"Математика в профессиях"
рабочая программа по алгебре (5 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для учащихся 5-6 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_v_professiyakh.docx | 65.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности для основной школы
«МАТЕМАТИКА В ПРОФЕССИЯХ»
(для детей 11-13 лет)
Срок реализации: 2 года.
Составитель:
Слотюк Мария Викторовна
учитель математики
Пояснительная записка к программе.
«Если вы хотите участвовать в большой жизни,
то наполните свою голову математикой, пока есть к тому возможность.
Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе»
М.И. Калинин
Математика — одна из древнейших наук. Элементы математики применялись еще в те времена, когда человеку нужно было сосчитать количество убитых зверей, число растений. От тех дней нас отделяют века. А в наши дни математика развивается очень быстро, так как без нее невозможна жизнь человека. Ведь не существует профессий, в которых не применялись бы математические знания, приобретенные в школе.
Не каждый человек с начала своего образовательного пути знает, какую профессию он приобретет в будущем, но благодаря ответственному отношению к изучению математики, каждый ученик обеспечивает себя необходимыми знаниями, качествами, которые необходимы в его дальнейшей профессиональной деятельности.
В связи с этим большое значение приобрела проблема профессиональной ориентации школьников уже на раннем этапе обучения. Это и послужило причиной введения курса «Математика в профессиях». Актуальность которого, так же обусловлена общими требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС), спецификой математики и распоряжением Правительства России от 24 декабря 2013 года №2506 – р о Концепции развития математического образования в Российской Федерации. Одним из основных требований ФГОС является системно - деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о данной науке. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Занятия по программе должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Новизна данной программы состоит в том, что знакомство с различными профессиями происходит посредством изучения математики.
Данная программа носит концентрический характер, то есть идет усложнение материала с каждым годом. Если в 5 классе акцент делается на задачи, связанные с построением и моделированием, то в 6 классе на решение задач с процентами из заданий единого государственного экзамена (далее ЕГЭ). В этом и состоит особенность данной программы: не только более подробное изучение некоторых аспектов математики на примере профессий, но и подготовка к ЕГЭ на раннем этапе обучения.
Работу по данной программе можно считать педагогически целесообразной, поскольку согласно ФГОС нового поколения проведение такого курса способствует самоопределению учащихся при переходе к профильному обучению в средней и старшей школе.
Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а так же позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.
Это определило цель программы внеурочной деятельности: формирование представлений о роли математики в различных профессиях.
Задачи:
- развивать логическое мышление, пространственное воображение, критичность мышления на уровне необходимом для будущей профессиональной деятельности, а так же для последующего обучения в высшей школе.
- приобретать математические знания и умения, необходимые в повседневной жизни;
-воспитывать средствами математики культуру личности, понимание значимости математики для научно-технического прогресса, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с различными профессиями.
В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:
1. Принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности педагогов, учителей, обучающихся и их родителей.
2. Принцип научной организации.
3. Принцип добровольности и заинтересованности учащихся.
4. Принцип системности во взаимодействии общего и дополнительного образования.
5. Принцип целостности.
6. Принцип непрерывности и преемственности процесса образования.
7. Принцип личностно – деятельностного подхода.
8. Принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка).
Виды деятельности:
- познавательная деятельность;
- проблемно-ценностное общение;
- художественное творчество;
- трудовая деятельность.
Формы деятельности:
- просмотр фильмов;
- экскурсии;
- социологический опрос;
- анкетирование;
- решение задач;
- моделирование.
Предлагаемый курс предполагает применение коллективных форм организации занятий и использование современных средств обучения, создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности.
Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит заданий и занимательных упражнений для развития пространственного и логического мышления, экскурсий.
Курс «Математика в профессиях» является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса гимназии, так как соответствует её стратегической цели: «Создание условий для достижения нового качества образования, всестороннего развития личности учащихся».
Данная внеурочная деятельность учащихся организуется в форме кружка социальной направленности.
Реализация программы рассчитана на 2 года, объемом в 70 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Содержание программы
Первый год занятий
5 класс
«Математика в профессиях. Моделирование»
Введение в курс «Математика в профессиях» (1 час).
