Методическая разработка урока по теме "Решение задач на прямую и обратную пропорцональные зависимости" в 6 классе.
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta_urok_proportsiya.doc | 63.5 КБ |
konspekt_uroka_proportsiya.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
Тема урока « Решение задач на прямую и обратную пропорциональные зависимости.»
Математика 6 класс ,
Составитель : учитель Зайцева Н.В.
Цель для ученика: Как правильно решать задачи на прямую и обратную пропорциональные зависимости ? | Цели для учителя:
|
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков | Форма урока : Урок практикум |
Опорные понятия, термины: Пропорция, свойства пропорции Прямая пропорциональная зависимость Обратная пропорциональная зависимость | Новые понятия |
Объекты контроля: Результаты выполнения заданий теста. Результаты усвоения решения задач на прямую и обратную пропорциональные зависимости. | Формы контроля: Задания обобщающего и систематизирующего характера. Устные упражнения. |
Домашнее задание Учебник Виленкина № 812, 816, 818. Дополнительное задание : Придумать и решить по одной задаче на прямую и обратную пропорциональности |
Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Дидактический материал. | Планируемые результаты | Результат взаимодействия (сотрудничества) | примечание |
Организационный | 1 мин | Приветствую учащихся, сообщаю структуру урока. Создает благоприятную обстановку. | Настраиваются на работу, получают позитивный заряд, концентрируют внимание | Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок Познавательные: ставят перед собой цель: «Что я хочу получить сегодня от урока» Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками | Готовы к сотрудничеству, внимательны, собраны | ||
Сообщение темы и целей сегодняшнего урока. | 2 мин | Формирует цели урока для учеников класса. | Принимают учебные цели. | Личностные: умение осознать значимость поставленных учебных задач. Познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение адекватно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме. | Приняты учебные цели урока. | ||
Актуализация знаний | 10мин | Задает вопросы учащимся. Корректирует ответы. Организует и координирует работу в парах. | Отвечают на вопросы. Сверяют работу товарища с эталоном выполнения . | Список вопросов. Список заданий для графического диктанта. | Личностные: личностное самоопределение , умение формулировать собственную позицию, умение давать самооценку своей деятельности. Познавательные: умение адекватно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению Коммуникативные: умение аргументировано доказывать свою точку зрения., владеть монологической и диалогической формами речи. | Участие в устной работе, повторены основные определения , правила нахождения неизвестного члена пропорции, принцип прямой и обратной пропорциональной зависимости. | |
Выполнение учениками заданий обобщающего и систематизирующего характера. | 10мин | Задает вопросы учащимся. Корректирует ответы. Стимулирует учащихся на успешное выполнение будущей контрольной работы. | Письменно отвечают на вопросы., решают задачи. Сверяют работу с эталоном выполнения . | Упражнения , задачи . Задания обобщающего и систематизирующего характера. | Познавательные: знаково-символические действия, структурирование знаний, умение анализировать объект выбор наиболее эффективных способов задач., контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение аргументировано доказывать свою точку зрения, представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме. | Повторены правила решения задач на прямую и обратную пропорциональную зависимость. | |
Проверка выполнения работ. Корректировка , если необходимо. | 5 мин | Создает ситуацию успеха. | Самостоятельно проверяют выполнение работы | Эталон выполнения задач. | Личностные: умение давать оценку и самооценку своей деятельности. Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: контроль в форме сличения способа решения с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция – внесение необходимых дополнений в план решения задач. Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем, | Обобщены основные приемы решения задач на прямую и обратную пропорциональную зависимость. | Слайд 12 |
2 мин | физкультминутка | ||||||
Этап контроля и самоконтроля знаний . | 10 мин | Обеспечивает усвоения алгоритма решения задач на прямую и обратную пропорциональную зависимость. | Самостоятельно выполняют тест. | Задания теста. | Познавательные: самостоятельно выполняют действия по алгоритму Регулятивные: проявляют познавательную инициативу, контролируют свои действия Коммуникативные: осознают применяемый алгоритм с достаточной полнотой, представляют конкретное содержание и сообщают его в письменной форме. | Выполняют задание на решение задач. | |
Этап подведения итогов урока | 2 мин | Подводит учащихся к формулированию выводов. Корректирует ответы учащихся. | Формулируют ответы на вопрос: Как решить задачу на прямую и обратную пропорциональную зависимость. | Список вопросов. | Личностные: умение давать самооценку своей деятельности. Регулятивные: оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено, и того что еще нужно усвоить , осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: структурирование знаний, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение аргументировано доказывать свою точку зрения, представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме, владеть монологической и диалогической формами речи. | Сформулированы основные выводы по теме. | |
рефлексия | 2 мин | Обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке | Оценивают свою работу | Игра «Расскажи другу, что запомнилось после урока.» | Личностные: умение давать самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха) Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи | Проведена рефлексия деятельности. | |
Д\з | 1 мин | Обсуждение домашнего задания |
Предварительный просмотр:
Тема урока « Решение задач на прямую и обратную пропорциональные зависимости.»
