конспект открытого урока "Cреднее арифметическое"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

Зубова Анна Николаевна

Урок открытия нового знания.  На уроке учащиеся открывают понятие "среднего арифметического", выводят правило нахождения для нескольких чисел, вырабатывают навыки решения задач, а так же выполняют творческую работу по составлению собственной задачи на нахождение среднего арифметического

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkr._uroka_srednee_arifmetich.docx798.39 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Троицкая средняя общеобразовательная школа

Конспект открытого урока по математике

в 5 классе

"Среднее арифметическое"

с использованием учебника Виленкина Н.Я. и др.

                                         Разработала:

учитель математики

                               Зубова Анна

                               Николаевна

2013г

Конспект открытого урока по математике.

Тема: "Среднее арифметическое"

Тип урока: урок «открытия новых знаний».

Цель урока: ввести понятие "среднего арифметического"; показать учащимся  на примерах практическое применение  в повседневной жизни. 

Задачи:

Образовательная: ввести понятие среднего арифметического; вывести правило для его нахождения; формировать навыки  применения  при решении задач;

Развивающая: развивать вычислительные навыки, математическое мышление и логическую речь учащихся;  понимание значения математических знаний в жизни, побуждать применять эти знания;

Воспитательная: формировать положительную мотивацию и интереса к предмету, воспитывать стремление к достижению положительного результата при выполнении работы, самостоятельность и аккуратность.

Методы обучения: проблемно-эвристический.

Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная форма работы, групповая, индивидуальная работа.

Оборудование и основные источники информации: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, учебно-методический комплект, рабочая тетрадь (приложение 2,3), раздаточный материал (ватман, клей, маркеры), карта успеха (приложение 1).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель:  Ребята, послушайте, какая тишина!

                  Это в школе начались уроки.    

                  Мы не будем тратить время зря,

                  И приступим все к работе.

Французский писатель Анатоль Франс однажды заметил "Учиться можно только весело... Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом".  Последуем этому совету писателя, постараемся быть внимательными, будем "поглощать знания" с большим желанием, ведь они нам пригодятся в дальнейшем.

На столах у каждого из вас лежит "Карта успеха". Сегодня на уроке вы будите с ними работать. Подпишите их. В течении урока мы с вами будем выполнять различные задания и за каждое верно выполненное задание получать баллы.

«Карта успеха»

этап урока

Максималь

ный балл

Балл

Оценка

1

Диктант

5

2

Изучение нового материала

2

3

Самостоятельная работа

5

4

Творческое задание

3

Итого

15

Мы проведем урок, на котором вспомним действия с десятичными дробями и познакомимся с новым материалом. Будем работать классом, самостоятельно, в парах и в группах.

 II. Актуализация знаний. Устный счёт.

 Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому  начнем урок с вычислений:

1)        (4,13 + 3,87)*11=

2)        3,6:6+4,4=

3)        (20 – 0,2):9=

4)        12*0,1+0,8=

5)        42,1*10 – 241=

 III. Подготовка  к изучению нового материала

- А у нас сегодня гость, ваш знакомый муравей-вопросник. Готовы ли вы ему помочь? Давайте попробуем. У него такой вопрос: Сколько ему нужно собрать друзей-муравьев, чтобы поднять эту фасолину, если один муравей может поднять вес до 0,12гр?(Учащиеся говорят, что не известна масса фасоли)

- У меня есть чашечные весы и гиря в 5 гр. и еще несколько фасолин. Как бы вы поступили в данной ситуации? (учащиеся предлагают выход из данной ситуации). Давайте выполним этот опыт. (один из учеников проделывает опыт у доски и вычисляет массу фасоли)

-Значит масса одной фасоли 0,67 гр. Как вы считаете, а все фасоли имеют одинаковую массу? (Ответ учащихся: нет, т.к. они разного размера и разного веса). Так, что за величину мы нашли? (Ответ учащихся: среднюю)

- Вспомните словосочетания со словом «средний», которые вы слышали в жизни или встречали в литературе.(Ребята перечисляют: средняя температура месяца, средняя зарплата, средняя скорость, средняя цена и т.д.)

-А что «среднее» в математике можно найти? (Ответ учащихся: с числами). Назовите тему урока. Правильно будет «Среднее арифметическое нескольких чисел». Запишите тему урока.

-Сегодня мы познакомимся с новым понятием – среднее арифметическое, научимся вычислять среднее арифметическое нескольких чисел, и определим, где и для чего применяется среднее арифметическое.

IV. Изучение нового материала.

- И так, что же такое среднее арифметическое нескольких чисел? Чтобы правильно сформулировать его определение решим задачу.

Задача:  Миша, Коля и Саша решили сходить в кино. У Миши было112 рублей, у Коли 100 рублей, у Саши - 73 рубля. На имеющиеся деньги ребята купили три билета. Сколько стоит детский билет в кино?

- Составьте план решения задачи.

- А почему вы делили на три, ведь этого числа не было в условии задачи. что означает это число?

- Вывод: Мы нашли среднее арифметическое трех чисел. Проговорите алгоритм нахождения среднего арифметического чисел.

(Алгоритм: 1. Найти сумму всех чисел. 2. Найти количество слагаемых. 3. Разделить сумму на их количество)

- Сформулируйте определение "среднего арифметического" (Это частное суммы нескольких чисел на их количество)

- Откройте учебник на с. 226  , найдите определение  "среднего арифметического". Прочитайте.

- Закройте ладошкой это определение и расскажите его сами себе.

- Теперь расскажите это определение друг другу. Определение нужно запомнить.

- Запишите формулу для нахождения среднего арифметического (слайд №)

Среднее арифметическое = (Сумма чисел):(Количество слагаемых)

Понятие среднего арифметического впервые появилось в научных работах выдающегося астронома, физика и математика Иогана Кеплера. Считается, что он ввел понятие среднего арифметического.

