Прямая и обратная пропорциональные зависимости
план-конспект урока по алгебре (6 класс) по теме
урок по математике для 6 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionnaya_karta_i_razrabotka_uroka.doc | 69.5 КБ |
kursy_pryamaya_i_obratnaya_zavisimosti.ppt | 1.12 МБ |
Предварительный просмотр:
Кириллина Г.А.
г. Домодедово
2010 год
Информационная карта
Учебный предмет: математика; 6 класс (учебник «Математика 6» Н.Я.Виленкин и др.)
Тема: Прямая и обратная пропорциональные зависимости.
Тип урока: изучение нового материала с применением информационных технологий
Цели:
- закрепить основные понятия: пропорция, основное свойство пропорции;
- сформировать умение решать задачи с помощью пропорции, логически мыслить при определении зависимости в соответствии с условием задачи;
- развивать грамотную математическую речь; память, внимание, делать выводы, основанные на рассуждениях;
- прививать интерес к математике; воспитывать любовь к природе.
Методы обучения: коммуникативный, дифференцированный, исследовательско-поисковый.
Формы организации урока: фронтальный опрос, индивидуальная работа, самопроверка.
Оборудование: м/м проектор, экран, компьютер, монитор, презентация.
№ слайда | Содержание работы | Примечание |
1 | Организационный момент | Все слайды меняются по клику мышки |
2 - 3 | Актуализация знаний | Вспомнить основные понятия: пропорция, основное свойство пропорции (фронтальный опрос) |
4 | Устное обсуждение способов решения задач нового вида (поиск решения) | В ходе устного осуждения определить, как изменяются зависимые между собой величины. |
5 - 8 | Проверь себя – тестовая работа | Теоретический тест позволяет скорректировать дальнейшую подачу материала |
9 – 10 | Взаимопроверка с использованием м/м проектора | Работа в парах сменного состава |
Решение задач по теме урока (исследование решения задач нового вида на пропорциональную зависимость) | Работа с учебником, индивидуальная работа – дифференцированный подход | |
11 - 12 | Прямая пропорциональная зависимость | № 784 |
13 - 14 | Обратная пропорциональная зависимость | № 785 |
15 - 16 | Обратная пропорциональная зависимость | № 836 |
17 | Домашнее задание | п.22, № 805; 811; 812 |
18 | Релаксация, подведение итогов |
Урок математики в 6 классе.
Тема: Прямая и обратная пропорциональные зависимости.
Цели: сформировать у учащихся понятия прямой и обратной пропорциональной зависимости.
Задачи: образовательные:
- закрепить основные понятия: пропорция, основное свойство пропорции;
- сформировать у учащихся понятия прямой и обратной пропорциональной зависимости;
- сформировать умение решать задачи с помощью пропорции;
развивающие:
- логически мыслить при определении зависимости в соответствии с условием задачи;
- развивать грамотную математическую речь; память, внимание, делать выводы, основанные на рассуждениях;
- содействовать развитию познавательного интереса, творческих способностей, умению сравнивать, анализировать;
воспитательные:
- прививать интерес к математике;
- развивать навыки устойчивого внимания.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Тип урока: «Изучение и первичное закрепление новых знаний»
Структура и ход урока.
- Организационный этап.
- приветствие;
- готовность учащихся к уроку.
Сегодня мы с вами познакомимся с новыми понятиями: прямая и обратная пропорциональные зависимости, и будем учиться решать задачи, опираясь на новые знания.
- Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
(Слайд 2)
- Что такое пропорция?
- Сформулируйте основное свойство пропорции.
- Какие перестановки членов пропорции снова приводят к верным пропорциям?
- Составьте три новые верные пропорции из пропорции: 5:15=4:12
- Какие перестановки членов пропорции снова приводят к верным пропорциям?
- Составьте три новые верные пропорции из пропорции:
а) 135 : __ = 90 : 2
б) 18 : 3 = __ : __
Постановка перед учащимися учебной проблемы
А помогут ли нам полученные знания в решении практических задач?
