Таксономия уровней познания Бенджамина Блума
методическая разработка (алгебра, 8 класс) по теме
В разработке описан вариант использования Таксономии уровней познания в работе учителя.
Таксономия является системой классификации предметов, принципов или фактов в соответствии с их существенными и логическими взаимосвязями.
Цель обучения – развивать потребность учащихся думать, стимулировать обдумывание и анализ того, как они учатся; развивать ответственность самих учащихся за собственное образование.
Методика Б. Блума содержит 6 основных разделов: знание, понимание, применение, анализ, синтез, сравнительная оценка. В каждом из этих разделов нужно уметь задавать правильные вопросы для полного раскрытия получаемой информации.
В размещаемом материале приведена таблица с описанием каждого раздела и методика построения вопросов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
taksonomiya_urovney_poznaniya_bendzhamina_bluma.docx | 28.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Таксономия уровней познания Бенджамина Блума
Обучение – это не работа зрителя, пассивного наблюдателя. Цель обучения – развивать потребность учащихся думать, стимулировать обдумывание и анализ того, как они учатся; развивать ответственность самих учащихся за собственное образование.
Люди не учатся, просто сидя в классах и слушая учителя, вспоминая подготовленные задания и выдавая готовые ответы. Они должны говорить о том, что они изучают и чему научились, писать об этом, связывать это с прошлым опытом и применять изученное в повседневной жизни.
И, хотя эта мысль не нова, на каждом новом этапе развития общества она вновь выходит на первый план.
Еще в середине 50-х годов ХХ века американский ученый Бенджамин Блум наиболее интересное открытие сделал в результате интервью с известными музыкантами, математиками, пловцами-олимпийцами. Оно заключалось в весьма активной помощи и поддержке семьи. Он утверждает, что никто из них не добился бы выдающихся результатов самостоятельно. Блум писал: “Вопрос о том, кто из них гений, можно долго обсуждать, но выражение “гений себя проявит независимо от обстоятельств” не нашел подтверждения в данном конкретном исследовании”.
Блум обследовал выдающихся людей и на основе данных, полученных в результате этой работы, он описал модель воспитательных и образовательных приемов, которые помогли полному развитию их талантов.
Модель Блума ориентирована на сферу познавательных функций и названа была “Таксономия уровней познания Бенджамина Блума”.
Определение понятия таксономии в 1968 г. предложил американский ученый Плаумен:
“Таксономия является системой классификации предметов, принципов или фактов в соответствии с их существенными и логическими взаимосвязями”.
В 1956 г. группа американских ученых Блум, Энгельхарт, Фурст и Картволь предложили несколько вариантов использования “Таксономии целей обучения” в работе учителя.
Эти ученые утверждают, что при составлении учебного плана учителям следует наметить широкий диапазон возможных целей или результатов в познавательной сфере.
Сравнивая цели, заложенные в учебных планах, с принципиально возможными результатами, учителя могут определить типы заданий и дополнительные цели для включения в свой учебный план.
Блум и его коллеги считают, что таксономия может оказать значительно помощь в определении целей, что в конечном итоге облегчает планирование учебного процесса и способствует выработке методики и процедур оценки.
Короче говоря, таксономия является эффективным инструментом для анализа влияния обучения на развитие у детей способностей к запоминанию, осмыслению и решению задач.
Выдвинутые Блумом идеи и методы подробно изложены им в руководстве “Таксономия целей обучения”.
В этой работе имеется 6 основных разделов: знание, понимание, применении, анализ, синтез и оценки. Эти разделы отражают иерархический порядок различных целей обучения.
Следует подчеркнуть, однако, что таксономия Блума требует серьезного и тщательного изучения, а ее применение в педагогической практике – специальной подготовки.
Однако элементы этой системы можно использовать в нашей повседневной работе.
