Конспект урока "Понятие обыкновенной дроби"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Екатерина Петровна Ахонен
В ходе урока рассматриваются такие понятия, как обыкновенная дробь, правила записи дроби; сокращение дробей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vvedenie_ponyatiya_obyknovennoy_drobi.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Ахонен Екатерина Петровна

Урок по математике в 5 классе по теме: «Обыкновенные дроби»

Цели:     1. Ввести понятие «обыкновенной дроби»,  дать понятие основного свойства дроби сокращении и сравнении дробей;

              2. Развивать внимание, память, мышление;

              3. Воспитывать познавательный интерес к предмету.

Задачи: 1. научить записывать результат деления в виде обыкновенной дроби;

              2. научить сокращать дроби, приводить дроби к общему знаменателю;

              3. научить сравнивать дроби с разными знаменателями;

              4.научить употреблять математические термины в устной  речи.

Оборудование: дидактический материал, набор частей окружности.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный

момент

1. Здравствуйте, ребята, садитесь!

Математика – это наука, которая всегда сопровождала человечество. Она призвана развивать логическое мышление, внимание, тренировать мозг. Недаром ее называют «гимнастикой ума». Так давайте мы с вами выполним небольшую математическую разминку.

слушают

2.

На доске представлен кроссворд (главное слово - дробь).

Слова кроссворда

1.     19 ∙ 46 ─ 19 ∙ 36 (ответ: 190).

Как называется закон, который позволил вам справится с примером?

2.    40 ─ 5х = 20 (ответ: 4)

Как называется величина, которую мы нашли?

3.    Р = 12 см, а = 2 см, b = ? (ответ: 4см)

Знание какого математического выражения позволило нам решить задачу?

4. определите по рисунку вид скорости и найдите неизвестную величину:

Ответ: 2ч

5.    1,2,3,4,5,6,7,8,9 ---Что это?

Используя эти цифры можно записать множество чисел – Как они называются?

отвечают с места.

1. решают вслух распределительный

2. решают вслух        

(корень)

3. решают вслух

(формула)

4. Решают вслух

(скорость сближения)

5. это арабские цифры

Натуральные числа

3. Формулировка темы

Как вы думаете, а есть ли еще числа, кроме натуральных чисел?

Запишите тему урока «Обыкновенные дроби» в рабочих листах.

Учитель на доске представляет  тему урока.

Читают в слух главное слово в кроссворде. Записывают тему урока  и фамилию в рабочих листах.

4. выступление учителя

Оказывается, необходимость использовать обыкновенные дроби возникла в результате практической деятельности человека, а именно у наших предков, когда они делили добычу после охоты. Первые дроби, с которыми нас знакомит история, - это так называемые единичные дроби:  половина, треть, четверть, которые встречаются в Египетских папирусах. И вплоть до 16 века человечество использовало только единичные дроби. А в 1585 году возникла современная теория обыкновенных дробей, основателем которой стал фламандский инженер Симон Стевин. Давайте   же мы познакомимся и разберемся с этой теорией.

Для этого  выполните задание 1 в пункте «Понятие дроби»

         слушают

5. изучение нового материала

1. выполнение задания 1 рабочего листа.

2. Сформулируйте вывод о том, в каком виде можно представить частное от деления.

3. Давайте попробуем составить дробь при условии, что целое разделить на n равных частей и взять m таких частей.

(на доске представлен чертеж).

Учитель на доске фиксирует буквенную запись  дроби, в которой знак деления и знак дроби выделены цветом.

Назовите основные элементы дроби: над знаком дроби – …, под знаком дроби – …

4. Посмотрите на дроби (записаны на доске): .

Назовите

дробь с меньшим числителем - ;

дробь с большим знаменателем - ;

дроби с равными числителями - ;

дроби с неравными числителями - .

5. Хорошо, ребята! А теперь выполните задание № 2 (а, б – 1вариант, в, г – 2 вариант)  в рабочих листах.

(По окончании выполнения задания учитель на обратной стороне демонстрирует ответы).

Оценим результаты: у кого все правильно,  нарисуйте звездочку, у кого есть ошибки, нарисуйте кружок.

Посмотрите задание на доске, представленная моделью круга. Назовите часть, представленную желтым цветом.

Кто же прав?

Чтобы разобраться в этом, выполните задание 3.

