Рабочая программа внеурочной деятельности "Сложные вопросы обществознания" 9 класс
рабочая программа по обществознанию (9 класс)
Данный курс предназначен для подготовки обучающихся 9-х классов к ОГЭ в новой форме. В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации – ОГЭ. Занятия по подготовке к ОГЭ по обществознанию предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию. Занятия ориентированы на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания основной средней школы, а также на подготовку обучающихся 9-х классов к ОГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_slozhnye_voprosy_obshchestvoznaniya_9_klass.docx | 33.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение – лицей №22 имени А.П. Иванова города Орла
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя
Гурьяновой Виктории Владимировны
Сложные вопросы обществознания (34 часа)
9 класс
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Актуальность: Данный курс предназначен для подготовки обучающихся 9-х классов к ОГЭ в новой форме. В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации – ОГЭ. Занятия по подготовке к ОГЭ по обществознанию предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию. Занятия ориентированы на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания основной средней школы, а также на подготовку обучающихся 9-х классов к ОГЭ.
Программа занятий состоит из трех разделов:
- Особенности ОГЭ по обществознанию.
- Методика решения заданий ОГЭ разного уровня сложности.
- Тестовый практикум.
Практические работы в рамках курса включают следующие формы:
- работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
- критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;
- решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.
Требования к уровню подготовки выпускников
Знать и понимать
- биосоциальную сущность человека
- основные этапы и факторы социализации личности
- место и роль человека в системе общественных отношений
- закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
- основные социальные институты и процессы
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
- особенности социально-гуманитарного познания
Уметь
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений, и обществоведческими терминами и понятиями
объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений, и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Использовать приобретенные знания и умения для
- самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
- оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
- решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий
- ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права
Срок реализации: 1 год.
Количество часов: 34 часов.
Формы организации занятий: групповая в сочетании с индивидуальной
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность одного занятия – 1 учебный час
Формы и методы обучения: технология социального развития, лекции, лабораторные работы, практические занятия, дискуссии, эвристические беседы, герменевтическая беседа, работа с документами, самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение.
Средства: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты; решение ситуативных задач, тесты для этапа контроля.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Рабочая программа сформирована с учетом рабочей программы воспитания, призвана обеспечить достижение личностных результатов.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания элективного курса по обществознанию, являются
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие;
• заинтересованность в личном успехе;
Метапредметные результаты
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• умении выполнять познавательные и практические задания;
Предметными результатами являются:
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых современном российском обществе социальных ценностей;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в обществе.
Прогнозируемый (ожидаемый) результат (по годам обучения):
к окончанию года обучения, обучающиеся должны:
знать
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
- существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта или определять понятие на основе его ключевого признака
- термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
- характерные черты социального объекта, элементы его описания;
уметь:
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
- приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами
- осуществлять поиск социальной информации в различных источниках
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;
- применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;
- применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
- применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
- формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.
-работать с различными источниками информации, в том числе и системой Интернет;
-овладение навыками компьютерных технологий;
-решать тесты, писать эссе, рефераты, выступать с сообщениями, проводить исследования, участвовать в дискуссии.
В результате прохождения курса «Практическое обществознание» у обучающихся формируются следующие умения:
Рефлексивные:
- соотносить объекты познания со своим жизненным опытом;
- определять основания и способы своих и чужих действий;
- определять способы видения мира другими людьми;
Логические:
- сопоставлять, классифицировать, осуществлять переход от чувственно-конкретного к абстрактному;
- оперировать с абстракциями различной степени сложности;
