СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ
учебно-методический материал (10 класс) по теме

Васильева Ольга Васильевна

Предлагается учебно-методический комплекс по теме «Системы счисления».

 В процессе подготовки и разработки  комплекса разработана карта , в которой отражены основные понятия и определения предлагаемой темы. Дано алгоритмическое описание всех видов действий. Разработана итоговая трехуровневая контрольная работа с учетом требований подготовки к ЕГЭ. Составлен комплект из 6 срезовых работ, дифференцированных по 3 уровням сложности. Создана система уроков, ориентированная на достижение прогнозируемых результатов.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ155.5 КБ

Предварительный просмотр:

СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ

 Хочу поделиться своими наработками в изучении учащимися темы «Системы счисления». Мною предлагается учебно-методический комплекс по данной теме. В процессе подготовки и разработки  комплекса на первом этапе была разработана карта , в которой отражены основные понятия и определения предлагаемой темы. На следующем этапе дано алгоритмическое описание всех видов действий. Разработана итоговая трехуровневая контрольная работа с учетом требований подготовки к ЕГЭ. Составлен комплект из 6 срезовых  работ, дифференцированных по 3 уровням сложности. Создана система уроков , ориентированная на достижение прогнозируемых результатов.

     Основные обобщенные прогнозируемые результаты изучения темы:

  1. Учащиеся должны знать основные понятия и определения темы.
  2. Учащиеся должны уметь переводить числа из одной системы счисления в другую.
  3. Учащиеся должны уметь производить арифметические действия над числами в двоичной системе счисления Учащиеся должны уметь производить арифметические действия над числами в двоичной системе счисления.

АЛГОРИТМЫ

     Алгоритм перевода из десятичной системы счисления в  любую другую.

Десятичное число в свернутом виде представлено следующим образом:

А10= аn an-1 an-2….a1 a0, a-1…. am-1 am

В развернутом виде данное число представлено в виде:

А10= аn* 10n+an-1*10n-1+ an-2*10n-2…+a1*101 +a0 +a-1*10-1…. +a-m*10-m

     Алгоритм перевода целого десятичного числа в другую систему счисления основан на том, что любое десятичное число можно представить   в виде ряда с другим основанием q:

 А10= bn* q n+bn-1* q n-1+ bn-2* q n-2…+b1* q 1 +b0

    1)   при  первом делении А10   на основание q получим bn* q n-1+bn-1* q n-2+ bn-2* q n-3…+b1   и остаток b0 ;

    2)   при  втором делении А10   на основание q получим bn* q n-2+bn-1* q n-3+ bn-2* q n-4…+b2   и остаток b1  .

      При  каждом следующем делении А10   на основание q получим последовательно остатки деления b2 , b3 ….. bn-2, bn-1, bn.  .

    Таким образом получим последовательность цифр в числе А10 по основанию q и число в свернутом виде :

                         А10 = bn  bn-1  bn-2 …… b3  b2 b1 b0

   .

Алгоритм перевода десятичной дроби в другую систему счисления основан на том, что десятичную дробь можно представить   в виде ряда с основанием q:

 А10= b-1* q -1+ b-2* q -2…+b-m* q -m 

    1) при  первом умножении А10   на основание q получим = b-1+ b-2* q -1…+b-m* q –m+1

  Таким образом ,  b-1  является значением первого дробного разряда числа с основанием q

    2) при  втором умножении А10   на основание q получим = b-2…+b-m* q –m+2

  Таким образом ,  b-2  является значением второго дробного разряда числа с основанием q

      При  каждом следующем умножении А10   на основание q получим последовательно остатки умножении b-3…. b-m.  .

    Таким образом получим последовательность цифр в числе А10 по основанию q 

     и число в свернутом виде :

                    А10 = b-1  b-2 …… b-m

     Алгоритм перевода двоичного числа в восьмеричную и шестнадцатиричную системы счисления основан на следующем:

      для записи двоичного  используются цифры 0 и 1 , любой разряд двоичного числа содержит один бит информации(21=2);

      для записи восьмеричного числа используются цифры от 0 до 7 , любой разряд двоичного числа содержит три бита информации(23=8);

      для записи шестнадцатеричного числа используются цифры от 0 до 9 и латинские буквы от A до F , любой разряд двоичного числа содержит четыре бита информации(24=16).