Беседа с учащимися о роли математики в различных профессиях. Опрос учащихся о выборе профессии. Презентация «Математика в профессиях».
Математика и торговля (3 часа).
Беседа о роли математики в торговле. Экскурсия в магазин. Опрос работников магазина о необходимости изучения математики. Профессии в торговле. Доклады учащихся о профессиях продавца, кассира, кладовщика. Составление и решение задач на приход, расход, больше, меньше и т.д.
Математика и образование (2 часа).
Беседа о роли математики в образовании. Экскурсия по школе, опрос учителей, завучей о необходимости изучения математики. Профессии в образовании. Доклады учащихся о профессии учителя. Составление и решение задач.
Математика и здравоохранение (2 часа).
Беседа о роли математики в здравоохранении. Просмотр фильма о работе врачей. Экскурсия в медицинский кабинет. Опрос медицинского работника о необходимости изучения математики. Доклады учащихся о профессии врача. Составление и решение задач.
Математика и транспорт (3 часа).
Беседа о взаимосвязи математики и транспорта. Поездка на школьном автобусе с целью рассчитать скорость, время, расстояние, расход топлива. Опрос водителя школьного автобуса о необходимости изучения математики. Доклады учащихся о профессиях водителя, автомеханика. Составление и решение задач на движение сухопутного транспорта, движение плавательного средства по течению, против течения, расход топлива.
Математика и строительство (10 часов)
Беседа о роли математики в строительстве. Экскурсия на строящийся объект. Опрос рабочих о необходимости изучения математики. Доклады учащихся о профессиях архитектора, каменщика, замерщика, инженера-строителя, маляра, сварщика. Построение геометрических фигур: квадрата, прямоугольника, треугольника, параллелограмма, ромба, трапеции. Решение задач на нахождении периметра и площади геометрических фигур. Решение задач на нахождение площади фигуры, состоящей из нескольких геометрических фигур. Изготовление моделей геометрических тел: куба, прямоугольного параллелепипеда, цилиндра. Решение задач на нахождение объемов геометрических тел.
Математика и кулинария (3 часа).
Беседа о роли математики в кулинарии. Экскурсия в школьную столовую. Опрос работников столовой о необходимости изучения математики. Доклады учащихся о профессиях повара, повара-кондитера. Взвешивание продуктов питания. Изучение школьного меню. Взвешивание блюд. Изготовление модели конуса как примера рожка с мороженым. Решение задач на нахождение объема конуса.
Математика и сельское хозяйство (3 часа).
Беседа о роли математики в сельском хозяйстве. Экскурсия на приусадебный участок в частный сектор. Просмотр фильма о сельском хозяйстве. Доклады учащихся о профессиях агронома, фермера, садовода. Составление и решение задач на нахождение площади вспаханного поля, расход топлива, нахождение процента всхожести семян. Благоустройство пришкольного участка.
Создание коллективного проекта «Математика в профессиях моих родителей» (3 часа)
Доклады учащихся о применении математики в профессиях родителей. Составление и решение задач. Создание общей презентации. Защита проекта. Выпуск сборника задач «Математика в профессиях».
Резервное время (2 часа)
Второй год занятий
6 класс
«Математика в профессиях. Проценты в нашей жизни».
Введение в курс «Математика в профессиях» (1 час).
Беседа с учащимися о роли математики в различных профессиях. Опрос учащихся о выборе профессии. Презентация «Математика в профессиях».
Проценты в нашей жизни. (5 часов)
Доклады учащихся об истории возникновения процентов. Повторение определения процентов. Правила нахождения процентов от числа и числа по процентам, процентного отношения двух чисел, процентного изменения данного числа. Решение задач на проценты.
Математика и образование (2 часа).
Беседа о роли математики в образовании. Экскурсия по школе, опрос учителей, завучей о необходимости изучения математики. Профессии в образовании. Доклады учащихся о профессии учителя. Составление и решение задач на проценты.
Математика и здравоохранение (2 часа).
Беседа о роли математики в здравоохранении. Просмотр фильма о работе врачей. Экскурсия в медицинский кабинет. Опрос медицинского работника о необходимости изучения математики. Доклады учащихся о профессии врача. Составление и решение задач на проценты.
