Открытый урок по теме "Вычисление площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла"
учебно-методическое пособие по алгебре (11 класс) на тему

Балковская Людмила Романовна

Материалы открытого урока включают в себя несколько файлов: ход урока, технологическую карту урока, вопросы для повторения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Площадь плоской фигуры.

Цели урока: вывести формулу для вычисления площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла; сформировать навык вычисления площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла; продолжить работу по развитию внимания, речи, логического мышления, аккуратности в записи; совершенствовать графическую культуру; продолжить работу по развитию творческих способностей учащихся; повысить интерес к изучению математики;

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация по теме, разработанная в среде Power Point.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и цели урока.

II. Проверка домашнего задания.

III. Актуализация опорных знаний.

1. Устная работа 

  1. Свойства определенного интеграла
  2. Формула Ньютона-Лейбница
  3. Действие "Интегрирование" обратное какому действию?
  4. Свойства неопределенного интеграла
  5. Что такое дифференциал функции?
  6. Как найти абсциссы точек пересечения графиков?
  7. Что называется областью определения функции?
  8. Определение функции.
  9. Применяются ли функции в программировании? Какая связь?
  10. Если значения функции считать аргументом, а значения аргумента считать функцией, что произойдет с графиком?
  11. Как помогает математика в освоении профессии, и помогает ли?
  12. Определение определенного интеграла.
  13. Способы интегрирования.
  14. Линейная функция задана формулой у = 2х - 3 В какой точке ее график пересекает ось Оу?
  15. Чем отличается график функции у = 3х и у = -3х?

2. Ответ у доски

        Интегральная сумма и определенный интеграл.


IV. Объяснение нового материала. С помощью интеграла можно вычислять площади не только криволинейных трапеций, но и плоских фигур более сложного вида.

http://pan-poznavajka.ru/Kirill/196/f_clip_image027.jpg

1-ый случай.  Пример

Вычисление площади криволинейной трапеции     y=sin x, y=0, x=0, x=π.

2-ой случай.  Пример        и осью Ох

Фигура расположена под осью Ох.  

                    y     

  1. x


3-ий случай.  Пример    


Вычислим площадь образованную двумя параболами, для этого найдем точки пересечения этих парабол для того чтобы узнать пределы интегрирования. Решим систему:       

Откуда получаем :    

Так как фигура симметрична относительно оси Оу,  то найдем половину ее

площади, взяв пределы интегрирования от 0 до 3, и результат удвоим:

                        

4-ый случай.  Пример            

Выполним построение фигуры

        M(2;3)

        C(5;0)

          A(-4;0)        N(2;0)

Найдем точку пересечения прямых, решив систему уравнений

               

M имеет координаты (2;3)

               
                    

               

         

Рассмотрим фигуру относительно оси Оу, тогда х будет функцией, а у – аргументом. Отсюда:

V. Закрепление.

 1вариант                                                        2вариант

             

2.               2.

3.                      3.

4.                   4.

VI. Домашнее задание.

  1.                         Ответ:   1 кв. ед.
  2.                                        Ответ:    (32/3) кВ. ед.
  3.                                             Ответ:    32 кв. ед.

VII. Подведение итогов.

  • формула для вычисления площадей плоских фигур;
  • запись формул площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла;
  • выставление оценок учащимся.

Рекомендованная литература:

Богомолов Н.В  Практические задания по математике.  [4] стр.212-218

Сайт: wikipedia.org/wiki математика



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. преподавателя: Балковская Людмила Романовна

Дисциплина: Элементы высшей математики 

Группа: П2-3

Тип урока: комбинированный 

Тема занятия: «Площадь плоской фигуры» 

Цели урока:

обучающие:

- введение понятия плоской фигуры;

- виды криволинейных трапеций;

развивающие: 

- развитие умений студентов обобщать полученные знания, уметь применять определенный интеграл для                                      

вычисления площадей криволинейных трапеций;

- развитие умений решения задач по теме: « Нахождение площадей плоской фигуры»;

воспитательные: 

- воспитание творческого отношения к учебной деятельности;

- воспитание аккуратности и внимательности при выполнении графиков функций;

- способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.

