Методическая разработка «Развитие творческих навыков учащихся на уроках сольфеджио в младших классах фортепианного отделения ДШИ»
методическая разработка на тему

Развитие творческой инициативы учащихся играет огромную роль в процессе обучения, способствует эмоциональному отношению к музыке, раскрывает индивидуальные возможности учеников, вызывает интерес к предмету, что является необходимой предпосылкой для успешных занятий не только в классе «Сольфеджио», в исполнительской практике учащихся, но и в других видах деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc121 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МИНОБРНАУКИ  РОССИИ

«Ульяновский государственный университет»

Факультет повышения квалификации преподавателей

Методическая разработка

по направлению «Теория и методика дополнительного образования детей»

по теме: «Развитие творческих навыков учащихся на уроках сольфеджио

в младших классах фортепианного отделения ДШИ»

   

          Работу выполнила

                                                             Васильева Елена Анатольевна,

преподаватель теоретических дисциплин

МОУ ДОД ДШИ п. Октябрьский    

Радищевского района

Ульяновской области

       

Ульяновск

2012


Содержание

Введение ………………………………………………………............ 3

  1. Особенности психологии и проявлений

творческих способностей младшего школьника………………5

  1. Пути развития творческих способностей учащихся…………..8
  2. Творческие формы работы на уроках сольфеджио……..........10
  3. Методы  развития творческих  навыков.  

Творческие задания на уроках сольфеджио

в 1-4 классах фортепианного отделения ДШИ……………….16

Заключение ………………………………………………………….  20

Список литературы …………………………………………………. 22


Введение

             "Чрезвычайно важно, что искусство воздействует на неосознанные

                пласты  человеческой  психики, на  надсознание,  подсознание, чем

                незаметно,    ненавязчиво    и    активно    формирует   отношение

                человека  к   миру.   Именно   поэтому  художественная   культура,

                творчество  должны   проникнуть  во  все  сферы  детской  жизни,

                создавая    такой    психологический    климат,   при  котором    всё

                разнообразие   психических   состояний    (эмоциональных  волевых,

                интеллектуальных  и  др.)  регулировалось  бы  под благоприятным

                воздействием  исцеляющей  и  одухотворяющей силы  искусства"[1]

Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной  отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того, насколько близка ему та или иная музыка. Следовательно, задача преподавателя музыки - обращаясь к чувствам разуму учащихся,  подготовить их к восприятию, а значит пониманию музыкальных произведений разных жанров, разной степени сложности, различных по построению, а, кроме того, развивать их музыкальные творческие способности. Приобщение детей к миру музыки создает необходимые условия для всестороннего, гармоничного развития личности ребенка.

Актуальность выпускной работы обусловлена целью современного образования, которая заключается в воспитании и развитии личности ребёнка. Весь комплекс занятий в детской музыкальной школе (предметы: «Сольфеджио», «Хор», «Инструмент», «Музыкальная литература») развивает у учащихся художественное мышление и художественные представления, стимулирует творческую активность, воспитывает любовь к классической и народной музыке. Занятия на уроках сольфеджио раскрывают индивидуальность ребёнка, развивают его творческие способности. 

На современном этапе реорганизации и инновационных тенденций  в учебном процессе стало характерным соединение  в практике  науки и основных дидактических концепций. Отталкиваясь от основных положений типовой программы по сольфеджио (Министерство Культуры СССР, 1984 г.), в работе мы эффективно использовали новые  методические наработки в области музыкального воспитания и обучения, в том числе развития творческих навыков детей (Фролова Ю.В., А.А. Варламова, Л.В Семченко и т.д.).

Объект исследования – музыкальное обучение и воспитание учащихся ДШИ.

Предмет исследования – развитие творческих навыков учащихся на уроках сольфеджио в 1 – 4 классах фортепианного отделения ДШИ.

Цель выпускной работы - выявить и доказать, что развивать музыкальные творческие способности учащихся, учитывая их психологические и возрастные особенности на уроках сольфеджио, необходимо и эффективно для решения задачи, поставленной сегодня перед начальным музыкальным образованием: развитие личности ученика в процессе воспитания его художественного мышления в музыкальной деятельности.

