конспект открытого урока "Cреднее арифметическое"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме
Урок открытия нового знания. На уроке учащиеся открывают понятие "среднего арифметического", выводят правило нахождения для нескольких чисел, вырабатывают навыки решения задач, а так же выполняют творческую работу по составлению собственной задачи на нахождение среднего арифметического
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkr._uroka_srednee_arifmetich.docx | 798.39 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Троицкая средняя общеобразовательная школа
Конспект открытого урока по математике
в 5 классе
"Среднее арифметическое"
с использованием учебника Виленкина Н.Я. и др.
Разработала:
учитель математики
Зубова Анна
Николаевна
2013г
Конспект открытого урока по математике.
Тема: "Среднее арифметическое"
Тип урока: урок «открытия новых знаний».
Цель урока: ввести понятие "среднего арифметического"; показать учащимся на примерах практическое применение в повседневной жизни.
Задачи:
Образовательная: ввести понятие среднего арифметического; вывести правило для его нахождения; формировать навыки применения при решении задач;
Развивающая: развивать вычислительные навыки, математическое мышление и логическую речь учащихся; понимание значения математических знаний в жизни, побуждать применять эти знания;
Воспитательная: формировать положительную мотивацию и интереса к предмету, воспитывать стремление к достижению положительного результата при выполнении работы, самостоятельность и аккуратность.
Методы обучения: проблемно-эвристический.
Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная форма работы, групповая, индивидуальная работа.
Оборудование и основные источники информации: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, учебно-методический комплект, рабочая тетрадь (приложение 2,3), раздаточный материал (ватман, клей, маркеры), карта успеха (приложение 1).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель: Ребята, послушайте, какая тишина!
Это в школе начались уроки.
Мы не будем тратить время зря,
И приступим все к работе.
Французский писатель Анатоль Франс однажды заметил "Учиться можно только весело... Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом". Последуем этому совету писателя, постараемся быть внимательными, будем "поглощать знания" с большим желанием, ведь они нам пригодятся в дальнейшем.
На столах у каждого из вас лежит "Карта успеха". Сегодня на уроке вы будите с ними работать. Подпишите их. В течении урока мы с вами будем выполнять различные задания и за каждое верно выполненное задание получать баллы.
«Карта успеха»
№ | этап урока | Максималь ный балл | Балл | Оценка |
1 | Диктант | 5 | ||
2 | Изучение нового материала | 2 | ||
3 | Самостоятельная работа | 5 | ||
4 | Творческое задание | 3 | ||
Итого | 15 |
Мы проведем урок, на котором вспомним действия с десятичными дробями и познакомимся с новым материалом. Будем работать классом, самостоятельно, в парах и в группах.
II. Актуализация знаний. Устный счёт.
Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому начнем урок с вычислений:
1) (4,13 + 3,87)*11=
2) 3,6:6+4,4=
3) (20 – 0,2):9=
4) 12*0,1+0,8=
5) 42,1*10 – 241=
III. Подготовка к изучению нового материала
- А у нас сегодня гость, ваш знакомый муравей-вопросник. Готовы ли вы ему помочь? Давайте попробуем. У него такой вопрос: Сколько ему нужно собрать друзей-муравьев, чтобы поднять эту фасолину, если один муравей может поднять вес до 0,12гр?(Учащиеся говорят, что не известна масса фасоли)
- У меня есть чашечные весы и гиря в 5 гр. и еще несколько фасолин. Как бы вы поступили в данной ситуации? (учащиеся предлагают выход из данной ситуации). Давайте выполним этот опыт. (один из учеников проделывает опыт у доски и вычисляет массу фасоли)
-Значит масса одной фасоли 0,67 гр. Как вы считаете, а все фасоли имеют одинаковую массу? (Ответ учащихся: нет, т.к. они разного размера и разного веса). Так, что за величину мы нашли? (Ответ учащихся: среднюю)
- Вспомните словосочетания со словом «средний», которые вы слышали в жизни или встречали в литературе.(Ребята перечисляют: средняя температура месяца, средняя зарплата, средняя скорость, средняя цена и т.д.)
-А что «среднее» в математике можно найти? (Ответ учащихся: с числами). Назовите тему урока. Правильно будет «Среднее арифметическое нескольких чисел». Запишите тему урока.
-Сегодня мы познакомимся с новым понятием – среднее арифметическое, научимся вычислять среднее арифметическое нескольких чисел, и определим, где и для чего применяется среднее арифметическое.
IV. Изучение нового материала.
- И так, что же такое среднее арифметическое нескольких чисел? Чтобы правильно сформулировать его определение решим задачу.
Задача: Миша, Коля и Саша решили сходить в кино. У Миши было112 рублей, у Коли 100 рублей, у Саши - 73 рубля. На имеющиеся деньги ребята купили три билета. Сколько стоит детский билет в кино?
- Составьте план решения задачи.
- А почему вы делили на три, ведь этого числа не было в условии задачи. что означает это число?
- Вывод: Мы нашли среднее арифметическое трех чисел. Проговорите алгоритм нахождения среднего арифметического чисел.
(Алгоритм: 1. Найти сумму всех чисел. 2. Найти количество слагаемых. 3. Разделить сумму на их количество)
- Сформулируйте определение "среднего арифметического" (Это частное суммы нескольких чисел на их количество)
- Откройте учебник на с. 226 , найдите определение "среднего арифметического". Прочитайте.
- Закройте ладошкой это определение и расскажите его сами себе.
- Теперь расскажите это определение друг другу. Определение нужно запомнить.
- Запишите формулу для нахождения среднего арифметического (слайд №)
Среднее арифметическое = (Сумма чисел):(Количество слагаемых)
Понятие среднего арифметического впервые появилось в научных работах выдающегося астронома, физика и математика Иогана Кеплера. Считается, что он ввел понятие среднего арифметического.
IV. Первичное осмысление и закрепление знаний.
1) Коллективная работа.
Устное решение задач.
1)Найдите среднее арифметическое чисел 2 и 10.
2) У Лены букет состоит из9 цветов, у Ани из 5, у Кати и марины из 7. Сколько в среднем входит в один букет цветов.
3) По данным гидрометцентра известно, что в течении недели температура воздуха Боградского района изменялась следующим образом:
Какова средняя температура за данный период времени?
Письменное решение задач.
1) Задача(средняя стоимость): У продавца имеется два пакета конфет. 2 кг конфет по 140 рублей и 3 кг по 160 рублей. Пакеты порвались и все конфеты перемешались. Какую стоимость будет иметь полученное ассорти?
2) Задача(средняя скорость): Автомобиль двигался 1,5 ч по шоссе со скоростью 90 км/ч, а затем 2 ч по грунтовой дороге со скоростью 45 км/ч, 0,5 по проселочной дороге со скоростью 30 км/ч. Найдите среднюю скорость движения автомобиля на всем пути.
3) Самостоятельная работа (Тест).
- А теперь выполните тесты, лежащие на столах. Ответы обведите в кружок. Вычисления записывайте в тестах. На выполнение этого задания вам 10 минут.
Вариант 1.
1.Найдите среднее арифметическое чисел: 2; 7; 6.
а) 5; б) 4; в) 3.
2. Найдите среднее арифметическое чисел: 0,1; 4,4; 6.
а) 5,25; б) 3,5; в) 1,7.
3. С первого поля собрали 7800 ц зерна, со второго поля 10300 ц зерна, а с третьего – 9200. Какова средняя урожайность зерна на этих полях?
а)8900 б)10100 в)9200
4. Турист шёл первые 3ч пути со скоростью 2,5 км/ч, а затем 2ч со скоростью 3,5 км/ч. Какова его средняя скорость?
а) 2,01км/ч; б) 20,9км/ч; в) 2,9 км/ч.
Вариант 2.