Математика и торговля (2 часа).
Беседа о роли математики в торговле. Экскурсия в торговый центр. Изучение цен на распродаже. Опрос работников магазина о необходимости изучения математики. Профессии в торговле. Доклады учащихся о профессиях продавца, кассира, кладовщика. Составление и решение задач на проценты.
Математика и кулинария (3 часа).
Беседа о роли математики в кулинарии. Экскурсия в школьную столовую. Опрос работников столовой о необходимости изучения математики. Доклады учащихся о профессиях повара, повара-кондитера. Изучение школьного меню. Состав продуктов. Составление и решение задач на проценты.
Математика и химическая промышленность (2 часа).
Беседа о роли математики в химической промышленности. Доклады учащихся о профессиях, связанных с химической промышленностью. Просмотр фильма. Экскурсия на предприятие. Составление и решение задач на проценты.
Математика и легкая промышленность (2 часа).
Беседа о роли математики в легкой промышленности. Доклады учащихся о профессиях легкой промышленности. Просмотр фильма. Посещение урока технологии девочек. Составление и решение задач на проценты.
Математика и экономика (2 часа).
Беседа о роли математики в экономике. Просмотр фильма, презентации. Доклады учащихся о профессиях в экономике. Составление и решение задач на проценты.
Математика и Банк (5 часов).
Беседа о роли математики в банковской сфере. Экскурсия в ближайшее отделение банка. Опрос кредитных специалистов о предоставляемых кредитных продуктах. Доклады учащихся о различных коммерческих банках города. Экскурсия в кредитный отдел мебельного салона для выявления более выгодного банка. Составление и решение задач на проценты, расчет ежемесячного платежа, переплаты по кредиту.
Математика и статистика ( 3 часа).
Беседа о связи математики и статистики. Доклады учащихся о профессиях связанных со статистикой. Опрос администрации школы. Помощь в составлении отчетов. Создание диаграмм. Составление и решение задач на проценты.
Создание коллективного проекта «Проценты в профессиях моих родителей» (3 часа)
Доклады учащихся о применении математики в профессиях родителей. Составление и решение задач. Создание общей презентации. Защита проекта. Выпуск сборника задач «Математика в профессиях. Проценты в нашей жизни».
Резервное время (2 часа)
Использованная литература.
- Григорьева, Г.И. Подготовка школьников к олимпиадам по математике: 5-6 классы. [Текст] / Г.И. Григорьева. - М.: Глобус, 2009.
- Кочергина, А. В. Учим математику с увлечением.[Текст] / А.В. Кочергина.- М.: 5 за знание, 2007.
- Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений/
Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.-31-е изд., стер.-М.: Мнемозина,2013.-280с.: ил.
4. Математика. 6 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.-27-е изд., стер.-М.: Мнемозина,2011.-288с.: ил.
5.Спивак, А.В. Тысяча и одна задача по математике 5-7 классы. [Текст]/ А.В. Спивак.-М.: Просвещение 2012.
Ресурсы Интернета:
- «Математика в профессиях моих родителей» [Электронный ресурс]/- Режим доступа http://sokolova-aa.ru/students-works/matematika-v-professii-moikh-roditelej. – Загляд. с экрана.
- Опросник «Карта интересов» [Электронный ресурс]/- Сост. А.Е. Голомшток.- Режим доступа http://testoteka.narod.ru/prof/1/02.html.- Загляд. с экрана.
- Презентации на тему: «Математика в профессиях» [Электронный ресурс]/-Режим доступа http://www.myshared.ru/theme/prezentatsiya-matematika-v-professii/.- Загляд. с экрана.
- Презентация на тему: «Проценты в нашей жизни»[Электронный курс]/-Режим доступа http://nsportal.ru/ap/ap/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/prezentaciya-procenty-v-nashey-zhizni. – Загляд. с экрана.