- выдвигать гипотезы;
Текстовые:
- уметь освещать материал логически, последовательно;
- при изложении материала раскрывать взаимосвязь фактов, их смысл и значение;
Коммуникативные:
- определять основания чужой точки зрения;
- вести дискуссию;
- проявлять толерантность;
Содержание программы
№ | Раздел, тема | Теория | Практика |
Ведение | Введение. Обществознание как знание и как наука. Различные виды источников. Способы описания и объяснения обществознания. Требования к уровню подготовки выпускников основной школы, определенные в государственном образовательном стандарте по обществознанию. | Входной контроль, цель: выявление общего уровня знаний, умений и навыков по курсу, практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений. Приемы работы с различными документами. «Понятие источник по обществознанию». Памятка для работы с источниками. Способы работы с источниками. Основные структурные и содержательные характеристики экзаменационной работы по обществознанию в форме ОГЭ | |
1 | Общество и человек | Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества. Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер. Свобода личности и коллектив. Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания. Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма. | Общество и человек (задание на обращение к социальным реалиям) |
2 | Экономика | Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора). Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля. Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике. Производство и труд. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда. Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика. Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги). Экономические цели и функции государства. Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Налоги, уплачиваемые гражданами. | практикум: Экономика (задание на обращение к социальным реалиям), экономика (задание на анализ двух суждений) - выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений
|
3 | Социальная сфера | Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения. Семья как малая группа. Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ. Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения. | практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений |
4 | Политика | Политика, ее роль в жизни общества; политическая власть; разделение властей; государство, формы правления; суверенитет; национально-государственное устройство, политические режимы. выборы, референдум; партии и движения; многопартийность. Конституция – основной закон государства; основы конституционного строя РФ; федерация, ее субъекты; законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ; институт президентства; местное самоуправление. | практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений Политика (задание на обращение к социальным реалиям) |
5 | Право | Понятие «право»; отрасли права; права человека; Всеобщая декларация прав человека, права ребенка. гражданское общество и правовое государство; преступление; уголовная ответственность; административный проступок; правоохранительные органы. | практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений Работа с нормативными документами – задание на обращение к социальным реалиям, задание на анализ двух суждений |
6 | КУЛЬТУРА | Понятие «культура»; духовная жизнь общества; искусство, его виды, место в жизни человека. наука в современном обществе; образование и самообразование; религия, ее роль в обществе; Церковь как общественный институт мораль, основные ценности и нормы. | практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений Духовная культура (задание на обращение к социальным реалиям) Духовная культура (задание на анализ двух суждений). |
7 | Итоговый контроль | Итоговый контроль | Выполнять задания разной сложности, знаний и умений - тестовый контроль и решение ситуативных задач |
Тематическое планирование
№ | Тема | Форма проведения занятий | ЦОР/ЭОР | Дата | Кол-во часов |
1 | Входной контроль | Беседа | https://resh.edu.ru/subject/24/9/ | 2 | |
2 | Основные характеристики экзаменационной работы по обществознанию в форме ОГЭ | Беседа | https://resh.edu.ru/subject/24/9/ | 1 | |
3 | Требования к уровню подготовки выпускников основной школы, определенные в государственном образовательном стандарте по обществознанию. | Беседа | https://resh.edu.ru/subject/24/9/ | 1 | |
4 | Основные подходы к выполнению заданий первой части, содержательная линия «Общество» | Тестирование | https://edu.skysmart.ru/homework/new/1041 | 1 | |
5 | Понятие «общество», Взаимосвязь общества и природы, | Беседа | https://resh.edu.ru/subject/24/9/ | 1 | |
6 | Типы обществ (традиционное, индустриальное, постиндустриальное) | Беседа | https://resh.edu.ru/subject/24/9/ | 1 | |
7 | Глобальные проблемы человечества | Беседа | https://resh.edu.ru/subject/24/9/ | 1 | |
8 | Практический тренинг по содержательной линии «Общество» первой части | Тестирование | https://edu.skysmart.ru/homework/new/1041 | 1 | |
9 | Решение ситуативных задач по теме «Общество» второй части | Тестирование | https://edu.skysmart.ru/homework/new/1041 | 1 | |
10 | Практический тренинг по содержательной линии «Общество» третьей части | Тестирование | https://edu.skysmart.ru/homework/new/1041 | 1 | |
11 | Промежуточный контроль | Тестирование | https://edu.skysmart.ru/homework/new/1041 | 1 | |
12 | Деятельность человека, ее основные виды | Беседа | https://resh.edu.ru/subject/24/9/ | 1 | |
13 | Практический тренинг по содержательной линии «Человек» первая и вторая часть | Тестирование | https://edu.skysmart.ru/homework/new/1041 | 1 | |
