Вероятность равновозможных событий
план-конспект урока по алгебре (9 класс) по теме
Определение частоты и вероятности случайного события, познакомить с формулой вероятности события. Научить понимать вероятностный характер случайного события
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 71.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Вероятность равновозможных событий.
Цели урока:
Обучающая: дать определение частоты и вероятности случайного события, познакомить с формулой вероятности события. Научить понимать вероятностный характер случайного события.
Развивающая: развивать умения решать задачи.
Воспитательная: воспитывать умение работать самостоятельно.
Оборудование: раздаточный материал.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний.
Для вычисления классической вероятности нужно лишь знать все возможные исходы события и благоприятные исходы. Однако в жизни чаще встречаются события, сравнить и оценить которые, основываясь только на интуиции, невозможно и трудно.
Классическое определение вероятности применимо только к событиям с равновозможными исходами, что ограничивает область его применения.
Великий французский философ и математик Даламбер вошел в историю теории вероятностей со своей знаменитой ошибкой, суть которой в том, что он неверно определил равновозможность исходов в опыте всего с двумя монетами!
Подбрасываем две одинаковые монеты. Какова вероятность того, что они упадут на одну и ту же сторону?
Опыт имеет три равновозможных исхода:
- на обе монеты выпадет «орёл»;
- на обе монеты выпадет «решка»;
- на одну из монет выпадет «орёл», на другую «решка».
Из них благоприятными будут два исхода:
Правильное решение:
Опыт имеет четыре равновозможных исхода:
- на обе монеты выпадет «орёл»;
- на обе монеты выпадет «решка»;
- на одну из монет выпадет «орёл», на другую «решка»;
- на одну из монет выпадет «решка», на другую «орёл».
Из них благоприятными будут два исхода.
Даламбер допустил одну из самых распространенных ошибок: он объединил два элементарных исхода в один, тем самым, сделав его не равным по вероятности оставшимся исходам.
Рассмотрим еще один пример, иллюстрирующий эту ошибку.
Опыт «Выбор перчаток». В коробке лежат 3 пары одинаковых перчаток. Из нее, не глядя, вынимаются две перчатки. Выберите правильный вариант решения.
1 вариант: 3 исхода:
1) «обе перчатки на левую руку»;
2) «обе перчатки на правую руку»;
3) «перчатки на разные руки».
2 вариант: 4 исхода:
1) «обе перчатки на левую руку»;
2) «обе перчатки на правую руку»;
3) «первая перчатка на левую руку, вторая на правую руку»;
4) «первая перчатка на правую руку, вторая на левую руку».
Правильный второй вариант.
Чтобы не повторять эту ошибку, помните, что природа различает все предметы, даже если внешне они для нас неотличимы.
- Объяснение нового материала.
- А можно ли вычислить вероятность события с помощью ряда экспериментов?
Вероятность попасть под дождь в Лондоне гораздо выше, чем в пустыне Сахара.
Весь наш жизненный опыт подсказывает, что любое событие считается тем более вероятным, чем чаще оно происходит. Значит, вероятность должна быть каким-то образом связана с частотой.
- Частота случайного события.
- Относительной частотой случайного события называют отношение числа появлений этого события к общему числу проведенных экспериментов:
где А – случайное событие по отношению к некоторому испытанию
N раз проведено испытание и при этом событие А наступило в NA случаях.
Пример 1. Наблюдения показывают, что в среднем среди 1000 новорожденных детей 515
мальчиков. . Частота рождения мальчика в такой серии
наблюдений равна 0,515.
Пример 2. За лето на Черноморском побережье было 67 солнечных дней. Какова частота
солнечных дней на побережье за лето? Частота пасмурных дней?
(,
)
Пример 3. Отдел технического контроля обнаружил 5 бракованных изделий в
партии из 1000 изделий. Найдите частоту изготовления бракованных изделий.
(F(A) = )
Пример 4. Для выяснения качества семян было отобрано и высеяно в лабораторных
условиях 1000 штук. 980 семян дали нормальный всход. Найдите частоту
нормального всхода семян. (F(A) =
- Может быть, относительную частоту и нужно принять за вероятность?
К сожалению, такое определение приводит к одному неудобству – значение частоты зависит от конкретной серии опытов и от их количества.
Фундаментальным свойством относительных частот (если хотите – законом природы) является тот факт, что с увеличением числа опытов относительная частота случайного события постепенно стабилизируется и приближается к вполне определенному числу, которое и следует считать его вероятностью.