- Формирование новых знаний.
Устное обсуждение (поиск решения) (слайд 4)
- За 2 кг овощей заплатили 10 рублей. Сколько стоят 8 кг овощей?
- Во сколько раз купили больше овощей?
- Если больше купили, то меньше или больше должны заплатить?
Вывод: если количество товара увеличивается в несколько раз, то и увеличивается стоимость покупки во столько же раз.
В ходе устного осуждения учащиеся определяют, как изменяются зависимые между собой величины в данной задаче.
Определение: две величины называют прямо пропорциональными, если при увеличении (уменьшении) одной из них в несколько раз другая увеличивается (уменьшается) во столько же раз.
- Два трактора вспахали поле за 6 дней. За сколько дней вспашут это поле 4 трактора, если будут работать с той же производительностью?
- Если количество тракторов будет больше, то чтобы вспахать то же самое поле потребуется больше или меньше дней?
- Во сколько раз увеличилось количество тракторов? Во сколько раз меньше дней потребуется, чтобы выполнить ту же работу?
В ходе устного осуждения учащиеся определяют, как в этой задаче изменяются зависимые между собой величины.
Определение: две величины называют обратно пропорциональными, если при увеличении (уменьшении) одной из них в несколько раз другая уменьшается (увеличивается) во столько же раз
Тестовая работа - проверь себя .
Теоретический тест позволяет скорректировать дальнейшую подачу материала.
(слайд 6; 7; 8):
«Да» и «нет» не говорите, знаком их изобразите:
«да» знаком «+»,
«нет» знаком «-».
- Зависимость между количеством товара и стоимостью покупки является прямой пропорциональностью.
- Рост ребенка и его возраст прямо пропорциональны.
- При постоянной ширине прямоугольника его длина и площадь прямо пропорциональны.
- Скорость автомобиля и время его движения обратно пропорциональны.
- Скорость автомобиля и его пройденный путь обратно пропорциональны.
- Две величины называются обратно пропорциональными, если при увеличении одной из них в два раза другая в два раза уменьшается.
- Грузоподъемность машин и их количество прямо пропорциональны.
- Периметр квадрата и длина его стороны прямо пропорциональны.
Проверим ответы: взаимопроверка с использованием м/м проектора (слайд 9)
+ - + + - + - +
Поставь себе оценку: (слайд 10)
8 правильных ответов – «5»
7-6 правильных ответов – «4»
5-4 правильных ответов – «3»
4. Физкультминутка.
5. Формирование умений и навыков.
Решение задач уровня обязательной подготовки: (слайд 11; 12)
6. Этап первичной проверки.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу по вариантам с взаимопроверкой в парах.
1 вариант - № 785;
2 вариант - № 836;
Проверяем решение: 1 вариант – слайд 14; 2 вариант – слайд 17)
7. Постановка домашнего задания:
- изучить п.22, № 805; 811; 812
- составить текст двух задач на прямую и обратную пропорциональные зависимости (решение на следующем уроке выполнит сосед по парте)
8. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Проверь себя:
- Какие величины называются прямо пропорциональными? Приведите примеры прямо пропорциональных величин.
- Какие величины называют обратно пропорциональными? Приведите примеры обратно пропорциональных величин.
- Приведите примеры величин, у которых зависимость не является ни прямо, ни обратно пропорциональной.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуализация знаний Что такое пропорция? Сформулируйте основное свойство пропорции. Какие перестановки членов пропорции снова приводят к верным пропорциям? Составьте три новые верные пропорции из пропорции: 5 : 15 = 4 : 12
Найдите пропущенные числа Какое из этих заданий имеет единственное решение, а какое – много решений? Почему? а) 1 3 5 : __ = 9 0 : 2 б) 1 8 : 3 = __ : __
Устное обсуждение (поиск решения) 1 . За 2 кг овощей заплатили 10 рублей. Сколько стоят 8 кг овощей? 2 . Два трактора вспахали поле за 6 дней. За сколько дней вспашут это поле 4 трактора, если будут работать с той же производительностью?
