Обучение в современном понимании_Таксономия Блума
статья по теме

Киселева Юлия Владимировна

Обучение в современном понимании_Таксономия Блума

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_v_sovremennom_ponimanii_taksonomiya_bluma.doc150.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение в современном понимании есть процесс конструирования знания, то есть обучение происходит не через запоминание, а через интерпретацию информации, т.е. через использование компетентностно-ориентированных заданий. Таким образом, согласно конструктивистской теории обучения, учащиеся лучше всего обучаются посредством встраивания нового знания в когнитивные карты (уже освоенные знания, умения, хранящиеся в долгосрочной памяти ученика).

Таблица 1. Сравнительная таблица традиционного и конструктивистского подходов

Традиционный подход

Конструктивистский подход

Учебная программа построена по принципу от части к целому, с акцентом на базовые знания и умения

Учебная программа представлена по принципу от общего к частному с акцентом на обобщенные понятия и умения

Основное требование к процессу обучения - строгое выполнение учебной программы

Гибкость процесса обучения с возможностью варьирования учебной программы

Учебная программа и учебный процесс полностью опираются на рекомендованный учебник или учебное пособие

Учебник не является доминирующим источником учебной информации; приоритет переходит к оригинальным источникам, к первичным данным, к объектам и явлениям реальной действительности

Учащийся представляется как объект процесса обучения, который получает готовые знания от учителя

Учащийся - полноправный участник процесса обучения со своими собственными взглядами и представлениями об окружающем мире

Учитель, как правило, преподносит новый учебный материал в дидактической манере как истину в последней инстанции

Учитель выступает прежде всего как организатор учебно-познавательной и исследовательской деятельности учащихся, не навязывая им свои знания и убеждения

Учитель оценивает эффективность учебно-познавательной деятельности учащихся по количеству правильных ответов

Учитель ценит самостоятельные, пусть не всегда правильные, рассуждения учащихся, «умные» вопросы, сознательно исправленные ими ошибки

Результаты тестов и контрольных работ - единственный источник информации об уровне знаний и умений учащихся

Оцениваются все продукты учебно-познавательной деятельности учащихся, показывающие не только результаты обучения, но и усилия, приложенные учащимся к конструированию нового знания, и его прогресс в обучении

Контроль и оценка учебных достижений осуществляются в отрыве от процесса обучения

Контроль и оценка осуществляются в тесной связи с тем, как реально протекал процесс обучения

Учащиеся преимущественно работают в условиях фронтального обучения в классе и индивидуально - дома

Учащиеся большую часть времени как на уроке, так и при выполнении домашних заданий работают в малых группах, командах или парах

Говоря о традиционных результатах образования (знания, предметные умения), под образовательным результатом, подлежащим планированию и достижению, мы понимаем некое знание, освоенное учащимся на конкретном уровне, который определяется в зависимости от сложности умственных операций, совершаемых учащимся с этим знанием. Образовательный результат, понимаемый таким образом, представляет собой единство знания и общеучебного умения.

Учитель сосредотачивает свои усилия на конкретном содержании темы, используя то обстоятельство, что необходимое для более глубокого его освоения учащимися общеучебное умение к этому моменту сформировано.

Таксономия Блума соответствует всем требованиям (иерархичность и операциональность), которые предъявляются к выстраиванию уровней для планирования традиционных результатов образования.

Таксономия  - классификация и систематизация объектов, которая построена на основе их естественной взаимосвязи и используется для описания категорий, расположенных последовательно, по нарастающей сложности.

Матрица уровней достижения учащимися образовательных результатов, представленных в форме знаний, умений и навыков для начальной, основной и старшей ступени обучения построена на принципах таксономии Бенджамина Блума, включающей шесть уровней достижения образовательных результатов: воспроизведение, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. В таблице предложена замена названия первого уровня на «воспроизведение» (у Блума - «знание»), поскольку первые три уровня описывают деятельность, которую ученик производит со знанием: воспроизведение, понимание (интерпретация), применение знания. (см. табл. 3).

