Открытый урок 6 класс "Положительные и отрицательные числа"
план-конспект урока по алгебре (6 класс) по теме

Баскакова Ирина Степановна

 

Цель: закрепить умения и навыки в действиях с положительными и отрицательными числами.

Задачи:

  • Повторить понятия положительных и отрицательных чисел; закрепить навыки выполнения действий с положительными и отрицательными числами.
  • Способствовать воспитанию интереса к предмету через нетрадиционную форму проведения урока.
  • Развивать логическую смекалку, творческое мышление.

Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний,  закрепление умений учащихся с использованием ИТ.

Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация PowerPoint, набор индивидуальных карточек

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     Тема урока:

«Положительные и отрицательные числа»

Цель: закрепить умения и навыки в действиях с положительными и отрицательными числами.

Задачи:

  • Повторить понятия положительных и отрицательных чисел; закрепить навыки выполнения действий с положительными и отрицательными числами.
  • Способствовать воспитанию интереса к предмету через нетрадиционную форму проведения урока.
  • Развивать логическую смекалку, творческое мышление.

Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний,  закрепление умений учащихся с использованием ИТ.

Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация PowerPoint, набор индивидуальных карточек

Ход урока

I. Организационный момент.

– Сегодня в нашей школе открыт научно-исследовательский институт. На месте кабинетов организованны лаборатории, а все учащиеся школы его научные сотрудники. В кабинете математики открыта лаборатория № 1. Заведующей лабораторией назначили меня. И сегодня мы с вами повторим, обобщим и систематизируем знания, полученные вами на предыдущих занятиях.

– Для работы мне понадобятся помощники – старшие научные сотрудники – которые будут помогать мне в течение урока.

– А теперь в ваших журналах наблюдения – рабочих тетрадях – запишем число, классная работа, тема исследования: «Положительные и отрицательные числа».

II. Устная работа.

– В нашу лабораторию поступило сообщение. Прочитайте его.

«В архиве нашего института произошел сбой системы. Потерялись многие сведения. Чтобы их восстановить, нужны специалисты в области положительных и отрицательных чисел. Помогите»

– Мы с вами уже изучили положительные и отрицательные числа, много действий умеем с ними делать. Мы в какой-то мере являемся специалистами в этой области, как вы думаете? {Да}

– Поможем? {Да}

– Раз мы будем помогать восстанавливать утраченные сведения, то мы должны пройти испытания: все ли готовы совершить эту важную миссию.

– 1. Ответим на несколько вопросов.

  1. Скажите пожалуйста какое перед нами число? {Число – 32}
  2. Как называется это число? {Это число отрицательное}
  3. А где расположено это число на координатной прямой? {Это число на координатной прямой расположено слева от нуля}
  4. А какие числа называются отрицательными? {Отрицательными числами называются числа, которые расположены на координатной прямой слева от нуля}
  5. Мы говорим о координатной прямой. А какая прямая называется координатной? {Координатной прямой называется прямая, на которой есть начало отсчета, единичный отрезок и направление}
  6. Назовите два целых, соседних с данным, числа. {– 31 и – 33}
  7. А какое число будет противоположно данному? {Число 32}
  8. А какие числа называются противоположными? {Противоположными называются числа, которые отличаются друг от друга только знаками}
  9. Чему равен модуль данного числа? {Модуль данного числа равен 32}
  10. А что называется модулем числа? {Модулем числа называется расстояние от начала отсчета до точки на координатной прямой}

– Ну что ж с заданием все справились. Значит, можем продолжить восстанавливать потерянные сведения.

2. Устный счет. Открыть зашифрованную картинку.     

3. Задания на сравнение чисел и выполнение действий с модулями чисел.

– Выполним следующее задание: Расставьте синие числа в порядке возрастания, а красные – в порядке убывания.

2,3

0,1

5

- 7

- 8

- 3,5

- 4,2

1,4

– А теперь проверим, что у вас получилось. {Синие: - 8; - 7; - 4,2; - 3,5; ; ; Красные:

(; 5; ; 2,3; 1,4; 0,1}

– Молодцы. С этим заданием вы справились.

  1. Задания блиц – опроса выполняются на карточках по двум вариантам.

Вариант 1.

  1. Числа со значком “-” называют (отрицательными).
  2. Ни положительным ни отрицательным числом является _____0______.
  3. Число, показывающее положение точки на координатной прямой, называют (координатой) этой точки.
  4. Положительные числа расположены (правее, левее) от нуля.
  5. Если точка А расположена левее начала отсчета на 7 единиц, то она имеет координату (-7).
  6. Точка Х(-5) удалена от точки У(3) на 8 единичных отрезков.
  7. Положительное направление на координатной прямой отмечают (стрелкой). Она показывает, что при движении вдоль прямой вправо числа (увеличиваются) (увеличиваются, уменьшаются).
  8. Заполни пропуск: число (-2) на 3 больше числа -5.
  9. Заполни пропуск: число (-6) на 5 меньше числа -1.
  10. Целыми числами называют (натуральные) числа, (противоположными) им числа и (нуль).

