Рабочая программа "Задачи с параметрами"
рабочая программа по алгебре (9 класс) по теме
Рабочая программа для дополнительных занятий по математике в 9 классе, углубляющего характера
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_pou_9_klass_70_chasov.docx | 40.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №24 города Тамбова
Тамбовской области
Согласована: ПредседательМетодического Совета _____________ О.М. Троицкая протокол № _______ от______________ | Утверждена приказом директора МАОУ СОШ №24 г.Тамбов _____________________________ В.АДегтярев от_________ № ____________ |
Рабочая программа
спецкурса по математике
«Задачи с параметрами»
для 9 класса
на 2013-2014 учебный год
Учитель математики Максимович Н.В.
Рабочая программа составлена на основе
федерального компонента государственного стандарта среднего (основного) общего образования на базовом уровне
2013-2014
Рабочая программа спецкурса по математике «Задачи с параметрами» для 9 класса ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА |
XXI век называют эпохой математизации знаний. Математические методы исследования находят всё более широкое применение во множестве областей знаний и практической деятельности. Овладение любой современной профессией требует знаний по математике. На уроках математики решается задача обеспечения прочного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности, достаточных для изучения сложных дисциплин. Однако для продолжения образования этих знаний часто оказывается недостаточно. На вступительных экзаменах по математике в СУЗы и ВУЗы, особенно там, где математика является профилирующим предметом, в последнее время предлагаются задания, требующие умения применять полученные знания при решении нестандартных задач или задания, которые не рассматриваются школьной программой по математике в достаточном объёме. «Задачи с параметрами» в связи с актуальностью данного раздела математики для: |
Отсутствие в действующих программах по математике разделов «Задачи с параметрами», а другие темы содержат недостаточное количество часов на формирование прочных навыков учащихся при решения данных задач, приводит к тому, что задачи такого типа вызывают серьёзные затруднения у учащихся третьей ступени и у абитуриентов на вступительных экзаменах в СУЗы и ВУЗы. Кроме того задачи с параметрами способствуют интеллектуальному развитию учащихся, служат хорошим материалом для отработки навыков по многим разделам школьного курса математики.
Данная программа предусматривает поэтапное формирование и отработку навыков решения задач с параметрами, начиная с простейших.
В программу включены следующие темы:
1. Решение линейных уравнений с параметрами,
2. Решение линейных неравенств с параметрами,
3. Решение квадратных уравнений с параметрами,
4. Решение квадратных неравенств с параметрами,
5. Решение рациональных уравнений и неравенств с параметрами.
На занятиях по данному спецкурсу учащиеся должны приобрести умения решать задачи с параметрами различных типов.
Методологической основой спецкурса явились основные положения теории научного познания, дидактики математики и теории деятельностного подхода в обучении. Ведущей идеей для разработки содержания учебных материалов и методики обучения математической деятельности является использование алгоритмического метода как способа построения курса и предмета изучения
Цель курса Подготовка учащихся к продолжению образования учащихся на 3 ступени обучения (преемственность между 2 и 3 ступенями обучения) в профильных (экономическом, информационно-технологическом, естественно-математическом) классах.
Задачи курса
- Углубление и расширение знаний, умений и навыков учащихся по данной теме;
- Развитие логического мышления учащихся;
- Развитие исследовательских и творческих способностей учащихся.
Прогноз ожидаемого результата
В соответствии с содержанием данной программы учащиеся должны уметь решать:
1) линейные уравнения и неравенства, содержащие параметр в условии;
2) квадратные уравнения и неравенства, содержащие параметры;
3) рациональные уравнения и неравенства, содержащие параметры.
Критерии и механизм отслеживания результатов программы
По завершении изучения каждой темы проводится контрольная работа. Так как рассматриваемые типы задач относятся к разряду повышенной сложности, оценки «2» и «3» за контрольную работу не выставляются.
Ученик, получивший оценку «удовлетворительно» или «неудовлетворительно» может исправить её на последующих занятиях.
Краткое описание структуры программы
Программа состоит из четырёх разделов. В первом раскрывается актуальность создания программы, её методологические положения, сформулированы цели и задачи курса.
Во втором – описание разделов программы с указанием содержательного компонента по каждому разделу. Третий раздел включает учебно-тематический план. В четвёртом разделе – дидактический материал.
Описание разделов программы
1. Линейные уравнения (12 часов)
Уравнения и его корни. Равносильность уравнений. Линейные уравнения с параметрами. Уравнения, приводимые к линейным.
Основная цель – систематизировать сведения о решении уравнений с одним неизвестным, выработать умения решать линейные уравнения с параметром.
Учащиеся должны знать:
- понятия уравнения, система уравнений; равносильность уравнений, параметр;
- определение линейного уравнения и условия разрешимости уравнения ax=b при различных значениях a и b на множестве действительных чисел;
- общие приёмы решения линейных уравнений;
- основные методы решения систем линейных уравнений (способ подстановки и способ сложения).
Учащиеся должны уметь:
- решать линейные уравнения с помощью общих приёмов приведения уравнения к виду ax=b;
- решать уравнения, приводимые к линейным;
- решать системы линейных уравнений с двумя неизвестными;
- решать линейные уравнения с параметром, а также уравнения с параметром, сводящиеся к линейным;
- решать системы линейных уравнений с 2-мя неизвестными, содержащие параметр в условии.
2. Линейные неравенства (14 часов)
Линейные неравенства с одной переменной. Системы линейных неравенств.
Основная цель – систематизировать сведения о линейных неравенствах и способах их решения, выработать умение решать линейные неравенства с одной переменной и их системы, содержащие параметры.
Учащиеся должны знать:
- понятие неравенства, системы неравенств, равносильность неравенств, числовых промежутков;
- свойства числовых неравенств;
- определение линейного неравенства и условия разрешимости линейных неравенств и ax>b и ax в зависимости от коэффициентов aи bна множестве действительных чисел;
- общие приёмы решения линейных неравенств и систем двух линейных неравенств с одной переменной;
- приёмы решения двойных неравенств.
Учащиеся должны уметь:
- решать основные виды линейных неравенств и систем неравенств с одной переменной, применяя в необходимых случаях соответствующие тождественные преобразования;
- решать линейные неравенства с одной переменной и их системы, содержащие параметры.
3. Квадратные уравнения (15 часов)
Квадратные уравнения с параметром. Уравнения приводимые к квадратным. Теорема Виета.
Основная цель – выработать умение решать квадратные уравнения и уравнения к ним приводимые с параметром в условии.
Учащиеся должны знать:
- виды квадратных уравнений и их способы решения;
- формулу корней полного квадратного уравнения;
- формулу решения полного квадратного уравнения с чётным вторым коэффициентом;
- прямую и обратную теорему Виета.
Учащиеся должны уметь:
- решать квадратные уравнения любого вида и сводящиеся к ним, применяя в необходимых случаях соответствующие тождественные преобразования;
- исследовать корни квадратного уравнения по его дискриминанту;
- решать системы с двумя неизвестными, содержащими уравнения первой и второй степени;
- решать квадратные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним с параметром;
- решать системы уравнений, содержащие уравнения первой и второй степени с параметром.
4. Квадратные неравенства (17 часов)
Квадратное неравенство и его решение. Решение квадратных неравенств, содержащих параметр. Системы неравенств второй степени.
Основная цель – выработать умение решать квадратные неравенства с параметром.
Учащиеся должны знать:
- определение квадратного неравенства;
- способ решения неравенства ax²+bx+c>0 , где а отлично от нуля с опорой на графическое представление о квадратичной функции (направление «ветвей» параболы, её положение относительно оси абсцисс);
- метод интервалов, особенности метода для строгих и нестрогих неравенств.
Учащиеся должны уметь:
- решать квадратные неравенства и неравенства, сводящиеся к квадратным, используя график квадратичной функции и метод интервалов;
- решать системы неравенств с одной переменной второй степени;
- решать квадратные неравенства и их системы с параметром.
5. Рациональные уравнения и неравенства (10 часов)
Рациональные уравнения с параметром. Рациональные неравенства с параметром.
Основная цель – выработать умение решать рациональные уравнения и неравенства, содержащие параметр.
Учащиеся должны знать:
- понятия рационального уравнения и рационального неравенства;
- основные способы решения рациональных переменных: разложение на множители и замена переменной;
- метод интервалов для решения рациональных и дробно-рациональных неравенств.
Учащиеся должны уметь:
- решать рациональные уравнения способом замены переменной и разложением на множители;
- решать рациональные и дробно-рациональные неравенства методом интервалов;
- решать рациональные уравнения и неравенства с параметрами.
Учебно-тематический план по математике «Задачи с параметрами» для 9 класса
ПРИЛОЖЕНИЯ
Список литературы
Список литературы, использованной при составлении программы:
Азаров А.И., Гладун О.М., Федосенко В.С. Алгебраические уравнения и неравенства. Минск: «Тривиум»,1995.
Бабинская И.Л. Задачи математических олимпиад. М.: «Наука», 1975.
Бояркина Г.П., Пащенко Г.Я. Задачи с параметрами. – Иркутск: Издательство ИрИИТ, 2001.
Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Званич Л.И. Сборник задач по алгебре. 8 – 9. М.: «Просвещение» 2001.
Журнал «Квант» № 9,12, 1970 г.
Журнал «Математика в школе» №1, 1994 г., №4, 1983г.
Сборник задач для подготовительных курсов ТУСУР. Учебное пособие/Томск: Издательство ТУСУР, 1998 г.
Сборник задач по математике для поступающих во ВТУЗы.: Учебное пособие/ Под редакцией М.И. Сканави, М. «Высшая школа», 2003 г.
Ястребинецкий Г.А. Задачи с параметрами. – М.: Просвещение 1988.
Список литературы для учителя:
Азаров А.И., Гладун О.М., Федосенко В.С. Алгебраические уравнения и неравенства. Минск: «Тривиум», 1995 г.
Бояркина Г.П., Пащенко Г.Я. Задачи с параметрами. – Иркутск: Издательство ИрИИТ 2001.
Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Званич Л.И. Сборник задач по алгебре. 8 – 9.М: «Просвещение» 2001 г.
Журнал «Квант». № 9,12, 1970 г.
Журнал «Математика в школе» №1, 1994 г., №4, 1983г.
Сборник задач по математике для поступающих во ВТУЗы./ .: Учебное пособие/ Под редакцией М.И. Сканави, М. «Высшая школа», 2003 г.
Ястребинецкий Г.А. Задачи с параметрами. – М.: Просвещение 1988.
Список литературы для учащихся:
Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Званич Л.И. Сборник задач по алгебре. 8 – 9. М: «Просвещение» 2001 г.
Сборник задач по математике для поступающих во ВТУЗы.\ .: Учебное пособие/ Под редакцией М.И. Сканави, М. «Высшая школа», 2003 г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР____________ О.М. Троицкая
Календарно-тематический план спецкурса по математике «Задачи с параметрами»
для 9 класса на 2013 –2014 учебный год
№ n/n | План | Факт | Количество часов | Тип урока | Требования к уровню подготовки обучающегося | Примечание | |
Линейные уравнения 12 часов | |||||||
1 | Входная контрольная работа. | 1 | Урок контроля и оценки | ||||
2 | Уравнение и его корни.Равносильные уравнения. Линейные уравнения | 1 | Комбинированный урок | Обобщение и систематизация знаний об уравнении с одним неизвестным и его решения | |||
3 | Линейное уравнение, содержащее параметр | 1 | Комбинированный урок | Формирование умений решать линейные уравнения, содержащие параметр в условии | |||
4 | Решение линейных уравнения, содержащих параметр | 4 | Комбинированный урок | Закрепление умений и навыков решения линейных уравнения с параметром | |||
5 | Решение линейных уравнения, содержащих параметр | Урок закрепления знаний | |||||
6 | Решение линейных уравнения, содержащих параметр | Урок практикум | |||||
7 | Решение линейных уравнения, содержащих параметр | Урок оценки качества знаний | |||||
8 | «Решение уравнений, приводимых к линейным | 4 | Комбинированный урок | Закрепление умений и навыков решения линейных уравнений и уравнений, приводимых к линейным, в условиях которых содержится параметр. | |||
9 | «Решение уравнений, приводимых к линейным | Урок закрепления знаний | |||||
10 | «Решение уравнений, приводимых к линейным | Урок практикум | |||||
11 | «Решение уравнений, приводимых к линейным | Урок оценки качества знаний | |||||
12 | Контрольная работа | 1 | Урок контроля и оценки | ||||
Линейные неравенства 14 часов | |||||||
13 | Линейные неравенства и их решение | 1 | Комбинированный урок | Систематизация знаний о линейных неравенствах и способах их решения | |||
14 | Линейные неравенства, содержащие параметр | 2 | Комбинированный урок | Формирование умений решения линейных неравенств, содержащих параметр | |||
15 | Линейные неравенства, содержащие параметр | ||||||
16 | Решение линейных неравенств, содержащих параметр | 5 | Комбинированный урок | Закрепление умений решать линейные неравенства, содержащие параметр | |||
17 | Решение линейных неравенств, содержащих параметр | Урок закрепления знаний | |||||
18 | Решение линейных неравенств, содержащих параметр | Урок практикум | |||||
19 | Решение линейных неравенств, содержащих параметр | Урок практикум | |||||
20 | Решение линейных неравенств, содержащих параметр | Урок оценки качества знаний | |||||
21 | Системы линейных неравенств содержащих параметр | 5 | Комбинированный урок | Формирование и отработка навыков решения систем линейных неравенств, содержащих параметр в условии | |||
22 | Системы линейных неравенств содержащих параметр | Урок закрепления знаний | |||||
23 | Системы линейных неравенств содержащих параметр | Урок практикум | |||||
24 | Системы линейных неравенств содержащих параметр | Урок практикум | |||||
25 | Системы линейных неравенств содержащих параметр | Урок оценки качества знаний | |||||
26 | Контрольная работа | 1 | Урок контроля и оценки | ||||
Квадратные уравнения 15 часов | |||||||
27 | Квадратное уравнение и его решение | 1 | Комбинированный урок | Систематизация знаний о квадратных уравнениях и способах их решения | |||
28 | Квадратное уравнение, содержащее параметр | 2 | Комбинированный урок | Формирование умений решать квадратные уравнения с параметром. | |||
29 | Квадратное уравнение, содержащее параметр | Урок закрепления знаний | |||||
30 | Квадратное уравнение, содержащее параметр | 8 | Комбинированный урок | Совершенствование умений и навыков решать квадратные уравнения с параметром. | |||
31 | Квадратное уравнение, содержащее параметр | Урок закрепления знаний | |||||
32 | Квадратное уравнение, содержащее параметр | Урок закрепления знаний | |||||
33 | Квадратное уравнение, содержащее параметр | Урок практикум | |||||
34 | Квадратное уравнение, содержащее параметр | Урок практикум | |||||
35 | Квадратное уравнение, содержащее параметр | Комбинированный урок | |||||
36 | Квадратное уравнение, содержащее параметр | Урок закрепления знаний | |||||
37 | Квадратное уравнение, содержащее параметр | Урок оценки качества знаний | |||||
38 | Уравнения,приводимые к квадратным | 3 | Комбинированный урок | Обобщение и систематизация знаний о способах решения квадратных неравенств | |||
39 | Уравнения,приводимые к квадратным | Урок закрепления знаний | |||||
40 | Уравнения,приводимые к квадратным | Урок практикум | |||||
41 | Контрольная работа | 1 | Урок контроля и оценки | ||||
Квадратные неравенства 17 часов | |||||||
42 | Квадратные неравенства | 1 | Комбинированный урок | Обобщение и систематизация знаний о способах решения квадратных неравенств. | |||
43 | Квадратные неравенства с коэффициентами, зависящими от параметра | 1 | Комбинированный урок | Формирование умений решения простейших квадратных неравенств, содержащих параметр. | |||
44 | Квадратные неравенства с коэффициентами, зависящими от параметра | 4 | Комбинированный урок | Закрепление умений решать квадратные неравенства, коэффициенты которых зависят от параметра». | |||
45 | Квадратные неравенства с коэффициентами, зависящими от параметра | Урок закрепления знаний | |||||
46 | Квадратные неравенства с коэффициентами, зависящими от параметра | Урок практикум | |||||
47 | Квадратные неравенства с коэффициентами, зависящими от параметра | Урок оценки качества знаний | |||||
48 | Решение задач, связанных с понятием следствия неравенств | 4 | Комбинированный урок | Выработать умение решать задачи, связанные с понятием следствия неравенств | |||
49 | Решение задач, связанных с понятием следствия неравенств | Урок закрепления знаний | |||||
50 | Решение задач, связанных с понятием следствия неравенств | Урок практикум | |||||
51 | Решение задач, связанных с понятием следствия неравенств | Урок оценки качества знаний | |||||
52 | Квадратные неравенства с условием | 2 | Комбинированный урок | Квадратные неравенства с условием | |||
53 | Квадратные неравенства с условием | ||||||
54 | Системы неравенств 2-й степени, содержащие параметр | 4 | Комбинированный урок | Выработать умение решать системы неравенств 2-й степени, содержащие параметр. | |||
55 | Системы неравенств 2-й степени, содержащие параметр | Урок закрепления знаний | |||||
56 | Системы неравенств 2-й степени, содержащие параметр | Урок практикум | |||||
57 | Системы неравенств 2-й степени, содержащие параметр | Урок оценки качества знаний | |||||
58 | Контрольная работа | 1 | Урок контроля и оценки | ||||
Рациональные уравнения и неравенства 10 часов | |||||||
59 | Рациональное уравнение, содержащее параметр | 1 | Комбинированный урок | Формирование умений решать рациональные уравнения с параметром | |||
60 | Рациональные уравнения, содержащие параметр | 3 | Комбинированный урок | Формирование навыков решения простейших рациональных уравнений, содержащих параметр в условии | |||
61 | Рациональные уравнения, содержащие параметр | Урок закрепления знаний | |||||
62 | Рациональные уравнения, содержащие параметр | Урок практикум | |||||
63 | Рациональные неравенства с параметром | 1 | Комбинированный урок | Повторение и систематизация знаний о рациональных неравенствах и способах их решения. | |||
64 | Рациональные неравенства с параметром | 3 | Комбинированный урок | Формирование навыков решения простейших рациональных неравенств, содержащих параметр в условии | |||
65 | Рациональные неравенства с параметром | Урок закрепления знаний | |||||
66 | Рациональные неравенства с параметром | Урок практикум | |||||
67 | Контрольная работа | 1 | Урок контроля и оценки | ||||
68 | Выходная диагностика. | 1 | Урок контроля и оценки | ||||
69 | Резерв | 2 | |||||
70 | Резерв | ||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по математике "Решение задач с модулем и параметрами" для 9 класса
Рабочая прогамма элективного курса по математике "Решение задач с модулем и параметрами" для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта ос...
Рабочая программа элективного курса по математике для 10-11 классов "Параметры и модули"
Данная программа позволяет сформировать у учащихся умения и навыки по решению задач с параметрами и модулями, сводящихся к исследованию линейных и квадратных уравнений, неравенств для подготовки к ЕГЭ...
Рабочая программа элективного курса по математике для 10 класса "Задачи с параметрами"
Понятие параметра является математическим понятием, которое часто используется в школьном курсе математики и в смежных дисциплинах. ...
рабочая Программа элективного курса "Задачи с модулями и параметрами"
Рабочая программа рассчитана на 11 класс при подготовке к ЕГЭ, но может быть использована для 9-11 классов с разной степенью подготовки....
«Задачи с модулем и параметром. Уравнения с параметрами»
Программа рассчитана на учащихся, проявивших интерес к изучению математики. Ввиду того, что тема «Модуль» изучается в 6 классе, а дальше ей не уделяется должного вн...
Параметры в задачах ЕГЭ. Функционально-графический подход к решению задач с параметром.
Внеклассная работа. Подготовка к экзамену. Проведена в форме "Математических чтений" (идея кадетского корпуса). Занятие проводится в форме обмена знаниями между учащимися. Кадеты заранее получают тему...
Курс внеурочной деятельности "Параметры. Уравнения с параметрами"
Решение задач с параметрами являются одними из сложных в курсе средней школы и требует большого количество времени на изучение. Поэтому я разработала данный курс как дополнение к школьной программе, к...