В основу предлагаемого расположения результатов положен принцип иерархической зависимости: каждый последующий уровень результата сложнее предыдущего и обязательно включает его. Данная таксономия целей обучения, как и составленная на ее основе матрица, охватывает только когнитивную сферу.

Таблица 2. Матрица уровней достижения образовательных результатов

Категория (уровень освоения образовательных результатов)

Начальная ступень

Основная ступень

Старшая ступень

формирующая оценка

суммирующая оценка

формирующая оценка

суммирующая оценка

формирующая оценка

суммирующая оценка

Воспроизведение

Выполняя задание, учащийся:

воспроизводит конкретные факты

воспроизводит абстрактные понятия, закономерности, теории, концепции

воспроизводит методы, процедуры, способы действий, техники

воспроизводит технологии

воспроизводит знания об общем и отличном в процессах и явлениях, о причинах и следствиях, о взаимной обусловленности, о влиянии определенного фактора на систему и процесс и т.п.

воспроизводит обобщенные характеристики предмета или явления, информацию о связях элементов системы и о самих элементах

воспроизводит оценки событий, явлений, персоналий и т.п. и основания для этих оценок

Понимание

Выполняя задание, учащийся:

воспроизводит объяснение, перефразируя, используя реперные точки, останавливаясь на отдельных фрагментах

приводит объяснение с изменением формы представления (графический, аналитический и т.п.)

объясняет, детализируя или обобщая (на примере известной последовательности)

объясняет с заданной точки зрения (объяснение этого явления или процесса с заданной точки зрения не должно быть заранее известно ученику)

Применение

Выполняя задание, учащийся:

применяет знания, опираясь на заданный алгоритм деятельности

демонстрирует или описывает явления (или процессы) в заданных условиях; приводит примеры (аналогичные, разъясняющие)

самостоятельно объясняет или совершает действия, комбинируя известные факты, понятия, знание технологий...

восстанавливает известный алгоритм на основе конкретных действий, совершенных по нему

перебирает алгоритмы из числа известных (опробованных на своем опыте) и выбирает подходящий

Анализ

Выполняя задание, учащийся:

вычленяет главные и второстепенные признаки или характеристики

находит соответствия или несоответствия; указывает и исправляет ошибки, связанные с нарушением алгоритма, в рассуждениях, действиях

проверяет гипотезу с помощью эксперимента, наблюдения; выделяет признаки по заданным критериям

относит аргументы к тезисам; сопоставляет объекты по заданным критериям и делает вывод о сходствах и различиях; структурирует признаки объектов (явлений) по заданным основаниям

выявляет причинно-следственные связи

проводит сравнительный анализ объектов (явлений); отбирает по заданным критериям алгоритм из числа известных для применения в конкретной ситуации

выделяет параметры для проведения оценки объекта на основе анализа этого объекта или группы схожих объектов

Синтез

Выполняя задание, учащийся:

делает вывод на основе явных посылок

делает вывод на основе неявных посылок, аргументирует высказывание

делает вывод по заданному критерию на основе сравнительного анализа, выявляет и называет причины события, явления и т.п. (возможные причины/наиболее вероятные причины)

создает структуру, модель по заданным условиям, строит схему, алгоритм действия,

исправляет или восстанавливает неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм

делает прогноз изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора

выявляет и называет возможные последствия заданной причины (совокупности причин), доказывает (разрабатывает систему аргументов)

Оценка

Выполняя задание, учащийся:

выбирает подходящую оценку из представленных ему

оценивает по заданным критериям

оценивает по критериям, самостоятельно сформулированным в соответствии с заданием

делает вероятностное заключение на основе анализа

дает оценку системы

Задача учителя - найти место означенным в матрице результатам обучения в изучаемых темах и переформулировать их применительно к тем образовательным результатам, которые, в соответствии с замыслом учителя, учащийся должен достичь в процессе изучения данных тем обязательно или может достичь, если считает необходимым.

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ВЫДЕЛЕНИЯ УРОВНЕЙ ДОСТИЖЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Таблица 3, приведенная ниже, ориентирует учителя относительно качественно иных результатов образования учащихся - компетентностей. Она содержит аспекты деятельности и указания на уровни сформированности компетентностей учащихся, понимаемых как освоенные способы деятельности.