Задачи выпускной работы:  

  1. дать характеристику особенностям психологии и  проявлению творчества младшего школьника;  
  2. обозначить пути развития творческих способностей учащихся ДШИ;
  3. проанализировать основные формы творческой работы на уроках сольфеджио;
  4. описать методы  развития творческих  навыков учащихся 1-4 классов фортепианного отделения ДШИ;
  5. привести примеры творческих заданий. 
  1. Особенности психологии и проявлений творческих способностей младшего школьника

   

В исследованиях психологов достаточно определены возрастные особенности, связанные с изменением позиции детей (младшего школьника, подростка, старшего школьника) в ситуации обучения. Однако преподавание уроков музыки имеет свою специфику, заключающуюся в том, что сам характер музыкальной деятельности, её содержание обладают ярко выраженной воспитательной направленностью. Учитывать в воспитании, в том числе музыкальном, возрастные особенности - значит формировать и удовлетворять духовные потребности растущего человека.

Младшим школьным возрастом считается возраст детей от 7 до 11 лет, что соответствует годам обучения в начальных классах. Это возраст спокойного и равномерного физического развития.  Ведущей деятельностью становится учение, важнейшей обязанностью - обязанность учиться.

Важно сформировать интерес к самому процессу учебной деятельности. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности. Учебная деятельность в начальных классах стимулирует развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира - ощущений и восприятия.

Характерная особенность учащихся 1-4 классов - ярко выраженная эмоциональность восприятия. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше, отчётливее. В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности. Затем углубляется, принимает характер организованного наблюдения.

Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте - это совершенствование воссоздающего воображения. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, так же развивается.  Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения, выводы, проводить аналогии, строить умозаключения.  

Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Они импульсивны - склонны незамедлительно действовать под влиянием побуждений, не подумав и не взвесив обстоятельств. Причина - потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.

Младшие школьники - очень эмоциональны, следовательно, успешно происходит художественно-эстетическое развитие детей. Они очень интересуются рисованием, лепкой, пением, музыкой.

Способности - это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного её выполнения.  К способностям относятся, например, музыкальный слух и чувство ритма, необходимые для успешных занятий музыкой. Наряду с индивидуальными особенностями психических процессов (ощущений и восприятий памяти, мышления, воображения) способностями являются и более сложные индивидуально-психологические особенности. Они формируются на базе тех или иных особенностей психических процессов, но включают и личностную окраску (например, гуманитарная направленность ума как тенденция вычленять лингвинистические отношения при восприятии). Музыкальные способности включают в себя впечатлительность, наблюдательность, образную память, творческое воображение, способность к точному и выразительному исполнению. Недостаток одной частной способности может быть компенсирован за счёт усиленного развития других.

Специальные способности - это способности, которые необходимы для выполнения какой-нибудь определённой деятельности - музыкальной, художественно-изобразительной и др. Эти способности также представляют собой единство отдельных частных способностей. Например, музыкальные способности составляют единство таких способностей, как ладовое чувство, проявляющиеся в эмоциональном восприятии и лёгком узнавании мелодий; способность к слуховому представлению, проявляющуюся в точном восприятии мелодии по слуху, иначе говоря, музыкальная память и музыкально-ритмическое чувство - способность чувствовать ритм и воспроизводить его.

Творческие способности детей младшего школьного возраста формируются и развиваются в той деятельности, в которой они находят себе применение.   Известно, что у младших школьников ярко проявляется творческое начало, они чрезвычайно изобретательны в передаче интонаций, подражании, легко воспринимают образное содержание, им свойственна природная активность, вера в свои творческие возможности. Всё это является ценным источником творческого развития младших школьников. Творчество активизирует память, мышление, наблюдательность, целеустремлённость, и интуицию, что необходимо во всех видах деятельности. Для того чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям.

Во-первых, деятельность должна вызывать у ребёнка сильные и положительные эмоции, удовольствие, стремление по собственной инициативе, без принуждения заниматься ею. При этом нужно активно развивать интересы детей, стремясь к тому, чтобы эти интересы не носили поверхностного характера, а были серьёзными, глубокими, устойчивыми и действенными.

Во-вторых, деятельность ребёнка должна носить творческий, а не только репродуктивный характер. При этом нужно так проводить занятия, чтобы перед детьми чаще возникали хотя бы несложные вопросы, и побуждать детей к попыткам самостоятельно отвечать на эти вопросы.

В-третьих, важно организовать деятельность ребёнка так, чтобы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его наличные возможности, уже достигнутый им уровень выполнения деятельности. Важно формировать у детей правильные отношения к своим способностям, успехам и достижениям, воспитывать у них правильную самооценку.  

  1. Пути развития творческих способностей учащихся:

  1. воспитывать живой интерес к умелому музицированию как конечной цели и как средству познаний музыкальных произведений;
  2. предоставлять учащимся широкие возможности демонстрировать своё растущее музыкальное мастерство в квалифицированной аудитории, способствуя тем самым воспитанию чувства собственного достоинства, которое необходимо для того, чтобы решиться на самостоятельное творчество, а также способности здраво судить о себе и правильно воспринимать оценку со стороны других;
  3. привлекать учащихся к разработке (а не только осуществлению) содержательных музыкальных замыслов, например, к подготовке новых интерпретаций музыкальных произведений;
  4. обучать школьников различным способам составления плана творческого действия, т.е. учить, как находить необходимые музыкальные средства для решения задач и импровизации;
  5. поощрять попытки учащихся давать обоснованные оценки тому, что они делают и слышат. Это способствует развитию ценностной ориентации, которая может лечь в основу отбора музыкального материала для творчества;
  6. давать учащимся время для обдумывания, отбора материала и средств и средств результатов творчества.

Активизация творческих проявлений учащихся на уроке

   Чтобы творческие проявления детей на занятиях имели целенаправленный, активный и эмоциональный характер необходимо:

  1. заинтересовать учащихся поисковой работой. Поискать в домашней фонотеке записи музыкальных произведений;
  2. проводить анализ индивидуальных интересов учащихся проводить анкетирование;
  3. дать задание нарисовать то, что они слышали на уроке, не требуя при этом конкретизации образов. Пусть творчество ребят будет свободным, фантазия окрылит воображение;
  4. использовать самостоятельное исполнение музыкальных произведений учениками или в ансамбле с учителем;
  5. использовать индивидуальное исполнение сольного произведения учащимися, при этом нужно создать определённый образ.

Детская игра - союзник учителя музыки на пути развития творческих способностей ребятишек.  Игра является формой освоения отношений людей, общественных отношений. На уроках музыки игра не является самоцелью.

  Музыкальная игра для детей - серьёзная деятельность: и по характеру задач, и по значению этой деятельности в целом для личности ребёнка. Развивающее качество данной формы музыкальной деятельности школьников очень тесно связано с таким внутренне присущим игре качеством, которое психологи, да и сами дети характеризуют как желание и способность действовать самостоятельно. Это "я сам" составляет удивительное и ничем не заменимое достоинство музыкально-игровой деятельности как деятельности учебной и вместе с тем индивидуально своеобразной.

  Специфика музыкально-игровой деятельности учащихся заключается в том, что она подчинена единой, чётко сформулированной учебной задаче-теме.

  Способности учащихся можно развивать, задавая домашние задания творческого дифференцированного характера:

  1. рассказать о музыкальном произведении;
  2. подобрать примеры звучания музыки на страницах литературных произведений, поэзии, с живописных полотен;
  3. сочинить музыку к стихам любимого поэта или своим собственным;
  4. сочинить мелодию по заданному "зерну-интонации";
  5. проиллюстрировать музыкальное произведение рисунками.

  Помощью и опорой во всей большой работе по развитию творческих способностей школьников становится кабинет теории музыки. А наличие в нём технических средств делает реальным выполнение любых творческих задумок. Под рукой видеодвойка, магнитофон, музыкальный центр, диапроектор, большой набор шумовых инструментов. Кроме этого собрана обширная фонотека, библиотека, видеофильмов, богатый публицистический и нотный материал, техника для создания световых эффектов, наборы нотных и текстовых плакатов, портретов, иллюстраций.

  1. Творческие формы работы на уроках сольфеджио

Развитие интереса к музыкальному искусству, усиление его воздействия требуют от преподавателя хорошего знания предмета и постоянного внимания к личности ученика, его психологических и  возрастных  способностей. Надо понимать, что ученик - это слушатель, исполнитель, хотя и менее знающий и опытный, чем педагог, но проявляющий своё отношение к музыке.  Следовательно, нужно обосновывать и совершенствовать разнообразные методы, приёмы и формы работы, способствующие развитию музыкальных творческих способностей, личности учащихся, создавать условия для их творческой деятельности.

Творческие формы работы на уроках сольфеджио выполняют роль своеобразного двигателя, запускающего весь механизм музыкального развития ученика. В каждом ребенке «заложена» внутренняя потребность к изучению окружающего мира, а созидание – самая интересная и захватывающая «игра», которую «изобрело» человечество. Нужно только естественным образом, без «насилия» и психологического давления «втянуть» начинающего ученика в эту удивительную «игру», способную целиком и полностью «захватить» его.  

Однако,  здесь могут возникнуть некоторые трудности, большей частью как раз именно психологического порядка. Во-первых, бытует мнение, что музыкальное творчество – это что-то запредельно сложное, недоступное простому ребёнку. Как только заходит речь о необходимости сочинить простенькую мелодию, возникают сомнения не только в «нужности» и полезности этой работы, но и  собственно в самой возможности ее выполнения.

Вторая проблема связана с тем, что в музыкальную школу дети приходят, уже имея определенные приоритеты и модели поведения. Мир музыкального творчества может испугать своей новизной, необычностью и кажущейся сложностью, спровоцировав реакцию «отторжения». Поэтому особенно важно правильно выстроить творческую работу с первых уроков.

Прежде, чем перейти к рассмотрению основных форм творческой работы, нужно напомнить, что выполнение этих заданий на уроках сольфеджио не имеет своей целью научить ученика «хорошо» сочинять музыку. Главная цель – пробудить интерес к изучению музыки, музыкальной теории, литературы, и сформировать устойчивую потребность в развитии своих музыкальных способностей. Задачи же творческих форм работы делятся на стимулирующие, развивающие и закрепляющие.

Одним из самых эффективных способов введения ребенка в мир музыкального творчества – участие в коллективном музыкальном или  музыкально-театральном действии. Участие не только в качестве исполнителя, но и, частично, соавтора произведения.

Одна из таких форм - разучивание песенок в диалоговой форме. Музыкальный диалог с преподавателем – первый, и очень важный этап «втягивания» ученика в творческий процесс. Он не только «заставляет» ученика активно вслушиваться в «реплики» преподавателя, но и позволяет проявить собственную творческую инициативу. Этого, как правило, вполне достаточно для того, чтобы «зацепить» ученика, пробудить у него интерес. Примером может служить песенка-игра « Слово на ладошках» (Е. Поплянова). Вначале она исполняется всеми учениками совместно с преподавателем, а затем каждый из ребят сочиняет и пропевает , одновременно прохлопывая, слово или словосочетание, например «миш-ка, ми-шень-ка»,или сложнее –«ба-ра-ба-нит ё-жик, ти-ка-ют ча-сы».В дальнейшем после прохождения длительностей, в задании прибавляется выкладывание сочинённых оборотов ритмическими карточками.

На следующем этапе можно предложить ученикам  симпровизировать окончание фразы, придумать ритмические и мелодические варианты реплик и полных мелодий на заданный текст. Необходимо уточнить, что все эти упражнения проходят в устной форме. Стихотворные тексты подбираются с учётом лёгкости запоминания, или, ещё лучше, хорошо знакомы ученикам с дошкольного периода (А. Барто и т.д.).

Другой пример коллективного и индивидуального творчества на самом раннем этапе – сказка- игра «Интервалы». Преподаватель совместно с учениками сочиняет начало сказки о «семье» «Гномиков-интервалов». Идёт знакомство с первыми «гномиками»- секундой и терцией, обсуждаются их характеры, портреты. Детям предлагается сочинить продолжение сказки с иллюстрациями на инструменте (ученикам не представляет большой трудности находить на клавиатуре секунды и терции, но очень полезно и для слухового восприятия интервалов, и для осознания их ступеневой величины). Одновременно ученикам предлагается нарисовать портреты персонажей сказки. Очень важно, что дети изображают собственные зрительные ассоциации гармонических интервалов, а не «навязанных» преподавателем. По такому же принципу идёт сочинение сказки о «Трезвучиях». Иллюстрировать свои варианты на инструменте предлагается ученикам с соответствующей фортепианной подготовкой.

Как уже говорилось ранее, творческие задания могу выполнять различные функции: стимулирующую, развивающую и закрепляющую.

Нужно отметить, что такое разделение весьма условно.  В некоторых случаях две или три функции сразу могут выполняться в одном задании. Все зависит от установки преподавателя. В одном случае подбор аккордов аккомпанемента может служить стимулом к изучению соответствующих тем теории, в другом случае – методом закрепления этого материала. Что касается развивающей функции, то она присутствует в той или иной степени в любом творческом задании. Несмотря на это, нужно сделать некоторое разделение форм творческой работы в соответствии с конкретными педагогическими задачами.  

«Стимулирующие» задания ставятся таким образом, чтобы их выполнение было невозможно или весьма затруднительно без знания определенной теоретической темы или определенного практического навыка. В частности, выполнение простого самого по себе задания на «устное» сочинение нескольких мелодий рано или поздно столкнется с проблемой их запоминания, и поставит вопрос о необходимости их записи. Следующее задание – запись сочиненной мелодии – принципиально невозможно без знания основ музыкальной грамоты. В других случаях, выполнение творческого задания возможно как на «интуитивном» уровне, так и на основе уже полученных теоретических знаний. Здесь имеет смысл разделить работу на два этапа. Например, предлагаемое ранее задание сочинить «экзотическую» мелодию в «восточном духе» на первом этапе выполняется «интуитивно». В случае удачного его выполнения рассматриваются и анализируются ладовые особенности мелодии и формулируются теоретические понятия гармонических ладов. В случае, если ученик не смог самостоятельно решить эту задачу, анализируются аналогичные примеры, формулируются соответствующие понятия и задача решается уже на основе определенной теоретической подготовки. Очень важно при этом не рассматривать первую попытку как неудачу, важно акцентировать внимание ученика на «особые» преимущества знания соответствующей теории.

Другой вариант сценария предполагает разбор и анализ теоретической части в классе сразу после «постановки художественной задачи». В любом случае, необходимо, чтобы каждая тема, изучаемая на теоретическом уровне имела свое «отражение» в творческой практике. Обычно выбор варианта сценария зависит от уровня подготовленности группы.

Все «стимулирующие» творческие задания в подавляющем большинстве представляют собой письменные задания на сочинение мелодии, фактурных элементов, подбор аккомпанемента и  отвечают заданным условиям по теории изучаемой темы.  Эти письменные творческие задания лучше выполнять в форме домашних заданий, чтобы ученик мог в спокойной обстановке не только разобраться в самой сути заданий, но и творчески к ним отнестись

«Развивающие» задания также могут совпадать по формулировке с заданиями других видов. Как уже отмечалось, развивающая функция в той или иной степени присутствует в любом творческом задании. «Развивающие» задания можно выполнять как в классе, так и дома. Одно из наиболее полезных развивающих упражнений – написание мелодий и других фактурных элементов без помощи фортепиано. В классе подобное упражнение можно выполнять совместно с преподавателем – например, сочиняя мелодию поочередно по такту. С одной стороны, это также позволяет сэкономить драгоценное урочное время, а с другой стороны, ученик должен будет не только записать услышанную мелодию «внутренним» слухом, но и услышать фрагмент, написанный преподавателем. На первых этапах очень рекомендуется пропевать совместно сочиненный фрагмент на каждой стадии его написания. Это позволит проконтролировать реальную работу и активность слуха учащегося. «Развивающие» творческие задания можно давать в импровизационной форме. На начальном этапе это может быть импровизация- досочинение мелодии на заданный стихотворный текст.  Также можно предложить ученику петь импровизированную мелодическую линию с названием нот в произвольно выбранной тональности. Другой вариант – импровизация мелодии «в октаву» на фортепиано в «четыре руки» с преподавателем, играющим гармонический аккомпанемент. Ученик при этом может ориентироваться на записанную гармоническую схему. Можно импровизировать мелодию под гармонический аккомпанемент с сольфеджированием, одновременно ее пропевая с названием звуков и проигрывая на фортепиано. Все эти задания можно варьировать, связывая различные условия с изучаемым теоретическим материалом.

«Закрепляющие» задания по своей форме и содержанию могут совпадать со стимулирующими и развивающими или отличаться от них большей сложностью или конкретностью. Это могут быть досочинение секвенций, сочинение или досочинение мелодии на данный ритмический рисунок, подбор мелодии знакомой песни и аккомпанемента к ней, подбор аккомпанемента к незнакомой мелодии. Другой вариант таких заданий- сочинение жанровых вариаций. На первых этапах преподаватель может предлагать или ритмический рисунок, или нотный ряд , или то и другое. Впоследствии задания усложняются, предлагается самостоятельно выбрать ритмическую основу и сочинить мелодий к ней, подобрать сопровождение к мелодии в различных жанровых изложениях (песня, марш, полька, вальс).

В завершение осталось указать на необходимость выполнения время от времени заданий на «свободное», художественное сочинение, не стеснённое конкретными педагогическими задачами ( музыкальные иллюстрации к рисункам, сказкам, любимым литературным произведениям). При этом важно отметить, что не стоит бояться активной помощи преподавателя . Каким бы ни был захватывающим сам процесс творчества, без ощущения видимого и слышимого конечного результата, без эмоционального отклика слушателей, преподавателя,  интерес и творческая инициатива ребёнка постепенно исчезнут.

  1. Методы  развития творческих  навыков.

Творческие задания на уроках сольфеджио в 1-4 классах фортепианного отделения ДШИ.

Развитию музыкальных творческих способностей учащихся ДШИ способствуют следующие методы:

  1. стимулирования музыкальной деятельности (метод эмоционального воздействия);
  2. метод эффекта удивления;
  3. метод создания ситуации успеха (поощрение учащихся). Подбадривание и положительная оценка помогают создать обстановку раскованности, непринуждённости, которая необходима для творчества.
  4. метод создания игровых ситуаций (уложить куклу спать, покачиваются берёзки, зайцы прячутся и т. д.);
  5. метод проблемно - поисковых ситуаций (перед учащимися ставятся различные творческие задания);
  6. метод сравнения, предполагающий анализ музыки;
  7. метод "забегания" вперед и в постоянных "возвращениях" к уже пройденному материалу.

 Применение этих методов возможно при условии учитывания психологических и возрастных особенностей учащихся, о которых было сказано ранее.         

                   Активным средством развития творческой деятельности учащихся являются творческие задания. Выполнение их зависит от преподавателя, от его личности, увлечённости, способности участвовать в сотворчестве. Он побуждает учащихся к творческим действиям, создавая определённые ситуации. Для активизации инициативы младших школьников предлагаются творческие задания в форме игр. Постепенное усложнение условий игр, их содержания способствует обогащению музыкального опыта и творческих возможностей учащихся. В творческих заданиях расширяется самостоятельность ребят.

               Творческие упражнения на уроках по предмету «Сольфеджио» психологически раскрепощают детей, развивают их вкус и наблюдательность, активизируют слуховое внимание, тренируют музыкальный слух. Такие упражнения должны быть тесно связаны с основными разделами курса «Сольфеджио», закрепляя творчески теоретические знания учащихся.        Цель творческих упражнений - в приобретении и закреплении основных навыков пения с листа, записи диктанта, анализа на слух.

        Творческие задания должны быть доступными по трудности.

        Виды творческих заданий:

  1. допевание мелодии до тоники;
  2. сочинение ответной фразы;
  3. сочинение фрагмента мелодии (окончания или пропущенных тактов);
  4. сочинение мелодии на данный ритмический рисунок или на стихотворный текст;
  5. сочинение ритмического аккомпанемента к мелодии;
  6. сочинение мелодии определенного жанра, характера, с использованием заданных выразительных средств;
  7. сочинение мелодии к данному аккомпанементу;
  8. подбор аккомпанемента с использованием пройденных аккордов;
  9. сочинение второго голоса к мелодии;
  10. игра аккомпанемента по цифровке.

Примерные  творческие задания

I Класс

        1.Допевание мелодии до тоники на нейтральный слог, с названием звуков, со словами.

        2.Сочинение «пропущенных» в тексте фраз, например:

        3.Сочинение простейших мелодий на заданный ритмический рисунок или стихотворный текст.

II класс

        1.Досочинение мелодии до тоники в пройденных тональностях.

        2.Сочинение:

  1. мелодических вариантов фразы;
  2. мелодий на стихотворный текст;
  3. мелодий на данный ритмический рисунок;
  4. второго предложения. 

III класс

        Сочинение мелодий:

  1. на данный ритмический рисунок;
  2. на стихотворный текст;
  3. в различных жанрах (марш, полька, вальс); 

IV класс

        Сочинение:

  1. мелодических и ритмических вариантов фразы, предложения;
  2. мелодий в пройденных тональностях, натуральных и гармонических ладах, с использованием интонаций пройденных интервалов и аккордов;
  3. мелодий в различных жанрах;
  4. мелодий в форме периода (повторного, неповторного);
  5. мелодий к данному аккомпанементу.

        


Заключение

                Чтобы достичь цели, поставленной обществом перед начальным музыкальным образованием, а именно, подготовить учащихся к самоопределению в условиях современной жизни, выявлять и развивать их творческие способности, применительно к различным сферам деятельности людей, - каждый урок сегодня должен быть средством общения, воздействия, убеждения. А поскольку развитие творческих способностей - это процесс, то необходимо, чтобы он был непрерывным.

         Развитие творческой инициативы учащихся играет огромную роль в процессе обучения, способствует эмоциональному отношению к музыке, раскрывает индивидуальные возможности учеников, вызывает интерес к предмету, что является необходимой предпосылкой для успешных занятий не только в классе «Сольфеджио», в исполнительской практике учащихся, но и в других видах деятельности.

Таким образом, можно сделать выводы:

  1. характерная психологическая особенность учащихся 1-4 классов - ярко выраженная эмоциональность восприятия. Творческие способности детей младшего школьного возраста формируются и развиваются в той деятельности, в которой они находят себе применение.   Творчество активизирует память, мышление, наблюдательность, целеустремлённость;
  2. пути развития творческих способностей учащихся:
  1. воспитывать живой интерес к музицированию;
  2. предоставлять учащимся возможности демонстрировать своё растущее музыкальное мастерство;
  3. обучать школьников различным способам составления плана творческого действия;
  4. поощрять попытки учащихся давать обоснованные оценки тому, что они делают и слышат;
  5. давать учащимся время для обдумывания, отбора материала и средств и средств результатов творчества;
  1. нужно обосновывать и совершенствовать разнообразные методы, приёмы и формы работы, способствующие развитию музыкальных творческих способностей, личности учащихся, создавать условия для их творческой деятельности;
  2. методы  развития творческих  навыков учащихся:
  1. стимулирование музыкальной деятельности;
  2. метод эффекта удивления;
  3. метод создания ситуации успеха;
  4. метод создания игровых ситуаций;
  5. метод проблемно - поисковых ситуаций;
  6. метод сравнения, предполагающий анализ музыки;


Список литературы

1.Фролова Ю.В. Сольфеджио. Подготовительный класс: учебное пособие. Ростов н/Д; 2008.

2.Фролова Ю.В. Сольфеджио. 1 класс Ростов н/Д; 2002.

3.Фролова Ю.В. Сольфеджио. 2 класс Ростов н/Д; 2002.

4.Фролова Ю.В. Сольфеджио. 3 класс Ростов н/Д; 2002.

5.Фролова Ю.В. Сольфеджио. 4 класс Ростов н/Д; 2007.

