Рабочая программа по теме "Решение сложных задач."
рабочая программа по алгебре (9 класс) по теме
Курс предназначен для учащихся 9 классов, желающих расширить свои теоретические представления по математике.
Курсу отводится 4 часа в неделю. Всего 144 учебных часа.
Преподавание строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odarennye_2013_g._9_kl.doc | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр творческого развития и гуманитарного образования»
Кукморского муниципального района Республики Татарстан
Рассмотрена и принята на заседании пед.совета п протоколом №__от _____2013г. | Согласована Зам.директор по УВР _________А.Х. Гимадиев «__»______________2013г. | Утверждена Директор _________Ю.Х. Гимадиева «__»____________2013 год |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике « Решение сложных задач» для
обучающихся 9 классов
на 2013-2014 учебный год
Василова Миляуша Рифкатовна,
учитель математики высшей кв. категории
Кукмор, 2013
Пояснительная записка
Курс предназначен для учащихся 9 классов, желающих расширить свои теоретические представления по математике.
Курсу отводится 4 часа в неделю. Всего 144 учебных часа.
Преподавание строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих применения высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление учащихся. Тематика задач выходит за рамки основного курса, уровень их трудности - повышенный, существенно превышающий обязательный. Особое место занимают задачи, требующие применения учащимися знаний в незнакомой ситуации. учителем и учащимися решается большое количество сложных задач, многие из которых понадобятся как при учебе в высшей школе, так и при подготовке к олимпиадам, математическим конкурсам, различного рода экзаменам. Имеет прикладное и практическое значение и поможет учащимся при проведении различных исследований.
Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, экскурсий, игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.
Цель курса:
-овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для продолжения образования;
-интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе.
Задачи курса:
- развитие у учащихся логических способностей;
- формирование пространственного воображения и графической культуры;
- привитие интереса к изучению предмета;
- расширение и углубление знаний по предмету;
- выявление одаренных детей;
- формирование у учащихся таких необходимых для дальнейшей успешной учебы качеств, как упорство в достижении цели, трудолюбие, любознательность, аккуратность, внимательность, чувство ответственности, культура личности;
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения данного курса учащиеся должны знать:
- теоремы и свойства, применяемые при решении нестандартных задач по математике;
- особенности проведения олимпиад по математике;
- типы и способы решения нестандартных задач по математике.
Уметь:
- уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств с параметром;
- решать функционально-графическим способом уравнения и неравенства, содержащие знак модуля;
- уметь строить и исследовать кусочно-графические функции;
-решать задачи на сложные проценты, переливания;
-решать задачи на перебор всевозможных вариантов;
-решать сложные геометрические задачи на расположение окружности и треугольника.
Учебно-тематическое планирование
№ | Наименование разделов, тем | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Уравнения и неравенства с параметром | 24 | 12 | 12 |
2. | Уравнения и неравенства, содержащие знак модуля | 18 | 9 | 9 |
3. | Конструкция «Треугольник и окружность» | 54 | 27 | 27 |
4. | Кусочно-графическая функция. | 14 | 7 | 7 |
5. | Решение задач по теории вероятности | 14 | 7 | 7 |
6. | Сложные проценты | 20 | 10 | 10 |
Итого | 144 | 72 | 72 |
Содержание курса
- Уравнения и неравенства с параметром (24 часа) Решение линейных уравнений, квадратных уравнений, систем линейных неравенств, квадратных неравенств с параметром.
- Уравнения и неравенства, содержащие знак модуля (18 часов) Функционально-графический способ решения уравнений и неравенств, содержащих знак модуля.
- Конструкция «Треугольник и окружность» (54 часа) Взаимное расположение треугольника и окружности. Теоремы Чевы и Менелая. Теорема о секущей и окружности.
- Кусочно-графическая функция (14 часов) Построение кусочно-графических функций. Использование графиков при решении задач с параметром.
- Решение задач по теории вероятности (14 часов) Решение задач на случайные события, на вычисление вероятности события.
- Сложные проценты (20 часов) Решение задач на сложные проценты, переливания, на смеси и сплавы.
Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование разделов, тем | Всего часов | Теория | Практика | Дата проведения |
1-2 | Введение. | 2 | 1 | 1 | |
3-6 | Линейные уравнения с параметром | 4 | 2 | 2 | |
7-10 | Линейные неравенства с параметром | 4 | 2 | 2 | |
11-14 | Системы линейных неравенств с параметром | 4 | 2 | 2 | |
15-18 | Квадратные уравнения с параметром | 4 | 2 | 2 | |
19-22 | Квадратные неравенства с параметром | 4 | 2 | 2 | |
23-24 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | |
25-28 | Модуль числа. Функционально-графический способ решения уравнений, содержащих несколько выражений под знаком модуля. | 4 | 2 | 2 | |
29-32 | Функционально-графический способ решения неравенств, содержащих несколько выражений под знаком модуля. | 4 | 2 | 2 | |
33-36 | Функционально-графический способ решения уравнений с параметром, содержащих знак модуля. | 4 | 2 | 2 | |
37-40 | Функционально-графический способ решения неравенств с параметром, содержащих знак модуля. | 4 | 2 | 2 | |
41-42 | Итоговое занятие | 2 | 2 | 2 | |
43-44 | Вспомогательные конструкции и их свойства | 2 | 1 | 1 | |
45-46 | Треугольник и секущая, теорема Менелая | 2 | 1 | 1 | |
47-48 | Треугольник и точка, теорема Чевы | 2 | 1 | 1 | |
49-52 | Окружность и касательная, окружность и секущая. Теоремы о свойствах секущих | 4 | 2 | 2 | |
53-54 | Основные конструкции | 2 | 1 | 1 | |
55-58 | Треугольник и описанная окружность | 4 | 2 | 2 | |
59-62 | Частные случаи: прямоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольник | 4 | 2 | 2 | |
63-66 | Треугольник и вписанная (вневписанная) окружность | 4 | 2 | 2 | |
67-70 | Расстояние между центрами описанной и вписанной (вневписанной) окружностей | 4 | 2 | 2 | |
71-74 | Частные случаи: прямоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольник | 4 | 2 | 2 | |
75-78 | Окружность, проходящая через две вершины треугольника | 4 | 2 | 2 | |
79-82 | Окружность, касающаяся двух сторон треугольника | 4 | 2 | 2 | |
83-86 | Окружность, касающаяся одной из сторон треугольника в вершине | 4 | 2 | 2 | |
87-90 | Еще раз о высотах треугольника | 4 | 2 | 2 | |
91-94 | Продолжение темы о двух окружностях | 4 | 2 | 2 | |
95-96 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | |
97-100 | Основные понятия. Основные свойства кусочно-графических функций. Построение кусочно-графических функций. | 4 | 2 | 2 | |
101-104 | Построение графиков функций, содержащих знак модуля. | 4 | 2 | 2 | |
105-108 | Расположение корней кусочно-графических функций в зависимости от параметра. | 4 | 2 | 2 | |
109-110 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | |
111-114 | Случайные события. Как сравнивать события? | 4 | 2 | 2 | |
115-118 | Классическое определение вероятности | 4 | 2 | 2 | |
119-122 | Алгоритм вычисления вероятности в КСИ | 4 | 2 | 2 | |
123-124 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | |
125-126 | Историческая справка. Понятие процента в школьном курсе | 2 | 1 | 1 | |
127-132 | Сложные проценты | 6 | 3 | 3 | |
133-138 | Концентрация и процентное содержание | 6 | 3 | 3 | |
139-142 | Переливание | 4 | 2 | 2 | |
143-144 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | |
итого | 144 |
Список литературы:
- «500 способов и методов решения задач по математике» А.Р. Рязановский. Москва 2001
- «Готовимся к экзаменам по математике» Д. Т. Письменный. Москва 2007
- «Математика» тренировочные тематические задания повышенной трудности Г.И. Ковалева. Киров 2010
- Учимся рассуждать и доказывать. И.Л .Никольская. Москва 2000
- «Математика» В.А Гусев (справочные материалы) Москва 2002
- «Математика» задания на конкурсных экзаменах КГУ. Р.А. Гильманов
- Система быстрого счета по Трахтенбергу. Э. Катлер Рязань 2008
- Международные математические олимпиады. А.А. Фомин Москва 2009
- Дополнительные главы школьному учебнику. 9 кл. Ю.Н. Макарычев Москва 2007
- «Замечательные неравенства: способы получения и примеры применения». С.А. Гомоков. Москва 2007
- Решение задач методом составления уравнений. Ф.А. Орехов. Москва 2006
- Учить школьников учиться математике. О.Б. Енишева Москва 2009
- Школьникам о математике и математиках. М.М. Лиман. Москва 2005
- Когда задача не выходит. В.М. Финкельштейн. Москва 2005
- Уравнения и неравенства. В.В. Вавилов. Псков 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Решение сложных задач по математике"
Рабочая программа кружка "Решение сложных задач по математике" для обучающихся 12-14 лет...
Рабочая программа элективного курса «Решение задач повышенной трудности. Задачи с параметром»
Данная программа может использоваться для расширения знаний по математике и при подготовке к экзаменам...
Рабочая программа элективного курса «Сложные вопросы синтаксиса простого и сложного предложения»
Цели изучения элективного курса: Осмысление основных единиц и категорий синтаксиса, правил построения, употребления и пунктуационного оформления синтаксических конструкций необходимо...
рабочая программа дополнительных занятий "Сложные вопросы обществознания" для 9 класса
рабочая программа...
Рабочая программа элективного курса "Сложные задачи математики"
Основная цель курса:дополнительная подготовка учащихся 10-11 классов к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ, к продолжению образования.Курс призван помочь учащимся с любой степенью подготов...
Программа ДОУ "Решение сложных задач ЕГЭ"
Данная программа предлагется для элективных курсов в классах с углубленным изучением математики...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Сложные вопросы обществознания" 9 класс
Данный курс предназначен для подготовки обучающихся 9-х классов к ОГЭ в новой форме. В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форм...