Рабочая программа по теме "Решение сложных задач."
рабочая программа по алгебре (9 класс) по теме

Василова Миляуша Рифкатовна

Курс предназначен для учащихся 9 классов, желающих расширить свои теоретические представления по математике.

Курсу отводится 4 часа в неделю. Всего 144 учебных часа.

Преподавание строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odarennye_2013_g._9_kl.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр творческого развития и гуманитарного образования»

 Кукморского муниципального района Республики Татарстан

Рассмотрена и принята

на заседании пед.совета

п        протоколом №__от _____2013г.

Согласована

Зам.директор по УВР _________А.Х. Гимадиев

«__»______________2013г.

Утверждена

Директор

_________Ю.Х. Гимадиева

«__»____________2013 год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по математике « Решение сложных задач» для

 обучающихся 9 классов

на 2013-2014 учебный год

Василова Миляуша Рифкатовна,

учитель математики высшей кв. категории

Кукмор, 2013

Пояснительная записка

Курс предназначен для учащихся 9 классов, желающих расширить свои теоретические представления по математике.

Курсу отводится 4 часа в неделю. Всего 144 учебных часа.

Преподавание строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих применения высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление учащихся. Тематика задач выходит за рамки основного курса, уровень их трудности - повышенный, существенно превышающий обязательный. Особое место занимают задачи, требующие применения учащимися знаний в незнакомой ситуации. учителем и учащимися решается большое количество сложных задач, многие из которых понадобятся как при учебе в высшей школе, так и при подготовке к олимпиадам, математическим конкурсам, различного рода экзаменам. Имеет прикладное и практическое значение и поможет учащимся при проведении различных исследований.

Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, экскурсий, игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.

Цель курса:

-овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для продолжения образования;

-интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе.

Задачи курса:

- развитие у учащихся логических способностей;

- формирование пространственного воображения и графической культуры;

- привитие интереса к изучению предмета;

- расширение и углубление знаний по предмету;

- выявление одаренных детей;

- формирование у учащихся таких необходимых для дальнейшей успешной  учебы качеств, как упорство в достижении цели, трудолюбие, любознательность, аккуратность, внимательность, чувство ответственности, культура личности;

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения данного курса учащиеся должны знать:

- теоремы и свойства, применяемые при решении нестандартных задач по математике;

- особенности проведения олимпиад по математике;

- типы и способы решения нестандартных задач по математике.

Уметь:

- уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств с параметром;

- решать функционально-графическим способом уравнения и неравенства, содержащие знак модуля;

- уметь строить и исследовать кусочно-графические функции;

-решать задачи на сложные проценты, переливания;

-решать задачи на перебор всевозможных вариантов;

-решать сложные геометрические задачи на расположение окружности и треугольника.

Учебно-тематическое планирование

Наименование разделов, тем

Всего часов

Теория

Практика

1.

Уравнения и неравенства с параметром

24

12

12

2.

Уравнения и неравенства, содержащие знак модуля

18

9

9

3.

Конструкция «Треугольник и окружность»

54

27

27

4.

Кусочно-графическая функция.

14

7

7

5.

Решение задач по теории вероятности

14

7

7

6.

Сложные проценты

20

10

10

Итого

144

72

72

Содержание курса

  1. Уравнения и неравенства с параметром (24 часа) Решение линейных уравнений, квадратных уравнений, систем линейных неравенств, квадратных неравенств с параметром.
  2. Уравнения и неравенства, содержащие знак модуля (18 часов) Функционально-графический способ решения уравнений и неравенств, содержащих знак модуля.
  3. Конструкция «Треугольник и окружность» (54 часа) Взаимное расположение треугольника и окружности. Теоремы Чевы  и Менелая. Теорема о секущей и окружности.
  1. Кусочно-графическая функция (14 часов) Построение кусочно-графических функций. Использование графиков при решении задач с параметром.
  2. Решение задач по теории вероятности (14 часов) Решение задач на случайные события, на вычисление вероятности события.
  3. Сложные проценты (20 часов) Решение задач на сложные проценты, переливания, на смеси и сплавы.

Календарно-тематическое планирование

Наименование разделов, тем

Всего часов

Теория

Практика

Дата проведения

1-2

Введение.

2

1

1

3-6

Линейные уравнения  с параметром

4

2

2

7-10

Линейные неравенства с параметром

4

2

2

11-14

Системы линейных неравенств с параметром

4

2

2

15-18

Квадратные уравнения с параметром

4

2

2

19-22

Квадратные неравенства с параметром

4

2

2

23-24

Итоговое занятие

2

1

1

25-28

Модуль    числа. Функционально-графический способ решения уравнений, содержащих несколько выражений под знаком модуля.

