Технология деятельностного метода. Урок рефлексии. «Умножение обыкновенных дробей»
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему
На уроках рефлексии дети не только тренируются в решении задач, они осваивают метод коррекции собственных действий, им предоставляется возможность самим найти свои ошибки, понять их причину и исправить, а затем убедиться в правильности своих действий. После этого заметно повышается .качество усвоения учащимися учебного содержания при уменьшении затраченного времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_refleksii.doc | 139.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №12
Московская область г. Коломна, ул. Зелёная, д.3
Технология деятельностного метода.
Урок рефлексии.
«Умножение обыкновенных дробей»
Разработчик:
учитель математики
Быкова Е.А.
г.о. Коломна
2013г.
Цели урока:
- Сформировать навык умножения обыкновенных дробей,
- Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы,
- Формировать способность к исправлению допущенных ошибок, к рефлексии собственной деятельности.
Тип урока: урок рефлексии.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник, раздаточный материал (карточки с заданиями, карточки с решением), цветные карточки.
Ход урока.
1. Самоопределение к деятельности.
Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, определение содержательных рамок урока.
Формируемые УУД: коммуникативные, регулятивные, личностные.
- Здравствуйте ребята!
- Что мы изучали на прошлом уроке? (На прошлом занятии мы изучали умножение обыкновенных дробей)
- Какое свойство дроби помогало нам при выполнении вычислений? (Основное свойство дроби). Допускали ли Вы ошибки при умножении дробей? (Допускали).
- Что помогало справиться с ошибками? (Умение признать свои ошибки, правильно определить на какое правило допущена ошибка, применять правила при выполнении заданий).
- Какова же цель нашего урока? (Понять в чем ошиблись, поработать над ошибками).
- Молодцы! Давайте пожелаем друг другу успешной работы!
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Цель этапа: актуализация учебного содержания (перевод смешанного числа в неправильную дробь, сокращение дробей, выделение целой части в неправильной дроби);фиксирование всех повторяемых понятий и алгоритмов в виде схем и символов; выполнение самостоятельной работы (умножение обыкновенных дробей);зафиксировать задания, вызвавшие затруднение в учебной деятельности.
Формируемые УУД: познавательные, регулятивные.
а)- Для успешной работы выполним следующие упражнения:
Упражнение №1.
Сократите дробь:
- Что нужно знать, чтобы справиться с этим заданием? (Нужно знать таблицу умножения, нужно знать признаки деления). Повторяем признаки делимости.
(Фронтальная работа. Ребятам показывают карточки с заданием, они пишут результат, затем карточку переворачивают и они сравнивают свой результат с эталоном).
Упражнение №2
Выделите целую часть:
- Как алгоритм выделения целой части? (Ребята проговаривают правило).
Варианты ответов (ребята работают сигнальными карточками)
красная желтая зелёная
- Если алгоритм применен правильно, а ответ не верный, где еще может быть допущена ошибка? (В вычислениях).
-Молодцы! Все повторенные алгоритмы позволят вам успешно справляться с дальнейшими заданиями на сегодняшнем уроке.
-Ну а теперь вспомним, с какими же правилами умножения дробей мы познакомились на прошлом уроке.
Ребята озвучивают правила. К каждому правилу на доску вывешивается алгоритм.
Правило 1.
- Чтобы умножить дробь на натуральное число, надо:
1) умножить числитель дроби на это натуральное число;
2) знаменатель оставить прежним.
Правило 2.
- Произведение двух дробей есть дробь, числитель которой равен произведению числителей данных дробей, а знаменатель – произведению их знаменателей.
б) Выполняют самостоятельную работу №1.
Самостоятельная работа №1
в) Самопроверка самостоятельной работы по образцу.
После выполнения работы учащиеся проверяют свои ответы по образцу. (Открываются закрытые карточками ответы).
Заполняют второй столбик таблицы фиксирование результатов по ходу урока.