«Да» и «нет» не говорите, знаком их изобразите. « да » знаком « + », « нет » знаком « - ».
1.Зависимость между количеством товара и стоимостью покупки является прямой пропорциональностью. 2. Рост ребенка и его возраст прямо пропорциональны. 3.При постоянной ширине прямоугольника его длина и площадь прямо пропорциональны.
4. Скорость автомобиля и время его движения обратно пропорциональны. 5. Скорость автомобиля и его пройденный путь обратно пропорциональны. 6. Две величины называются обратно пропорциональными, если при увеличении одной из них в два раза другая в два раза уменьшается.
7. Грузоподъемность машин и их количество прямо пропорциональны. 8. Периметр квадрата и длина его стороны прямо пропорциональны. ?
Проверим ответы: + - + + - + - +
Поставь себе оценку: 8 правильных ответов – « 5 » 7-6 правильных ответов – « 4 » 5-4 правильных ответов – « 3 »
№ 784 Из 21 кг хлопкового семени получили 5,1 кг масла. Сколько масла получится из 7 кг хлопкового семени?
Решение. Масса семени (кг) Масса масла (кг) 21 5,1 7 х Определим зависимость и составим пропорцию: 21:7=5,1:х х=7*5,1:21 х=1,7 Ответ: 1,7кг масла
№ 785 Для строительства стадиона 5 бульдозеров расчистили площадку за 210 минут. За какое время 7 бульдозеров расчистили бы эту площадку?
Решение. К-во бульдозеров Время.(мин) 5 210 7 х Определим зависимость и составим пропорцию: 7:5=210:х х=210*5:7 х= 150( мин). Ответ: 150 мин.
№ 836 Некоторое расстояние ласточка пролетела за 0,5ч со скоростью 50 км/ч. За сколько минут пролетит то же расстояние стриж, если будет лететь со скоростью 100 км/ч?
Решение. Скорость (км/час) Время (час) ласточка 50 0,5 стриж 100 х Определим зависимость и составим пропорцию: 100:50=0,5:х х=50*0,5:100 х=0,25 Ответ: 0,25 час.=15 минут
? Проверь себя: Какие величины называются прямо пропорциональными? Приведите примеры прямо пропорциональных величин. Какие величины называют обратно пропорциональными? Приведите примеры обратно пропорциональных величин. Приведите примеры величин, у которых зависимость не является ни прямо, ни обратно пропорциональной.
Домашнее задание. п. 22 № 805; 811; 812. Составить текст двух задач на прямую и обратную пропорциональные зависимости (решение на следующем уроке выполнит сосед по парте)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Прямая и обратная пропорциональные зависимости.
Цель урока: - познакомить с прямой и обратной пропорциональными ...
Урок математики в 6-м классе по теме "Прямая и обратная пропорциональные зависимости" ( конспект+увлекательная презентация).
Урок +презентация. Физкультминутка....
Конспект урока по теме "Прямая и обратная пропорциональная зависимости"
Урок обобщения и закрепления материала по теме "Прямая и обратная пропорциональная зависимости". На уроке показана практическая значимость пропорций в жизни человека. В конспекте используются ЭОР....
Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Решение задач
Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Решение задач. Слайдовая презентация....
Прямая и обратная пропорциональные зависимости
Урок обобщения материала, можно использовать для подготовки к контрольной работе...
"Прямая и обратная пропорциональные зависимости" 6 класс
Прямая и обратная пропорциональные зависимости...
Урок математики в 6 классе по теме: "Прямая и обратная пропорциональные зависимости"
Тема урока: Прямая и обратная пропорциональные зависимости.Тип урока: Урок объяснение новой темы.Цель урока: ввести новые понятия по теме «Прямая и обратная пропорциональные зависимос...