Конспект открытого урока по учебному предмету "Математические представления" на тему "Простая арифметическая задача на нахождение суммы".
план-конспект урока

Кудрявцева Ольга Петровна

Конспект составлен и адаптирован для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми, множественными нарушениями развития (вариант 2).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Зеленогорская школа-интернат»

Конспект открытого урока

по предмету «Математические представления» во 2 классе

для обучающихся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости

на тему:

«Простая арифметическая задача на нахождение суммы»

Подготовила и провела:

учитель

Кудрявцева О.П.

г. Зеленогорск 2018 г.

Цель: формирование умения решать простые арифметические задачи на нахождение суммы.

Задачи.

Педагогические:

-продолжать учить вести прямой и обратный порядковый счет в пределах 5/10, вставлять пропущенную цифру; отвечать на вопрос «Сколько всего?»;

-закреплять знание сенсорных эталонов: геометрические фигуры, цвет;

-продолжать знакомить со структурой задачи, формировать умение решать простые арифметические задачи на нахождение суммы двух чисел.

Коррекционные:

-развивать произвольное внимание, наблюдательность, речь, мышление и сообразительность;

-способствовать развитию таких процессов познавательной деятельности, как анализ, синтез, сравнение, обобщение;

-учить планировать и контролировать свою деятельность, формировать приемы самоконтроля;

-воспитывать настойчивость, волю, развивать интерес к поиску решения задачи.

Тип урока: урок-занятие на закрепление новых знаний.

Формы и методы обучения.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Основное содержание темы, понятия и термины:

-прямой / обратный счет;

-геометрические фигуры;

-цвет;

-цифра, место цифры в числовом ряду;

-задача;

-«Сколько всего?»;

-вопрос, решение, пример, ответ.

Образовательные ресурсы:

 - тетрадь, рабочий лист для штриховки, счетный материал, демонстрационный счетный материал, геометрические фигуры, картинка с Незнайкой, магнитные цифры.

  1. Организационный момент.

Приветствие обучающихся и гостей; эмоциональный настрой на образовательную деятельность.

- Проверим готовность к уроку.

- Правильная посадка за партой.

- Сообщение даты и дня недели.

Сегодня на уроке мы будем считать, вставлять пропущенные цифры; работать с геометрическими фигурами, и продолжим учиться решать задачи.

  1. Основная часть урока.

  1. Прямой и обратный счет.

- Первое задание называется «Прямой и обратный счет».

- С., выходи к доске, сосчитай прямым счетом от 1 до 10.

-В., сосчитай обратным счетом от 10 до 1.

- В., выходи к доске, сосчитай прямым счетом от 1 до 5.

-А., сосчитай обратным счетом от 5 до 1.

Пальчиковая гимнастика

(с массажными мячиками)

Этот шарик непростой,
Весь колючий, вот такой!
Меж ладошками кладем,
Им ладошки разотрем.
Вверх, вниз его катаем,
Свои ручки развиваем.

Самостоятельная работа в тетради – прописать цифры в тетради по обводке.

  1. Вставь пропущенные цифры.

- Второе задание называется «Вставь пропущенные цифры».

В.М. – вставляет цифры от 1 до 5.

С.И., А.Н., В.И. – вставляют цифры от 1 до 10.

Работа в тетради – вписать пропущенные цифры в тетради.

Зрительная гимнастика.

(дети следят глазами за мячиком)

Крошка-мяч прыгучий очень,

Скачет, скачет, как захочет,

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Зацепился и повис.

  1. Работа с геометрическим материалом.

- Посмотрите, пожалуйста, на доску, что видите?

- Какие геометрические фигуры здесь есть?

- В., выходи к доске. Назови эту фигуру             .  

Сколько на картинке квадратов, а кругов?

- С., как называется эта фигура          ?

- В., сколько прямоугольников на нашей картинке?

- А., как называется эта фигура          ?   Покажи еще один треугольник.

-На рабочих листах вам надо заштриховать геометрические фигуры по образцу.

Физминутка.

Девочки и мальчики

прыгают как мячики.

1, 2, 3, 4, 5

Прыжки на месте

Выше голову держать!

Остановиться, выровнять спину.

Чтобы руки не устали

Мы на пояс их поставим

Поставить руки на пояс.

1, 2, 3, 4, 5

А теперь мы будем

руки поднимать.

1, 2, 3, 4, 5,

Руки на поясе, на плечи, вверх, на плечи, на пояс.

Мы теперь готовы снова

все заданья выполнять!

Шаги на месте.

  1. Решение задачи.

-Ребята, посмотрите, кто к нам пришел. Кто это?

-Незнайка пришел к нам за помощью. Он не знает, сколько у него мячиков и просит вас решить задачу, послушайте ее внимательно.

-У Незнайки было 2 больших мячика и 1 маленький.

Сколько всего мячиков у Незнайки?

-С., про что эта задача, что было у Незнайки? Какой вопрос в этой задаче, что нам надо узнать?

-В., подбери цифры к мячикам. (2        , 1      ).

-В., выходи к доске и составь пример для решения задачи. Какой знак нам нужен чтобы найти, сколько всего мячиков было у Незнайки? (+ / -)

-А., как можно ответить на вопрос задачи?

(Сколько мячиков у Незнайки?)

- 3 мячика у Незнайки.

Работа в тетради.

-А сейчас откройте тетрадь и запишите решение и ответ задачи.

  1. Рефлексия.

-Что мы делала на уроке?

-Какое задание понравилось вам больше всего?

САМОАНАЛИЗ ОТКРЫТОГО УРОКА

по предмету «Математические представления»

во 2 классе на тему:

«Простая арифметическая задача на нахождение суммы»

Тип урока: урок-занятие на закрепление новых знаний.

Выбранная тема урока связана с предыдущими и влияет на последующие уроки.

В классе четыре человека – 3 девочки, 1 – мальчик. Все обучающиеся дети-инвалиды с умственной отсталостью умеренной и тяжелой степени. Дети класса не являются однородной группой, поэтому в ходе подготовки и проведения урока были учтены особенности обучающихся. Сильным учениками в классе являются С., В., А.; В. не всегда проявляет свою активность, часто проявляет застенчивость, ждет поддержки и одобрения со стороны педагога.

Цель урока: формирование умения решать простые арифметические задачи на нахождение суммы.

Задачи ставились следующие.

Педагогические:

-продолжать учить вести прямой и обратный порядковый счет в пределах 5/10, вставлять пропущенную цифру; отвечать на вопрос «Сколько всего?»;

-закреплять знание сенсорных эталонов: геометрические фигуры, цвет;

-продолжать знакомить со структурой задачи, формировать умение решать простые арифметические задачи на нахождение суммы двух чисел.

Коррекционные:

-развивать произвольное внимание, наблюдательность, речь, мышление и сообразительность;

-способствовать развитию таких процессов познавательной деятельности, как анализ, синтез, сравнение, обобщение;

-учить планировать и контролировать свою деятельность, формировать приемы самоконтроля;

-воспитывать настойчивость, волю, развивать интерес к поиску решения задачи.

В течение урока применялись следующие формы и методы обучения.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Был использован проблемно-поисковый метод (при решении задачи подбирались цифры к количеству предметов).

Так же использовались метод аналогии (при решении второй задачи с измененным условием) и методы контроля и самоконтроля (задание «Вставь пропущенную цифру»).

На уроке  использовались такие понятия и термины как:

-прямой / обратный счет;

-геометрические фигуры;

-цвет;

-цифра, место цифры в числовом ряду;

-задача;

-«Сколько всего?»;

-вопрос, решение, пример, ответ.

Были использованы следующие образовательные ресурсы:

 - тетрадь, рабочий лист для штриховки, счетный материал, демонстрационный счетный материал, геометрические фигуры, картинка с Незнайкой, магнитные цифры.

Воспитание мотивации к учебной деятельности происходило через использование эстетичной, красочной наглядности, этому способствовало содержание урока, дифференцированные, посильные каждому из обучающихся задания, чёткий инструктаж, словесная оценка, фиксирующая отношение учащихся к выполняемой деятельности.

Воспитание самостоятельности на уроке происходило при выполнении заданий на доске, работе в тетрадях, и выполнении отдельных заданий.

Поставленные задачи урока были решены, обучающиеся проявили все свои качества, выполнили все задания.

Все этапы урока были взаимосвязаны, задания следовали от простого к сложному.

Время на уроке было распределено не совсем целесообразно. Обучающиеся справились со всеми заданиями.

На протяжении урока обучающимся оказывалась дозированная поэтапная помощь. Дети проявляли интерес, были активны на всех этапах и в разных видах деятельности; работали динамично. Продуктивное время работы обучающихся класса составляет 30 минут.

Были реализованы принципы коррекционно-развивающего обучения:

Динамичность восприятия - задания по степени нарастающей трудности.

Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока.

Учитывая психологические и возрастные особенности учащихся, были включены здоровьесберегающие технологии: зрительная зарядка, физкультурная пауза, пальчиковая гимнастика.

Дифференцированные задания предлагались при выполнении упражнений в прямом и обратном счете, при выполнении задания «Вставь пропущенную цифру», «Штриховка» и самостоятельной работе в тетради.

Развитие речи происходило во время работы с геометрическими фигурами, назывании цвета, формулировании ответа на вопрос «Сколько всего?» по словесному образцу, данному учителем.

Все эти методы, формы и средства способствовали достижению цели урока, и решению поставленных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по предмету математические представления и конструирование

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа№439Петродворцового района Санкт-Петербурга  Конспект открытого урока по предмету математические представления и конструирование...

Конспект открытого урока по предмету математические представления в 3 классе для детей с ТМНР

Конспект  открытого урока по предмету «математические представления» в 3 «В» классе   Тема:   «Цифры 1-6.Повторение»...

Конспект открытого урока по предмету "Математические представления и конструирование". На тему: "Число и цифра 5. Образование числа 5"

Конспект открытого урокаПо предмету: «Математические представления и конструирование»Для учащихся 4 классаНа тему: «Число и цифра 5. Образование числа 5.»...

Технологическая карта план-конспект открытого урока по учебному предмету "Баян", "Первые шаги в освоении инструмента" (Андрюшин А. Г.)

Технологическая карта план-конспект открытого урока по учебному предмету "Баян", "Первые шаги в освоении инструмента" (Андрюшин А. Г.)...

Технологическая карта план-конспект открытого урока по учебному предмету "Баян", "Первые шаги в освоении инструмента" (Андрюшин А. Г.)

Технологическая карта план-конспект открытого урока по учебному предмету "Баян", "Первые шаги в освоении инструмента" (Андрюшин А. Г.)...