Процесс формирования ключевых компетентностей требует моделирования образовательных ситуаций, в которых учащийся продемонстрирует требуемый способ деятельности. Важно помнить, что грамотно сконструированные компетентностно-ориентированные задания в формирующем формате, так же как и в суммирующем, должны, помимо стимула и задачной формулировки, содержать источники, требуемые для выполнения задания, и унифицированный способ проверки результата выполнения задания (ключ, модельный ответ, шкалу оценки).

Таблица 3. Требования к уровням сформированности ключевых компетентностей учащихся

Аспект

1 ступень

II ступень

III ступень

Компетентность разрешения проблем (самоменеджмент)

Идентификация (определение)

проблемы

-        объясняет, с какой позиции он приступает к разрешению проблемы, сформулированной учителем;

-        в общих чертах описывает желаемую и реальную ситуации, указывая, чем они отличаются

-        обосновывает желаемую ситуацию;

-        анализирует реальную ситуацию и указывает противоречия между желаемой и реальной ситуацией;

-        указывает некоторые вероятные причины существования проблемы

-        определяет и формулирует проблему;

-        проводит анализ проблемы (указывает причины и вероятные последствия ее существования)

Целепола-гание и планирование деятельности

- определяет и выстраивает в хронологической последовательности шаги по решению задачи

-        ставит задачи, адекватные заданной цели;

-        ставит цель, адекватную заданной проблеме;

-        самостоятельно планирует характеристики продукта своей деятельности на основе заданных критериев его оценки

-        указывает риски, которые могут возникнуть при достижении цели и обосновывает достижимость поставленной цели;

-        ставит цель на основе анализа альтернативных способов разрешения проблемы

Применение технологий

- корректно воспроизводит технологию по инструкции

- выбирает технологию деятельности (способ решения задачи) из известных или выделяет часть известного алгоритма для решения конкретной задачи и составляет план деятельности

- применяет известную или описанную в инструкции технологию с учетом изменения параметров объекта, к объекту того же класса, сложному объекту (комбинирует несколько алгоритмов последовательно или параллельно) и составляет план деятельности

Планирование ресурсов

- называет ресурсы, необходимые для выполнения известной деятельности

- планирует ресурсы, необходимые для решения поставленной задачи

- проводит анализ альтернативных ресурсов и обосновывает эффективность использования того или иного ресурса для решения задачи

Аспект

1 ступень

II ступень

III ступень

Оценка деятельности

- выполняет по заданному алгоритму текущий контроль своей деятельности

- самостоятельно планирует

и осуществляет текущий контроль

своей деятельности

- обоснованно предлагает/отвергает внесение изменений в свою деятельность по результатам текущего контроля

Оценка результата/про дук-та деятельности

-        сравнивает характеристики запланированного и полученного продукта и делает вывод о соответствии продукта замыслу;

-        оценивает продукт своей деятельности по заданным критериям заданным способом

- оценивает продукт своей деятельности по самостоятельно определенным в соответствии с целью деятельности критериям

- предлагает способ убедиться в достижении поставленной цели и показатели достижения цели

Оценка собственного продвижения (рефлексия)

-        указывает на сильные и слабые стороны своей деятельности;

-        называет мотивы своих действий

-        указывает причины успехов и неудач в деятельности;

-        называет трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагает пути их преодоления/избегания в дальнейшей деятельности;

-        анализирует собственные мотивы и внешнюю ситуацию при принятии решений

- аргументирует возможность использовать полученные при решении задачи ресурсы (знания, умения, опыт и т.п.) в других видах деятельности

Информационная компетентность

Планирование информационного поиска

-        указывает, какой информацией для решения поставленной задачи обладает, а какой нет;

-        выделяет из представленной информации ту, которая необходима при решении поставленной задачи;

-        указывает, какая информация

(о чем) требуется для решения поставленной задачи;

-        пользуется карточным и электронным каталогом, поисковыми системами Интернет;