      Таким образом, для перевода в восьмеричную систему счисления целое двоичное число надо разбить на триады справа налево (при нехватке слева дополняем нулями) и преобразовать в восьмеричное согласно таблице 1:

Для перевода в восьмеричную систему счисления дробное двоичное число надо разбить на триады слева направо (при нехватке справа дополняем нулями) и преобразовать в восьмеричное согласно таблице 1:

                                                                     Таблица 1

Двоичная триада

000

001

010

011

100

101

110

111

Восьмеричная цифра

0

1

2

3

4

5

6

7

        

      Для перевода в шестнадцатеричную систему счисления целое двоичное число надо разбить на тетрады справа налево (при нехватке слева дополняем нулями) и преобразовать в восьмеричное согласно таблице 2:

Для перевода в шестнадцатеричную систему счисления дробное двоичное число надо разбить на тетрады слева направо (при нехватке справа дополняем нулями) и преобразовать в восьмеричное согласно таблице 2:

                                                                     Таблица 2

Двоичная триада

0000

0001

0010

0011

0100

0101

0110

0111

Шестнадцатеричная цифра

0

1

2

3

4

5

6

7

Двоичная триада

1000

1001

1010

1011

1100

1101

1110

1111

Шестнадцатеричная цифра

8

9

A

B

C

D

E

F

      Для перевода из восьмеричной системы счисления в двоичную надо цифры восьмеричного числа надо преобразовать в триады двоичных чисел согласно таблице 1.

       Для перевода из шестнадцатеричной системы счисления в двоичную надо цифры шестнадцатеричного числа надо преобразовать в тетрады двоичных чисел согласно таблице 2.

 

Двоичная арифметика

       В двоичной арифметике справедливы все законы позиционных систем счисления:

               -справедливы ассоциативный, коммутативный и дистрибутивный законы;

              -справедливы правила сложения, вычитания, умножения и деления столбиком.

        Правила выполнения арифметических операций опираются на таблицы сложения, вычитания и умножения:

Таблица сложения             Таблица вычитания                    Таблица умножения

*

0

1

0

0

0

1

0

1

+

0

1

0

0

1

1

1

10

-

0

1

0

0

11

1

1

0

      В таблице вычитания дополнительная 1 означает заем из старшего разряда.

      При делении столбиком в качестве промежуточных операций выполняются действия умножения и вычитания на основании приведенных таблиц.

Итоговая работа

Задания первого уровня

Задания второго уровня

Задания третьего уровня, творческого

  1.  Сколько единиц в двоичной записи числа 195?

 

  1. Запишите в развернутом виде числа: А8=143511 А16=1435,11 А10=143,511

  1.  Выполните

арифметические

действия в двоичной системе счисления:

а) 1110+1001

б) 1110-1001

в) 1110*1001 

г) 1010/10

  1. Когда 2*2=100?

  1.  Чему равно значение выражения 1016+108*102 ?

 

  1.  Вычислить сумму чисел

X и Y при X= 1D16  Y=728    Результат представить в двоичной системе счисления.

  1. Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 24 оканчивается на 3.

 

Урок № 1

Тема: Системы счисления. Непозиционные системы счисления.

Прогнозируемые результаты урока.

Знать:

1   определение понятий: цифра, число, система счисления, непозиционная система счисления

2   запись числа в  непозиционных системах счисления

этапы

Упражнения первого уровня

Упражнения второго уровня

Упражнения третьего уровня

    1

2

Какое число записано с помощью римских цифр MMIX

Запишите число 555 в римской системе счисления.

Исправьте неверные равенства, переложив одну палочку:

 1)  VII-V=XI

 2)   VI-I=III

 3)   IX-V=VI

Выполните действия:

  1. MMMD+LX
  2. DI-S

Домашняя работа

Запишите в римской системе счисления дату своего рождения

      Напишите свою биографию, используя для записи дат римскую систему счисления

      Придумайте свою непозиционную систему счисления

Урок № 2

 

Тема : Позиционные системы счисления.

Прогнозируемые результаты урока.

Знать:

1   примеры чисел различных позиционных систем счисления.

2   определения основных систем счисления.

3   запись числа в развернутой форме.

этапы

Упражнения первого уровня

Упражнения второго уровня

Упражнения третьего уровня

1

2

Записать в развернутом виде число:

А10=4718,63

А8=7764,1

Запишите первые пятнадцать чисел в:

троичной,

пятеричной,

шестнадцатеричной

системах.

Сравните числа:

  1. и  58

Запишите в развернутом виде следующее число:

ACF3,B16

Решите задачу:

В саду 100q плодовых кустарников, из них 33 куста малины, 22 куста красной смородины, 16 кустов черной смородины, 17 кустов крыжовника. В какой системе счисления посчитаны деревья.

Домашняя работа

Выучить основные определения

Знать развернутую запись числа

Решите задачу:

Было 53q груши, после того, как каждую разрезали пополам, получили  136 половинок. В  системе счисления с каким основанием посчитаны груши.

Урок № 3

 

Тема: Перевод чисел из любой системы счисления в десятичную.

Прогнозируемые результаты урока.

1  знать: развернутую форму записи числа.

2  уметь: переводить числа из любой системы счисления в десятичную

этапы

Упражнения первого уровня

Упражнения второго уровня

Упражнения третьего уровня

1

Перевести число   в десятичную систему счисления:

11012

0,1255

16,48

Представить   в десятичной системе счисления число:

101,12

101,13

101,14

101,15

101,16

101,17

101,12

101,19

В коробке лежат 318  шаров. Среди них   128   красных и 178  желтых. Докажите, что здесь нет ошибки.

