Разработки уроков по математике, алгебре
методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
План – конспект урока
Доли и дроби
2.Предмет: математика
3.Класс 5
4. Тема и номер урока в теме: Доли и дроби, урок №2
5. Базовый учебник Бунимович Е.А. и др. «МатематикаАрифметика.Геометрия.5 класс»
6.Цели урока:
Дидактическая цель: создать условия для формирования новой учебной информации.
Цели по содержанию:
- обучающие: дать понятие о делении целого на доли, ввести понятие дроби и ее составляющих, учить моделировать в графической, предметной форме доли и дроби, оперировать математическими символами: записывать доли в виде обыкновенной дроби, читать дроби, называть числитель и знаменатель обыкновенной дроби, объяснять их содержательный смысл.
- развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание;
- воспитательные: развивать познавательный интерес и регуляторные навыки через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки, развивать коммуникативные способности во время работы в парах, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы:
По источникам знаний: словесные, наглядные;
По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
Место проведения: учебный кабинет
Оборудование: Учебник: Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электоронном носителе / Е.А. Бунимович и др. –2-е изд. – М.:Просвещение, 2011. – 223 с.: ил. – (Академический школьный учебник) (Сферы), Задачник-тренажер Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Бунимович и др.. – М.:Просвещение, 2010. – 127 с.: ил., Тетрадь-тренажер Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Бунимович и др. – 2-е изд. – М.:Просвещение, 2011. – 128 с.: ил., мультимедиа проектор, компьютер, ИД, рабочие тетради учащихся.
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Ну-ка, проверь дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку пять. | Включаются в деловой ритм урока | Регулятивные (прогнозирование своей деятельности) |
Актуализация знаний и умений | Актуализация опорных знаний и способов действий | Найдите половину от 12, от 48 , от 100, от 442, от 1000. Загадка: Назовите слово, которое используется в математике: Она бывает барабанная или пальцами. А еще она бывает охотничья. Что это? А теперь, ребята, назовите тему нашего урока. Ведь вы, наверное, догадались, что это …. Запись темы урока на доске | Устно: 6, 24, 50, 221, 500 Устно: Дробь Доли и дроби Запись темы урока в тетрадь | Регулятивные: выделение и осознание того, что уже пройдено. Постановка учебной задачи на основе известного. |
Целеполагание и мотивация | Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока | Цель урока Сегодня мы узнаем, что такое доля и что такое дробь, как записываются и читаются обыкновенные дроби, что такое числитель и знаменатель, как найти половину, треть, четверть. Будем решать задачи на нахождение целого по его доли. | Регулятивные Целеполагание, | |
Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы «Доли» | Определение доли Людям часто приходится делить целое на доли. Делить можно, что угодно: яблоко, круг, торт, хлеб. Просмотр анимированного объяснения «Деление целого на дроби» до первой логической остановки Самая известная доля – это, конечно, половина. Слова с приставкой «пол» можно услышать, пожалуй, каждый день: полчаса, полкилограмма, полбулки. Назовите еще несколько слов с этой приставкой. Но есть и другие доли. Например, четверть, десятая, сотая. Просмотр анимированного объяснения «Деление целого на дроби» до конца - Когда образуются доли Доля – это каждая из равных частей единицы. Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу. Разделили на две части – «половина» на три – «треть» на четыре - «четверть» на пять – «пятая» и т.д. - Как можно сравнить доли? -Запишем сравнение долей, о которых шла речь в объяснении материала | Приводят примеры употребления приставки «пол» Тогда, когда один предмет (яблоко, булка хлеба) или единица измерения (час, килограмм) делятся на равные части. -Чем на большее количество разделили целое, тем меньше каждая доля. | Регулятивные: Целеполагание. Познавательные. Самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели. Личностные: Анализ речевых конструкций |
Организация первичного закрепления | Установление правильности и осознанности изучения темы «Доли». Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | Открываем Тетради-тренажеры на странице 78, выполняем № 180. Необходимо разделить разными способами прямоугольник на две равные части. - Какие фигуры называются равными? - Выполните задание, при необходимости советуясь с соседом по парте. Пара, предложившая самое оригинальное разделение, получит наши аплодисменты. А теперь поработаем по Задачникам-тренажерам устно № 247 а) Как называют доли, полученные при делении целого на 3, 5, 6, 8 равных частей? б) На сколько равных частей разделили целое, если в результате получились четвертые доли? седьмые доли? десятые доли? двенадцатые доли? № 249
а) в половине килограмма; б) в четверти килограмма? 2) Сколько минут: а) в половине часа; б) в четверти часа? № 250 Используя слова «половина», «четверть», прочитайте, который час | - Фигуры, которые можно совместить наложением. Ребята выполняют работу в своих тетрадях-тренажерах, сверяются и советуются с соседом по парте. Демонстрируют свои варианты разделения на ИД. - Одна треть; - одна пятая; - одна шестая; - одна восьмая. -на четыре; -на семь; - на десять; - на двенадцать. - 500 граммов - 250 граммов - 30 минут - 15 минут - четверть двенадцатого - половина двенадцатого - три четверти двенадцатого или без четверти двенадцать. | Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов. Построение логической цепи рассуждений Регулятивные: Планирование, прогнозирование Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог Личностные: Самоопределение |
Усвоение новых знаний и способов усвоения | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: дроби | Понятие о дроби как о сумме нескольких долей Просмотр анимированного объяснения «Деление целого на дроби» - Из чего состоит запись дроби? Делаем запись в тетрадях:
- Что показывает знаменатель дроби? - Что показывает числитель дроби? | -Из числителя, знаменателя и дробной черты. Делают запись в тетрадях - На сколько равных частей разделили целое. - Сколько частей взяли. | Личностные: Самоопределение Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог. |
