Разноуровневое обобщающее повторение по теме "Решение иррациональных уравнений".
методическая разработка по алгебре (10 класс) по теме
Урок обобщающего повторения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
RAZNOUROVNEVOE_OBOShchAYuShchEE_POVTORENIE.doc | 178 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗНОУРОВНЕВОЕ ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ
УРОК ПО ТЕМЕ « РЕШЕНИЕ ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ»
Цели урока:
- обобщить, систематизировать знания и умения по теме;
- вариативность, дифференциация в обучении;
- нравственное воспитание, развитие коммуникативных умений, культуры и дисциплины умственного труда.
Оборудование:
- компьютер, мультимедийная система;
- тесты для самостоятельной работы (разного уровня: тесты для 1 – ой группы – уровня А; тесты для 2 – ой группы – уровня В; тесты для 3 – ей группы – уровня С).
- тетради для самостоятельных работ.
1 этап урока – организационный
Учитель сообщает учащимся тему урока, цели.
Класс делится на группы в соответствии с уровнями подготовки.
2 этап. Повторение теоретического материала по теме (5 мин)
Учитель. Какое уравнение называется иррациональным?
Ученик. Даёт определение.
Уравнения, в которых под знаком корня содержится переменная, называют иррациональными.
Учитель. Выберите иррациональные уравнения ( на экране высвечиваются примеры):
а) = 5; б) = 8; в) х= 1 + х; г) = х + 2; д) (х – 2)=
Учитель. Какие уравнения называются равносильными?
Ученик. Два уравнения равносильны, если множества их корней совпадают.
Учитель. Какое уравнение называется следствием другого?
Ученик. Это уравнение, полученное в результате преобразования данного уравнения, при решении которого появляются посторонние корни.
Учитель. Равносильны ли уравнения ( на экране высвечиваются примеры):
1) (х – 1)(х – 6) = 0 и х- 7х + 6 = 0; (ответ: да)
2) 2х + 7 = 3х – 3 и –х = -10; ( ответ: да)
3) = и 2х – 3 = х – 2; ( ответ: нет, так как второе уравнение –
следствие первого, первое уравнение не имеет
корней, а второе имеет корень х = 1)
Учитель. Назовите два способа решения уравнения вида g (х).
Ученики. Первый способ: возвести обе части уравнения в квадрат, решить уравнение
f (х) = g(х) и проверить, какой из полученных корней удовлетворяет уравнению g (х).
Второй способ: возвести обе части уравнения в квадрат, решить уравнение f (х) = g(х) и
найти область допустимых значений переменной уравнения.
Учитель. Решите уравнение вида = g (х).
Ученик. Данное уравнение будет равносильно уравнению f (х) = g(х).
Учитель обобщает ответы учащихся и на экране высвечиваются алгоритмы решения иррациональных уравнений.
Для любого натурального значения n:
3 этап. Устная работа.
Учитель. Решите устно уравнения ( уравнения высвечиваются на экране):
1) = 6; (ответ: 36)
2) = 3; (ответ: 11)
3) 2 += 0; (ответ: нет решений, так как левая часть уравнения представляет
собой сумму двух неотрицательных слагаемых)
4) = 4; (ответ: 64)
5) = - 2; (ответ: нет решений, так как левая часть уравнения принимает
только неотрицательные значения)
6) = 9; (ответ: -9 и 9)
7) = -2; (ответ: нет решений, так как сумма двух
неотрицательных чисел не может быть отрицательной)
Учитель. Найди ошибку (решение уравнений высвечивается на экране):
1. Ошибка.
Не найдена область допустимых значений переменной х.
Решение. х-3
х+ 3 = 3х + 11
-2х = 8
х = -4
Ответ: -4. Ответ: нет решений.
2.
Решение. Ошибка.
х = -6 – посторонний корень,
(х +6)(х – 4) = 0 так как х – 2
х = -6, х = 4
Ответ: -6; 4. Ответ: 4.