6.Фролова Ю. Пособие по сольфеджированию и музыкальному диктанту. Одноголосие. 6-7 класс. Ростов н/Д., 2008

7.Алексеева Л. Музыкальная грамота. – М., 2000

8.Андреева М. От примы до октавы. – М., 2001

9.Андреева М., Конорова Е. Первые шаги  в музыке. – М., 1979 г

10.Барабошкина А. Сольфеджио первый класс. – М.,

11.Барабошкина А. Сольфеджио второй класс. – М.,

12.Ветлугина Н. Музыкальный букварь. – М., 1988

13.Гульянц Е. Детям о музыке. – М., 1996

14.Давыдова Е. «Методика преподавания сольфеджио». -  М., 1986.

15.Давыдова Е. Запорожец С. Сольфеджио. Учебник для 3 класса ДМШ. – М., 1976.

16.Давыдова Е. Сольфеджио. Учебник для 4 класса ДМШ. – М., 1978.

17.Драгомиров П. Учебник сольфеджио.- М., 1991

18. Королёва Е.А. Музыка в сказках, стихах и картинках. – М., 1994

19.Котляревская-Крафт М. Сольфеджио первый класс.- М., 1996

20.Котляревская-Крафт М. Сольфеджио второй класс.- М., 1996

21.Лежнева О. «Практическая работа на уроках  сольфеджио». – М., 2003.

22.Неугодникова Е. Этот волшебный мир музыки. – М ., 2001

23.Первозванская Т. Теория музыки для маленьких музыкантов.- С-П., 1999

24.Ромм Р. Музыкальная грамота в форме заданий и вопросов.- М., 1994

25.Русяева И. «Упражнения по слуховому анализу». – М., 1998.              

26.Светличная Л. Сказка о музыке. – М., 2006

27. Искусство-дети. Материалы и документы. М., 1966г.

28. "Психология" под редакцией Крутецкого В.А., М., "Просвещение", 1974г.

29.. Теплов Б.М. "Психология музыкальных способностей". Избранные труды. М.,

      1985г. - Т.1.

30. "Психология младшего школьника". с/б под редакцией Игнатьева Е.И. М.,

       Издательство АПН РСФСР, 1960г.

31.Якобсон П.М. "Эмоциональная жизнь школьника". М., "Просвещение", 1966г.

32. Журнал "Музыка в школе". М., "Просвещение", 1988г. №1,3; 1989г. №1;

      1990г. №3.

33. Журнал "Искусство в школе". М., "Просвещение", 1991г.

34.О.Булаева, О.Геталова. Учусь импровизировать и сочинять. С-П.

35.А.А.Варламов, Л.В.Семченко. Сольфеджио.М, 2004г.

36. М. Котляревская-Крафт. Сольфеджио. Ленинград, 1991г.

37. Е. Неугодникова. Этот волшебный мир музыки. Димитровград, 2001г.

38. Е.Поплянова. А мы на уроке играем. М, 1994г.


[1]1 "Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся"., "Искусство в школе."№1. 1991г. М. "Просвещение" с.8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формы работы на уроках сольфеджио в младших классах народного отделения ДШИ"

В исследовании дана характеристика основным формам работы на уроках сольфеджио в ДШИ и доказана целесообразность их комплексного применения, способствующего  развитию личности ученика в процессе ...

Развитие творческих навыков учащихся на уроках физики

В работе дается материал по применению проектной деятельности на уроках физики,виды проектов,система  подготовки и проведение проектной деятельности с учащимися....

Методическая разработка "Развитие музыкального слуха учащихся ДМШ в работе над полифонией в фортепианном классе"

Развитие слуха как одна из важнейших целей обучения игре на любом музыкальном инструменте – таково кредо современной музыкальной педагогики. Активизация слуха учащегося являла...

Методические рекомендации "Развитие геометрических навыков учащихся на уроках математики в рамках ФГОС".

          Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих...

Мастер-класс «Методические приемы развития творческих способностей учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности».

Цель: Раскрыть возможности творческого  развития учащихся на уроках математики через различные методические приемы....

Методическая разработка "Гаммовый комплекс как основа технического развития и музыкально-теоретического мышления обучающихся младших классов фортепианного отделения".

Методическая разработка «Гаммовый комплекс как основа технического развития и теоретического мышления обучающихся младших классов фортепианного отделения»  посвящена традиционной теме  препо...