Знание | Понимание | Применение | Анализ | Синтез | Сравнительная оценка | |||||||
Определение | Запоминание специфической информации | Понимание заданного материала независимо от другого материала | Использование методов, концепций, принципов и теорий в новых ситуациях | Расчленение информации на составляющие элементы | Составление целого из отдельных частей | Определение ценности материалов и методов, когда заданы цели, стандарты и критерии | ||||||
Что делает ученик | Реагирует, воспринимает, вспоминает, узнает | Объясняет, переводит, показывает, интерпретирует | Решает новые проблемы, демонстрирует использование знаний, конструирует | Обдумывает, раскрывает, перечисляет, рассуждает, сравнивает | Комбинирует, составляет, придумывает, творит | Оценивает, обсуждает | ||||||
Построение вопросов и заданий | Назови Перечисли Вспомни Найди Опиши | Расскажи кому-то другому… Перечисли основных персонажей… Назови как можно больше… Что является наиболее важным в… Составь список… | Переформулируй Объясни Приведи примеры Нарисуй схему Структурируй | Что, по твоему мнению, происходит в… Что это может означать? Сократи предложенный текст, стараясь сохранить его основную мысль Перечисли 5 основных идей текста и объясни, что они значат | Покажи Основываясь на том, что ты знаешь… Создай модель | Спланируй доклад по теме… Какие детали являются наиболее важными для группы… Как наилучшим образом показать твое понимание… | Изучи Раздели на группы Классифицируй Найди сходства и различия Собери разные мнения | Какая еще информация необходима, где можно найти такую информацию? Приведи аргументы за и против Раздели данные категории в зависимости от… | Создай Составь Разработай Предскажи Предложи определение для… Представь, что… | Собери доказательства в пользу… Напиши сочинение в стиле… Разработай эффективный прибор для… На основе анализа представленных данных, предложи решение… Используя данные и свою интуицию, предскажи, какова вероятность… Как может выглядеть несуществующий… | Оцени, насколько… | Проранжирую факты на основе критерия Предложи критерии для оценки Используя твои критические замечания по поводу…, что из… является наилучшим… Какой из вариантов является наилучшим для… Почему? Приведи доводы |
Ключевые слова | Отступая на минуту от… Способ Я хочу… Связующей идеей является… Это напомнило мне о… Потому что Если бы это было… я бы … или… По-моему, это имеет отношение к… Означает ли это… | По сравнению с …, по большей части…, с другой стороны…, интересен вопрос о …, отсюда логически следует…, является оборотной стороной…, подобным образом…, в отличие от… | Предположим, составим, вероятно, представь себе, наоборот (напротив), что если…, я предвижу…, что касается… хотелось бы знать… | Как бы… Почему… Представляется неуместным Согласно одной из точек зрения Самое лучшее Хуже всего Если…то…иначе |
Как задавать хорошие вопросы (некоторые подсказки)
- Когда вы задаете вопрос, подумайте – зачем вы его задаете?
- Какой ответ вы ожидаете получить на этот вопрос?
- Получу ли я такой ответ, который хочу, задав этот вопрос?
- Убедитесь в том, что вопросы построены поэтапно.
- Начинайте с вопросов на понимание, и двигайтесь к вопросам, заставляющим детей анализировать, синтезировать.
- Убедитесь в том, что есть поэтапность в развитии графических навыков.
- Не начинайте с самого сложного вопроса!
- Будьте точными и конкретными в ваших вопросах.
- ФОКУСИРУЙТЕСЬ на тех данных, которые вы предоставили.
- Не задавайте вопросы, которые не связаны с данными, которые вы предоставили. Это можно делать только в том случае, если вы тестируете творческие способности детей!
- Не задавайте вопросы, основанные на общих знаниях детей – это нечестно!
- Задавайте вопросы, которые поощряют детей находить личное применение данным, поиск конкретных действий.
- Убедитесь в том, что у детей есть время, чтобы ответить на вопросы.
- Будьте осторожны с “закрытыми вопросами”.
- У вас должны быть вопросы, на которые дети должны ответить индивидуально, в группах, в парах, классом.
Вопросы по теме “Квадратные уравнения”
Знание
- Назови общий коэффициент квадратного уравнения
- Назови коэффициент квадратного уравнения 2х2 + 8х – 11 = 0
- Перечисли основные виды квадратных уравнений
- Запиши в общем виде приведенное квадратное уравнение
- Составь список формул, используемых при решении квадратных уравнений
- Найди корни уравнения: 3х2 = 4; -7х = 0; 5х2 -8х + 3 = 0; х2 -7х + 12 = 0
Понимание
- Приведи пример полного (неполного, приведенного) квадратного уравнения
- Объясни, как решается уравнение (2х + 1)(х + 2) – (х – 1)(3х + 1) = 1
- Выясни, имеет ли корни уравнение х2 + 1 = 0; 2х2 -7х – 4 = 0
- Перечисли несколько способов решения уравнения х2 – 2х – 3 = 0
- Докажи, что числа 2 и 3 являются корнями уравнения х2 – 5х + 6 = 0
- Догадайся, чему равны корни уравнения х2 + 7х + 12 = 0
Применение
- Разложи, если возможно, квадратный трехчлен х2 – 5х – 6 на множители
- Используя связь между коэффициентами и корнями квадратного уравнения, составь квадратное уравнение по его корням 1 и -3
- Реши задачу с помощью квадратного уравнения: Периметр земельного участка прямоугольной формы равен 60 м, а его площадь 200 м2 . Найти длины сторон участка.