Домашняя работа

   Выучить правила перевода чисел из любой системы счисления  в десятичную.

 Перевести число   в десятичную систему счисления:

1100112

345

1АВС16

В классе  11112

  девочек и 10102

  мальчиков. Сколько учеников в классе.

Сформулируйте критерий четности в двоичной системе счисления.

Урок № 4

Тема: Перевод чисел из десятичной в любую другую систему счисления.

Прогнозируемые результаты урока.

Знать:

1   целочисленное деление в системах счисления;

2   алгоритм перевода числа из десятичной в любую другую систему счисления.

этапы

Упражнения первого уровня

Упражнения второго уровня

Упражнения третьего уровня

1

      Перевести число:

 9710    в двоичную систему счисления;

12610  в восьмеричную систему счисления;

18010  в шестнадцатеричную систему счисления.

Перевести число:

0,62510    в двоичную систему счисления;

0,6562510  в восьмеричную систему счисления;

    Перевести число:

18,3410    в двоичную систему счисления;

Кол-во значащих нулей в двоичной заприси десятичного числа132 равно?

А) 1;

Б) 2;

В) 3;

Г) 0;

Домашняя работа

       Знать алгоритм перевода числа из десятичной в любую другую систему счисления.

Заполните таблицу

А2

А8

А10

А16

110101

217

261

4АС

Как представлено число 7510  в двоичной системе счисления:

1) 10010112

2) 1001012

3) 11010012

4) 1111012

Урок № 5

Тема: Системы счисления, используемые в ЭВМ (с основанием 2ⁿ).

Прогнозируемые результаты урока.

Знать:

1   алгоритм перевода числа из двоичной в систему счисления с основанием 2ⁿ и обратно. 2   использование понятия триады и тетрады .

этапы

Упражнения первого уровня

Упражнения второго уровня

Упражнения третьего уровня

1

      Перевести число:

1) 3616    в А2  ;

2) 34,58    в А2  ;

3) 1010,00111012    в А16  ;

4) 1010,00111012    в А8  .

    Перевести число из восьмеричной в шестнадцатиричную:  

1) 7778    

2) 0,12348    

Вычислить сумму чисел

X и Y при X=  А716  Y=588    . Результат представить в двоичной системе счисления.

Домашняя работа

            Выучить алгоритм перевода числа из двоичной в систему счисления с основанием 8 и 16 и обратно, используя триады и тетрады.

      Перевести число:

1) EF16    в А8  ;

2) 4778    в А16  ;

3) 204  в А2 ;

4) 12,34    в А2  .

Урок № 6

Тема: Двоичная арифметика.

Прогнозируемые результаты урока.

 Знать:

1   причины использования двоичной системы счисления  в вычислительной технике;

2   алгоритм выполнения арифметических действий в двоичной системе счисления.

этапы

Упражнения первого уровня

Упражнения второго уровня

Упражнения третьего уровня

1

       Выполните

арифметические

действия в двоичной системе счисления:

а) 1001+1010

б) 1111+1 

в) 1011-111

г) 1100-10

д) 1011*111

е) 11110/110

       Выполните

арифметические

действия:

а) 12345+12345

б) 1023+2223

В классе 110002 учеников. Из них 110010%  учатся на хорошо и отлично. Сколько учеников учатся на хорошо и отлично?

Домашняя работа

            Выучить     правила выполнения арифметических действий в двоичной системе счисления.

       Выполните

арифметические

действия:

а) 110010+111,01

б) 11110001111-110110001 

в) 10101,101*111

г) 1010111/101

Оценка результативности изучения темы

Итоговые результаты можно оценить используя  следующую таблицу:

Класс

число учащихся

Результаты процесса изучения темы и итоговые результаты

Средние баллы по срезовым работам 

Итоговая работа

(практика)

Число уч-ся.

Усвоение на уровне:

0 (2)     m=0

I (3)      n=2

II(4)      k=2

III(5)     l=4

Общий средний балл

Общий средний балл

Качество усвоения

по формуле

Качество усвоения

по формуле


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-закрепление по теме: "Системы счисления. Перевод целых чисел из одной позиционной системы счисления в другую"

Целью данного урока является закрепление учащимися 8-го класса умений по переводу целых чисел из одной системы счисления в другую. В ходе урока учащиеся работают в группах по 2-3 человека. Самос...

Системы счисления. Основные понятия. Двоичная система счисления

Мультимедийная презентация содержит основные понятия по теме "Системы счисленя". Двоичная система счисления представлена в презентации по следующей схеме: основание, узловые и алгоритмические числа, п...

Урок по теме «Системы счисления. Двоичная система счисления» предназначен для изучения в 9 классах.

Урок по теме «Системы счисления. Двоичная система счисления» предназначен для изучения в 9 классах.На уроке раскрывается понятие «Системы счисления», рассматриваются примеры систем счисления, а также ...

Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления.

План-конспект урока с использованием ЭОР "Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления"....

Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»

Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...

«Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»

систематизировать знания учащихся по теме «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...