Открытый урок в 11 классе "Правила вычисления производных"
методическая разработка по алгебре (11 класс) на тему
На уроке рассматриваются способы закрепления правил вычисления производных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravila_vychisleniya_proizvodnykh.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Степина Людмила Сергеевна, учитель МБОУ СОШ №2
Урок по алгебре в 11 классе
Тема: «Правила вычисления производных».
Цели урока:
Образовательные: закрепить с учащимися правила вычисления производных; уметь применять знания при решении примеров.
Развивающая: развитие внимания, навыков самоконтроля.
Воспитательные: воспитание на уроке воли и упорства для достижения конечных результатов, активности, уважительного отношения друг к другу.
Требования к знаниям, умениям и способам деятельности: овладеть умениям вычисления производной, степенной функции; знать правила дифференцирования; правильно употреблять термины.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Методы: беседа.
Оборудование и дидактический материал: презентация, карточки для самостоятельной работы.
Структура урока:
1. Организационный момент, проверка д/з. 1мин
2. Актуализация знаний.(презентация «Производная») 6мин
3. Закрепление темы. 15мин
5. Самостоятельная работа. 15мин
6. Д/з. 1мин
7. Итог, оценивание. 2мин
ХОД УРОКА
1.Организационный момент(1мин).
Слабоуспевающим тетради и карточки на 10 мин.
Учитель: Здравствуйте ребята! На прошлых уроках мы познакомились с понятием производной. Сегодня познакомимся с правилами вычисления производных. Научимся вычислять производную от степенной функции.
Но сначала давайте отметим отсутствующих, проверим домашнее задание. (Учитель фиксирует отсутствующих, дежурный докладывает о выполнении домашнего задания.)
2. Актуализация знаний(6мин).
1.Проверка домашнего задания.(устно)
2. Учитель: Давайте вспомним определение производной. Внимание на экран!
(учащиеся устно отвечают на вопросы, правильность ответов проверяется с помощью презентации)
Что такое приращение аргумента, приращение функции? (Слайд№2)
Как определяется разностное отношение?(Слайд№2)
Дайте определение секущей и углового коэффициента.(Слайд№3)
Опишите алгоритм нахождения производной.(Слайд№4)
Дайте определение производной.(Слайд№5)
3. повторение изученной темы по учебнику стр.240-241(4 мин)
(учащиеся записывают тему урока)
1) Основные правила дифференцирования.
Учитель: Давайте посмотрим основные правила вычисления производных.
Здесь значения функций u и v и их производных в точке xₒ обозначаются для краткости так: u(xₒ)=u, v(xₒ)=v, u'(xₒ)=u', v'(xₒ)=v'.
Правило1. Если функции u и v дифференцируемы в точке xₒ, то их сумма дифференцируема в этой точке и
(u+ v)'= u'+ v'.
Производная суммы равна сумме производных.
Доказательство: (воспользуемся алгоритмом нахождения производной)
- Вычислим приращение суммы функций в точке хₒ:
∆(u+v)=u(xₒ+∆x)+v(xₒ+∆x)-(u(xₒ)+v(xₒ))=(u(xₒ+∆x)-u(xₒ))+(v(xₒ+∆x)-v(xₒ))=∆u+∆v.
- Находим разностное отношение:
∆(u+v)/∆x=∆u/∆x+∆v/∆x.
- Функции u,v дифференцируемы в точке xₒ, т.е. при ∆х→0
∆u/∆x→u' ∆v/∆x→v'.
Тогда ∆(u+v)/∆x→u'+v' т.е. (u+ v)'= u'+ v'.
Правило 2. Если функции u и v дифференцируемы в точке xₒ, то их произведение дифференцируемо в этой точке и
(u v)'= u' v + u v'.
(доказательство аналогично)
Следствие. Если функция u дифференцируема в точке xₒ, а С – постоянная, то функция Сu дифференцируема в этой точке и
(Сu)'=Сu'.
Постоянный множитель можно выносить за знак производной.
Правило 3. Если функции u и v дифференцируемы в точке xₒ, и функция v не равна нулю в этой точке, то частное u / v также дифференцируемо в этой точке и (u/ v)'= (u' v - u v')/ v².