Цели: повторить и обобщить материал по теме « Решение задач на прямую и обратную пропорциональные зависимости.», подготовиться к контрольной работе.
Задачи урока :
- Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о прямой о обратной пропорциональных зависимостях; закрепить умение выявлять среди данных величин пары, находящиеся в прямой или обратной пропорциональной зависимости; проверить степень усвоения материала путем проведения индивидуальной работы с проверкой на уроке.
- Развивающая: развивать логическое мышление , познавательный интерес, любознательность , формировать умение анализировать , наблюдать и делать выводы.
- Воспитательная: повышать заинтересованность в изучении предмета математики; воспитывать самостоятельность , самооценку, активность.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.
Формы организации деятельности учащихся:
фронтальная, групповая, индивидуальная
Оборудование: презентация, созданная в программе Microsoft Power Point., задания с тестом.
Ход урока.
1 Организационно-мотивационный момент ( 1мин)
Начать урок я хочу с вопроса к вам. Как вы думаете, что самое ценное на Земле? (выслушиваются варианты ответов учеников). Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вот какой ответ дал известный учёный, Ал - Бируни:
«Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит».
2 Сообщение темы и целей сегодняшнего урока. (2мин)
3 Актуализация опорных знаний.(10мин)
А) «Экзаменационные вопросы» ( вопросы для повторения), можно совместить с проверкой домашнего задания.
- Что такое пропорция?
- Как называются члены этой пропорции?
- Каким основным свойством обладают члены пропорции?
- Какие две величины называют прямо пропорциональными? (привести примеры прямо пропорциональных величин).
- Какие две величины называют обратно пропорциональными?
Б) Графический диктант.
«Да» и «нет» не говорите,
А значком изобразите.
«Да» значком «+», нет значком «-».
Ученики работают самостоятельно.
Затем обмениваются тетрадями в парах для проверки.
- Две величины называют прямо пропорциональными, если при увеличении одной из них в 3 раза, другая уменьшается в 3 раза.
- Зависимость между временем и расстоянием при постоянной скорости является прямой пропорциональностью.
- Зависимость между периметром квадрата и длиной его стороны является обратной пропорциональностью.
- Зависимость между грузоподъемностью машин и их количеством является обратной пропорциональностью.
- Две величины называют обратно пропорциональными, если при уменьшении одной из них в 2 раза, другая увеличивается в 4 раза.
- Возраст человека и размер его обуви обратно пропорциональны.
- Скорость и расстояние при постоянном времени движения обратно пропорциональны.
- Число дней работы трактора и площадь, которую он вспашет, прямо пропорциональны.
- Покупают одинаковые тетради. Количество тетрадей и стоимость покупки прямо пропорциональны.
Карта ответов: — + — + — — — + +
Ребята проверяют работу соседа и выставляют оценку по следующим критериям.
Получи оценку.)
- 8 -9 правильных ответов – «5»
- 6-7 правильных ответов – «4»
- 4-5 правильных ответов – «3»
4 Выполнение учениками заданий обобщающего и систематизирующего характера. (10мин)
Учитель предлагает решить задачи , предварительно разобрав текст задач . Ученики работают полусамостоятельно.
1 Весной при проведении работ по озеленению города на улице посадили липы. Принялось 95% вех посаженных лип. Сколько посадили лип, если принялось 57 лип?
Решение:
Липы (шт.) | Проценты % | |
Посадили | х | 100 |
Принялось | 57 | 95 |
; ; х=60.
Ответ: 60 лип посадили.