- планирует информационный поиск в соответствии с поставленной задачей деятельности (в ходе которой необходимо использовать искомую информацию);

Аспект

I ступень

II ступень

III ступень

Планирование информационного поиска

- пользуется справочником, энциклопедией, ориентируется в книге по содержанию, а на сайте по ссылкам

-        пользуется библиографическими изданиями, списками публикаций в периодических изданиях;

-        указывает, в какого типа источниках следует искать заданную информацию;

-        дает характеристику источника

в соответствии с задачей информационного поиска

-        самостоятельно и аргументированно принимает решение о завершении информационного поиска (оценивает полученную информацию с точки зрения достаточности для решения задачи);

-        указывает те вопросы, ответы на которые для решения поставленной задачи необходимо получить из разных по типу источников;

-        обосновывает использование источников информации того или иного типа, исходя из цели деятельности

Извлечение первичной1 информации

- проводит наблюдение/эксперимент по плану в соответствии с поставленной задачей

-        самостоятельно проводит наблюдение/эксперимент, планируя его цель и ход в соответствии с задачей информационного поиска;

-        извлекает информацию по заданному вопросу из статистического источника, исторического источника, художественной литературы;

-        проводит мониторинг СМИ по плану в соответствии с поставленной задачей;

-        самостоятельно планирует и реализует сбор информации посредством опроса (в т.ч. экспертного интервью)

-        самостоятельно планирует и осуществляет извлечение информации из статистического источника, исторического источника;

-        самостоятельно проводит мониторинг СМИ, планируя его цель и ход в соответствии с задачей информационного поиска

Аспект

1 ступень

II ступень

III ступень

Извлечение вторичной информации

- извлекает и систематизирует информацию по двум и более заданным основаниям (источник: один-два простых1 по составу источника, содержащих избыточную информацию)

-        самостоятельно формулирует основания, исходя из характера полученного задания, и ранжирует их и извлекает искомую информацию;

-        указывает на обнаруженные противоречия

(источник: два и более сложных источника, содержащих прямую и косвенную информацию по двум и более темам, в которых одна информация дополняет другую или содержится противоречивая информация)

- извлекает информацию по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из собственного понимания целей выполняемой работы

(источник: два и более сложных источника, содержащих прямую и косвенную информацию по двум и более темам, при этом одна информация противопоставлена другой или пересекается с другой)

Первичная обработка информации

-        систематизирует извлеченную информацию в рамках простой заданной структуры;

-        переводит простую (односоставную) информацию из графического представления или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот

-        систематизирует извлеченную информацию в рамках сложной заданной структуры;

-        самостоятельно задает простую структуру для первичной систематизации информации по одной теме;

-        переводит сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического представления или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот

-        систематизирует извлеченную информацию в рамках самостоятельно избранной сложной структуры;

-        обосновывает структуру для первичной обработки информации целью, для которой используется информация

спект

1 ступень

II ступень

III ступень

Обработка информации

-        точно излагает полученную информацию;

-        задает вопросы, указывая на недостаточность информации или свое непонимание информации;

-        находит вывод и аргументы в предложенном источнике информации

-        излагает полученную информацию в контексте решаемой задачи;

-        реализует предложенный учителем способ проверки достоверности информации;

-        делает вывод (присоединяется к выводу) на основе полученной информации и приводит несколько аргументов или данных для его подтверждения

-        самостоятельно указывает на информацию, нуждающуюся в проверке, и применяет способ проверки достоверности информации;

-        делает вывод на основе критического анализа разных точек зрения или сопоставления первичной и вторичной информации, подтверждает вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными

Коммуникативная компетентность

Письменная коммуникация

-        оформляет свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации простой структуры;

-        излагает вопрос с соблюдением норм оформления текста и вспомогательной графики, заданных образцом

-        оформляет свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации сложной структуры;

-        излагает тему, имеющую сложную структуру, и грамотно использует вспомогательные средства;

-        определяет жанр и структуру письменного документа (из числа известных форм) в соответствии с поставленной целью коммуникации и адресатом

-        представляет результаты обработки информации в письменном продукте нерегламентированной формы;

