Рабочая программа внеурочной деятельности "Сложные вопросы обществознания" 9 класс
рабочая программа по обществознанию (9 класс)

Гурьянова Виктория Владимировна

Данный курс предназначен для подготовки обучающихся 9-х классов к ОГЭ в новой форме. В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации – ОГЭ. Занятия по подготовке к ОГЭ по обществознанию предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию.  Занятия ориентированы на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания основной средней школы, а также на подготовку обучающихся 9-х классов к ОГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение – лицей №22 имени А.П. Иванова города Орла

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя

Гурьяновой Виктории Владимировны

Сложные вопросы обществознания (34 часа)

9 класс

2022-2023 учебный год

Пояснительная записка

Актуальность: Данный курс предназначен для подготовки обучающихся 9-х классов к ОГЭ в новой форме. В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации – ОГЭ. Занятия по подготовке к ОГЭ по обществознанию предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию.  Занятия ориентированы на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания основной средней школы, а также на подготовку обучающихся 9-х классов к ОГЭ.

Программа занятий состоит из трех разделов:

  1. Особенности ОГЭ по обществознанию.
  2. Методика решения заданий ОГЭ разного уровня сложности.
  3. Тестовый практикум.

Практические работы в рамках курса включают следующие формы:

  • работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
  • критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
  • анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;
  • решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.

                           

                                Требования к уровню подготовки выпускников

Знать и понимать 

  • биосоциальную сущность человека
  • основные этапы и факторы социализации личности
  • место и роль человека в системе общественных отношений
  • закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
  • основные социальные институты и процессы
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
  • особенности социально-гуманитарного познания

Уметь 

характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы

анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений, и обществоведческими терминами и понятиями

объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)

раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук

осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы

сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений, и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы

оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности

формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Использовать приобретенные знания и умения для 

  • самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
  • оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
  • решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий
  • ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права

Срок реализации: 1 год.

Количество часов: 34 часов.

Формы организации занятий: групповая в сочетании с индивидуальной

Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю.

Продолжительность одного занятия – 1 учебный час

Формы и методы обучения: технология социального развития, лекции, лабораторные работы, практические занятия, дискуссии, эвристические беседы, герменевтическая беседа, работа с документами, самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение.

Средства: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты; решение ситуативных задач, тесты для этапа контроля.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Рабочая программа сформирована с учетом рабочей программы воспитания, призвана обеспечить достижение личностных результатов.

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания элективного курса по обществознанию, являются

• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие;

• заинтересованность в личном успехе;

Метапредметные результаты

• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

• умении выполнять познавательные и практические задания;

Предметными результатами являются:

• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых современном российском обществе социальных ценностей;

• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в обществе.

Прогнозируемый (ожидаемый) результат (по годам обучения):

к окончанию года обучения, обучающиеся должны:

знать

 -  социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

 - сущность общества как формы совместной деятельности людей;

 - характерные признаки основных сфер жизни общества;

 - содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
- существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта или определять понятие на основе его ключевого признака
- термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
- характерные черты социального объекта, элементы его описания;

уметь:

 - сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;

 - приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами  

 - осуществлять поиск социальной информации в различных источниках

 -   оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

 - анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;

 - применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;

 - оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

 - анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;

 - применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;

 - применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

 - формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

 - оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.

-работать с различными источниками информации, в том числе и системой Интернет;

-овладение навыками компьютерных технологий;

-решать тесты, писать эссе, рефераты, выступать с сообщениями, проводить исследования, участвовать в дискуссии.

В результате прохождения курса «Практическое обществознание» у обучающихся формируются следующие умения:

Рефлексивные:

 - соотносить объекты познания со своим жизненным опытом;

 - определять основания и способы своих и чужих действий;

 - определять способы видения мира другими людьми;

Логические:

 - сопоставлять, классифицировать, осуществлять переход от чувственно-конкретного к абстрактному;

- оперировать с абстракциями различной степени сложности;

 - выдвигать гипотезы;

Текстовые:

 - уметь освещать материал логически, последовательно;

 - при изложении материала раскрывать взаимосвязь фактов, их смысл и значение;

Коммуникативные:

 - определять основания чужой точки зрения;

- вести дискуссию;

 - проявлять толерантность;

Содержание программы

Раздел, тема

Теория

Практика

Ведение

Введение. Обществознание как знание и как наука. Различные виды источников.  Способы описания и объяснения обществознания. Требования к уровню подготовки выпускников основной школы, определенные в государственном образовательном стандарте по обществознанию.

Входной контроль, цель: выявление общего уровня знаний, умений и навыков по курсу, практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений.  Приемы работы с различными документами.