Организация первичного закрепления ФИЗМИНУТКА: Проверка понимания и закрепление | Установление правильности и осознанности изучения темы «Дроби». Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | - Выполним устно по Учебнику № 468. (№ 469) - Запишите дроби: одна вторая, одна пятая, две третьих, три четвертых . На доске на клетках показывается образец записи. № 470 - Определить, на сколько равных частей разделен квадрат, какая его часть закрашена, какая – нет. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: Из-за парт мы выйдем дружно, Но шуметь совсем не нужно. Встали прямо, ноги вместе, Поворот кругом на месте. Хлопнем пару раз в ладошки И потопаем немножко. А теперь представим, детки, Будто руки наши- ветки. Покачаем ими дружно, Словно ветер дует южный. Ветер стих. Вздохнули дружно. Нам урок продолжить нужно. Подравнялись, тихо сели И на доску посмотрели. - Работаем по Тетради-тренажеру: № 183. Первый вариант записывает дробью, какая часть фигуры закрашена, второй вариант, какая часть фигуры не закрашена. Потом посмотреть на результаты в парах и сделать вывод. | - одна треть, знаменатель 3 показывает, что целое разделили на 3 равные части, числитель 1, что взяли одну часть из трех; - три седьмые, знаменатель 7 показывает, что целое разделили на 7 равных частей, числитель 3, что взяли три части из семи; - девять десятых, знаменатель 10 показывает, что целое разделили на 10 равных частей, числитель 9, что взяли девять частей из десяти; - тридцать одна сотая, знаменатель 100 показывает, что целое разделили на 100 равных частей, числитель 31, что взяли тридцать одну часть из ста. Записывают в тетрадях под диктовку:
Поясняют, что означает каждая дробь аналогично № 468 а) фигура разделена на шесть частей, закрашено пять шестых, не закрашена одна шестая часть; б) фигура разделена на девять частей, закрашено шесть девятых, не закрашено три девятых; в) фигура разделена на восемь частей, закрашено три восьмых, не закрашено пять восьмых; г) фигура разделена на двенадцать частей, закрашено семь двенадцатых, не закрашено пять двенадцатых. 1 вариант: 2 вариант: Вывод: Числители соответствующих дробей у разных вариантов дополняют друг друга до числа равного знаменателю. Дробь, у которой числитель и знаменатель равны, обозначает одну целую фигуру. | Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов. Построение логической цепи рассуждений Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог. Познавательные: Анализ объектов и синтез; построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. Коммуникативные: Коллективное обсуждение проблем . |
Организация первичного контроля | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков | Самостоятельная работа (6 мин) Вариант I По Задачнику-тренажеру: № 257 (а,в), 258(а), 259 (а) Вариант II По Задачнику-тренажеру: № 257 (б,г), 258(б), 259 (б) | Выполняют задания в тетрадях, проверяют по заготовке на ИД. Оценивают успешность своей работы. | Регулятивные: Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция. Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Подведение итогов урока | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых | - Что изучали сегодня на уроке? - Кто желает сформулировать определение доли? - Что такое дробь? Из чего она состоит? - Что показывает знаменатель дроби? А что показывает числитель дроби? - Как найти целое, если известна его доля? - Сегодня на уроке все работали хорошо, но особенно хочется отметить некоторых учащихся: …. | Познавательные: Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов. Личностные: Жизненное самоопределение, ценносто - смысловая ориентация обучающихся. | |
Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | По Учебнику п. 29 (с.134), Т-Т № 177, 181, 184, Эл. Прилож. № 470 | Регулятивные: Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности | |
Рефлексия | Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе | Если вы считаете, что вы поняли тему сегодняшнего урока, то хлопните три раза в ладоши. Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то хлопните всего один раз. Если вы считаете, что вы не поняли тему сегодняшнего урока, то хлопать не надо. Вы аплодировали себе и своим новым знаниям. Спасибо за урок. | Регулятивные: Оценка своей деятельности и других людей Личностные: Смыслообразование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме:"Алгебра логики"
Этот урок является первым в данной теме.Раскрывает: вопрос истории,основные понятия, примеры задач....
Разработка урока-игры по алгебре в 7 классе на тему: формулы сокращённого умножения
Данная разработка поможет при проведении итогового урока проверки знаний учащихся...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/23/picture-347903-1385209050.jpg)
Разработки уроков: по математике в 5 классе,по алгебре в 9 классе, по алгебре и началам анализа в 11 классе
Мною предложены технологические карты уроков: в 5 классе по теме "Уравнение", в 9 классе по теме "Квадратный трехчлен", в 11 классе по теме "Три правила нахождения первообразных". Очень прошу коллег д...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/26/picture-1002135-1516962001.jpg)
Методическая разработка урока по математике в 1 классе «Весёлая математика».
Предмет «Математика» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умени...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/02/picture-413912-1393754827.jpg)
Разработка урока – практикума по алгебре в 9 классе по теме: «Применение комбинаторики при решении задач по теории вероятностей»
Разработка урока повторения изученного материала по комбинаторике и теории вероятностей....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/31/picture-966843-1509466308.jpg)
Разработка урока по математике (модуль Алгебры) по теме «Свойства степени с натуральным показателем»
Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование умения выполнять алгебраические преобразования, применяя свойства степени с натуральным показателем....
разработка урока 7 класс алгебра
Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока, применение правила умноженя одночлена на одночлен с дальнешим преходом на операцию умножения одночлена на многочлен. Введения основного п...