Вариант 2.

  1. Числа со знаком “+” перед ними называют (положительными).
  2. Число нуль отделяет на координатной прямой (отрицательными) числа от (положительных).
  3. Координатной прямой называют прямую с выбранными на ней (началом отсчета, единичным отрезком и направлением).
  4. Отрицательные числа расположены (левее) (правее, левее) от нуля.
  5. Если точка М расположена правее нуля на 12 единиц, то она имеет координату (+12).
  6. Точка Х(-4) удалена от точки У(2) на (6) единиц.
  7. Заполни пропуск: число (-2) на 5 больше числа -7.
  8. Заполни пропуск: число (-6) на 4 меньше числа -2.
  9. Координата точки, находившейся на одинаковом расстоянии от точек с координатами 7 и -7 , равна (0).
  10. Рациональными числами называют: (положительными) числа, (отрицательными) числа и (нуль)

IV. Историческая справка.

– Сейчас сядьте поудобнее, можно немножко расслабится, подготовится к следующим серьезным заданиям и прослушать небольшую историческую справку.

Понятие об отрицательных числах возникло в практике очень давно, причем при решении таких заданий, где из меньшего числа приходилось вычитать большее число. Египтяне, вавилоняне, а также древние греки не знали отрицательных чисел и для производства вычислений математики того времени пользовались счетной доской. А так как знаков «плюс» и «минус» не существовало, то они на этой доске положительные числа отмечали красными счетными палочками, а отрицательные – синими. И отрицательные числа долгое время назывались словами, которые означали долг, недостача, а положительные трактовались как имущество.

Древнегреческий ученый Диофант вообще не признавал отрицательных чисел, и если при решении у него получался отрицательный корень, то он отбрасывал его как недоступный.

Не одобряли их долго и европейцы, потому что истолкование имущество – долг вызывало недоумение и сомнение. Действительно, можно складывать и вычитать имущество – долг, а как умножать и делить? Это было непонятно и нереально.

– Скажите, пожалуйста, а эти определения отрицательных и положительных чисел как имущество и долг сейчас в нашем современном мире просматриваются? Как вы думаете? {Ответы учащихся}

 5. Снайперская самостоятельная работа

Работа выполняется по рядам, по одному заданию для каждой пары, чей ряд быстрее и правильно выполнит задание.

Задание. Расшифруйте имя математика, который впервые ввел в употребление координатную прямую. Для этого впишите буквы, соответствующие данным координатам в таблицу.

( +4 )

( -1 )

( +6 )

( -2 )

( +7 )

( -5 )

Слайд 5

( +4 )

( -1 )

( +6 )

( -2 )

( +7 )

( -5 )

Д

Е

К

А

Р

Т

Рене Декарт – французский философ, физик,математик и физиолог. Считал математику идеалом и образцом для всех наук. Ввел понятие координатной прямой. Его знаменитое изречение:“Я мыслю, следовательно, я существую

физкультминутка:

Учащиеся встают. Учитель по порядку называет задания: а), б) и т.д. Если в ответе получается знак больше, то нужно поднять руки вверх и потянуться, если меньше, то повертеть головой влево-вправо.

          а) 0,5>-5;

          б) -100<-10;

           в) -19,9>-20;

           г) -6,2<-2,6;

           д) -0,2<-0,03;

           е) -4,2>-4,5.

Решение практической задачи:

Сегодня, столбик термометра показывает температуру   -10оС, а к выходным передали изменение температуры на  10оС. Какая ожидается температура  к выходным? Так ли нам это важно знать? 

Ответ: 0о

VII. Тестовая работа.

– Пока вы отдыхали, я узнала, что руководство НИИ решило провести тестирование научных сотрудников.

– Перед вами лежат бланки с тестами. Подпишите их. В этом тестовом задании вам нужно выбрать правильный вариант ответа и обвести его кружочком.

– Все готовы? Тогда начинаем.

Фамилия, имя _____________
Класс 6 б
Вариант 1

Фамилия, имя _____________
Класс 6б
Вариант 2

  1. Сравните числа – 15 и – 12.
    А) – 15 > – 12;
    Б) – 15 < – 12;
    В) – 15 = – 12.
  2. Найдите сумму чисел |– 1,4| и| – 1,8|.
    А) – 0,4;
    Б) – 3,2;
    В) 0,4;
    Г) 3,2.
  3. Найдите разность чисел |– 0,7|и |– 0,3|.
    А) – 0,4;
    Б) – 1;
    В) 0,4;
    Г) 1.