5 класс
№ | Название темы | Кол-во часов | Теория | Практика | Форма деятельности |
1 | Введение в курс: «Математика в профессиях». | 1 | 1 | Познавательная беседа. Презентация. | |
Математика и торговля. 3 ч | |||||
2 | Математика и торговля. | 1 | 0,5 | 0,5 | Познавательная беседа, экскурсия в магазин, опрос работников магазина |
3 | Продавец. | 1 | 1 | Составление и решение задач | |
4 | Кассир. | 1 | 1 | Составление и решение задач | |
5 | Кладовщик. | 1 | 1 | Составление и решение задач | |
Математика и образование. 2 ч. | |||||
6 | Математика и образование. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа. Экскурсия по школе, опрос учителей. |
7 | Учитель. | 1 | 1 | Составление и решение задач. | |
Математика и здравоохранение. 2 ч. | |||||
8. | Математика и здравоохранение. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, просмотр фильма о деятельности врачей, экскурсия в медицинский кабинет. |
9. | Врач. | 1 | 1 | Составление и решение задач. | |
Математика и транспорт. 3 ч | |||||
10. | Математика и транспорт. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, поездка на школьном автобусе |
11. | Водитель. | 1 | 1 | Составление и решение задач на движение. | |
12. | Автомеханик. | 1 | 1 | Составление и решение задач на расход топлива. | |
Математика и строительство. 10 ч | |||||
13. | Математика и строительство. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, экскурсия на строящийся объект. |
14-15 | Архитектор. | 2 | 2 | Построение геометрических фигур. | |
16. | Замерщик. | 1 | 1 | Решение задач на нахождение периметра и площади геометрических фигур. | |
17. | Инженер-строитель. | 1 | 1 | Решение задач на нахождение площади фигуры, состоящей из нескольких частей. | |
18-19 | Каменщик. | 2 | 0,5 | 1,5 | Изготовление модели куба и прямоугольного параллелепипеда. |
20 | Маляр. | 1 | 1 | Решение задач на нахождение объема. | |
21-22 | Сварщик. | 2 | 0,5 | 1,5 | Изготовление модели цилиндра. Решение задач на нахождение объема. |
Математика и кулинария. 3 ч. | |||||
23 | Математика и кулинария. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа. Экскурсия в школьную столовую, просмотр фильма. |
24 | Повар. | 1 | 1 | Взвешивание продуктов, решение задач. | |
25-26 | Кондитер. | 2 | 0,5 | 1,5 | Изготовление модели конуса, решение задач на нахождение объема. |
Математика и сельское хозяйство. 3 ч | |||||
27 | Математика и сельское хозяйство. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, просмотр фильма, экскурсия в частный сектор. |
28 | Фермер. | 1 | 1 | Решение задач | |
29 | Агроном. | 1 | 1 | Экскурсия на пришкольный участок. Решение задач. | |
30 | Садовод. | 1 | 1 | Работа на пришкольном участке. | |
Создание коллективного проекта «Математика в профессиях моих родителей» 3 ч. | |||||
31-32 | Математика в профессиях моих родителей. | 2 | 1 | 1 | Сообщения учащихся, составление задач. |
33 | Итоговое занятие. | 1 | 1 | Презентация. | |
Итого: | 33 | 7 | 26 | ||
Резервное время. 2ч. |
6 класс
№ | Название темы | Кол-во часов | Теория | Практика | Форма деятельности |
1 | Введение в курс: «Математика в профессиях». | 1 | 1 | Познавательная беседа. Презентация. | |
Проценты в нашей жизни. 5 ч. | |||||
2. | Из истории процентов. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, презентация, решение задач. |
3. | Нахождение процентов от числа. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, решение задач |
4. | Нахождение числа по процентам. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, решение задач |
5. | Нахождение процентного отношения двух чисел. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, решение задач |
6. | Процентное изменение данного числа. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, решение задач |
Математика и образование. 2 ч. | |||||
7. | Математика и образование. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, просмотр фильма, экскурсия по школе, опрос учителей. |
8. | Учитель. | 1 | 1 | Доклады учащихся о профессии учителя, составление и решение задач на проценты. | |
Математика и здравоохранение. 2 ч. | |||||
9. | Математика и здравоохранение. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, экскурсия в медицинский кабинет, опрос мед. работника. |
10. | Врач. | 1 | 1 | Составление и решение задач на проценты. | |
Математика и торговля. 2 ч. | |||||