Пример 5. Подбрасывание монеты. Классическая вероятность: всего 2 исхода,
А – выпадает герб, 1 исход,
Пример 6. Французский естествоиспытатель Бюффон (XVIII в.) бросил монету 4040 раз,
и при этом герб выпал в 2048 случаях. Следовательно, частота выпадения герба
в данной серии испытаний равна:
Пример 7. Английский математик Карл Пирсон (1857 – 1936) бросал монету 24000 раз,
причем герб выпал 12012 раз. Следовательно, частота выпадения герба в данной
серии испытаний равна:
Пример 5 подтверждает естественное предположение о том, что вероятность выпадения герба при одном бросании монеты равна 0,5.
- Статистическая вероятность.
- Вероятность случайного события приближенно равна частоте этого события, полученной при проведении большого числа случайных экспериментов:
, где
- число испытаний, в которых наступило событие А, N – общее число испытаний.
IV. Физкультминутка.
- Поднимает руки класс – это раз.
- Повернулась голова – это два.
- Руки вниз, вперед смотри – это три.
- Руки в стороны пошире развернули на четыре,
- С силой их к плечам прижать – это пять.
- Всем ребятам надо сесть – это шесть.
V. Решение задач.
Задача №1. По статистике, на каждые 1000 лампочек приходится 3 бракованные. Какова
вероятность купить исправную лампочку?
Решение.
= 0,003;
1 – 0,003 = 0,997.
Ответ: 0,997.
Задача №2. Демографы утверждают, что вероятность рождения близнецов равна 0,012. В
скольких случаях из 10 000 рождений можно ожидать появление близнецов?
Решение.
Ответ: в 120 случаях.
Задача 865. На каждой карточке написана одна из букв О, П, Р, С, Т. Несколько карточек наугад выкладывают одну за другой в ряд. Какова вероятность, что при выкладывании:
а) 3-х карточек получится слово РОТ;
б) 4-х карточек получится слово СОРТ;
в) 5-ти карточек получится слово СПОРТ?
Решение. Исходами опыта будут расположения выбранных карточек в определенном порядке, то есть размещения .
Исходное множество содержит т=5 элементов.
Обозначим буквами А, В, С случайные события, указанные в условии задачи. Найдем их вероятности.
а) Выбираются 3 карточки, k=3, общее число исходов
б)
в)
- Итог урока.
- Что называется относительной частотой случайного события?
- Как вычисляют вероятность случайного события при классическом подходе?
- Приведите пример достоверного события и пример невозможного события. Чему равна вероятность достоверного события; невозможного события?
- Самостоятельная работа.
Вариант 1 | Вариант 3 |
(15 + 25= 40, |
(5 + 3 = 8, |
( |
- Домашнее задание. п. 34, 35; № 736; 864
Задача №864. Из 40 деталей, лежащих в ящике, 3 бракованные детали. Из ящика наугад
вынимают одну деталь. Какова вероятность того, что эта деталь окажется без
брака?
Решение.
Ответ: 0,925.
Задача №736. Ольга помнит, что телефон подруги оканчивается цифрами 5, 7, 8, но забыла, в каком порядке эти цифры следуют. Какова вероятность того, что Ольга набрала правильный номер?
Решение. Исходы – перестановки из трех элементов (5, 7, 8); общее число исходов:
Событие А={абонент набрал верный номер};
IХ. Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/11/picture-62485-1578727288.jpg)
Сценарий урока алгебры в 9 классе по теме "Относительная частота случайного события. Вероятность равновозможных событий".
Урок разработан по пп. 34-35 учебника "Алгебра-9" авт. Макарычев Ю.Н. и др. Доминирующая технология - проблемное обучение : побуждающий и подводящий диалог, большая доля самостоятельной работы, ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/09/picture-273096-1373356902.jpg)
Конспект урока "Расчёт вероятности равновозможных событий" 6 класс
Урок содержит практическую часть. Материал может быть использован для любых УМК....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/22/picture-103008-1358848681.jpg)
Вероятность равновозможных событий
В работе представлены технологическая карта урока. план урока, презентация к уроку, самостоятельная работа по теме....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/21/picture-449069-1453393503.jpg)
Морской бой "Вероятность равновозможных событий"
Презентация может быть использована для проведения внеклассных занятий....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/22/picture-103008-1358848681.jpg)
Урок математики в 9 классе Вероятность равновозможных событий
Урок математики в 9 классе поможет повторению и актуализации знаний по теме "Вероятность равновозможных событий". Поможет научиться распознавать виды событий, исходов, формированию навыков п...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/24/picture-926914-1619262213.jpg)
Конспект урока «Расчёт вероятности равновозможных событий»
Формулирование учащимися цели урока посредством побуждающего диалога.Оценивание вероятности каждого события и определить следующие его характеристики: достоверность вероя...