамиды

Комбинации многогранников

Цилиндры, конусы, сферы

Комбинации геометрических тел

Тематическое планирование

(2 часа в неделю, всего 68 часов)

Содержание курса

Количество часов

Степени и корни  (4 часа)

Тождественные преобразования выражений, содержащих радикалы и степени

1

Иррациональные уравнения

2

Иррациональные неравенства

1

Задачи с параметрами (12 часов)

Линейные уравнения и неравенства

4

Квадратные уравнения и неравенства

4

Расположение корней квадратного трёхчлена в зависимости от параметра

4

Показательная функция, её свойства и график (2 часа)

Преобразование графика показательной функции

1

Построение графика показательной функции, связанной с модулем

1

Показательные уравнения, системы и неравенства (10 часов)

Основные методы решения показательных уравнений

2

Основные принципы и методы решения систем показательных уравнений

2

Решение показательных неравенств

2

Решение показательных уравнений и неравенств с модулями

2

Решение показательных уравнений и неравенств с параметрами

2

Логарифмическая функция, её свойства и график (2 часа)

Преобразование графика логарифмической функции

1

Построение графика логарифмической функции, связанной с модулем

1

Преобразование выражений, содержащих логарифмы (2 часа)

Логарифмические уравнения, системы и неравенства (10 часов)

Основные методы решения логарифмических уравнений

2

Основные принципы и методы решения систем логарифмических уравнений

2

Решение логарифмических неравенств

2

Решение логарифмических уравнений и неравенств с модулями

2

Решение логарифмических уравнений и неравенств с параметрами

2

Текстовые задачи (8 часов)

Задачи на движение

2

Задачи на работу

2

Задачи на проценты

2

Задачи на смеси и сплавы

2

Планиметрия (8 часов)

Треугольники

2

Четырёхугольники

2

Окружности

2

Площади фигур

2

Стереометрия (10 часов)

Параллелепипеды и призмы

2

Пирамиды

2

Комбинации многогранников

2

Цилиндры, конусы, сферы

2

Комбинации геометрических тел

2

Уровень компетенции учащихся

В результате изучения данного курса учащиеся должны:

  • решать уравнения и неравенства, содержащие радикалы;
  • строить графики элементарных функций (в частности, показательной                                и логарифмической) и проводить преобразования графиков, используя изученные методы;
  • свободно владеть техникой тождественных преобразований выражений                               (в частности, содержащих корни, степени, логарифмы);
  • применять рациональные приёмы вычислений и тождественных преобразований;
  • решать показательные и логарифмические уравнения и неравенства, а также                       их системы;
  • использовать при решении задач, в том числе нестандартных, изученные эвристические приёмы;
  • точно и грамотно излагать рассуждения при решении задач, правильно использовать математическую терминологию и символику.

В течение учебного года учащиеся должны:

выполнить контрольные и самостоятельные работы в соответствии с графиком:

Сентябрь – самостоятельная работа по теме «Степени и корни»

Октябрь – контрольная работа по теме «Показательные уравнения, неравенства                 и их системы»

Декабрь – контрольная работа по теме «Логарифмические уравнений, неравенства                      и их системы»

Февраль – самостоятельная работа по теме «Задачи с параметрами»

Март – контрольная работа по теме «Текстовые задачи»

Апрель – контрольная работа по теме «Решение планиметрических задач»

Май – самостоятельная работа по теме «Решение стереометрических задач»

Собрать коллекции интересных задач по следующим темам:

  • Преобразование выражений, содержащих радикалы
  • Иррациональные уравнения и неравенства
  • Показательная и логарифмическая функции, их свойства и графики
  • Показательные  уравнения, системы и неравенства
  • Преобразование выражений, содержащих логарифмы
  • Логарифмические уравнения, системы и неравенства
  • Задачи с параметрами,

а также принять участие 

в предметных КВН, школьных олимпиадах, предметных неделях.