4 этап. Работа с разноуровневыми группами.
Учащиеся по группам решают уравнения.
Учащиеся 1 – ой группы.
1. Решите уравнение:
Решение:
х = -1.
Ответ: -1.
2. Решите уравнение: .
Решение:
Пусть =t, t. Тогда уравнение примет вид: t+ 6t – 7 = 0. Решив квадратное
уравнение, получим: t = -7 или t = 1. t = -7 не удовлетворяет условию t.
= 1, х = 3.
Ответ: 3.
Далее учащиеся 1 – ой группы выполняют самостоятельную работу.
1 вариант. 2 вариант. Решите уравнение: Решите уравнение: 1. 1. 2. 2. 3. = х + 1. 3. 4. 4. |
Ответы: 1 вариант. 1. 37. 2. 7. 3. 1,5. 4. -1.
2 вариант. 1. . 2. -1. 3. 15. 4. -4; 4.
Учащиеся 2 –ой группы.
1. Решите уравнение:
Решение:
Найдём ОДЗ:
6 х 9
Возведём обе части уравнения в квадрат:
(
10 – 2 = 2х – 12,
2 = 22 – 2х,
= 11 – х,
х-15х + 56 = 0,
х = 7 или х = 8. Ответ: 7; 8.
Далее учащиеся 2 – ой группы выполняют самостоятельную работу.
1 вариант. 2 вариант. Решите уравнение: Решите уравнение: 1. 1. + 2. 2.
|
Ответы: 1 вариант. 1. 4. 2. -1.
2 вариант. 1. ; . 2. 2.
Учащиеся 3 – ей группы.
1. Решите уравнение: + 2 = .
Решение:
+ 2 = ,
+ 2 = ,
+ 2 = |2х - 1|.
Так как 1 – 4х , х , то |2х – 1| = 1 – 2х.
+ 2 = 1 – 2х,
= -1 – 2х, где -1 – 2х , х .
1 – 4х = 1 + 4х + 4х,
4х+ 8х = 0,
х = 0 или х = -2.
Ответ: -2.
Далее учащиеся 3 – ей группы выполняют самостоятельную работу.
1 вариант. 2 вариант. Решите уравнение: Решите уравнение: |
Ответы: 1 вариант. 5; 7.
2 вариант. 3; 4,5.
Ребята сдают самостоятельную работу.
5 этап. Подведение итогов урока.
Учитель ещё раз обращает внимание учащихся на типы уравнений, которые вспомнили на уроке.
В качестве домашнего задания ребята обмениваются вариантами самостоятельной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Нахождение площади»
Цель урока: провести диагностику усвоения стандартной системы знаний и умений каждого ученикана заключительном этапе изучения темы....
"Тождественные преобразования тригонометрических выражений" Урок разноуровневого обобщающего повторения
Урок разноуровневого обощающего повторения...
Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Решение дробных рациональных уравнений».
Урок разработан для проведения разноуровневого обобщающего повторенияпо теме: «Решение дробных рациональных уравнений» в 9 классе, после очередной проверочной работы....
Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Сложение и вычитание рациональных дробей».
Урок разработан для учащихся 9 класса. Тема выбрана на основании анализа результата краевой диагностической работы, которая выявила, что учащиеся не в полной мере усвоили эту тему....
Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Решение систем линейных уравнений»
Урок проводится обобщенияповторения, и закрепления пробелов в 9х классов после диагностической работы...
Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Решение тригонометрических уравнений».
Обобщение теоретических знаний по теме "Решение тригонометрических уравнений", рассмотреть методы решения тригонометрических уравнений базового и повышенного уровня сложности. Дается разноуровневая са...
Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: « Решение тригонометрических уравнений».
Урок подготовки к сдаче ЕГЭ профильного уровня.Позволяет систематизировать материал по теме "Тригонометрические уравнения"...