4

2

2

29-32

Функционально-графический способ решения  неравенств, содержащих несколько выражений под знаком модуля.

4

2

2

33-36

Функционально-графический способ решения уравнений с параметром, содержащих знак модуля.

4

2

2

37-40

Функционально-графический способ решения неравенств с параметром, содержащих знак модуля.

4

2

2

41-42

Итоговое занятие

2

2

2

43-44

Вспомогательные конструкции и их свойства

2

1

1

45-46

Треугольник и секущая, теорема Менелая

2

1

1

47-48

Треугольник и точка, теорема Чевы

2

1

1

49-52

Окружность и касательная,  окружность и секущая. Теоремы о свойствах секущих

4

2

2

53-54

Основные конструкции

2

1

1

55-58

Треугольник и описанная окружность

4

2

2

59-62

Частные случаи: прямоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольник

4

2

2

63-66

Треугольник и вписанная (вневписанная) окружность

4

2

2

67-70

Расстояние между центрами описанной и вписанной (вневписанной)  окружностей

4

2

2

71-74

Частные случаи: прямоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольник

4

2

2

75-78

Окружность, проходящая через две вершины треугольника

4

2

2

79-82

Окружность, касающаяся двух сторон треугольника

4

2

2

83-86

Окружность, касающаяся одной из сторон треугольника в вершине

4

2

2

87-90

Еще раз о высотах треугольника

4

2

2

91-94

Продолжение темы о двух окружностях

4

2

2

95-96

Итоговое занятие

2

1

1

97-100

Основные понятия. Основные свойства кусочно-графических  функций. Построение кусочно-графических функций.

4

2

2

101-104

Построение графиков функций, содержащих знак модуля.

4

2

2

105-108

Расположение корней кусочно-графических функций  в зависимости от параметра.

4

2

2

109-110

Итоговое занятие

2

1

1

111-114

Случайные события. Как сравнивать события?

4

2

2

115-118

Классическое определение вероятности

4

2

2

119-122

Алгоритм вычисления вероятности в КСИ

4

2

2

123-124

Итоговое занятие

2

1

1

125-126

Историческая справка. Понятие процента в школьном курсе

2

1

1

127-132

Сложные проценты                                                                          

6

3

3

133-138

Концентрация и процентное содержание                                      

6

3

3

139-142

Переливание

4

2

2

143-144

Итоговое занятие

2

1

1

итого

144

Список литературы:

  1. «500 способов и методов решения задач по математике» А.Р. Рязановский. Москва 2001
  2. «Готовимся к экзаменам по математике» Д. Т. Письменный. Москва 2007
  3. «Математика» тренировочные тематические задания повышенной трудности  Г.И. Ковалева. Киров 2010
  4. Учимся рассуждать и доказывать. И.Л .Никольская. Москва 2000
  5.  «Математика» В.А Гусев (справочные материалы) Москва 2002
  6. «Математика» задания на конкурсных экзаменах КГУ. Р.А. Гильманов
  7. Система быстрого счета по Трахтенбергу. Э. Катлер Рязань 2008
  8. Международные математические олимпиады. А.А. Фомин Москва 2009
  9. Дополнительные главы школьному учебнику. 9 кл. Ю.Н. Макарычев Москва 2007
  10. «Замечательные неравенства: способы получения и примеры применения». С.А. Гомоков. Москва 2007
  11. Решение задач методом составления уравнений. Ф.А. Орехов. Москва 2006
  12. Учить школьников учиться математике. О.Б. Енишева Москва 2009
  13. Школьникам о математике и математиках. М.М. Лиман. Москва 2005
  14. Когда задача не выходит. В.М. Финкельштейн. Москва 2005
  15. Уравнения и неравенства. В.В. Вавилов. Псков 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Решение сложных задач по математике"

Рабочая программа кружка "Решение сложных задач по математике" для обучающихся 12-14 лет...

Рабочая программа элективного курса «Решение задач повышенной трудности. Задачи с параметром»

Данная программа может использоваться для расширения знаний по математике и при подготовке к экзаменам...

Рабочая программа элективного курса «Сложные вопросы синтаксиса простого и сложного предложения»

Цели  изучения элективного курса:  Осмысление основных единиц и категорий синтаксиса, правил построения, употребления и пунктуационного оформления синтаксических конструкций необходимо...

Рабочая программа элективного курса "Сложные задачи математики"

Основная цель курса:дополнительная подготовка учащихся 10-11 классов к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ, к продолжению образования.Курс призван помочь учащимся с любой степенью подготов...

Программа ДОУ "Решение сложных задач ЕГЭ"

Данная программа предлагется для элективных курсов в классах с углубленным изучением математики...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Сложные вопросы обществознания" 9 класс

Данный курс предназначен для подготовки обучающихся 9-х классов к ОГЭ в новой форме. В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форм...