Самообразовательная деятельность учащихся

За период изучения данного курса учащиеся получают возможность

выполнить творческую работу по следующим темам:

  • Возникновение и развитие понятия функции

  • Функции в природе и технике

  • Из истории развития понятия «логарифм»

  • Логарифмы вокруг нас

  • О развитии современной алгебры

  • О величайшем математике XVIII века Леонарде Эйлере

  • Женщины-математики

Программно – методическое обеспечение

  1. Алгебра и математический анализ для 11 класса: Учеб. пособие для учащихся школ и классов с углубл. изуч. математики / Н.Я.Виленкин, О.С.Ивашев-Мусатов, С.И.Шварцбурд. – 4-е изд. – М.: Мнемозина, 2013. – 288 с.: ил.
  2. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 10 класса / Б.Г.Зив, В.А.Гольдич. – 1-е изд. – СПб.: «ЧеРо-на-Неве», 2003. – 128 с.: ил.
  3. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 11 класса / Б.Г.Зив, В.А.Гольдич. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: «ЧеРо-на-Неве», 2003. – 96 с.: ил
  4. Карп А.П. Сборник задач по алгебре и началам анализа: Учеб. пособие для учащихся шк. и классов с углубл. изуч. математики. – М.: Просвещение, 1995. – 176 с.: ил.
  5. Крамор В.С. Примеры с параметрами и их решение. Пособие для поступающих                              в вузы. – М.: АРКТИ. 2000. – 48 с.: ил.
  6. Локоть В.В. Задачи с параметрами. Линейные и квадратные уравнения, неравенства, системы: Учеб. пособие. – М.6 АРКТИ, 2003. – 96 с.: ил.
  7. Математика: Для поступающих в вузы: Пособие / Г.В. Дорофеев, М.К.Потапов, Н.Х.Розов. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 672 с.: ил.
  8. Попов Ю.И. Методы и приёмы решения уравнений и неравенств: Учеб.-метод. Пособие. – Калининшград: Янтар. сказ, 1997. – 48 с.: ил.
  9. Сборник задач по математике для поступающих во втузы (с решениями). В 2-х кн. Алгебра: Учеб. пособие / В.К.Егерев, В.В.Зайцев, Б.А.Кордемский и др.; под ред. М.И.Сканави. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1994. – 528 с.: ил.
  10. Ткачук В.В. Математика – абитуриенту. – 9-е изд., испр. и доп. М.: МЦНМО, 2002. – 904 с.: ил.
  11. Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике: Решение задач: Учеб. пособие для 10 кл. ср. шк. – М.: Просвещение, 1989. – 252 с.: ил.
  12. Шарыгин И.Ф., Голубев В.И. Факультативный курс по математике: Решение задач: Учеб. пособие для 11 кл. ср. шк. – М.: Просвещение, 1991. – 384 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА Элективного курса «математика в задачах» (10-11 классы)

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Эта программа рассчитана для гуманитарных и общеобразовательных классов средней школы.Настоящая программа предусматривает наиболее полное развитие целостной математической сос...

Рабочая программа элективного курса «Физика в задачах» для 11 класса

Рабочая программа по физике для 11 класса составлена на основе авторской программы курса по выбору «Методы решения задач по физике» (авторы: В. А. Орлов, профессор ИСМО РАО, г. Москва, Ю. А. Сау...

«Программа элективного курса по математике для 10 – 11 классов физико-математического профиля « ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ»

«Программа элективного курса по математике для 10 – 11 классов физико-математического профиля « ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ»...

Программа элективного курса: «Решение химических задач». в 11 классе (1 час через неделю, всего 17 часов)

Элективный курс предназначен  для учащихся 11 классов, проявляющих повышенный интерес к изучению химии, имеющих хорошие базовые знания общей, органической и неорганической   химии. А также д...

Программа элективного курса биологии "Решение задач повышенной сложности по генетике"

Элективный курс по генетике предназначен для учащихся 11 класса, занимающихся подготовкой к ЕГЭ....

Рабочая программа элективного курса "Методика решения задач повышенного уровня"

Рабочая программа элективного курса "Методика решения задач повышенного уровня"...

Рабочая программа элективного курса "Решение текстовых задач в старших класса"

При проверке демонстрационного варианта контрольно измерительных материалов основного государственного экзамена по математике, нами замечено, что большинство учащихся допускают ошибки при решении текс...