 «Понятие источник по обществознанию».

 Памятка для работы с источниками.

Способы работы с источниками.

Основные структурные и содержательные

 характеристики экзаменационной

 работы по обществознанию в форме ОГЭ

1

Общество и человек

Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества. Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение.  Роли человека в малой группе. Лидер.  Свобода личности и коллектив.  Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания.

Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма.

Общество и человек (задание на обращение к социальным реалиям)

2

Экономика

Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов.   Альтернативная стоимость (цена выбора). Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля.

Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике. Производство и труд. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда.

Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.

Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение.  Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги).  Экономические цели и функции государства. Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Налоги, уплачиваемые гражданами.

практикум: Экономика

(задание на обращение к социальным реалиям), экономика (задание на анализ двух суждений) - выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений

 

3

Социальная сфера

Социальная структура общества. Социальные группы и общности.   Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения. Семья как малая группа. Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ. Социальная структура общества. Социальные группы и общности.   Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.  

практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений

4

Политика

Политика, ее роль в жизни общества; политическая власть; разделение властей; государство, формы правления; суверенитет; национально-государственное устройство,

политические режимы.

 выборы, референдум; партии и движения; многопартийность. Конституция – основной закон государства; основы конституционного строя РФ; федерация, ее субъекты; законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ; институт президентства; местное самоуправление.

практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений Политика

(задание на обращение к социальным реалиям)

5

Право

Понятие «право»; отрасли права; права человека; Всеобщая декларация прав человека, права ребенка.

гражданское общество и правовое государство; преступление; уголовная ответственность; административный проступок; правоохранительные органы.

практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений

Работа с нормативными документами –

задание на обращение к социальным реалиям, задание на анализ двух суждений

6

КУЛЬТУРА

Понятие «культура»; духовная жизнь общества; искусство, его виды, место в жизни человека.

наука в современном обществе; образование и самообразование; религия, ее роль в обществе; Церковь как общественный институт мораль, основные ценности и нормы.

практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений Духовная культура (задание на обращение к социальным реалиям) Духовная культура

(задание на анализ двух суждений).

7

Итоговый контроль

Итоговый контроль

Выполнять задания разной сложности, знаний и умений  - тестовый контроль и решение ситуативных задач

Тематическое планирование

Тема

Форма проведения занятий

ЦОР/ЭОР

Дата

Кол-во часов

1

Входной контроль

Беседа

https://resh.edu.ru/subject/24/9/

2

2

Основные характеристики экзаменационной работы по обществознанию в форме ОГЭ

Беседа

https://resh.edu.ru/subject/24/9/

1

3

Требования к уровню подготовки выпускников основной школы, определенные в государственном образовательном стандарте по обществознанию.

Беседа

https://resh.edu.ru/subject/24/9/

1

4

Основные подходы к выполнению заданий первой части,  содержательная линия «Общество»

Тестирование

https://edu.skysmart.ru/homework/new/1041

1

5

Понятие «общество», Взаимосвязь общества и природы,

Беседа

https://resh.edu.ru/subject/24/9/

1

6

Типы обществ (традиционное, индустриальное, постиндустриальное)

Беседа

https://resh.edu.ru/subject/24/9/

1

7

Глобальные проблемы человечества

Беседа

https://resh.edu.ru/subject/24/9/

1

8

Практический тренинг по содержательной линии «Общество» первой части

Тестирование

https://edu.skysmart.ru/homework/new/1041

1

9

Решение ситуативных задач по теме «Общество» второй части

Тестирование

https://edu.skysmart.ru/homework/new/1041

1

10

Практический тренинг по содержательной линии «Общество» третьей части

Тестирование

https://edu.skysmart.ru/homework/new/1041

1

11

Промежуточный контроль

Тестирование

https://edu.skysmart.ru/homework/new/1041

1

12

Деятельность человека, ее основные виды

Беседа

https://resh.edu.ru/subject/24/9/

1

13

Практический тренинг по содержательной линии «Человек» первая и вторая часть

Тестирование

https://edu.skysmart.ru/homework/new/1041

1

14

Решение заданий по теме «Человек» третья часть

Тестирование

https://edu.skysmart.ru/homework/new/1041

1

15

Тестирование по теме «Человек»

Тестирование

https://edu.skysmart.ru/homework/new/1041

1

16

Экономика, ее роль в жизни общества

Беседа

https://resh.edu.ru/subject/24/9/

1

17

Рыночная экономика

Беседа

https://resh.edu.ru/subject/24/9/

1

18

Практический тренинг по содержательной линии «Экономика» первая и вторая часть

Тестирование

https://edu.skysmart.ru/homework/new/1041

1

19

Решение заданий третьей части по теме «Экономика»