11. | Математика и торговля. | 1 | 0,5 | 0,5 | Познавательная беседа, экскурсия в торговый цент на распродажу, опрос работников магазина. |
12. | Продавец-консультант. | 1 | 1 | Составление и решение задач на проценты. | |
Математика и кулинария. 3 ч. | |||||
13. | Математика и кулинария. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, экскурсия в школьную столовую, опрос работников столовой. |
14. | Повар. | 1 | 1 | Составление и решение задач на проценты. | |
15. | Технолог. | 1 | 1 | Составление и решение задач на проценты. | |
Математика и химическая промышленность. 2 ч. | |||||
16. | Математика и химическая промышленность. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, просмотр фильма, экскурсия на производство. |
17. | Химик-технолог. | 1 | 1 | Составление и решение задач на проценты. | |
Математика и легкая промышленность. 2 ч. | |||||
18. | Математика и легкая промышленность. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, экскурсия на урок технологии у девочек. |
19. | Швея. | 1 | 1 | Составление и решение задач на проценты. | |
Математика и экономика. 2 ч. | |||||
20. | Роль математики в экономике. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, просмотр фильма, опрос родителей. |
21. | Бухгалтер. | 1 | 1 | Составление и решение задач на проценты. | |
Математика и Банк. 5 ч. | |||||
22-23 | Математика и Банк. | 2 | 0,5 | 1,5 | Познавательная беседа, экскурсия в ближайшее отделение банка, экскурсия в кредитный отдел мебельного салона, опрос кредитных специалистов. |
24-26 | Кредитный специалист. | 3 | 3 | Доклады учащихся о коммерческих банках города, расчет графика платежей по кредиту, составление и решение задач на проценты. | |
Математика и статистика. 3 ч. | |||||
27. | Математика и статистика. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос администрации школы, помощь в составлении отчетов. |
28-29 | Статистик. | 2 | 2 | Построение диаграмм, составление и решение задач на проценты. | |
Создание коллективного проекта «Проценты в профессиях моих родителей». 4 ч. | |||||
30-32 | Проценты в профессиях моих родителей. | 3 | 1 | 2 | Сообщения учащихся, составление задач. |
33 | Итоговое занятие. | 1 | 1 | Презентация. | |
Итого: | 33 | 9 | 24 | ||
Резервное время. 2ч. |
Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности.
В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:
Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о роли математики в различных профессиях.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям по математике.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
1. Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.
2. Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Для его достижения необходимо:
• сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных профессий, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Занятия по данной программе будут способствовать достижению планируемых результатов.
В результате прохождения программного материала к концу 5 класса обучающиеся должны знать:
1. Виды профессиональной деятельности, название профессий.
2. Определения геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, параллелограмм, ромб, трапеция, окружность, круг.
3. Формулы для нахождения периметра и площади геометрических фигур.
4. Характеристические свойства объемных геометрических тел: куб, прямоугольный параллелепипед, цилиндр, конус, пирамида.
5. Формулы для нахождения объема геометрических тел.
Уметь:
- Строить геометрические фигуры при помощи карандаша и линейки, циркуля.
- Находить периметр и площадь геометрических фигур.
- Изготавливать из картона модели геометрических тел.
- Находить объем геометрических тел.
- Решать задачи на движение.
- Самостоятельное составление задач по темам.
В результате прохождения программного материала к концу 6 класса обучающиеся должны знать:
- Виды профессиональной деятельности, название профессии.
- Понятие процента.
- Правила нахождения процентов от числа, числа по процентам, процентного отношения двух чисел, процентного изменения числа.
- Пропорция. Основное свойство пропорции.
Уметь:
- Находить проценты от числа, число по процентам, процентное отношение двух чисел, процентное изменение числа.
- Решать задачи на простые и сложные проценты.
- Решать задачи с процентами с помощью пропорций.
- Решать задачи на проценты из заданий ЕГЭ 11 класса.
Формы учета оценки планируемых результатов
1. Опросник «Карта интересов» А.Е. Голомшток. (Приложение 1)
2. Наблюдение
3.. Анкетирование учащихся и родителей
Приложение 1.
«Карта интересов»
А.Е. Голомшток
Опросник разработан А.Е. Голомштоком. Предназначен для изучения интересов и склонностей школьников в различных сферах деятельности. Голомшток выделяет 23 таких сферы: физика, математика, химия, астрономия, биология, медицина, сельское хозяйство, филология, журналистика, история, искусство, геология, география, общественная деятельность, право, транспорт, педагогика, рабочие специальности, сфера обслуживания, строительство, легкая промышленность, техника, электротехника.
Инструкция: для определения ведущих интересов Вам предлагается перечень вопросов.
Если Вам очень нравится то, о чем спрашивается в вопросе, в бланке ответов рядом с его номером поставьте два плюса ("++"),
если просто нравится - один плюс ("+"),
если не знаете, сомневаетесь - ноль ("0"),
если не нравится - один минус ("-"),
а если очень не нравиться - два минуса ("--").
Отвечайте на вопросы, не пропуская ни одного из них.
Текст опросника
Любите ли Вы? Нравится ли Вам? Хотели бы Вы
- Знакомиться с жизнью растений и животных.
- Занятия и чтение книг по географии.
- Читать художественную или научно-популярную литературу о геологических экспедициях.
- Уроки и книги по анатомии и физиологии человека.
- Выполнять ежедневную домашнюю работу.
- Читать научно-популярную литературу о физических открытиях, жизни и деятельности выдающихся физиков.
- Читать об открытиях в химии или о жизни и деятельности выдающихся химиков.
- Читать технические журналы.
- Читать статьи в научно-популярных журналах о достижениях в области электроники и радиотехники.
- Знакомиться с разными металлами и их свойствами.
- Узнавать о разных породах древесины и об их практическом применении.
- Узнавать о достижениях в области строительства.
- Читать книги, смотреть фильмы о водителях различных видов транспорта (автомобильного, железнодорожного и т.д.).
- Читать книги, смотреть фильмы о летчиках.
- Знакомиться с военной техникой.
- Читать книги об исторических событиях.
- Читать произведения классиков русской и зарубежной литературы.
- Читать и обсуждать публицистические статьи и очерки.
- Обсуждать текущие дела и события в учебном заведении, городе, стране.
- Интересоваться педагогической работой.
- Читать книги, смотреть фильмы о работе милиции
- Заботиться о порядке в собственных вещах, красивом виде помещения.
- Читать книги из серии "Занимательная математика".
- Изучать экономическую географию.
- Заниматься иностранным языком.
- Знакомиться с жизнью выдающихся художников, историей искусства.
- Знакомиться с жизнью выдающихся артистов, встречаться с ними, коллекционировать их фотографии.
- Знакомиться с жизнью и творчеством выдающихся музыкантов, с вопросами теории музыки.
- Читать спортивные газеты, журналы, литературу о спорте.
- Изучать биологию, ботанику, зоологию.
- Знакомиться с различными странами по книгам и телепередачам.
- Читать о жизни и деятельности знаменитых геологов.
- Интересоваться достижениями медицины.
- Посещать с экскурсиями предприятия легкой промышленности.
- Читать книги из серии "Занимательная физика".
- Изучать химические явления в природе.
- Знакомиться с новейшими достижениями техники.
- Интересоваться работой радиотехника, электрика.
- Знакомиться с различными измерительными инструментами, используемыми в процессе металлообработки.
- Наблюдать за изготовлением изделий из дерева (например, мебели).
- Наблюдать за работой строителей.
- Читать литературу о средствах передвижения.
- Читать книги, смотреть фильмы и телепередачи о моряках.
- Читать книги, смотреть фильмы и телепередачи на военные темы, знакомиться с историей крупных сражений.
- Обсуждать текущие политические события в стране и за рубежом.
- Читать литературно-критические статьи.
- Слушать радио, смотреть теленовости и тематические телепередачи.
- Узнавать о событиях, происходящих в городе, стране.
- Объяснять учащимся трудные для понимания вопросы.
- Справедливо рассудить поступок знакомого или литературного героя.
- Обеспечивать семью продуктами, организовывать питание членов семьи.
- Читать научно-популярную литературу об открытиях в математике, о жизни и деятельности выдающихся математиков.
- Интересоваться экономическими передачами по телевидению.
- Читать художественную литературу на иностранном языке.
- Заниматься художественным оформлением праздников.
- Посещать театр.
- Слушать оперную или симфоническую музыку.
- Посещать спортивные соревнования, смотреть спортивные передачи.
- Посещать дополнительные занятия по биологии.
- Посещать дополнительные занятия по географии.
- Коллекционировать минералы.
- Изучать функции организма человека, причины возникновения и способы лечения болезней человека.
- Готовить обед дома.
- Осуществлять демонстрацию физических опытов.
- Участвовать в организации опытов с химическими веществами.
- Ремонтировать различные механизмы.
- Производить замеры в электросетях с помощью приборов (вольтметра, амперметра).
- Конструировать различные предметы и детали из металла.
- Художественно обрабатывать дерево (вырезать, выпиливать).
- Набрасывать эскизы или выполнять чертежи строительных объектов.
- Проявлять интерес к автомобильному транспорту.
- Увлекаться парашютным спортом, авиамоделизмом.
- Заниматься спортивной стрельбой.
- Изучать историю возникновения различных народов и государств.
- Писать стихи.
- Наблюдать за проведением и жизнью других людей.
- Выполнять организационную общественную работу.
- Проводить время с маленькими детьми, заниматься и играть с ними.
- Устанавливать дисциплину среди сверстников.
- Наблюдать за работой работников сферы обслуживания (повар, официант, продавец).
- Участвовать в математических олимпиадах.
- Просматривать экономические обзоры в газетах и журналах.
- Слушать радиопередачи на иностранном языке.
- Посещать музеи, художественные выставки.
- Публично выступать.
- Играть на музыкальном инструменте.
- Участвовать в спортивных соревнованиях.
- Наблюдать за ростом и развитием животных, растений.
- Собирать книги по географии.
- Посещать краеведческий музей.
- Вникать в работу врача, фармацевта.
- Шить для себя.
- Интересоваться физикой.
- Интересоваться химией.
- Работать с техникой.
- Знакомиться с устройством электроаппаратуры.
- Заниматься слесарным делом.
- Выполнять столярные работы.
- Принимать участие в отделочных ремонтных работах.
- Помогать милиции в работе с пешеходами по правилам уличного движения.
- Быть членом гребных и яхт-клубов.
- Участвовать в военизированных играх.
- Знакомиться с историческими местами.
- Быть членом литературного клуба.
- Наблюдать за ведением журналистами телепередач.
- Публично выступать с сообщениями и докладами.
- Организовывать работу детей.
- Устанавливать скрытые причины поступков и поведения людей.
- Оказывать различные услуги другим людям.
- Решать сложные математические задачи.
- Точно вести расчет своих денежных средств.
- Посещать курсы по изучению иностранного языка.
- Заниматься в художественной секции.
- Участвовать в художественной самодеятельности.
- Посещать музыкальную школу.
- Заниматься в спортивной секции.
- Участвовать в биологических олимпиадах и конкурсах.
- Путешествовать.
- Принимать участие в геологической экспедиции.
- Ухаживать за больными.
- Посещать кулинарные конкурсы и выставки.
- Участвовать в конкурсных мероприятиях по физике.
- Решать сложные задачи по химии.
- Разбираться в технических схемах и чертежах.
- Разбираться в сложных радиосхемах.
- Знакомиться с новой техникой, наблюдать за работой промышленного оборудования.
- Мастерить что-нибудь из дерева своими руками.
- Помогать в строительных работах.
- Принимать участие в обслуживании и ремонте автомобиля.
- Мечтать о самостоятельных полетах на самолете.
- Строго выполнять распорядок дня.
- Публично выступать с докладами на исторические темы.
- Работать с литературными источниками.
- Принимать участие в дискуссиях, конференциях.
- Организовывать и проводить коллективные мероприятия.
- Обсуждать вопросы воспитания детей и подростков.