1.Найдите среднее арифметическое чисел: 6; 8; 4.
а) 7; б) 6; в) 8.
2. Найдите среднее арифметическое чисел: 4,7; 3; 0,1.
а) 1,7; б) 3,9; в) 2,6.
3. Иванов Иван Иванович в январе заработал 9600 рублей, в феврале 10150 рублей, в марте - 9950. Каков средний заработок Иванова И.И. за этот период?
а)9700 б)9900 в)10100
4. Турист шёл первые 3ч пути со скоростью 2,5 км/ч, а затем 2 ч со скоростью 3,5 км/ч. Какова его средняя скорость?
а) 2,9 км/ч; б) 20,9 км/ч; в) 2,06км/ч.
Ответы: Вариант 1. а,б,в,в,б
Вариант 2. а,в,б,а,в
-Если ошибок нет, то поставьте «5», если 1 ошибка - «4», если 2 ошибки–«3».
V. Задача на смекалку.(слайд№6)
- А теперь немного отдохнём. Включите свою смекалку, чувство юмора и сообразительность и попытайтесь отыскать «среднее арифметическое» не чисел, а предметов или существ, которые нас окружают.
Итак, начнём: Найдите среднеарифметическое:
- Портфеля и рюкзака. (Ранец)
- Велосипеда и мотоцикла (Мопед)
- Женщины и рыбы. (Русалка)
- Пианино и баяна (Аккордеон)
- Холодильника и вентилятора (Кондиционер)
- Яблока и персика. (Нектарин)
VI. Применение знаний и способов действий. (Творческая работав группах)
Даны элементы задач.(приложение 3) Ваша задача выбрать понравившиеся элементы, составить задачу на нахождение средней величины.
VIII. Рефлексия.
Закончи предложение:
НА УРОКЕ
• Я узнал…
• Я научился…
• Мне понравилось…
• Я затруднялся…
• Теперь я могу…
• Мне захотелось….
• Урок дал мне для жизни…
• Моё настроение…
IX.Выставление отметок за урок осуществляется по сданным «Картам успешности на уроке». Если на уроке вы набрали 14баллов и более – отметка «5», 12 -14 – «4». Если вы набрали на уроке менее 12, поставьте в графе «Моя оценка» слово «ПОМОЩЬ». Сегодня за урок отметки не будет, но необходимо разобрать ошибки и исправить их.
X.Домашнее задание: (слайд№9)
Стр. 230, №1524, 1534 (а).
Творческое задание: вычислите средний рост всех членов семьи.
Спасибо за урок (слайд№10)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект открытого урока по алгебре для 9 класса по теме "Обобщающий урок по теме "Арифметическая прогрессия"
Урок проводится в конце изучения темы "Арифмктическая прогрессия" перед написанием контрольной работы. УМК Ю. Н. Макарычева....
Конспект открытого урока по математике в 4 классе "Арифметические действия"
МАтериал для учащихся VIII вида...
Конспект открытого урока в 5 классе по теме: " Среднее арифметическое"
Конспект урока по ФГОС с презентацией....
Конспект открытого урока по алгебре в 9 классе по теме: "Сумма n первых членов арифметической прогрессии" с подготовкой к ОГЭ в рамках проверки отделом образования района
Конспект открытого урока по алгебре в 9 классе по теме: "Сумма n первых членов арифметической прогрессии" с подготовкой к ОГЭ в рамках проверки отделом образования района...
Конспект открытого урока по теме "Арифметический корень натуральной степени"
10 Б классМатематикаЯзык программирования Maple...
Конспект открытого урока по учебному предмету "Математические представления" на тему "Простая арифметическая задача на нахождение суммы".
Конспект составлен и адаптирован для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми, множественными нарушениями развития (вариант 2)....
Конспект урока "Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии"
Тема: Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии.Класс: 9УМК: Ю. Н. Макарычев «Алгебра 9»Образовательные цели:- организовать деятельность уча...