Тестирование

https://edu.skysmart.ru/homework/new/1041

1

20

Тестирование по теме «Экономика»

Тестирование

https://edu.skysmart.ru/homework/new/1041

1

21

Социальная структура. Социальные отношения

Беседа

https://resh.edu.ru/subject/24/9/

1

22

Семья   Этика семейных отношений Правовые основы семьи и брака

Беседа

https://resh.edu.ru/subject/24/9/

1

23

Практический тренинг по содержательной линии «Социальная сфера» первая и вторая часть

Тестирование

https://edu.skysmart.ru/homework/new/1041

1

24

Решение заданий третьей части по теме «Социальная сфера»

Тестирование

https://edu.skysmart.ru/homework/new/1041

1

25

Тестирование по теме «Социальная сфера»

Тестирование

https://edu.skysmart.ru/homework/new/1041

1

26

Политика, ее роль в жизни общества. Государство, формы правления.

Беседа

https://resh.edu.ru/subject/24/9/

1

27

Практический тренинг по содержательной линии «Политика» первая часть Решение ситуативных задач по теме «Политика» вторая часть

Тестирование

https://edu.skysmart.ru/homework/new/1041

1

28

Решение заданий третьей части по теме «Политика»

Тестирование

https://edu.skysmart.ru/homework/new/1041

1

29

Тестирование по теме «Политика»

Тестирование

https://edu.skysmart.ru/homework/new/1041

1

30

Понятие «право». Нормы права. Отрасли права

Беседа

https://resh.edu.ru/subject/24/9/

1

31

Тестирование по теме        

Тестирование

https://edu.skysmart.ru/homework/new/1041

1

32

Понятие «культура» Духовная жизнь общества .

Беседа

https://resh.edu.ru/subject/24/9/

1

33

Практический тренинг по содержательной линии «Культура» первой и второй части

Тестирование

https://edu.skysmart.ru/homework/new/1041

1

34

Итоговый контроль

Тестирование

https://edu.skysmart.ru/homework/new/1041

1

ИТОГО:

34

                               

Учебно-методическое обеспечение курса

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1.Боголюбов Л.Н. Человек и общество М., 2015

2. Введение в обществознание. Актуальные проблемы. Пособие. М., 2015

3.Кравченко А.И. Обществознание Учебник для 8-9 классов. М., 2014г.

4.Клименко С.В. Основы государства и права. М, 2007
5.Кравченко А.И. Практикум для учащихся 8-9, М. «Русское слово», 2008.

6. Мушинский В. О. Азбука гражданина. — М.: ЦГО,1997-2000

7. Интернет-ресурсы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА

  1. Алексеев В.П. Становление человечества. М., 2000
  2. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 2001
  3. Андреева Г.М. Социальная психология. М.,1994г.
  4. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие, М., 2002
  5. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Этнографические очерки.Л., 2003
  6. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 2004
  7. Бодалев А.А. Личность и общение: избранные психологические труды 2-е изд., перераб. М., 2004
  8. Здоавомыслов А.Г. Социология конфликтов. М., 2004
  9. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М., 2004
  10. Лихачев Д.С. Прошлое будущему. Статьи и очерки. Л., 2004
  11. Русская нация: историческое прошлое и проблема возрождения. М., 2005
  12. Семеникова Л.И. Цивилизация в истории человечества, учебное пособие. Брянск, Курсив, 2004
  13. Соколов Э.В. Культурология. Очерки теорий культуры: пособие для старшеклассников.    М., 2003
  14. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 2004

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочного занятия в 1 классе "Занимательный английский" ФГОС второго поколения.

Данная рабочая программа создана на основе ФГОС второго поколения для массовой начальной школы....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1 КЛАССЕ «ВВЕДЕНИЕ В АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»

Данная авторская программа была разработана в связи с отсутствием государственной программы по английскому языку по внеурочной деятельности для 1 класса. Программа составлена с учетом федерального ком...

Рабочая программа . Внеурочная деятельность 2-3 классы "Моя первая клумба"

Рабочая программа . Внеурочная деятельность 2-3 классы  "Моя первая клумба" Социальное направление...

Интеллект. Интерес. Исследование. Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 классов

В современной образовательной практике, на наш взгляд, выявляется противоречие между возросшими требованиями к уровню подготовки выпускника, с одной стороны, и нарастающими трудностями в усвоении учеб...

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе "Изучаем родной край"

В курсе изучения программ по биологии, географии и краеведении в 5 классе введены разделы по изучению экологии. На основе этих разделов разработана программа по экологии и изучению родного края при вн...

Рабочая программа внеурочной деятельности в 1 классе "Веселый английский"

Развитие творческих способностей младших школьников через иностранный язык в стихах, сказка, театральных постановках...