Открытый урок по теме "Вычисление площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла"
учебно-методическое пособие по алгебре (11 класс) на тему
Материалы открытого урока включают в себя несколько файлов: ход урока, технологическую карту урока, вопросы для повторения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Это новый материал, решение примеров и домашнее задание | 136 КБ |
технологическая карта | 17.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Площадь плоской фигуры.
Цели урока: вывести формулу для вычисления площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла; сформировать навык вычисления площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла; продолжить работу по развитию внимания, речи, логического мышления, аккуратности в записи; совершенствовать графическую культуру; продолжить работу по развитию творческих способностей учащихся; повысить интерес к изучению математики;
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация по теме, разработанная в среде Power Point.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и цели урока.
II. Проверка домашнего задания.
III. Актуализация опорных знаний.
1. Устная работа
- Свойства определенного интеграла
- Формула Ньютона-Лейбница
- Действие "Интегрирование" обратное какому действию?
- Свойства неопределенного интеграла
- Что такое дифференциал функции?
- Как найти абсциссы точек пересечения графиков?
- Что называется областью определения функции?
- Определение функции.
- Применяются ли функции в программировании? Какая связь?
- Если значения функции считать аргументом, а значения аргумента считать функцией, что произойдет с графиком?
- Как помогает математика в освоении профессии, и помогает ли?
- Определение определенного интеграла.
- Способы интегрирования.
- Линейная функция задана формулой у = 2х - 3 В какой точке ее график пересекает ось Оу?
- Чем отличается график функции у = 3х и у = -3х?
2. Ответ у доски
Интегральная сумма и определенный интеграл.
IV. Объяснение нового материала. С помощью интеграла можно вычислять площади не только криволинейных трапеций, но и плоских фигур более сложного вида.
1-ый случай. Пример
Вычисление площади криволинейной трапеции y=sin x, y=0, x=0, x=π.
2-ой случай. Пример и осью Ох
Фигура расположена под осью Ох.
y
- x
3-ий случай. Пример
Вычислим площадь образованную двумя параболами, для этого найдем точки пересечения этих парабол для того чтобы узнать пределы интегрирования. Решим систему:
Откуда получаем :
Так как фигура симметрична относительно оси Оу, то найдем половину ее
площади, взяв пределы интегрирования от 0 до 3, и результат удвоим:
4-ый случай. Пример
Выполним построение фигуры
M(2;3)
C(5;0)
A(-4;0) N(2;0)
Найдем точку пересечения прямых, решив систему уравнений
M имеет координаты (2;3)
Рассмотрим фигуру относительно оси Оу, тогда х будет функцией, а у – аргументом. Отсюда:
V. Закрепление.
1вариант 2вариант
2. 2.
3. 3.
4. 4.
VI. Домашнее задание.
- Ответ: 1 кв. ед.
- Ответ: (32/3) кВ. ед.
- Ответ: 32 кв. ед.
VII. Подведение итогов.
- формула для вычисления площадей плоских фигур;
- запись формул площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла;
- выставление оценок учащимся.
Рекомендованная литература:
Богомолов Н.В Практические задания по математике. [4] стр.212-218
Сайт: wikipedia.org/wiki математика
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И.О. преподавателя: Балковская Людмила Романовна
Дисциплина: Элементы высшей математики
Группа: П2-3
Тип урока: комбинированный
Тема занятия: «Площадь плоской фигуры»
Цели урока:
обучающие:
- введение понятия плоской фигуры;
- виды криволинейных трапеций;
развивающие:
- развитие умений студентов обобщать полученные знания, уметь применять определенный интеграл для
вычисления площадей криволинейных трапеций;
- развитие умений решения задач по теме: « Нахождение площадей плоской фигуры»;
воспитательные:
- воспитание творческого отношения к учебной деятельности;
- воспитание аккуратности и внимательности при выполнении графиков функций;
- способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.
Материально-техническое оснащение:
- проектор, экран, компьютер,
- набор чертежных инструментов,
Основные понятии
- определенный интеграл;
- графики функций;
- абсциссы точек пересечения графиков функций.