Материально-техническое оснащение:

- проектор, экран, компьютер,

- набор чертежных инструментов,

Основные понятии

- определенный интеграл;

- графики функций;

- абсциссы точек пересечения графиков функций.

Дидактическая структура урока

(этапы учебного занятия)*

Задачи этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Ожидаемый результат/Формы контроля

1. Организационный момент

3 мин.

Сообщение темы урока, постановка цели урока.

Организатор, координатор.

Записывают тему урока.

Полная готовность группы, быстрое включение студентов в деловой ритм.

2. Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось).

5 мин.

Установление правильности выполнения домашнего задания.

Выявление пробелов и их коррекция.

Осуществляют самоконтроль правильности выполнения домашнего задания.

Оптимальное сочетание контроля, самоконтроля и коррекция пробелов.

3. Подготовка к активному и сознательному восприятию нового материала; целеполагание.

12 мин.

Повторение вопросов, связанных с восприятием нового материала

Организатор и координатор деятельности студентов.

Фронтальная деятельность студентов.

Готовность студентов к активной учебно-познавательной деятельности.

4. Изучение нового материала и способов деятельности.

20 мин.

Рассмотреть все виды расположения криволинейных трапеций в системе координат

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания, знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

Излагают заданное опережающие домашние задания. Делают записи в тетради, отвечают на вопросы преподавателя.

Активные действия студентов с объектом изучения, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

5. Закрепление изученного материала.

20 мин.

Обеспечение усвоения новых умений, знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Осуществляет:

- индивидуальный контроль;

- выборочный контроль.

Выполняют задания по карточкам.

Групповое  выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуациях.

6. Обобщение и систематизация знаний, введение в систему ранее усвоенных знаний

5 мин.

Формирование целостной системы знаний по теме

Решение примеров

Организует обсуждение способов решения задачи

По очереди комментируют ход решения задачи.

Активная и продуктивная деятельность студентов по включению части в целое, выявлению внутрипредметных и междисциплинарных связей.

7. Контроль и самоконтроль (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом и т.п.)

10 мин.

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции. Самостоятельная работа.

Организует коллективную проверку усвоения нового материала.

Выполняют задания в тетради.

Получение достоверной информации о достижении всеми студентами планируемых результатов обучения.

9. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению

10 мин.

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Проверка соответствующих записей.

Записывают рекомендации по выполнению домашнего задания:                                          [3] , гл.1 стр.10-37, упр. 1.14-1.16

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми студентами в соответствии с актуальным уровнем их развития.

10. Подведение итогов: диагностика результатов урока

5 мин.

Дать анализ и оценку успешности цели и наметить перспективу последующей работы.

Анализирует итоги урока.

Отмечает степень вовлеченности студентов в работу на уроке.

Анализируют сказанное преподавателем.

Адекватность самооценки студента оценке преподавателя. Получение студентами информации о реальных результатах учения.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация "Вычисление площадей плоских фигур с помощью интеграла "

Предлагаемый материал содержит план-конспект урока и подробную презентацию по теме "Вычисление площадей фигур с помощью интеграла". Даётся подробная классификация задач, рассматривается аналитическое ...

Методическая разработка открытого занятия по предмету «Алгебра и начала анализа» с использованием ИКТ Тема: “Вычисление площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла”, 11 класс

Данная методическая разработка предназначена для оказания помощи учителям математики, предмет «Алгебра и начала анализа» в организации учебного занятия в 11 классе по теме: «Вычисление площадей ...

Урок по теме: "Вычисление площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла"

Тема:"Вычисление площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла Тип урока:   комбинированныйВид урока:   урок-практикум,  урок систематизации и обобщения знанийЦели урока...

Тема: “Вычисление площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла”.

Урок с презентацией  разработан для обучающихся 1 курса  среднего профессионального образования....

Вычисление площадей фигур с помощью определенного интеграла

Вычисление площадей фигур с помощью определенного интеграла...