- Помогать работникам милиции.
- Постоянно общаться с различными людьми.
- Принимать участие в математических олимпиадах, конференциях.
- Интересоваться вопросами ценообразования, начисления заработной платы.
- Общаться на иностранном языке.
- Участвовать в художественных выставках.
- Принимать участие в театральных постановках.
- Участвовать в музыкальных конкурсах.
- Регулярно тренироваться и участвовать в спортивных соревнованиях.
- Выращивать растения, ухаживать за домашними животными.
- Проводить топографическую съемку местности.
- Совершать длительные, трудные походы.
- Интересоваться деятельностью медицинских работников.
- Шить, кроить, создавать модели одежды.
- Решать сложные задачи по физике.
- Посещать с экскурсиями химические предприятия.
- Участвовать в выставках технического творчества.
- Ремонтировать аудиотехнику.
- Работать на станке.
- Выполнять по чертежам столярные работы.
- Принимать сезонное участие в строительстве.
- Изучать правила дорожного движения для водителей.
- Изучать морское дело.
- Читать воспоминания главнокомандующих и полководцев.
- Знакомиться с историческими местами родного края.
- Писать рассказы.
- Писать заметки или очерки в газету.
- Выполнять общественные поручения.
- Организовывать детские игровые и праздничные мероприятия.
- Изучать законодательные документы, гражданское право.
- Удовлетворять потребности людей в тех или иных услугах.
- Выполнять математические расчеты по формулам.
- Интересоваться проблемами региональной экономики.
- Участвовать в олимпиадах по иностранному языку.
- Посещать художественные музеи.
- Играть на сцене в спектаклях.
- Слушать классическую музыку.
- Помогать преподавателю физкультуры в проведении занятия.
Обработка и интерпретация результатов
За каждый знак "+" в бланке ответов проставляется +1 балл, за каждый знак "-" проставляется -1 балл, за нулевой ответ - 0 баллов. В каждом из 29 столбцов бланка ответов подсчитывается количество положительных и отрицательных баллов.
Исходя из структуры бланка ответов определяются следующие виды профессиональных интересов (по столбцам).
Чем больше положительных ответов в столбце, тем выше степень выраженности интереса к данному виду профессиональной деятельности.
1. Биология | 16. История |
уровни выраженности:
от -12 до -6 - высшая степень отрицания данного интереса;
от -5 до -1 - интерес отрицается;
от +1 до +4 - интерес выражен слабо;
от +5 до +7 - выраженный интерес
от +8 до +12 - ярко выраженный интерес.
Бланк ответов к опроснику "Карта интересов"
Ф.И.О. ___________________________ возраст ______ дата заполнения _____________
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике по профессии "Автомеханик"
Рабочая программа по математике по профессии "Автослесарь" составлена для изучения на базовом уровне, но с профилированной направленностью....
Презентация по теме: "Математика в профессии "Повар, кондитер"
В презентации рассматриваются тела вращения, которые встречаются в профессии повара и кондитера....
элективный курс для 8-9 классов "Математика в профессиях"
Данный элективный курс разработан мною в целях мотивации изучения математики. В ходе изучения элективного курса учащиеся работают над проектами, цель которых показать, что практически в любой професси...
Программа учебной дисциплины "Математика в профессии", для профессии "Каменщик, печник"
Рабочая учебная программа разработана для обучающихся по программам профессиональной подготовки из числа выпускников специальных(коррекционных) образовательных учереждений.Программа расчитана на 37 ча...
Программа.Внеурочная деятельность по математике «Математика в профессии"
Актуальность программы определяется тем, что создаются условия развития интеллектуальных способностей и формирования профессионального интереса. Очень важно сформировать у обучающихся интерес к тому и...
Урок математики по теме "Математика - фундамент профессии технической направленности", 9 класс
Урок математики по теме "Математика - фундамент для профессии технической направленности", 9 класс. Конспект открытого урока, который проведен в рамках республиканского семинара, в целях профори...
Внеурочное занятие по математике «Математика в профессиях»
открытый урок по внеурочной деятельности по формированию математической грамотности в 9 классе...