Методические рекомендации "Развитие геометрических навыков учащихся на уроках математики в рамках ФГОС".
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаѐт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. В соответствии с учебным планом основного общего образования в курсе математики выделяют два этапа – 5-6 классы и 7-9классы. Реализация первого этапа в нашей гимназии проходит по учебно-методическому комплексу «Сферы».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие геометрических навыков учащихся на уроках математики в рамках ФГОС.
Ключник Ирина Анатольевна,
учитель математики, гимназия № 25 г. Краснодар
Новый мир имеет новые условия и требует новых действий.
Н. Рерих
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаѐт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.
Современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого-то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.
Вот почему в настоящее время проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться, приоритетна. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Математика является одним из основных предметов общеобразовательной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. Развитие логического мышления учащихся при обучении математике способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки математического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.
В соответствии с учебным планом основного общего образования в курсе математики выделяют два этапа – 5-6 классы и 7-9классы. Реализация первого этапа в нашей школе проходит по учебно-методическому комплексу «Сферы». Структура УМК такова: учебная печатная продукция (учебник, задачник, тетрадь – тренажер, тетрадь – экзаменатор, рабочие программы, поурочное планирование, методические рекомендации), учебная продукция на съемных носителях, учебная информация в интернете. Избыточность по объему образовательных ресурсов дает учителю возможность выбора уровня и глубины изучения учебного материала.
Содержание курса математики 5-6 классов
- Арифметика
- Элементы алгебры
- Описательная статистика. Комбинаторика
- Наглядная геометрия
- Логика и множества
Наглядная геометрия, изучаемая в курсе 5 класса, рассматривает следующие темы:
Линии.
- Многоугольники.
- Треугольники и четырехугольники.
- Многогранники.
Немного о программе. Она включает в себя:
- Развитие представления о линиях на плоскости и пространственное воображение учащихся, учит изображать прямую и окружность с помощью чертежных инструментов.
- Знакомит с новой геометрической фигурой – углом, новым измерительным инструментом – транспортиром, развивает измерительные умения, систематизирует представление о многогранниках.
- Знакомство с классификацией треугольников по сторонам и углам, со свойствами прямоугольника и его диагоналей, формирование навыков построения прямоугольников, понятие равенства фигур.
- Развивает пространственные представления путем организации разнообразной деятельности с моделями многогранников и их изображениями.
В курсе 6 класса изучаются следующие понятия:
- Прямые на плоскости и в пространстве.
- Окружность.
- Симметрия.
- Многоугольники и многогранники.
Основные цели этого курса
- создать у учащихся зрительные образы всех основных конфигураций, связанных с взаимным расположением двух прямых на плоскости и в пространстве, сформировать навыки построения параллельных и перпендикулярных прямых, научить находить расстояние от точки до прямой, между двумя параллельными прямыми;
- создавать зрительные образы основных конфигураций, связанных с взаимным расположением прямой и окружности, двух окружностей на плоскости;
- научить строить треугольник по трем сторонам;
- сформировать представление о круглых телах (шар, конус, цилиндр);
- познакомить учащихся с основными видами симметрии на плоскости, научить строить фигуру, симметричную данной относительно прямой, дать представление о симметрии в окружающем мире;
- развить знание о многоугольниках, представление о площади, сформировать представление о призме;
- обобщить приобретенные геометрические знания и умения и научить применять их при изучении новых фигур и их свойств.
Этих целей достичь помогают задачи – исследования,
упражнения электронного учебника, задания математического кружка.
Рассмотрим примеры некоторых задач.
Решение данных задач является пропедевтикой к изучению предмета геометрии. Они формируют у учащихся понятие плоской фигуры, а так же умение строить эти фигуры и использовать их свойства при решении задач.
Развивают общеучебные навыки:
- умение самостоятельно применять свои знания на практике;
- поиск и выделение необходимой информации;
- моделирование.
Логические:
- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез как составление целого, восполняя недостающие компоненты.
Действия постановки и решения проблем:
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Закрепление материала по теме «Линии» 5 класс
Внеклассное мероприятие « Мир волшебных линий»
Цели проведения:
1. Формировать активный познавательный интерес к
предмету через показ красот геометрических форм, связь
математики с жизнью, с будущей профессиональной
деятельностью.
2. Развивать самостоятельность, лидерские качества, творческую
активность, умение работать, как индивидуально, так и в
коллективе.
3. Закрепить навык измерения длин линий, умение осуществлять
прикидку и оценку, действовать по алгоритму.
4. Формировать потребность применять
интернет-ресурсы для получения новых знаний.
Закрепление и обобщение материала по теме «Окружность, круг» 6 класс.
С помощью окружностей, кругов учащиеся создавали композиции. Задания такого вида вызывают живой интерес учеников, они с большим желанием приступают к их выполнению.
УМК «Сферы» обеспечивает комплексность и преемственность школьного образования от класса к классу, позволяет рационально организовывать учебный процесс в соответствии с современными тенденциями образования. Использование компонентов данного комплекса качественно изменяет роли учителя и ученика: ученик осуществляет поиск, выбор, анализ, систематизацию и презентацию информации, а учитель организовывает деятельность ученика на основе созданной им модели урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Развитие творческих навыков учащихся на уроках сольфеджио в младших классах фортепианного отделения ДШИ»
Развитие творческой инициативы учащихся играет огромную роль в процессе обучения, способствует эмоциональному отношению к музыке, раскрывает индивидуальные возможности учеников, вызывает интерес к пре...
О формировании навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики
Формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся – одна из актуальных задач современного образования. При обучении математике эта задача решается:в процессе восприятия учащимися информации н...
Статья "Роль устного счета в формировании устойчивых вычислительных навыков учащихся на уроках математики 5 - 6 классов"
В практике многих школ устный счёт ставят в начале урока, вслед за проверкой домашненго задания. Но нельзя превращать это в шаблон. Усьный счёт можно проводить и в середине урока. Например, после выво...
"Формирование учебно-интеллектуальных умений и навыков учащихся на уроках математики посредством дифференциации класса" обобщен на муниципальном уровне
Формирование учебно-интеллектуальных умений и навыков учащихся на уроках математики посредством дифференциации класса" обощен на муниципальном уровне...
Методическая разработка "Проектная деятельность учащихся на уроках математики и во внеурочное время"
Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность... Бернард Шоу...
Развитие творческого мышления учащихся на уроках математики через опытное обоснование геометрических формул
Для современной школы исключительно важной является проблема развития творческих способностей учащихся. Этой проблемой занимались и продолжают заниматься ряд отечественных и зарубежных ученых. В насто...
Методическая разработка «Исследовательская деятельность учащихся на уроках математики в 6 классе»
Данная методическая разработка предназначена для учителей математики 6 класса, работающих по федеральному государственному стандарту (ФГОС) основного общего образования и целенаправленно формирующих у...