"Решение иррациональных уравнений"
методическая разработка по алгебре (10 класс) по теме
Данный урок по алгебре в 10 классе сопровождается презентацией. На уроке рассматриваются различные способы решения иррациональных уравнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-lifanova_v.a.rar | 1.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по алгебре в
10 классе (учитель Лифанова В.А.)
Тема урока: Решение иррациональных уравнений
Цель: дать представление о различных способах решения иррациональных уравнений
Задачи:
- повторить основные методы решения иррациональных уравнений;
- рассмотреть другие методы решения иррациональных уравнений
- развивать умение выделять главное в изучаемом материале, обобщать факты и понятия.
- развитие познавательных интересов, самоконтроля.
- воспитание эстетических качеств и умения общаться
Оборудование:
доска, интерактивная доска, компьютер, компьютерная презентация.
ПЛАН УРОКА. ( слайд 2)
- Организационный момент( сообщение темы урока и цели и задач урока)
- Проверка домашнего задания
- Анализ самостоятельной работы
- Устная работа с классом
- Изучение нового материала . Выполнение упражнений.
- Задание на дом
- Итог урока
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент( сообщение темы урока и цели и задач урока) Слайд 2
Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы продолжим с вами заниматься решением иррациональных уравнений. Наша с вами задача: повторить и обобщить известные способы решения иррациональных уравнений и познакомиться с новыми.
Девизом нашего сегодняшнего урока предлагаю взять такте слова: Слайд 3
“Нельзя изучать математику глядя на то, как это делает сосед”.
Продолжим урок. Проверим домашнее задание.
2. (презентация учащегося)
№234(2,4,6)
2)х+√х=2(х-1)
√х=2х-2-х
√х=х-2
ó х=х²-4х+4
х-2≥0
ó х²-5х+4=0
х≥2
ó х=1, х=4
х≥2
Ответ: х=4.
4)√х-1=х-3
ó х-1=х²-6х+9
х-3≥0
ó х²-7х+10=0
х≥3
ó х=5, х=2
х≥3
Ответ: х=5.
6)√6+х-х²=1-х
- 6+х-х²=1-2х+х²
1-х≥0
- 2х²-3х-5=0
х≤1
- х=-1, х=-2,5
х≤1
Ответ: х=-1.
№235(2,4,6)
2)√х²-36,75=х-3,5
х²-36,75=х²-7х+12,25
7х=49
х=7
Проверка:
√49-36,75=7-3,5
4)√5х+√14-х=8
√14-х=8-√5х
14-х=64-16√5х+5х
16√5х=50+6х
8√5х=25+3х
320х=625+150х+9х²
9х²-170х+625=0
D=6400
х1=125/9
х2=5
Пр-ка:
Х=125/9 – п.к.
√625/81+√14-125/9≠8
х= 5
√25+√14-5=8
8=8
Ответ: х=5.
6)√3-2х-√1-х=1
√3-2х=1+√1-х
3-2х=1+2√1-х+1-х
2√1-х=1-х
4-4х=1-2х+х²
х²+2х-3=0
х1=1
х2=-3
Пр-ка:
х=1
√3-2-√1-1=1
1-0=1
1=1
х=-3
√3+6-√1+3=1
3-2=1
1=1
Ответ: х=1, х=-3.
3,5=3,5
Ответ: х=7.
3) Анализ самостоятельной работы (слайд 4)
Основные ошибки: вычислительные, некорректная запись ответа.
Учитель: Уравнения с давних времен волновали умы человечества. Иррациональные уравнения тоже не исключение. Они очень важны и для математики, и для наук.
Чтобы лучше усвоить новый материал , давайте вспомним пройденный
4.Устная работа (слайд 5-7)
Дайте определение иррационального уравнения.
Каким способом можно решить данное уравнение?
Найти область определения функции
Какие из функций возрастают (убывают) на всей области определения?
5. Новый материал . (слайд8) Как можно решить данное уравнение? (графически)
Повторим графический способ решения уравнений. Учащийся у доски.
