Методические рекомендации "Развитие геометрических навыков учащихся на уроках математики в рамках ФГОС".
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме

            Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаѐт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. В соответствии с учебным планом основного общего образования в курсе математики выделяют два этапа – 5-6 классы и 7-9классы. Реализация первого этапа в нашей гимназии проходит по учебно-методическому комплексу «Сферы».  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие геометрических навыков учащихся на уроках математики в рамках  ФГОС.

Ключник Ирина Анатольевна,

учитель математики,  гимназия № 25 г. Краснодар

Новый мир имеет новые условия и требует новых действий.

Н. Рерих

               Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаѐт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

              Современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого-то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.

            Вот почему в настоящее время проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться, приоритетна. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

           Математика является одним из основных предметов общеобразовательной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. Развитие логического мышления учащихся при обучении математике способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки математического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.

            В соответствии с учебным планом основного общего образования в курсе математики выделяют два этапа – 5-6 классы и 7-9классы. Реализация первого этапа в нашей школе проходит по учебно-методическому комплексу «Сферы».  Структура УМК такова: учебная печатная продукция (учебник, задачник, тетрадь – тренажер, тетрадь – экзаменатор, рабочие программы, поурочное планирование, методические рекомендации), учебная продукция на съемных носителях, учебная информация в интернете.  Избыточность по объему  образовательных ресурсов дает учителю возможность выбора уровня и глубины изучения учебного материала.

            Содержание курса математики 5-6 классов

  1. Арифметика
  2. Элементы алгебры
  3. Описательная статистика. Комбинаторика
  4. Наглядная геометрия
  5. Логика и множества

            Наглядная геометрия, изучаемая в курсе 5 класса, рассматривает следующие темы:

Линии.

  1. Многоугольники.
  2. Треугольники и четырехугольники.
  3. Многогранники.

   Немного о программе. Она включает в себя:

  • Развитие представления о линиях на плоскости и пространственное воображение учащихся, учит изображать прямую и окружность с помощью чертежных инструментов.
  • Знакомит с новой геометрической фигурой – углом, новым измерительным инструментом – транспортиром, развивает измерительные умения, систематизирует представление о многогранниках.
  • Знакомство с классификацией треугольников по сторонам и углам, со свойствами прямоугольника и его диагоналей, формирование навыков построения прямоугольников, понятие равенства фигур.
  • Развивает пространственные представления путем организации разнообразной деятельности с моделями многогранников и их изображениями.

     В курсе 6 класса изучаются следующие понятия:

  1. Прямые на плоскости и в пространстве.
  2. Окружность.
  3. Симметрия.
  4. Многоугольники и многогранники.

                  Основные цели этого курса

  • создать у учащихся зрительные образы всех основных конфигураций, связанных с взаимным расположением двух прямых на плоскости и в пространстве, сформировать навыки построения параллельных и перпендикулярных прямых, научить находить расстояние от точки до прямой, между двумя параллельными прямыми;
  • создавать зрительные образы основных конфигураций, связанных с взаимным расположением прямой и окружности, двух окружностей на плоскости;
  •  научить строить треугольник по трем сторонам;
  • сформировать представление о круглых телах (шар, конус, цилиндр);  
  • познакомить учащихся с основными видами симметрии на плоскости, научить строить фигуру, симметричную данной относительно прямой, дать представление о симметрии в окружающем мире;
  • развить знание о многоугольниках, представление о площади, сформировать представление о призме;
  • обобщить приобретенные геометрические знания и умения и научить применять их при изучении новых фигур и их свойств.

       Этих целей достичь помогают  задачи – исследования,

упражнения электронного учебника, задания математического кружка.

                Рассмотрим примеры некоторых задач.

                Решение данных задач является пропедевтикой к изучению предмета геометрии. Они формируют у учащихся понятие плоской фигуры, а так же умение строить эти фигуры и использовать их свойства при решении задач.

Развивают общеучебные навыки:

- умение самостоятельно применять свои знания на практике;

- поиск и выделение необходимой информации;

- моделирование.

Логические:

- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез как составление целого, восполняя недостающие компоненты.

Действия постановки и решения проблем:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Закрепление материала по теме «Линии» 5 класс
Внеклассное мероприятие  « Мир волшебных линий»

Цели проведения:

1. Формировать активный познавательный интерес к

предмету через показ красот геометрических форм, связь

математики с жизнью, с будущей профессиональной

деятельностью.

2. Развивать самостоятельность, лидерские качества, творческую

активность, умение работать, как индивидуально, так и в

коллективе.

3. Закрепить навык  измерения длин линий, умение осуществлять

прикидку и оценку,  действовать по алгоритму.

4. Формировать потребность применять

интернет-ресурсы для получения новых знаний.

Закрепление и обобщение материала по теме «Окружность, круг»  6 класс.

С помощью окружностей, кругов учащиеся создавали композиции. Задания такого вида вызывают живой интерес учеников, они с большим желанием приступают к их выполнению.

УМК «Сферы» обеспечивает комплексность и преемственность школьного образования от класса к классу, позволяет рационально организовывать учебный процесс в соответствии с современными тенденциями образования. Использование компонентов данного комплекса качественно изменяет роли учителя и ученика: ученик осуществляет поиск, выбор, анализ, систематизацию и презентацию информации, а учитель организовывает деятельность ученика на основе созданной им модели урока.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Развитие творческих навыков учащихся на уроках сольфеджио в младших классах фортепианного отделения ДШИ»

Развитие творческой инициативы учащихся играет огромную роль в процессе обучения, способствует эмоциональному отношению к музыке, раскрывает индивидуальные возможности учеников, вызывает интерес к пре...

О формировании навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики

Формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся – одна из актуальных задач современного образования. При обучении математике эта задача решается:в процессе восприятия учащимися информации н...

Статья "Роль устного счета в формировании устойчивых вычислительных навыков учащихся на уроках математики 5 - 6 классов"

В практике многих школ устный счёт ставят в начале урока, вслед за проверкой домашненго задания. Но нельзя превращать это в шаблон. Усьный счёт можно проводить и в середине урока. Например, после выво...

"Формирование учебно-интеллектуальных умений и навыков учащихся на уроках математики посредством дифференциации класса" обобщен на муниципальном уровне

Формирование учебно-интеллектуальных умений и навыков учащихся на уроках математики посредством дифференциации класса" обощен на муниципальном уровне...

Методическая разработка "Проектная деятельность учащихся на уроках математики и во внеурочное время"

Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность... Бернард Шоу...

Развитие творческого мышления учащихся на уроках математики через опытное обоснование геометрических формул

Для современной школы исключительно важной является проблема развития творческих способностей учащихся. Этой проблемой занимались и продолжают заниматься ряд отечественных и зарубежных ученых. В насто...

Методическая разработка «Исследовательская деятельность учащихся на уроках математики в 6 классе»

Данная методическая разработка предназначена для учителей математики 6 класса, работающих по федеральному государственному стандарту (ФГОС) основного общего образования и целенаправленно формирующих у...