-        создает письменный документ, содержащий аргументацию за и/или против предъявленной для обсуждения позиции;

-        определяет цель и адресата письменной коммуникации в соответствии с целью своей деятельности

Аспект

1 ступень

II ступень

III ступень

Публичное выступление

-        соблюдает нормы публичной речи и регламент;

-        готовит план выступления

на основе заданной цели, целевой аудитории и жанра выступления;

-        использует паузы для выделения смысловых блоков своего выступления;

-        работает с вопросами, заданными на уточнение и понимание

-        определяет содержание и жанр выступления в соответствии с заданной целью коммуникации и целевой аудиторией;

-        использует вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

-        использует невербальные средства или наглядные материалы;

-        работает с вопросами, заданными в развитие темы

-        самостоятельно определяет цель и целевую аудиторию для коммуникации на основе цели деятельности;

-        применяет в своей речи логические или риторические приемы, приемы обратной связи с аудиторией;

-        самостоятельно готовит адекватные коммуникационной задаче наглядные материалы и грамотно использует их;

-        работает с вопросами на дискредитацию позиции

Диалог

-        воспринимает основное содержание фактической/оценочной информации в монологе, диалоге, дискуссии (группа), определяя основную мысль, причинно-следственные связи, отношение говорящего к событиям и действующим лицам;

-        начинает и заканчивает разговор в соответствии с общепринятыми нормами;

-        отвечает на вопросы и задает вопросы в соответствии с целью и форматом диалога

-        воспринимает требуемое содержание фактической/оценочной информации в монологе, диалоге, дискуссии (группа), извлекая необходимую фактическую информацию (имена, время, место действия), определяя основные факты и события, их последовательность;

-        высказывает мнение (суждение) и запрашивает мнение партнера

в рамках диалога

-        полностью воспринимает содержание фактической/оценочной информации в монологе, диалоге, дискуссии (группа), определяя основную тему сообщения, звучавшие предположения, аргументы, доказательства, выводы;

-        устраняет разрывы в коммуникации в рамках диалога

Аспект

1 ступень

II ступень

III ступень

Продуктивная групповая коммуникация

-        ученики самостоятельно следуют заданной процедуре группового обсуждения;

-        ученики разъяснили свою идею, предлагая ее, или аргументировали свое отношение к идеям других членов группы;

-        ученики дают ответ (выполняют действие) в соответствии с заданием для групповой работы

-        ученики самостоятельно договариваются о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

-        ученики следят за соблюдением процедуры обсуждения и обобщают/фиксируют решение в конце работы;

-        ученики задают вопросы на уточнение и понимание идей друг друга, сопоставляют свои идеи с идеями других членов группы, развивают и уточняют идеи друг друга

-        ученики используют приемы выхода из ситуации, когда дискуссия зашла в тупик, или резюмируют причины, по которым группа не смогла добиться результатов;

-        ученики следят за соблюдением процедуры обсуждения и обобщают/фиксируют промежуточные результаты;

-        ученики называют области совпадения и расхождения позиций, выявляя суть разногласий, дают сравнительную оценку предложенных идей относительно цели групповой работы

Умения и навыки человека 21 века (ключевые компетентности) как результат образования становятся основой для формирования компетенции личности, которая выражается в готовности учащегося эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.

Таблица 4. Примеры соотнесения различных учебных результатов и способов оценивания (видов учебных заданий)

Цели / Учебные результаты

Примеры способа оценивания

(учебного задания)

Критическое мышление, формулирование суждений (аргументация, рефлексия, оценивание, умозаключение и т. п.).

•        Написание эссе (фокусированное на предъявлении и развитии аргументации, рефлексивной оценке).

•        Критический анализ ситуации.

•        Критическая оценка изученной литературы.

•        Ведение рефлексивного дневника.

•        Подготовка сообщения/выступления (фиксирующего проблему и способы ее разрешения).

•        Подготовка / написание статьи.

•        Комментарии к статье, книге, монографии.

Решение проблем / планирование (определение или постановка проблемы, сбор и анализ данных, интерпретация, планирование экспериментов, применение теории и информации, и т. п.).