- Сократи дробь: 24х2 – 38х + 15
12х2 – 16х + 5
- Сложи дробь: ______1_____ + ______1_____
27х2 – 15х – 2 18х2 -27х +10
- При каких значениях х определено выражение: __х – 5__
х2 – 6х – 7
- Спланируй доклад по теме “Квадратные уравнения”
Анализ
- Раздели предложенные уравнения на группы: х2 – 2х + 1 = 0; 3х2 – 12х – 40 = 0; 2х – 3 = 0;
(х – 2)(х + 3) – (х – 4)(х + 4) – 5= 0; х – 2 + х + 3 = 1 ; х – 3 + х = 5
х х – 4 5 3
Найди сходства и различия в группах
- Найди сходства и различия в группах квадратных уравнений: х2 – 2х + 1 = 0; 5х2 – 8х + 3 = 0;
9х2 + 6х + 1 = 0; х2 – 12х + 20 = 0
- Найди сумму и произведение корней уравнения х2 - √2 х + 6 = 0
- Основываясь на том, что ты знаешь о квадратном уравнении, реши уравнение х4 – 5х2 + 6 = 0
- Нади дискриминант уравнения 2х2 + 3х – 1 = 0, не выполняя вычислений, если известно, что дискриминант уравнения х2 + 3х – 2 = 0 равен 17
- Определите знаки коней уравнения, если корни существуют: х2 - ½ х - ½ = 0; х2 – 17х + 72 = 0
Синтез
- Составь квадратное уравнение, если х1 и х2 – его корни, если х1 + х2 = 2, х1х2 = -3
- Создай полное квадратное уравнение с четным вторым коэффициентом, имеющее два различных корня
- В уравнении х2 + рх + 45 = 0 один из корней равен 15. Найдите второй корень и коэффициент р.
- Разработай алгоритм решения уравнения: _х_ + х_+_5 = __50__
х – 5 х – 5 х2 – 25
- Используя свои знания и интуицию, предположи, как решить уравнение:
((х – 3)/х)2 – 3(х – 3)/х + 2 = 0
- Решить систему уравнений, составив вспомогательное уравнение: х + y = 4
хy = 3
Оценка
- Оцени, насколько рационально решено уравнение: (х – 2)2 – 10(х – 2) + 21 = 0; х2 – 4х + 4 – 10х + 20 + 21 = 0; х2 – 14х + 45 = 0; х1 = 9, х2 = 5.
- Используя твои критические замечания по поводу решения предыдущего уравнения, порекомендуй другой способ решения того же уравнения.
- Решая уравнение, х2 – 59х – 4386 = 0, ученик нашел его корни х1 = -43, х2 = 102
Верно ли решено уравнение?
- Не решая уравнения 4х2 – 7х – 11 = 0, ученик определил, что оно имеет два корня разных знаков. Прав ли он?
Список используемой литературы
- А.Н. Перре-Клермон
“Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей” Москва, Педагогика, 1991 г.
- “Одаренные дети”
Перевод с английского
Под общей редакцией Г.В. Бурменской, В.М, Слуцкого
Москва, Прогресс, 1991 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение в современном понимании_Таксономия Блума
Обучение в современном понимании_Таксономия Блума...
Таксономия Блума
Таксономия Блума...
Проектирование учебных заданий по таксономии Блума
Тасономия Блума позволяет разработать учебные задания по 6 уровням по любой теме любого предмета. в таблице приведены глаголы для формирования вопросов позволяющих оценивать компетентности учащихся и ...
Постановка цели урока «Первые киевские князья» по таксономии Блума
Цель урока по Блуму...
Таксономия Блума и ее разноаспектность в формировании математической компетенции
Таксономия Блума и ее разноаспектность в формировании математической компетенции...
Урок английского языка с использованием таксономии Бенджамина Блума
Данный урок английского языка по теме "Карьера: устройство на работу" построен на основе тахнологии Бенджамина Блума. В процессе урока учащиеся 7 класса изучают, анализируют, трансформируют ...
Уровни познания
План-конспект урока по обществознанию в 10 классе по теме "Уровни познания"...