- Сверьте полученные результаты с образцом на доске. Если Вы не ошиблись в задании, то поставьте во втором столбике «+», если допустили ошибку, то поставьте «?»
№ задания | Выполнение | Алгоритм | Исправлено | Исправлено по результатам второй самостоятельной работы |
а б в г д ж з и |
3. Локализация затруднений.
Цель этапа: указать место, где допущена ошибка; указать правило, алгоритм в котором допущена ошибка; уточнить цель урока.
Формируемые УУД: регулятивные, познавательные.
- У кого все задания выполнены правильно?
- Что вы должны дальше сделать? (Проверить по эталону и выполнять дополнительные задания).
Учащиеся, которые выполнили свою работу без ошибок, проверяют по эталону и выполняют дополнительное задание.
- Ребята у кого в первом задании другой ответ?
- Какие правила надо использовать при его выполнении?
Аналогичные вопросы задаются для остальных заданий.
- Заполните третий столбик.
Учащимся предлагается исправить свои ошибки по образцу и заполнить 4 столбик в таблице.
-Какая цель стоит перед вами? (Понять причину ошибки и исправить ее).
- Что поможет вам в работе над ошибками? (Схема выхода из затруднения).
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель этапа: уточнить способы действий, в которых допущены ошибки; исправить свои ошибки на основе правильного применения правил, алгоритмов; придумать или выбрать из предложенных учителем задания на способы действий, в которых допущены ошибки.
Формируемые УУД: регулятивные, познавательные.
Схема выхода из затруднения
Проверь по
образцу
Да Есть Нет
ошибка
Повтори Реши
Да Определи
причину
Прорешай Сравни с
повторно образцом
Нет Верно Да
Сравни с
образцом
Да Нет
верно
Сравни с Сравни с
эталоном эталоном
Сравни с
эталоном
Есть Да Исправь Да Есть
неточность неточность
Нет Молодец!!! Нет
- Какие ошибки допустили? (Дети перечисляют ошибки).
- Как их исправить? (Дети предлагают варианты исправления ошибок: повторить правило или алгоритм и решить снова).
Учащиеся самостоятельно работают над ошибками.
Те ученики, которые затрудняются в определении типа ошибки, могут использовать эталон. Пользуясь алгоритмом, пошагово применяя эталоны, учащиеся выявляют, в чем именно у них была ошибка, и исправляют на основе правильного применения эталона.
- Отметьте в таблице задания, которые Вы исправили в процессе работы знаком «+», если не смогли исправить ошибку, то поставьте «?».
5. Реализация построенного проекта.
Цель этапа: соотнесение своих результатов исправления ошибок с эталоном для самопроверки, продумывание заданий на те способы действий, в которых были допущены ошибки.
Формируемые УУД: регулятивные, личностные.
Эталон для самопроверки самостоятельной работы №1.
Дополнительное задание:
1.Найдите значение выражения:
;
2.Упростите выражение:
б)
Подробное решение дополнительного задания.
№1
№2 а) б)
6. Обобщение причин затруднений в устной речи.
Цель этапа: зафиксировать учебное содержание, в котором были допущены ошибки во внешней речи и эталонах.
Формируемые УУД: регулятивные, коммуникативные.
- Какое задание было самым трудным для вас?
Дети называют самое трудное задание.
- Что нам нужно повторить, чтобы не допускать таких ошибок в дальнейшем?
Работа проходит в парах.
Проговариваются все алгоритмы, в которых были допущены ошибки.
7. Самостоятельная работа №2 с самопроверкой по эталону.
Цель этапа: проверка способностей к выполнению заданий, которые на предыдущей самостоятельной работе вызвали затруднение; сопоставления полученного решения с эталоном для самопроверки.
Формируемые УУД: регулятивные, познавательные.
- Давайте проверим, сможем ли мы выполнить задания без ошибок?
- Выберите задания, аналогичные тем, в которых вы допустили ошибки и решите их.
