СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ
учебно-методический материал (10 класс) по теме
Предлагается учебно-методический комплекс по теме «Системы счисления».
В процессе подготовки и разработки комплекса разработана карта , в которой отражены основные понятия и определения предлагаемой темы. Дано алгоритмическое описание всех видов действий. Разработана итоговая трехуровневая контрольная работа с учетом требований подготовки к ЕГЭ. Составлен комплект из 6 срезовых работ, дифференцированных по 3 уровням сложности. Создана система уроков, ориентированная на достижение прогнозируемых результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ | 155.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ
Хочу поделиться своими наработками в изучении учащимися темы «Системы счисления». Мною предлагается учебно-методический комплекс по данной теме. В процессе подготовки и разработки комплекса на первом этапе была разработана карта , в которой отражены основные понятия и определения предлагаемой темы. На следующем этапе дано алгоритмическое описание всех видов действий. Разработана итоговая трехуровневая контрольная работа с учетом требований подготовки к ЕГЭ. Составлен комплект из 6 срезовых работ, дифференцированных по 3 уровням сложности. Создана система уроков , ориентированная на достижение прогнозируемых результатов.
Основные обобщенные прогнозируемые результаты изучения темы:
- Учащиеся должны знать основные понятия и определения темы.
- Учащиеся должны уметь переводить числа из одной системы счисления в другую.
- Учащиеся должны уметь производить арифметические действия над числами в двоичной системе счисления Учащиеся должны уметь производить арифметические действия над числами в двоичной системе счисления.
АЛГОРИТМЫ
Алгоритм перевода из десятичной системы счисления в любую другую.
Десятичное число в свернутом виде представлено следующим образом:
А10= аn an-1 an-2….a1 a0, a-1…. am-1 am
В развернутом виде данное число представлено в виде:
А10= аn* 10n+an-1*10n-1+ an-2*10n-2…+a1*101 +a0 +a-1*10-1…. +a-m*10-m
Алгоритм перевода целого десятичного числа в другую систему счисления основан на том, что любое десятичное число можно представить в виде ряда с другим основанием q:
А10= bn* q n+bn-1* q n-1+ bn-2* q n-2…+b1* q 1 +b0
1) при первом делении А10 на основание q получим bn* q n-1+bn-1* q n-2+ bn-2* q n-3…+b1 и остаток b0 ;
2) при втором делении А10 на основание q получим bn* q n-2+bn-1* q n-3+ bn-2* q n-4…+b2 и остаток b1 .
При каждом следующем делении А10 на основание q получим последовательно остатки деления b2 , b3 ….. bn-2, bn-1, bn. .
Таким образом получим последовательность цифр в числе А10 по основанию q и число в свернутом виде :
А10 = bn bn-1 bn-2 …… b3 b2 b1 b0
.
Алгоритм перевода десятичной дроби в другую систему счисления основан на том, что десятичную дробь можно представить в виде ряда с основанием q:
А10= b-1* q -1+ b-2* q -2…+b-m* q -m
1) при первом умножении А10 на основание q получим = b-1+ b-2* q -1…+b-m* q –m+1
Таким образом , b-1 является значением первого дробного разряда числа с основанием q
2) при втором умножении А10 на основание q получим = b-2…+b-m* q –m+2
Таким образом , b-2 является значением второго дробного разряда числа с основанием q
При каждом следующем умножении А10 на основание q получим последовательно остатки умножении b-3…. b-m. .
Таким образом получим последовательность цифр в числе А10 по основанию q
и число в свернутом виде :
А10 = b-1 b-2 …… b-m
Алгоритм перевода двоичного числа в восьмеричную и шестнадцатиричную системы счисления основан на следующем:
для записи двоичного используются цифры 0 и 1 , любой разряд двоичного числа содержит один бит информации(21=2);
для записи восьмеричного числа используются цифры от 0 до 7 , любой разряд двоичного числа содержит три бита информации(23=8);
для записи шестнадцатеричного числа используются цифры от 0 до 9 и латинские буквы от A до F , любой разряд двоичного числа содержит четыре бита информации(24=16).
Таким образом, для перевода в восьмеричную систему счисления целое двоичное число надо разбить на триады справа налево (при нехватке слева дополняем нулями) и преобразовать в восьмеричное согласно таблице 1:
Для перевода в восьмеричную систему счисления дробное двоичное число надо разбить на триады слева направо (при нехватке справа дополняем нулями) и преобразовать в восьмеричное согласно таблице 1:
Таблица 1
Двоичная триада | 000 | 001 | 010 | 011 | 100 | 101 | 110 | 111 |
Восьмеричная цифра | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Для перевода в шестнадцатеричную систему счисления целое двоичное число надо разбить на тетрады справа налево (при нехватке слева дополняем нулями) и преобразовать в восьмеричное согласно таблице 2:
Для перевода в шестнадцатеричную систему счисления дробное двоичное число надо разбить на тетрады слева направо (при нехватке справа дополняем нулями) и преобразовать в восьмеричное согласно таблице 2:
Таблица 2
Двоичная триада | 0000 | 0001 | 0010 | 0011 | 0100 | 0101 | 0110 | 0111 |
Шестнадцатеричная цифра | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Двоичная триада | 1000 | 1001 | 1010 | 1011 | 1100 | 1101 | 1110 | 1111 |
Шестнадцатеричная цифра | 8 | 9 | A | B | C | D | E | F |
Для перевода из восьмеричной системы счисления в двоичную надо цифры восьмеричного числа надо преобразовать в триады двоичных чисел согласно таблице 1.
Для перевода из шестнадцатеричной системы счисления в двоичную надо цифры шестнадцатеричного числа надо преобразовать в тетрады двоичных чисел согласно таблице 2.
Двоичная арифметика
В двоичной арифметике справедливы все законы позиционных систем счисления:
-справедливы ассоциативный, коммутативный и дистрибутивный законы;
-справедливы правила сложения, вычитания, умножения и деления столбиком.
Правила выполнения арифметических операций опираются на таблицы сложения, вычитания и умножения:
Таблица сложения Таблица вычитания Таблица умножения
* | 0 | 1 |
0 | 0 | 0 |
1 | 0 | 1 |
+ | 0 | 1 |
0 | 0 | 1 |
1 | 1 | 10 |
- | 0 | 1 |
0 | 0 | 11 |
1 | 1 | 0 |
В таблице вычитания дополнительная 1 означает заем из старшего разряда.
При делении столбиком в качестве промежуточных операций выполняются действия умножения и вычитания на основании приведенных таблиц.
Итоговая работа
Задания первого уровня | Задания второго уровня | Задания третьего уровня, творческого |
арифметические действия в двоичной системе счисления: а) 1110+1001 б) 1110-1001 в) 1110*1001 г) 1010/10 |
X и Y при X= 1D16 Y=728 Результат представить в двоичной системе счисления. |
|
Урок № 1
Тема: Системы счисления. Непозиционные системы счисления.
Прогнозируемые результаты урока.
Знать:
1 определение понятий: цифра, число, система счисления, непозиционная система счисления
2 запись числа в непозиционных системах счисления
этапы | Упражнения первого уровня | Упражнения второго уровня | Упражнения третьего уровня |
1 2 | Какое число записано с помощью римских цифр MMIX Запишите число 555 в римской системе счисления. | Исправьте неверные равенства, переложив одну палочку: 1) VII-V=XI 2) VI-I=III 3) IX-V=VI | Выполните действия:
|
Домашняя работа Запишите в римской системе счисления дату своего рождения | Напишите свою биографию, используя для записи дат римскую систему счисления | Придумайте свою непозиционную систему счисления |
Урок № 2
Тема : Позиционные системы счисления.
Прогнозируемые результаты урока.
Знать:
1 примеры чисел различных позиционных систем счисления.
2 определения основных систем счисления.
3 запись числа в развернутой форме.
этапы | Упражнения первого уровня | Упражнения второго уровня | Упражнения третьего уровня |
1 2 | Записать в развернутом виде число: А10=4718,63 А8=7764,1 Запишите первые пятнадцать чисел в: троичной, пятеричной, шестнадцатеричной системах. | Сравните числа:
Запишите в развернутом виде следующее число: ACF3,B16 | Решите задачу: В саду 100q плодовых кустарников, из них 33 куста малины, 22 куста красной смородины, 16 кустов черной смородины, 17 кустов крыжовника. В какой системе счисления посчитаны деревья. |
Домашняя работа Выучить основные определения Знать развернутую запись числа | Решите задачу: Было 53q груши, после того, как каждую разрезали пополам, получили 136 половинок. В системе счисления с каким основанием посчитаны груши. |
Урок № 3
Тема: Перевод чисел из любой системы счисления в десятичную.
Прогнозируемые результаты урока.
1 знать: развернутую форму записи числа.
2 уметь: переводить числа из любой системы счисления в десятичную
этапы | Упражнения первого уровня | Упражнения второго уровня | Упражнения третьего уровня |
1 | Перевести число в десятичную систему счисления: 11012 0,1255 16,48 | Представить в десятичной системе счисления число: 101,12 101,13 101,14 101,15 101,16 101,17 101,12 101,19 | В коробке лежат 318 шаров. Среди них 128 красных и 178 желтых. Докажите, что здесь нет ошибки. |
Домашняя работа Выучить правила перевода чисел из любой системы счисления в десятичную. Перевести число в десятичную систему счисления: 1100112 345 1АВС16 | В классе 11112 девочек и 10102 мальчиков. Сколько учеников в классе. | Сформулируйте критерий четности в двоичной системе счисления. |
Урок № 4
Тема: Перевод чисел из десятичной в любую другую систему счисления.
Прогнозируемые результаты урока.
Знать:
1 целочисленное деление в системах счисления;
2 алгоритм перевода числа из десятичной в любую другую систему счисления.
Урок № 5
Тема: Системы счисления, используемые в ЭВМ (с основанием 2ⁿ).
Прогнозируемые результаты урока.
Знать:
1 алгоритм перевода числа из двоичной в систему счисления с основанием 2ⁿ и обратно. 2 использование понятия триады и тетрады .
этапы | Упражнения первого уровня | Упражнения второго уровня | Упражнения третьего уровня |
1 | Перевести число: 1) 3616 в А2 ; 2) 34,58 в А2 ; 3) 1010,00111012 в А16 ; 4) 1010,00111012 в А8 . | Перевести число из восьмеричной в шестнадцатиричную: 1) 7778 2) 0,12348 | Вычислить сумму чисел X и Y при X= А716 Y=588 . Результат представить в двоичной системе счисления. |
Домашняя работа Выучить алгоритм перевода числа из двоичной в систему счисления с основанием 8 и 16 и обратно, используя триады и тетрады. | Перевести число: 1) EF16 в А8 ; 2) 4778 в А16 ; 3) 204 в А2 ; 4) 12,34 в А2 . |
Урок № 6
Тема: Двоичная арифметика.
Прогнозируемые результаты урока.
Знать:
1 причины использования двоичной системы счисления в вычислительной технике;
2 алгоритм выполнения арифметических действий в двоичной системе счисления.
этапы | Упражнения первого уровня | Упражнения второго уровня | Упражнения третьего уровня |
1 | Выполните арифметические действия в двоичной системе счисления: а) 1001+1010 б) 1111+1 в) 1011-111 г) 1100-10 д) 1011*111 е) 11110/110 | Выполните арифметические действия: а) 12345+12345 б) 1023+2223 | В классе 110002 учеников. Из них 110010% учатся на хорошо и отлично. Сколько учеников учатся на хорошо и отлично? |
Домашняя работа Выучить правила выполнения арифметических действий в двоичной системе счисления. | Выполните арифметические действия: а) 110010+111,01 б) 11110001111-110110001 в) 10101,101*111 г) 1010111/101 |
Оценка результативности изучения темы
Итоговые результаты можно оценить используя следующую таблицу:
Класс число учащихся | Результаты процесса изучения темы и итоговые результаты | |
Средние баллы по срезовым работам | Итоговая работа (практика) | |
Число уч-ся. Усвоение на уровне: | ||
0 (2) m=0 | ||
I (3) n=2 | ||
II(4) k=2 | ||
III(5) l=4 | ||
Общий средний балл | Общий средний балл | |
Качество усвоения по формуле | Качество усвоения по формуле | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-закрепление по теме: "Системы счисления. Перевод целых чисел из одной позиционной системы счисления в другую"
Целью данного урока является закрепление учащимися 8-го класса умений по переводу целых чисел из одной системы счисления в другую. В ходе урока учащиеся работают в группах по 2-3 человека. Самос...
Системы счисления. Основные понятия. Двоичная система счисления
Мультимедийная презентация содержит основные понятия по теме "Системы счисленя". Двоичная система счисления представлена в презентации по следующей схеме: основание, узловые и алгоритмические числа, п...
Урок по теме «Системы счисления. Двоичная система счисления» предназначен для изучения в 9 классах.
Урок по теме «Системы счисления. Двоичная система счисления» предназначен для изучения в 9 классах.На уроке раскрывается понятие «Системы счисления», рассматриваются примеры систем счисления, а также ...
Перевод чисел из 2 системы счисления в системы счисления с основаниям 2
Разработка урока...
Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления.
План-конспект урока с использованием ЭОР "Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления"....
Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»
Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...
«Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»
систематизировать знания учащихся по теме «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...