•        Анализ ситуации/случая.

•        Сценарии проблем.

•        Моделирование ситуации.

•        Групповая работа (коллективное обсуждение выделенной проблемы и поиск ее решения).

•        Обсуждение и рефлексия с коллегами проблем / опыта из собственных работ.

•        Подготовка проекта исследовательской заявки по реальной проблеме.

Выполнение действий/демонстрация операций, техник (вычисления, работа с текстами, использование оборудования, выполнение процедур, заполнение протоколов, выполнение инструкций и т. п.).

•        Подготовка отчета по лабораторной работе.

•        Демонстрация опыта/эксперимента.

•        Участие в ролевой игре.

•        Использование программного обеспечения и видео.

•        Подготовка презентационного плаката.

•        Подготовка мануала по использованию оборудования для определенной аудитории.

•        Наблюдение и реальное воспроизведение профессиональной деятельности.

Управление/развитие (самоуправление и саморазвитие) (навыки индивидуальной и кооперативной работы, ответственность за свое учение и развитие, способность диагностировать собственные учебные потребности, осуществлять тайм-менеджмент, поиск учебных ресурсов для самооценки и т. п.).

•        Заключение и выполнение учебных контрактов (форма самоуправляемых проектов, в которых студенты формулируют проблему, проектируют и выполняют проект, оценивают свои достижения по независимым критериям).

        Создание портфолио.

•        Осуществление самооценки.

•        Написание автобиографии.

•        Ведение рефлексивных дневников.

•        Взаимооценка.

•        Участие и оценивание групповых проектов.

•        Взаимообучение.

Демонстрация знания/понимания (пересказ, описание, перечисление, распознавание, изложение и т. п.).

•        Экзамен (устный, письменный).

•        Написание эссе (фокусированного на воспроизведении информации).

•        Заполнение мультивариативных опросников.

•        Выполнение тестов/мини-тестов.

•        Контрольные опросы.

Разработка/создание (проектирование, визуализация, изобретение, создание, исполнение и т. п.).

•        Создание портфолио.

•        Подготовка презентации.

•        Участие в групповых проектах.

•        Участие в соревновании.

•        Проектирование и внедрение проекта.

•        Оценка качества исполнения.

Коммуникация (навыки вербальной, невербальной, письменной, устной, групповой коммуникации; навыки аргументации, защиты, переговоров, презентаций, интервьюирования и т. п.).

•        Участие в групповой работе.

•        Участие в дискуссии (дебатах, переговорах).

•        Участие в ролевых играх.

•        Подготовка письменной презентации (эссе, отчет, рефлексивный дневник и т. п.).

•        Участие в публичной презентации с видеозаписью происходящего.

•        Наблюдение или демонстрация реальных профессиональных навыков.

Отбор / обработка информации (поиск, отбор, сортировка информации и т. п.).

•        Изучение библиотечных ресурсов.

•        Создание базы данных.

•        Проектирование сайтов.

•        Аннотирование библиографии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Проект, проектирование и "проектное обучение" в современном образовании"

В презентации представлены типы проектов по математике,основные этапы организации в исследовательском проекте, структура исследовательской работы, этапы работы над проектом, представление результатов ...

" Применение современных методов обучения и современных технологий на уроках"

           В  профессиональной деятельности учителя  всегда есть простор для поиска, педагогического творчества. Современные  педа...

Выступление на ШМО по теме: "Личностно ориентированное обучение как современная ориентация в педагогической деятельности при обучении математике."

Личностно ориентированный подход стремительно распространяется в образовательном пространстве России. Популярность этого подхода обусловлена рядом объективно существующих обстоятельств: динамичное раз...

Дистанционное обучение – один из важных этапов обучения в современной школе.

Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расс...

Электронное обучение как современная форма обучения. Самойленко Р.П. МБОУ Калачеевская СОШ №6,учитель математики.

Электронное обучение как современная форма обучения.Самойленко Р.П.МБОУ Калачеевская СОШ №6,учитель математики.Повсеместное распространение компьютерных технологий, перевод многих процессов в цифровой...