После выполнения задания учащиеся проверяют по эталону и заполняют последний столбик. Учащиеся, которые работали с дополнительным заданием, проверяют его по подробному образцу.
Самостоятельная работа №2.
Эталон для самопроверки самостоятельной работы №2.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель этапа: тренировка навыков использования повторяемого содержания совместно с ранее изученным материалом (действия с рациональными числами).
Формируемые УУД: регулятивные, познавательные, регулятивные, личностные.
На этом этапе подключаются к работе ученики, которые выполняли дополнительное задание.
Те ребята, которые допустили ошибки при выполнении с/р № 2
- в задании а) б) в) выполняют № 417 (а ; б) из учебника
- в задании г) д) ж) выполняют № 428 (а ; б) из учебника
- в задании з) и) выполняют № 432 (а; б)) из учебника
Свою работу учащиеся проверяют по подробному образцу на экране:
№417 (а ; б)
а);
б).
№428 (а ; б)
№432 (а ;б)
Те, кто не допустил ни одной ошибки, выполняют № 453. (Подготовка к теме нахождение дроби от числа). С последующей проверкой по образцу (за доской решает сильный ученик).
9. Рефлексия деятельности.
Цель этапа: зафиксировать, где были допущены ошибки; алгоритмы, правила; в которых были ошибки, способ исправления допущенных ошибок (на основе метода рефлексии).
Формируемые УУД: коммуникативные, регулятивные, личностные.
- С какими действием мы сегодня работали?
- Какие ошибки допускали?
- Почему?
- Над чем стоит еще поработать?
- Какое задание было самым трудным?
- Кому удалось сегодня справиться со своими трудностями?
- Что помогло вам в этом?
- Стало ли меньше ошибок в ваших работах?
- Мы достигли цели урока?
- Оцените свою работу над данной темой, заполнив таблицу.
Карточки для этапа рефлексии
Знаю правило | Умею применять | |
Умножение обыкновенной дроби на натуральное число | ||
Умножение обыкновенных дробей | ||
Умножение смешанных чисел |
Домашнее задание:
п 14 (правила)
1) Кто не справился са);б); в); г) - №457(и;к); № 458( а)
2) Кто не справился с д) - № 458( а); № 457 (н-п).
3) Кто не справился с з);и) - № 457 (н-п), №463(г).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Умножение обыкновенных дробей
Почему среди прочих целей математического образования, пусть не на первом месте, но говорится о развитии речи? Это следствие того, что математикой воспитываются такие качества как точность, четкость и...
Урок математики в 5 классе в технологии деятельностного метода "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями" (урок открытия новых знаний)
Стандарты второго поколения предполагают переход с объяснительного на деятельностный метод обучения, в основе которого лежит "рефлексия самоорганизации" - возникло затруднение, значит надо прекратить ...
Урок математики в 6 классе в технологии деятельностного метода «Умножение дробей» (урок открытия новых знаний)
Урок математики в 6 классе в технологии деятельностного метода«Умножение дробей»(урок открытия новых знаний)...
Технология деятельностного метода. Урок «открытия» нового знания.Тема урока: «Умножение обыкновенных дробей»
Урок постороен с использованием деятельностного подхода в обучении математики. Урок будет полезен для учителей математики....
Конспект урока в технологии деятельностного метода "Сложение и вычитание десятичных дробей".
Конспект урока в технологии деятельностного методапредметные: сформировать способность к сложению и вычитанию десятичных дробей; повторить и закрепить запись и сравнение десятичных дробей, сокращение,...
Модульная технология: разработка урока по математике 6 класс по теме "Умножение обыкновенных дробей".
Урок по математике в 6 классе по теме "Умножение обыкновенных дробей" (УМК по математике Виленкин) разработан с применением элементов модульной технологии. Данный урок представлен в виде п...
Урок математики в 5 классе в технологии деятельностного метода. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа
Урок математики в 5 классе в технологии деятельностного метода. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа...