Технология деятельностного метода. Урок рефлексии. «Умножение обыкновенных дробей»
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему

Быкова Елена Анатольевна

На уроках рефлексии дети не только тренируются в решении задач, они осваивают метод коррекции собственных действий, им предоставляется возможность самим найти свои ошибки, понять их причину и исправить, а затем убедиться в правильности своих действий. После этого заметно повышается .качество усвоения учащимися учебного содержания при уменьшении затраченного времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_refleksii.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №12

Московская область г. Коломна, ул. Зелёная, д.3

Технология деятельностного метода.

Урок  рефлексии.

«Умножение обыкновенных дробей»

                                                                                   

                                                                                         Разработчик:

                                                                                         учитель математики

                                                                                         Быкова Е.А.

г.о. Коломна

2013г.

Цели урока: 

  • Сформировать  навык  умножения обыкновенных дробей,
  • Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы,
  • Формировать способность к исправлению допущенных ошибок, к рефлексии собственной деятельности.  

Тип урока: урок рефлексии.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: компьютер,  мультимедийный проектор,  учебник,  раздаточный материал (карточки с заданиями, карточки с решением), цветные карточки.

Ход урока.

1. Самоопределение к деятельности.

Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, определение содержательных рамок урока.

Формируемые УУД: коммуникативные, регулятивные, личностные.

- Здравствуйте ребята!

- Что мы изучали на прошлом уроке? (На прошлом занятии мы изучали  умножение обыкновенных дробей)

- Какое свойство дроби помогало нам при выполнении вычислений? (Основное свойство дроби). Допускали ли Вы ошибки при умножении дробей? (Допускали).

- Что помогало справиться с ошибками? (Умение признать свои ошибки, правильно определить на какое правило допущена ошибка, применять правила при выполнении заданий).

- Какова же цель нашего урока? (Понять в чем ошиблись, поработать над ошибками).

- Молодцы! Давайте пожелаем друг другу успешной работы!

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель этапа: актуализация учебного содержания (перевод смешанного числа в неправильную дробь, сокращение дробей, выделение целой части в неправильной дроби);фиксирование всех повторяемых понятий и алгоритмов в виде схем и символов; выполнение самостоятельной работы (умножение обыкновенных дробей);зафиксировать задания, вызвавшие затруднение в учебной деятельности.

Формируемые УУД: познавательные, регулятивные.

а)- Для успешной работы выполним следующие упражнения:

Упражнение №1. 

Сократите дробь:

- Что нужно знать, чтобы справиться с этим заданием? (Нужно знать таблицу умножения, нужно знать признаки деления). Повторяем признаки делимости.

(Фронтальная работа. Ребятам показывают  карточки с заданием, они пишут результат,  затем карточку переворачивают и они сравнивают свой результат с эталоном).

Упражнение №2

Выделите целую часть:

- Как алгоритм выделения целой части? (Ребята проговаривают правило).                              

   Варианты ответов     (ребята работают сигнальными карточками)  

                                  красная    желтая   зелёная

- Если алгоритм применен правильно, а ответ не верный, где еще может быть допущена ошибка? (В вычислениях).

-Молодцы! Все повторенные алгоритмы позволят вам успешно справляться с дальнейшими заданиями на сегодняшнем уроке.

-Ну а теперь вспомним, с какими же правилами умножения дробей мы познакомились на прошлом уроке.

Ребята озвучивают правила. К каждому правилу на доску вывешивается алгоритм.

Правило 1.

- Чтобы умножить дробь на натуральное число, надо:

1)   умножить числитель дроби на это натуральное  число;

2)  знаменатель оставить прежним.

                                                   

Правило 2.

- Произведение двух дробей есть дробь, числитель которой равен произведению числителей данных дробей, а знаменатель – произведению их знаменателей.

                                                 

б) Выполняют самостоятельную работу №1.                                   

                                           

  Самостоятельная работа №1

в) Самопроверка самостоятельной работы по образцу.

После выполнения работы учащиеся проверяют свои ответы по образцу. (Открываются закрытые карточками ответы).

Заполняют второй столбик таблицы фиксирование результатов по ходу урока.

- Сверьте полученные результаты с образцом на доске. Если Вы не ошиблись в задании, то поставьте во втором столбике «+», если допустили ошибку, то поставьте «?»

№ задания

Выполнение

Алгоритм

Исправлено

Исправлено по результатам второй самостоятельной работы

а

б

в

г

д

ж

з

и

3. Локализация затруднений.

Цель этапа: указать место,  где допущена ошибка; указать правило, алгоритм в котором допущена ошибка; уточнить цель урока.

Формируемые УУД:  регулятивные, познавательные.

- У кого все задания выполнены правильно?

- Что вы должны дальше сделать? (Проверить по эталону и выполнять дополнительные задания).

Учащиеся, которые выполнили свою работу без ошибок, проверяют по эталону и выполняют дополнительное задание.

- Ребята у кого в первом задании другой ответ?

- Какие правила надо использовать при его выполнении?

Аналогичные вопросы задаются для остальных заданий.

- Заполните третий столбик.

Учащимся предлагается исправить свои ошибки по образцу и заполнить 4 столбик в таблице.

-Какая цель стоит перед вами? (Понять причину ошибки и исправить ее).

- Что поможет вам в работе над ошибками? (Схема выхода из затруднения).

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель этапа: уточнить способы действий, в которых допущены ошибки; исправить свои ошибки на основе правильного применения правил, алгоритмов; придумать или выбрать из предложенных учителем задания на способы действий, в которых допущены ошибки.

Формируемые УУД: регулятивные, познавательные.

Схема выхода из затруднения

                                               Проверь по

                                             образцу

                                       Да                Есть            Нет

                                             ошибка

                                                           Повтори                Реши

           Да        Определи

                                   причину

        

  Прорешай                                                         Сравни с

  повторно                                                        образцом

                                                                         Нет        Верно           Да

Сравни с

  образцом

          Да                        Нет

                     верно

                                                                  Сравни с                     Сравни с

                                                                эталоном                     эталоном

  Сравни с

  эталоном

                                                                                        

                                                                                        

         Есть             Да                                                Исправь                     Да                  Есть

   неточность                                                                                неточность

                    Нет                                             Молодец!!!               Нет

- Какие ошибки допустили? (Дети перечисляют ошибки).

- Как их исправить? (Дети предлагают варианты исправления ошибок: повторить правило или алгоритм и решить снова).

Учащиеся самостоятельно работают над ошибками.

Те ученики, которые затрудняются в определении типа ошибки, могут использовать эталон. Пользуясь алгоритмом, пошагово применяя эталоны, учащиеся выявляют, в чем именно у них была ошибка, и исправляют на основе правильного применения эталона.

- Отметьте в таблице задания, которые Вы исправили в процессе работы знаком «+», если не смогли исправить ошибку, то поставьте «?».

5. Реализация построенного проекта.

Цель этапа: соотнесение своих результатов  исправления ошибок с эталоном для самопроверки, продумывание заданий на те способы действий, в которых были допущены ошибки.

Формируемые УУД:  регулятивные, личностные.

Эталон для самопроверки самостоятельной работы №1.

Дополнительное задание:

1.Найдите значение выражения:

;

2.Упростите выражение:

                       б)

Подробное решение дополнительного задания.

№1  

№2 а)                     б)

6. Обобщение причин затруднений в устной  речи.

Цель этапа: зафиксировать учебное содержание, в котором были допущены ошибки во внешней речи и эталонах.

Формируемые УУД:  регулятивные, коммуникативные.

- Какое задание было самым трудным для вас?

Дети называют самое трудное задание.

- Что нам нужно повторить, чтобы не допускать таких ошибок в дальнейшем?

Работа проходит в парах.

Проговариваются все алгоритмы, в которых были допущены ошибки.

7. Самостоятельная работа №2 с самопроверкой по эталону.

Цель этапа: проверка способностей к выполнению заданий, которые на предыдущей самостоятельной работе вызвали затруднение; сопоставления полученного решения с эталоном для самопроверки.

Формируемые УУД: регулятивные, познавательные.

- Давайте проверим, сможем ли мы выполнить задания без ошибок?

- Выберите задания, аналогичные тем, в которых вы допустили ошибки и решите их.

После выполнения задания учащиеся проверяют по эталону и заполняют последний столбик. Учащиеся, которые работали с дополнительным заданием, проверяют его по подробному образцу.

Самостоятельная работа №2.

Эталон для самопроверки самостоятельной работы №2.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель этапа: тренировка навыков использования повторяемого содержания совместно с ранее изученным материалом (действия с рациональными числами).

Формируемые УУД: регулятивные, познавательные, регулятивные, личностные.

На этом этапе подключаются к работе ученики, которые выполняли дополнительное задание.

Те ребята, которые допустили ошибки при выполнении с/р № 2

  • в задании а) б) в) выполняют № 417 (а ; б)  из учебника
  • в задании г) д) ж) выполняют № 428 (а ; б)  из учебника
  • в задании з) и) выполняют № 432 (а; б))  из учебника

Свою работу учащиеся проверяют по подробному образцу на экране:

№417 (а ; б)

а);

б).

№428 (а ; б)

     

№432 (а ;б)

Те, кто не допустил ни одной ошибки, выполняют № 453. (Подготовка к теме нахождение дроби от числа). С последующей проверкой по образцу (за доской решает сильный ученик).

9. Рефлексия деятельности.

Цель этапа: зафиксировать, где были допущены ошибки; алгоритмы, правила; в которых были ошибки, способ исправления допущенных ошибок (на основе метода рефлексии).

Формируемые УУД:  коммуникативные, регулятивные, личностные.

- С какими действием мы сегодня работали?

- Какие ошибки допускали?

- Почему?

- Над чем стоит еще поработать?

- Какое задание было самым трудным?

- Кому удалось сегодня справиться со своими трудностями?

- Что помогло вам в этом?

- Стало ли меньше ошибок в ваших работах?

- Мы достигли цели урока?

- Оцените свою работу над данной темой, заполнив таблицу.

Карточки для этапа рефлексии

Знаю правило

Умею применять

Умножение обыкновенной дроби на натуральное число

Умножение обыкновенных дробей

Умножение смешанных чисел

Домашнее задание:

п 14 (правила)                          

1) Кто не справился са);б); в); г) - №457(и;к); № 458( а)

2) Кто не справился с д) - № 458( а); № 457 (н-п).

3) Кто не справился с з);и) - № 457 (н-п), №463(г).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Умножение обыкновенных дробей

Почему среди прочих целей математического образования, пусть не на первом месте, но говорится о развитии речи? Это следствие того, что математикой воспитываются такие качества как точность, четкость и...

Урок математики в 5 классе в технологии деятельностного метода "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями" (урок открытия новых знаний)

Стандарты второго поколения предполагают переход с объяснительного на деятельностный метод обучения, в основе которого лежит "рефлексия самоорганизации" - возникло затруднение, значит надо прекратить ...

Урок математики в 6 классе в технологии деятельностного метода «Умножение дробей» (урок открытия новых знаний)

Урок математики в 6 классе в технологии деятельностного метода«Умножение дробей»(урок открытия новых знаний)...

Технология деятельностного метода. Урок «открытия» нового знания.Тема урока: «Умножение обыкновенных дробей»

Урок постороен с использованием деятельностного подхода в обучении математики. Урок будет полезен для учителей математики....

Конспект урока в технологии деятельностного метода "Сложение и вычитание десятичных дробей".

Конспект урока в технологии деятельностного методапредметные: сформировать способность к сложению и вычитанию десятичных дробей; повторить и закрепить запись и сравнение десятичных дробей, сокращение,...

Модульная технология: разработка урока по математике 6 класс по теме "Умножение обыкновенных дробей".

Урок  по математике в 6 классе по теме "Умножение обыкновенных дробей"  (УМК по математике Виленкин) разработан с применением элементов модульной технологии. Данный урок представлен в виде п...

Урок математики в 5 классе в технологии деятельностного метода. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа

Урок математики в 5 классе в технологии деятельностного метода. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа...