«Координаты на прямой»
методическая разработка по алгебре (6 класс) по теме
Цели урока.
Обучающие: учить изображать координатную прямую, отмечать на координатной прямой точки с заданными координатами.
Развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать, развивать логическое мышление.
Воспитывающие: вырабатывать аккуратность при изображении чертежей.
Оборудование: карточки – задания для самостоятельной работы,
демонстрационный термометр, таблица, цветные карандаши.
Основные этапы урока
№ п/п | Название момента | Минуты |
1. | Организационный момент | 1 |
2. | Проверка домашнего задания | 7 |
3. | Устный счет | 8 |
4. | Подведение к работе с задачами | 1 |
5. | Решение задач | 10 |
6. | Физкультминутка | 4 |
7. | Практическая работа с проверкой | 10 |
8. | Разбор домашнего задания | 2 |
9. | Рефлексия | 1 |
10. | Итоги урока | 1 |
|
|
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_v_6_klasse.docx | 23.55 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Плоскошская СОШ,
Тверская область, Торопецкий район.
Математика 6 класс.
Тема урока «Координаты на прямой» . 2 урок по данной теме.
Цели урока.
Обучающие: учить изображать координатную прямую, отмечать на координатной прямой точки с заданными координатами.
Развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать, развивать логическое мышление.
Воспитывающие: вырабатывать аккуратность при изображении чертежей.
Оборудование: карточки – задания для самостоятельной работы,
демонстрационный термометр, таблица, цветные карандаши.
Основные этапы урока
№ п/п | Название момента | Минуты |
1. | Организационный момент | 1 |
2. | Проверка домашнего задания | 7 |
3. | Устный счет | 8 |
4. | Подведение к работе с задачами | 1 |
5. | Решение задач | 10 |
6. | Физкультминутка | 4 |
7. | Практическая работа с проверкой | 10 |
8. | Разбор домашнего задания | 2 |
9. | Рефлексия | 1 |
10. | Итоги урока | 1 |
1.Оргмомент. Сообщение темы и целей урока.
2. Проверка Д.З. Проверяем первичные знания усвоения материала прошлого урока. Опрос по теории.
3. Устный счёт. Карточка прилагается.
4. Подготовительная работа.
- Где в практической жизни вы встречались с величинами, которые могут изменяться в противоположных направлениях? (Тепло – холод, вверх – вниз, наличие денег – долг)
Решение задач. №892.стр.148
Задача с рисунком в учебнике о движении поезда.
Цель решения: показать применение координатной прямой в жизни, повторить применение формулы пути.
- Можно сразу ответить на первый вопрос задачи? (Нет)
- Почему? Что сначала нужно узнать? (Какое расстояние пройдёт поезд за 3 часа)
- Как найти расстояние? (Надо скорость умножить на время)
- Найдите. (270 км)
- Сколько ответов можно дать на первый вопрос? Почему? (Не указано направление движения поезда)
- Так в какой же город приедет поезд через 3 часа? (Омск или Курган)
(Ответы: а) за 10 ч поезд пройдёт 900 км и прибудет в Новосибирск, б) за 5 ч поезд пройдёт 450 км и будет находиться в 80 км от Челябинска)
№898 Изобразите на координатной прямой точки А(1), В(8,3), С(-6), Д(6),
М(-2,4), К(2,4)
Возникает вопрос: какой единичный отрезок брать? По 1см или по клетке?
В этом задании нужно отмечать на координатной прямой десятичные дроби. Единичный отрезок выбираем по 1см.
Вопрос учителя: какую часть составляет 1мм от 1см?
Прикладываем линейку к числовой оси и отмечаем числа, используя линейку. Задание выполняем в тетрадях и на доске.
5.Физкультминутка.
Выполняем несколько спортивных упражнений.
№902
Рассматриваем таблицу, на которой показаны высоты гор и глубины морей. Слева на вертикальной шкале показаны высоты и глубины в тысячах метров. Переводим в километры.
Отвечаем на вопросы. Например, чему равна высота горы Эльбрус?
Чему равна глубина Мариинского жёлоба.
В учебнике есть иллюстрация этой таблицы. Дети прикладывают линейки и учатся работать с вертикальной координатной прямой. На доске красочная таблица, совпадающая с рисунком57 учебника( в приложении)
Вопрос учителя: где в жизни встречаются отрицательные и положительные числа?
Ответ: на уличном термометре.
7. Рассматриваем демонстрационный термометр. Работаем с ним.
Учащиеся получают карточки – задания с изображениями уличного термометра.
Задание: правильно отметить температуру воздуха (закрасить столбики термометра, показывающие положительную и отрицательную температуру)
На демонстрационном термометре проверяем результаты.