Дидактическая структура урока (этапы учебного занятия)* | Задачи этапа | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Ожидаемый результат/Формы контроля |
1. Организационный момент 3 мин. | Сообщение темы урока, постановка цели урока. | Организатор, координатор. | Записывают тему урока. | Полная готовность группы, быстрое включение студентов в деловой ритм. |
2. Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось). 5 мин. | Установление правильности выполнения домашнего задания. | Выявление пробелов и их коррекция. | Осуществляют самоконтроль правильности выполнения домашнего задания. | Оптимальное сочетание контроля, самоконтроля и коррекция пробелов. |
3. Подготовка к активному и сознательному восприятию нового материала; целеполагание. 12 мин. | Повторение вопросов, связанных с восприятием нового материала | Организатор и координатор деятельности студентов. | Фронтальная деятельность студентов. | Готовность студентов к активной учебно-познавательной деятельности. |
4. Изучение нового материала и способов деятельности. 20 мин. | Рассмотреть все виды расположения криволинейных трапеций в системе координат | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания, знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. | Излагают заданное опережающие домашние задания. Делают записи в тетради, отвечают на вопросы преподавателя. | Активные действия студентов с объектом изучения, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. |
5. Закрепление изученного материала. 20 мин. | Обеспечение усвоения новых умений, знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. | Осуществляет: - индивидуальный контроль; - выборочный контроль. | Выполняют задания по карточкам. | Групповое выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуациях. |
6. Обобщение и систематизация знаний, введение в систему ранее усвоенных знаний 5 мин. | Формирование целостной системы знаний по теме Решение примеров | Организует обсуждение способов решения задачи | По очереди комментируют ход решения задачи. | Активная и продуктивная деятельность студентов по включению части в целое, выявлению внутрипредметных и междисциплинарных связей. |
7. Контроль и самоконтроль (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом и т.п.) 10 мин. | Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции. Самостоятельная работа. | Организует коллективную проверку усвоения нового материала. | Выполняют задания в тетради. | Получение достоверной информации о достижении всеми студентами планируемых результатов обучения. |
9. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению 10 мин. | Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Проверка соответствующих записей. | Записывают рекомендации по выполнению домашнего задания: [3] , гл.1 стр.10-37, упр. 1.14-1.16 | Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми студентами в соответствии с актуальным уровнем их развития. |
10. Подведение итогов: диагностика результатов урока 5 мин. | Дать анализ и оценку успешности цели и наметить перспективу последующей работы. | Анализирует итоги урока. Отмечает степень вовлеченности студентов в работу на уроке. | Анализируют сказанное преподавателем. | Адекватность самооценки студента оценке преподавателя. Получение студентами информации о реальных результатах учения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Вычисление площадей фигур с помощью определенного интеграла"
Урок изучения нового материала в 11 классе....
Урок-презентация "Вычисление площадей плоских фигур с помощью интеграла "
Предлагаемый материал содержит план-конспект урока и подробную презентацию по теме "Вычисление площадей фигур с помощью интеграла". Даётся подробная классификация задач, рассматривается аналитическое ...
Методическая разработка открытого занятия по предмету «Алгебра и начала анализа» с использованием ИКТ Тема: “Вычисление площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла”, 11 класс
Данная методическая разработка предназначена для оказания помощи учителям математики, предмет «Алгебра и начала анализа» в организации учебного занятия в 11 классе по теме: «Вычисление площадей ...
Урок по теме: "Вычисление площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла"
Тема:"Вычисление площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла Тип урока: комбинированныйВид урока: урок-практикум, урок систематизации и обобщения знанийЦели урока...
Тема: “Вычисление площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла”.
Урок с презентацией разработан для обучающихся 1 курса среднего профессионального образования....
Вычисление площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла
Презентация у уроку в 11 классе...
Вычисление площадей фигур с помощью определенного интеграла
Вычисление площадей фигур с помощью определенного интеграла...