14 | Решение заданий по теме «Человек» третья часть | Тестирование | https://edu.skysmart.ru/homework/new/1041 | 1 | |
15 | Тестирование по теме «Человек» | Тестирование | https://edu.skysmart.ru/homework/new/1041 | 1 | |
16 | Экономика, ее роль в жизни общества | Беседа | https://resh.edu.ru/subject/24/9/ | 1 | |
17 | Рыночная экономика | Беседа | https://resh.edu.ru/subject/24/9/ | 1 | |
18 | Практический тренинг по содержательной линии «Экономика» первая и вторая часть | Тестирование | https://edu.skysmart.ru/homework/new/1041 | 1 | |
19 | Решение заданий третьей части по теме «Экономика» | Тестирование | https://edu.skysmart.ru/homework/new/1041 | 1 | |
20 | Тестирование по теме «Экономика» | Тестирование | https://edu.skysmart.ru/homework/new/1041 | 1 | |
21 | Социальная структура. Социальные отношения | Беседа | https://resh.edu.ru/subject/24/9/ | 1 | |
22 | Семья Этика семейных отношений Правовые основы семьи и брака | Беседа | https://resh.edu.ru/subject/24/9/ | 1 | |
23 | Практический тренинг по содержательной линии «Социальная сфера» первая и вторая часть | Тестирование | https://edu.skysmart.ru/homework/new/1041 | 1 | |
24 | Решение заданий третьей части по теме «Социальная сфера» | Тестирование | https://edu.skysmart.ru/homework/new/1041 | 1 | |
25 | Тестирование по теме «Социальная сфера» | Тестирование | https://edu.skysmart.ru/homework/new/1041 | 1 | |
26 | Политика, ее роль в жизни общества. Государство, формы правления. | Беседа | https://resh.edu.ru/subject/24/9/ | 1 | |
27 | Практический тренинг по содержательной линии «Политика» первая часть Решение ситуативных задач по теме «Политика» вторая часть | Тестирование | https://edu.skysmart.ru/homework/new/1041 | 1 | |
28 | Решение заданий третьей части по теме «Политика» | Тестирование | https://edu.skysmart.ru/homework/new/1041 | 1 | |
29 | Тестирование по теме «Политика» | Тестирование | https://edu.skysmart.ru/homework/new/1041 | 1 | |
30 | Понятие «право». Нормы права. Отрасли права | Беседа | https://resh.edu.ru/subject/24/9/ | 1 | |
31 | Тестирование по теме | Тестирование | https://edu.skysmart.ru/homework/new/1041 | 1 | |
32 | Понятие «культура» Духовная жизнь общества . | Беседа | https://resh.edu.ru/subject/24/9/ | 1 | |
33 | Практический тренинг по содержательной линии «Культура» первой и второй части | Тестирование | https://edu.skysmart.ru/homework/new/1041 | 1 | |
34 | Итоговый контроль | Тестирование | https://edu.skysmart.ru/homework/new/1041 | 1 | |
ИТОГО: | 34 |
Учебно-методическое обеспечение курса
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1.Боголюбов Л.Н. Человек и общество М., 2015
2. Введение в обществознание. Актуальные проблемы. Пособие. М., 2015
3.Кравченко А.И. Обществознание Учебник для 8-9 классов. М., 2014г.
4.Клименко С.В. Основы государства и права. М, 2007
5.Кравченко А.И. Практикум для учащихся 8-9, М. «Русское слово», 2008.
6. Мушинский В. О. Азбука гражданина. — М.: ЦГО,1997-2000
7. Интернет-ресурсы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
- Алексеев В.П. Становление человечества. М., 2000
- Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 2001
- Андреева Г.М. Социальная психология. М.,1994г.
- Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие, М., 2002
- Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Этнографические очерки.Л., 2003
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 2004
- Бодалев А.А. Личность и общение: избранные психологические труды 2-е изд., перераб. М., 2004
- Здоавомыслов А.Г. Социология конфликтов. М., 2004
- Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М., 2004
- Лихачев Д.С. Прошлое будущему. Статьи и очерки. Л., 2004
- Русская нация: историческое прошлое и проблема возрождения. М., 2005
- Семеникова Л.И. Цивилизация в истории человечества, учебное пособие. Брянск, Курсив, 2004
- Соколов Э.В. Культурология. Очерки теорий культуры: пособие для старшеклассников. М., 2003
- Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочного занятия в 1 классе "Занимательный английский" ФГОС второго поколения.
Данная рабочая программа создана на основе ФГОС второго поколения для массовой начальной школы....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1 КЛАССЕ «ВВЕДЕНИЕ В АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»
Данная авторская программа была разработана в связи с отсутствием государственной программы по английскому языку по внеурочной деятельности для 1 класса. Программа составлена с учетом федерального ком...
Рабочая программа внеурочного занятия во 2 классе "Занимательная информатика" ФГОС .
«Рассмотренно»...
Рабочая программа . Внеурочная деятельность 2-3 классы "Моя первая клумба"
Рабочая программа . Внеурочная деятельность 2-3 классы "Моя первая клумба" Социальное направление...
Интеллект. Интерес. Исследование. Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 классов
В современной образовательной практике, на наш взгляд, выявляется противоречие между возросшими требованиями к уровню подготовки выпускника, с одной стороны, и нарастающими трудностями в усвоении учеб...
Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе "Изучаем родной край"
В курсе изучения программ по биологии, географии и краеведении в 5 классе введены разделы по изучению экологии. На основе этих разделов разработана программа по экологии и изучению родного края при вн...
Рабочая программа внеурочной деятельности в 1 классе "Веселый английский"
Развитие творческих способностей младших школьников через иностранный язык в стихах, сказка, театральных постановках...