Следствие. (1/v)'=-v'/v²
2) Производная степенной функции.
Формула для вычисления производной степенной функции хⁿ, где n – произвольное натуральное число, больше 1, такова:
(хⁿ)'=nxⁿ-ˡ .
4. Закрепление изученного материала(15мин).
Найти производные функций(слайд№13)
- f(x)=3x+5
2. f(x)=4x2-5x3+9x
3 x
3 f(x)= — + —
x 3
- f(x)= Öx + 4
- f(x)=(3x+5)(x-3)
- f(x)=(x2-5x)(x3-x2)
- 3 + x
f(x)= ——
x3
Ответы: (слайд№14)
1. f´(x)=3 5. f´(x)=6x-9
2. f´(x)=8x-15x2+x 6. f´(x)=5x4-24x3+15x2
3 1 4x+9
3. f´(x)= - — + — 7. f´(x)= ——
x2 3 x4
4. f´(x)= 1/(2Öx)
Решение задач из учебника. Найти производные функций.
1) №208(из сборника).
а) f(x)=x²+x³ f(x)'=2x+3x²
в) f(x)=x²+3x-1 f(x)'=2x+3
2) №209.
а) f(x)=x³(4+2х-х²) f(x)'=2х²(4+2х-х²)+ x³(2-2х)=-4хᶣ+6х³+8х²
г) f(x)=(2х-3)(1-х³) f(x)'=2(1- х³)+(2х-3)(-3х²)=-8х³+9х²+2
3) №210.
а) f(x)=(1+2х)/(3-5х) f(x)'=(8х+11)/(3-5х)²
б) f(x)=(х²)/(2х-1) f(x)'=(2х²-2х)/(2х-1)²
4) №809(А,Б,В).
Решите уравнение f(x)'=0, если:
а)f(x)=2x²-х. б)f(x)=-2/3х³+х²+12
f(x)'=4х-1 f(x)'=-2х²+2х
4х-1=0 -2х²+2х=0
4х=1 -2х(х-1)=0
х=0,25. х=0 х=1
5) №214(из сборника).
Решите неравенство f(x)'<0, если:
а)f(x)=4х-3х² б)f(x)=х²-5х
f(x)'=4-6х f(x)'=2х-5
4-6х<0 2х-5<0
-6х<-4 2х<5
x>2/3 х<2,5
5. Самостоятельная работа(12 мин).
Вариант 1
1.Найдите производную функции
,
2.Найдите , если .
а) ; б) ; в) ; г) .
3.f(x)=4x+x². Решите уравнение .
а) -2; б) ; в) -; г) 2.
Вариант 2
1.Найдите производную функции
,
2.Найдите , если .
а) ; б) ; в) ; г) .
3.g(x)=6x+3x². Решите уравнение .
а) 1; б) 3; в) 0; г) -1.
Ответы:
Вариант1.
- х²/2-х-3 2. г 3. а
Вариант2.
- -х²/2+3х+5 2. в 3. г
6. Д/з: п.46, стр.243-244, №811; №814,820 (1мин)
7. Итог, оценивание.(2мин)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "Вычисления производных"
Конспект урока вместе с презентацией для 10 класса...
Открытый урок-игра по теме "Производная"
Цели урока:повторение основных методов и навыков техники дифференцирования,воспитание ответственности всех членов коллектива, умение работать в команде,ознакомление учащихся с некоторыми историч...
Открытый урок по химии: "Соли производные кислот и оснований"
Разработка урока и презентации по теме: "Соли - производные кислот и оснований". Включает тестовый материал....
Конспект урока по теме "Вычисление производной функции"
Разработка обобщающего урока по теме "Вычисление производной функции" для 10 класса...
Открытый урок на тему: "Применение производной в различных областях науки".
Урок по теме «Применение производной в различных областях науки». Урок проводится после изучения физического смысла производной, производных элементарных функций. Форма организации у...
Открытый урок по теме "Вычисление площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла"
Материалы открытого урока включают в себя несколько файлов: ход урока, технологическую карту урока, вопросы для повторения....