Самостоятельно решить графически уравнение:
(класс в тетрадях, учащийся на отвороте доски)
Рассмотрим ещё один метод решения иррациональных уравнений
-метод введения новой переменной (слайд 9-10)
Решить уравнение: (слайд 11) (учащийся у доски с комментированием)
Учитель: Иногда иррациональные уравнения можно решить гораздо быстрее и проще. Для этого нужно знать некоторые теоремы и свойства функций.
1.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СВОЙСТВ ФУНКЦИИ (слайд 12)
Теорема 1. Если в уравнении левая часть возрастающая (или убывающая) функция, а правая константа, то уравнение имеет не более одного корня.
Теорема 2 Если в уравнении левая часть возрастающая (или убывающая) функция, а правая часть убывающая (возрастающая) функция, то данное уравнение имеет не более одного корня.
Устно решим уравнения.(слайд 13)
2.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЛАСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФУНКЦИИ (слайд 14)
Решить уравнение:
Решение: (разбор вместе с учителем)
Первый радикал определен при
Второй радикал определен при любых значениях х. Выражение под третьим корнем неотрицательно при
Итак, единственной точкой, в которой определены эти радикалы, является x = 1. Легко проверить, что это число – корень уравнения.
Ответ: 1.
Решить уравнение: (слайд 15) (учащиеся комментируют решение данного уравнения и записывают его в тетрадь)
Учитель: Рассмотрим решение следующего уравнения (слайд 16)
В этом примере, как и в предыдущем, попытки найти корни, возводя обе части уравнения в квадрат, обречены на неудачу. Выпишем, как в предыдущем примере, условие существования функции, стоящей в левой части:
Решение этого неравенства также представляется проблематичным. Проверим неотрицательность правой части:
Последнее неравенство решений не имеет. Но тогда и исходное уравнение не имеет решений, так как левая часть его – неотрицательная функция! Ответ: Æ
Устно: Доказать, что уравнение не имеет решений: (слайд 17)
Арифметический корень не может быть отрицательным числом, поэтому уравнение решений не имеет.
Левая часть исходного уравнения определена при , при каждом таком значении х
Следовательно, их сумма всегда больше нуля.
Находим ОДЗ уравнения: Не существует такого значения х, при котором оба выражения имеют смысл. Поэтому уравнение решений не имеет.
ОДЗ уравнения их сумма не меньше 3.
Заметим,
6.Домашняя работа (Слайд 18)
- §12
- №241(3,4)
- №237(2,4,6)
7.Итог урока (слайд 19)
- Сегодня на уроке я повторил…
- Сегодня на уроке я узнал…
- Сегодня на уроке я научился…
И закончить урок мне хочется словами великого Эйнштейна «Мне приходится делить время между политикой и уравнениями. Однако, уравнения, по – моему, гораздо важнее. Политика существует для данного момента, а уравнения будут существовать вечно». (слайд 20)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разноуровневое обобщающее повторение по теме "Решение иррациональных уравнений".
Урок обобщающего повторения....
Урок алгебры в 10 классе по теме "Решение иррациональных уравнений"
Урок алгебры в 10 классе по теме: "Решение иррациональных уравнений". Тип урока: разноуровневое обобщающее повторение....
Решение Иррациональных уравнений.
В презентации даны способы решения иррациональных уравнений....
Конспект урока "Решение иррациональных уравнений методом замены переменных"
Представлен конспект урока по теме: «Решение иррациональных уравнений методом замены переменных». Основная цель данного урока познакомить учащихся с решением иррациональных уравнений...
Учебно-методическое пособие "Решение уравнений". Часть 1: Решение иррациональных уравнений.
Электронное учебно-методическое пособие для уроков повторения в 11 классе по теме "Решение уравнений"....
Урок- семинар. «Решение иррациональных уравнений и систем» (традиционные, нетрадиционные и оригинальные способы их решения)
Урок комплексного применения знаний и способов действий учащихся (2 урока) Цель занятия: Организация деятельности учащихся по углубленному самостоятельному переносу их знаний и способов действий в и...
N30 Решение рациональных уравнений. Решение иррациональных уравнений. за 22.05.20 для группы МЖКХ2
Задание:1. Законспектировать краткий справочный материал.2. Оформить решение типовых задач.3. Решить: "Рациональные уравнения" N2,N4, N6...