8.Разбор домашнего задания. №900, №903
9. Рефлексия.
Кто понял, где на координатной прямой стоят положительные числа?
Где стоят отрицательные числа?
Где в жизни встречаются положительные и отрицательные числа?
9. Сообщение об истории возникновения отрицательных чисел.
10. Итоги урока. Выставление оценок с комментариями.
Приложение №1. Используемая литература.
Математика. 6 класс: /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд / М. :Мнемозина, 2012.
Энциклопедический словарь юного математика / Сост, Э 68 А.П. Савин. – М. : Педагогика, 1985.
Поурочные разработки по математике./В.В. Выговская. М. :ВАКО, 2011.
Приложение №2. Задания для устного счёта.
- Найти от 400.
- В книге 180 страниц. Мальчик прочитал 30 стр. Какую часть книги прочитал мальчик?
- Найдите число, которого равны 30.
- В книге 30 страниц. Девочка прочитала книги. Сколько страниц она прочитала?
- Число 22 составляет некоторого числа. Найдите это число.
- Сыну 8 лет. Его возраст составляет возраста отца. Сколько лет отцу?
Приложение №3. Карточки-задания для самостоятельной работы в парах
Вывод:
Числа со знаком "+" перед ними называют положительными.
Числа со знаком "-" перед ними называют отрицательными.
Число 0 не является ни положительным, ни отрицательным.
Приложение №3
История возникновения отрицательных чисел
Зачатки счета теряются в глубине веков и относятся к тому периоду истории человечества, когда ещё не было письменности. Математические знания в далёком прошлом применялись для решения повседневных задач, и именно практика руководила развитием понятия «числа». Не всегда результат измерения или стоимости товара удавалось выразить натуральным числом. Приходилось учитывать и части, и доли меры. Мы знаем, что так появились дроби. В русском языке слово «дробь» появилось в 8 веке, оно происходит от глагола «дробить» - ломать на части.
Решение уравнений и понятие «долга» при торговых расчетах привело к появлению отрицательных чисел.
Отрицательные числа появились значительно позже натуральных чисел и обыкновенных дробей. Первые сведения об отрицательных числах встречаются у китайских математиков во II в. до н. э. Положительные числа тогда толковались как имущество, а отрицательные – как долг, недостача. Но ни египтяне, ни вавилоняне, ни древние греки отрицательных чисел не знали. Исключение составлял Диофант, который в III веке уже знал правило знаков и умел умножать отрицательные числа.
Диофа́нт — древнегреческий математик, живший в III веке н. э.
Лишь в VII в. индийские математики начали широко использовать отрицательные числа, но относились к ним с некоторым недоверием. Полезность и законность отрицательных чисел утверждались постепенно. Индийский математик Брахмагупта рассматривал их наравне с положительными числами.
Брахмагупта ( ок. 598—660) — индийский математик и астроном.
В Европе признание наступило на тысячу лет позже, да и то долгое время отрицательные числа называли «ложными», «мнимыми» или «абсурдными». Первое описание их в европейской литературе появилось в «Книге абака» Леонарда Пизанского (известного под именем Фибоначчи) (1202 год), который трактовал отрицательные числа как долг.
В XVII веке отрицательные числа получили наглядное геометрическое представление на числовой оси. Это открытие тесно связано с именем Рене Декарта. С этого момента наступает их полное равноправие. Однако полная и вполне строгая теория отрицательных чисел была создана только в XIX веке (Уильям Гамильтон и Герман Грассман).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Координаты на прямой
Урок математики в 6 классе. Ресурс состоит из плана-конспекта урока и презентации к нему....
урок по теме "Координаты на прямой"
Первый урок по теме "Положительные и торицательные числа" к учебнику Н.Я.Виленкина...
Урок "Координаты на прямой"
Обобщить и закрепить знания учащихся по теме....
Урок математики в 6 классе «Координаты на прямой»
Цели и задачи урока:познакомить учащихся с отрицательными числами, с координатной прямой, с понятием координаты точки на прямой.Научить отмечать точки на координатной прямой.Способствовать развитию на...
Конспект урока в 6 классе "Координаты на прямой. Положительные и отрицательные числа"
Конспект урока по математике в 6 классе "Координаты на прямой. Положительные и отрицательные числа" с использованем ЭОР (моя итоговая работа по окончании курсов МИОО "Использование ЭОР в процессе обуч...
Открытый урок "Координаты на прямой"
Открытый урок " Координаты на прямой", 6 класс...
урок математики 6 класс по теме координаты на прямой
Конспект урока и презентация урока по теме Координаты на прямой в 6 классе...