  1. Сравните числа – 17 и – 23.
    А) – 17 > – 23;
    Б) – 17 < – 23;
    В) – 17 = – 23.
  2. Найдите сумму чисел  | – 1,4| и |0,8|.
    А) – 0,6;
    Б) – 2,2;
    В) 0,6;
    Г) 2,2.
  3. Найдите разность чисел | – 0,9| и| 0,7|.
    А) – 0,2;
    Б) – 1,6;
    В) 0,2;
    Г) 1,6.

– Время закончилось. Я попрошу старших научных сотрудников собрать бланки с тестами.

VIII. Итог урока.

– Вот и закончился рабочий день в нашем научно-исследовательском институте. Мы помогли восстановить потерянные сведения о положительных и отрицательных числах.

– Придете вы сегодня домой, к своим родителям и что вы скажете? Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня на уроке математики я …»

– А я сегодня, когда приду домой скажу своим родственникам, что сегодня на уроке математики я еще раз убедилась какие у меня замечательные, дружные, умные ученики.

– А сегодня у нас урок закончился. Спасибо. До свидания.

( +4 )

( -1 )

( +6 )

( -2 )

( +7 )

( -5 )


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Положительные и отрицательные числа

Слайд 2

В архиве нашего института произошел сбой системы. Потеряны многие сведения. Чтобы их восстановить, нужны специалисты в области положительных и отрицательных чисел. Помогите!

Слайд 3

Ответим на вопросы: Скажите пожалуйста какое перед нами число? Как называется это число? А где расположено это число на координатной прямой? А какие числа называются отрицательными? Мы говорим о координатной прямой. А какая прямая называется координатной? Назовите два целых, соседних с данным, числа. А какое число будет противоположно данному? А какие числа называются противоположными? Чему равен модуль данного числа? А что называется модулем числа ?

Слайд 4

2,3 0,1 5 - 7 - 8 - 3,5 - 4,2 1,4

Слайд 5

Проверим что получилось: Синие: - 8; - 7; - 4,2; - 3,5; ; ; Красные: ;5; ; 2,3; 1,4; 0,1

Слайд 6

Исторические сведения Понятие об отрицательных числах возникло в практике очень давно, причем при решении таких заданий, где из меньшего числа приходилось вычитать большее число.

Слайд 7

Египтяне, вавилоняне, а также древние греки не знали отрицательных чисел и для производства вычислений математики того времени пользовались счетной доской. А так как знаков «плюс» и «минус» не существовало, то они на этой доске положительные числа отмечали красными счетными палочками, а отрицательные – синими. И отрицательные числа долгое время назывались словами, которые означали долг, недостача, а положительные трактовались как имущество.

Слайд 8

Древнегреческий ученый Диофант вообще не признавал отрицательных чисел, и если при решении у него получался отрицательный корень, то он отбрасывал его как недоступный. Не одобряли их долго и европейцы, потому что истолкование имущество – долг вызывало недоумение и сомнение. Действительно, можно складывать и вычитать имущество – долг, а как умножать и делить? Это было непонятно и нереально.

Слайд 9

Снайперская самостоятельная работа ( +4 ) ( -1 ) ( +6 ) ( -2 ) ( +7 ) ( -5 ) Е Т Л К Р -2

Слайд 10

Эталон ( +4 ) ( -1 ) ( +6 ) ( -2 ) ( +7 ) ( -5 ) Д Е К А Р Т

Слайд 11

Рене Декарт

Слайд 12

Рене Декарт – французский философ, физик, математик и физиолог. Считал математику идеалом и образцом для всех наук. Ввел понятие координатной прямой. Его знаменитое изречение:“Я мыслю, следовательно, я существую ”.

Слайд 14

а) 0,5 -5; б) -100 -10; в) -19,9 -20; г) -6,2 -2,6; д) -0,2 -0,03; е) -4,2 -4,5 .

Слайд 16

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: "Отрицательные местоимения"

Цели урока реализовывались через игру, близкую по форме к  компьютерной, Такой тип урока позволяет повысить познавательную активность учащихся, создать атмосферу непринужденности, развить творчес...

План - конспект урока "Положительные и отрицательные числа" 6 класс.

План - конспект урока "Положительные и отрицательные числа" с использованием проблемно - диалогической технологии....

Открытый урок "Положительные и отрицательные числа"

Открытый урок "Положительные и отрицательные числа" 6 класс. Учебник: Зубарева. Мордкович...

Презентация к уроку "Положительные и отрицательные числа"

Тема урока: Положительные и отрицательные числа.Цель урока: организация условий достижения учащимися образовательных результатов по заданной теме:приобретение учебной информации,контроль усвоения теор...

Технологическая карта урока "Положительные и отрицательные числа"

Учебник Математика.6 кл., автор Мерзляк А.Г.Тема урока:  Положительные и отрицательные числаТип урока: Урок новых знаний...

Технологическая карта урока "Положительные и отрицательные числа" 6 класс Мерзляк

Технологическая карта урока математики в 6 классе автор учебника Мерзляк. Тема урока "Положительные и отрицательные числа"...