 Сформулируйте основное свойство обыкновенных дробей.

А теперь давайте вернемся к нашему вопросу о том, кто прав. Что можно сказать по поводу этих двух дробей? Какой знак можно поставить между ними?

(учитель ставит знак равенства между дробями и проговаривает «четыре восьмых равны одной второй»).

  № 347 (только ответ),

№ 348 (У) – полный ответ,

 № 349 (П)

5. Давайте немного поиграем: «Угадай цифру»

На доске написаны строки:  

                                                

6. В жизни очень часто приходится сравнивать. А можно ли сравнить обыкновенные дроби и если можно, то каковы условия сравнения?

1. Посмотрим на макеты окружностей. (учитель рассматривает на двух окружностях дроби). Запишите в рабочих листах получившиеся дроби.

 и  (на доске вывешиваются дроби).

Скажите, какая, на ваш взгляд, дробь больше? А с точки  зрения математики?   Почему? Что одинакового у этих дробей?

 Решение упражнении( у): в рабочих листах

  2. Посмотрим на следующие дроби:

 и  . Какая дробь больше? Можно ли сразу сравнить дроби? Почему?

Как поступить, чтобы привести дроби к общему знаменателю?  Что для этого нужно сделать?  Какие дроби получим в результате?

  >  ,   > .

Итак, чтобы сравнить дроби с разными знаменателями, нужно…

Решение упражнения № 358 (П). Запишите в рабочих тетрадях №.

Выполняют самостоятельно

В виде дроби.

   m :n =   

Числитель - делимое

Знаменатель - делитель

отвечают

Выполняют самостоятельно

Сверяют ответы и делают зарисовку.

Дают  ответы:

Выполняют

Формулируют свойство сокращения дробей .

Они равны

№ 347,  348 -  устно

№ 349 – один ученик у доски

отвечают по цепочке

Называют и записывают получившиеся дроби

Отвечают: .

Если знаменатели равны, то…(записывают в рабочих листах)

Нет. Разные знаменатели

 

Умножить (ч, з ) первую дробь на 2

Отвечают, записывают в рабочих листах

Решают по цепочке у доски в тетрадях

6. подведение итогов

Давайте с вами вернемся в прошлое, в начало урока. Скажите, пожалуйста, что нового мы сегодня узнали?

отвечают

7. завершение

Доклады учеников:

Л. Н. Толстой сделал интересное «арифметическое» сравнение. «Человек подобен дроби, числитель которого есть то, что человек представляет собой, а знаменатель  – то, что он думает о себе. Чем большего мнения о себе человек, тем больше знаменатель, тем меньше дробь».

Я предлагаю вам подумать над этим высказыванием и письменно высказать свое мнение.

Рассказы учеников

8. д.з

Итак, домашнее задание:

  1. мнение о высказывании
  2. №359, 350, 314
  3. лабораторная работа: сравнение дробей с разными знаменателями.

записывают

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обыкновенные дроби. Действия с обыкновенными дробями. Урок математики в 5 классе.

Цели урока:Образовательные: обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала темы; создать условия контроля (самоконтроля и взаимоконтроля) усвоения знаний и умений.Развивающие: способствов...

Урок обобщения и систематизации знаний "Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание обыкновенных дробей" (5 кл)

Урок обобщения и систематизации знаний по теме: "Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание обыкновенных дробей." 5 класс...

Обыкновенные дроби. Все действия с обыкновенными дробями

Урок - сказка с использованием книги Татьяны Александровой "Домовенок Кузька"Презентацию к данному уроку вы можете скачать по следующей ссылке http://yadi.sk/d/6jM7rtyaEKFyF...

Процент. Выражение процента в виде обыкновенной дроби. Выражение обыкновенной дроби в виде процента

Математика.6 класс: учебник для образовательных учреждений под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина – Москва «Просвещение» 2015 г.Тип урокаУрок введение нового понятия, систематиз...

Методическая разработка, план конспект урока по теме:"Понятие об обыкновенной дроби.Нахождение дроби от числа и числа по его дроби".

Методическая разработка, план конспект урока по теме:"Понятие об обыкновенной дроби.Нахождение дроби от числа и числа по его дроби"....

конспект урока "Обыкновенные дроби"

конспект урока "Обыкновенные дроби"...