Уровни познания
план-конспект урока по обществознанию (10 класс)

Малухин Андрей Игоревич

План-конспект урока по обществознанию в 10 классе по теме "Уровни познания"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 7 – 8

Тема «Познавательная и коммуникативная деятельность» 10 класс

Цели:

        Образовательная:

        Выявление особенностей познавательной и коммуникативной деятельности

            Анализ основных форм познания

        Развивающая:

        Продолжать развивать умение работать с текстом

        Продолжать развивать умение высказывать и доказывать свою точку зрения

            Продолжать развивать умение работать с источником

            Продолжать развивать умение работать с логическими схемами

        Воспитательная:

        Формирование активной гражданской позиции

Оборудование:

Учебник §6 (с. 58 – 71)

Схема  «Основные формы познания» с. 59

Тип урока: комбинированный урок

Ход урока

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

Организационный момент (1 минута)

«Здравствуйте, садитесь»
Проверка присутствия и готовности к уроку

Здороваются, садятся

Актуализация знаний (7 минут)

Работа с заданиями 2 – 4 на с. 58

Отвечают на вопросы:

Целеполагание

Можно ли полагаться на достоверность информации, полученной с помощью органов чувств? Как различить знание истинное и неистинное?

Размышляют, отвечают на вопрос

Изучение нового материала

1.Познание мира

- Пессимисты – мир непознаваем

- Оптимисты – мир принципиально познаваем

- Скептики – познание мира возможно, но достоверно

Агностицизм – философское течение отрицающее возможность познания

Конвенционализм – существующие научные теории являются соглашениями между учеными и не могут достоверно отражать сущность исследуемых предметов

Гносеология (познание учение) – доказывает несостоятельность агностицизма.

Организация работы со схемой на с. 59

Делают записи в тетради, относят себя к одной из категорий

Записывают виды учений

Переносят схему в тетрадь, анализируют ее

Познание чувственное и рациональное

Формы чувственного познания:

- Ощущение – отражение отдельных свойств, отдельных признаков предметов и процессов

- Восприятие – целостное отражение предметов в многообразии их свойств

- Представление – нет конкретного предмета, который отражается

Формы рационального познания:

- Понятие – мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей

- Суждение – мысль, утверждающая или отрицающая нечто об объектах познания

- Умозаключение – рассуждение, в ходе которого логически выводится новое суждение.

Рациональная познавательная способность – мышление – речь – язык – система специальных знаков, имеющих предписанное им значение.

Сенсуализм – чувственная познавательная способность на 1 месте

Рационализм – отрицание чувств в качестве источника достоверной первичной информации

Записывают формы познания

Делают записи, анализируют

Истина и ее критерии

Знания могут быть истинными и ложными.

Истина – соответствие полученного знания действительности

Относительная истина – ограниченное верное знание, о чем либо.

Абсолютная истина – полное знание о сложном объекте.

Критерии:

- Знание непротиворечиво, логически стройно

- Истинно то, что полезно для человека

- Практика

- Взаимодополняемость

Утверждение, не соответствующее действительности – заблуждение, ложь

Заблуждение – знание, не соответствующее реальности, но ошибочно принимаемое за истинное

Ложь – искажение действительного состояния дел, имеющее целью обман кого-либо

Делают записи, обсуждают, приводят примеры

Особенности научного познания

Особенности:

- Принцип объективности

- Рационалистическая обоснованность

- Системность знания

- Проверяемость

Проблемное знание – гипотеза

Эмпирические (практические) методы исследования:

- Наблюдение

- Измерение

- Описание

- Сравнение

- Эксперимент

Теоретические методы:

- Аналогия

- Моделирование

- Абстрагирование

- Идеализация

Эмпирические данные фрагментарны, а теоретические дают систематизированную картину

Конспектируют.

Приводят примеры

Многообразие человеческого знания

- Мифы

- Практическое знание

- Народная мудрость

- Здравый смысл

- Искусство

- Паранаука

Делают записи. Участвуют в обсуждении

Познание и коммуникативная деятельность

Организация работы с текстом на с. 67 – 68

Читают, отвечают на вопросы к пункту

Закрепление (6 минут)

Работа с заданиями на с. 71

Отвечают на вопрос

Домашнее задание (1 минута)

§6 (с. 58 – 71), Задание 2 – 3  (письменно)

Записывают задание в дневник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Таксономия уровней познания Бенджамина Блума

В разработке описан вариант использования Таксономии уровней познания в работе учителя.Таксономия является системой классификации предметов, принципов или фактов в соответствии с их существенными...

Ненаучное познание. Социальное познание.

Визуальный ряд к уроку в 10 кл. по обществознанию соц.-гум. профиля....

Презентация к уроку обществознания "Познание мира. Познание самого себя".

Данный материал презентации можно использовать в качестве образовательного ресурса на уроке обществознания в 6 классе....

Презентации "Эмпирический и теоретический уровни научного познания"

Презентация к уроку  естествознания  по учебнику О.С. Габриеляна  для тем: "Эмпирический уровень научного познания"  и "Теоретический уровень научного познания"...

Познание как процесс получения истины. Познание и практика

План-конспект учебного занятия по ОГСЭ.01 Основы философии...

Познание мира. Познание самого себя.

Что я такое? С тех пор как существуют люди, они отвечают на это не словами, то есть орудием разума, а всей жизнью....