IV. Первичное осмысление и закрепление знаний.

1)        Коллективная работа.

Устное решение задач.

1)Найдите среднее арифметическое чисел 2 и 10.

2) У Лены букет состоит из9 цветов, у Ани из 5, у Кати и марины из 7. Сколько в среднем входит в один букет цветов.

3) По данным гидрометцентра известно, что в течении недели температура воздуха Боградского района изменялась следующим образом:

Какова средняя температура за данный период времени?

Письменное решение задач.

1) Задача(средняя стоимость): У продавца имеется два пакета конфет. 2 кг конфет по 140 рублей и 3 кг по 160 рублей. Пакеты порвались и все конфеты перемешались. Какую стоимость будет иметь полученное ассорти?

2) Задача(средняя скорость): Автомобиль двигался 1,5 ч по шоссе  со скоростью 90 км/ч, а затем 2 ч по грунтовой дороге со  скоростью 45 км/ч, 0,5 по проселочной дороге со скоростью 30 км/ч. Найдите среднюю скорость движения автомобиля на всем пути.

3)        Самостоятельная работа (Тест).

 - А теперь выполните тесты, лежащие на столах. Ответы  обведите в кружок. Вычисления записывайте в тестах. На выполнение этого задания вам 10 минут.

                                   Вариант 1.

1.Найдите среднее арифметическое чисел:        2;   7;  6.

а) 5;                б) 4;            в) 3.

2. Найдите среднее арифметическое чисел:      0,1;     4,4;    6.

а) 5,25;           б) 3,5;         в) 1,7.

3. С первого поля собрали 7800 ц зерна, со второго поля 10300 ц зерна, а с третьего – 9200. Какова средняя урожайность зерна на этих полях?

    а)8900            б)10100       в)9200

    4. Турист шёл первые 3ч пути со скоростью 2,5 км/ч, а затем 2ч со скоростью 3,5 км/ч. Какова его средняя скорость?

    а) 2,01км/ч;        б) 20,9км/ч;         в) 2,9 км/ч.

   

                                       Вариант 2.

1.Найдите среднее арифметическое чисел:        6;   8;  4.

    а) 7;                б) 6;            в) 8.

2. Найдите среднее арифметическое чисел:      4,7;     3;    0,1.

    а) 1,7;           б) 3,9;         в) 2,6.

3. Иванов Иван Иванович в январе заработал 9600 рублей, в феврале 10150 рублей, в марте - 9950. Каков средний заработок Иванова И.И. за этот период?  

    а)9700           б)9900        в)10100

4. Турист шёл первые 3ч пути со скоростью 2,5 км/ч, а затем 2 ч со скоростью 3,5 км/ч. Какова его средняя скорость?

    а) 2,9 км/ч;        б) 20,9 км/ч;         в) 2,06км/ч.

Ответы:  Вариант 1.    а,б,в,в,б

           Вариант 2.    а,в,б,а,в

-Если ошибок нет, то поставьте «5», если 1 ошибка - «4», если 2 ошибки–«3».

V. Задача на смекалку.(слайд№6)

- А теперь немного отдохнём. Включите свою смекалку, чувство юмора и сообразительность и попытайтесь отыскать «среднее арифметическое» не чисел, а предметов или существ, которые нас окружают.

Итак, начнём: Найдите среднеарифметическое:

  • Портфеля и рюкзака. (Ранец)
  • Велосипеда и мотоцикла (Мопед)
  • Женщины и рыбы. (Русалка)
  • Пианино и баяна (Аккордеон)
  • Холодильника и вентилятора (Кондиционер)
  • Яблока и персика. (Нектарин)

VI. Применение знаний и способов действий. (Творческая работав группах)

Даны элементы задач.(приложение 3) Ваша задача выбрать понравившиеся элементы, составить задачу на нахождение средней величины.

VIII. Рефлексия.

Закончи предложение:

НА УРОКЕ

•         Я узнал…

•         Я научился…

•         Мне понравилось…

•        Я затруднялся…

•        Теперь я могу…

•        Мне захотелось….

•        Урок дал мне для жизни…

•        Моё настроение…

IX.Выставление отметок за урок осуществляется по сданным «Картам успешности на уроке». Если на уроке вы набрали 14баллов и более – отметка «5», 12 -14  – «4». Если вы набрали на уроке  менее 12, поставьте в графе «Моя оценка» слово «ПОМОЩЬ». Сегодня за урок отметки не будет, но необходимо разобрать ошибки и исправить их.

X.Домашнее задание: (слайд№9)

Стр. 230, №1524, 1534 (а).

Творческое задание: вычислите средний рост всех  членов семьи.

Спасибо за урок (слайд№10)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого урока по алгебре для 9 класса по теме "Обобщающий урок по теме "Арифметическая прогрессия"

Урок проводится в конце изучения темы "Арифмктическая прогрессия" перед написанием контрольной работы. УМК Ю. Н. Макарычева....

Конспект открытого урока по алгебре в 9 классе по теме: "Сумма n первых членов арифметической прогрессии" с подготовкой к ОГЭ в рамках проверки отделом образования района

Конспект открытого урока по алгебре в 9 классе по теме: "Сумма n первых членов арифметической прогрессии" с подготовкой к ОГЭ в рамках проверки отделом образования района...

Конспект открытого урока по учебному предмету "Математические представления" на тему "Простая арифметическая задача на нахождение суммы".

Конспект составлен и адаптирован для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми, множественными нарушениями развития (вариант 2)....

Конспект урока "Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии"

Тема: Определение  арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии.Класс: 9УМК: Ю. Н. Макарычев «Алгебра 9»Образовательные цели:- организовать деятельность уча...