2 Для отопления здания школы заготовлено угля на 180 дней при норме расхода 0,6т угля в день. На сколько дней хватит этого запаса, если его расходовать ежедневно по 0,5т?
Решение:
Краткая запись:
Масса (т) за 1 день | Количество дней | |
По норме | 0,6 | 180 |
0,5 | х |
Составим пропорцию:
; ; дней
Ответ: 216 дней.
3 В железной руде на 7 частей железа приходится 3 части примесей. Сколько тонн примесей в руде, которая содержит 73,5т железа?
Решение: (слайд №27)
Количество частей | Масса | |
Железо | 7 | 73,5 |
Примеси | 3 | х |
; ;
Ответ: 31,5 кг примесей.
5 Проверка выполнения работ. Корректировка , если необходимо.(5мин)
Итак, сформулируем алгоритм решения задач с помощью пропорций.
Алгоритм решения задач на прямую
и обратную пропорциональные зависимости:
- Неизвестное число обозначается буквой х.
- Условие записывается в виде таблицы.
- Устанавливается вид зависимости между величинами.
- Прямо пропорциональная зависимость обозначается одинаково направленными стрелками, а обратно пропорциональная зависимость - противоположно направленными стрелками.
- Записывается пропорция.
- Находится её неизвестный член.
5 Физкультминутка.(2мин)
6 Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий. (10мин)
Самостоятельная работа. Тест (индивидуальные карточки).
1 вариант
1 Объем шарика равен 15см³а масса 75 г. Найдите объем шарика, сделанного из этого же материала , если его масса – 56г.
а) 11,2 см³; б) 11,25 см³ в) 10,8 см³ г) другой ответ.
2 Огурец состоит на 96% из воды. Сколько воды содержится в 295 кг огурцов ?
а) 280,2 кг; б) 283,2 кг в) 279,6 кг г) другой ответ.
3 Шесть маляров покрасили забор за 6 часов. Сколько нужно маляров, чтобы покрасить такой же забор за 2 часа?
а) 36 б) 12 в) 18 г) другой ответ.
4 В троллейбусе из 120 мест 54 места для сидения. Сколько процентов составляют места для сидения ?
а) 47% б) 49% в) 45% г) другой ответ.
5 Три землекопа за 2ч выкопали 6м канавы. За какое время 7 землекопов выкопают 28м канавы ?
а) за 8 ч; б) за 6 ч в) за 2 ч г) другой ответ.
2 вариант
1 Длина деревянной указки 18см, а масса 75 г. Найдите длину указки, сделанной из того же материала, если ее масса – 125 г.
а) 30 см; б) 24 см в) 32 см г) другой ответ.
2 В соляном растворе содержится 2,8% соли. Сколько соли содержится в 275 кг раствора?.
а) 7,68 кг б) 7,72 кг в) 7,7 кг г) другой ответ.
3 Четыре экскаватора выкопали котлован за 5ч. За какое время выкопают такой же котлован два экскаватора?
а) 10 ч б) 12 ч в) 14 ч г) другой ответ.
4 В корзине 55 грибов, 33 из которых белые. Сколько процентов составляют остальные грибы?
а) 25 % б) 40% в) 50% г) другой ответ.
5 Четыре козы за 3 дня дали 18 л молока. Сколько коз, за 7 дней дадут 42 л молока?
а) 8 б) 4 в) 6 г) другой ответ.
ОТВЕТЫ :
1 вариант а,б,в,в,г 2 вариант а,в,а,б,б
После работы карточки собираются на проверку учителем.
Ученики проверяют свое решение по эталонам ответов.
7 Этап подведения итогов урока (2мин)
- Что мы узнали на уроке? (Понятия прямой и обратной пропорциональной зависимости двух величин)
- Приведите примеры прямо пропорциональных величин.
- Приведите примеры обратно пропорциональных величин.
- Приведите примеры величин, у которых зависимость не является ни прямо, ни обратно пропорциональной.
8 Рефлексия (2мин)
Оцените свою работу на уроке.
Удовлетворены ли вы результатом своей работы?
9 Задание на дом.
- Учебник Виленкина № 812, 816, 818.
- Дополнительное задание : Придумать и решить по одной задаче на прямую и обратную пропорциональности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Решение экспериментальных задач по теме Растворы"
В условиях предпрофильного обучения учителя химии используют нетрадиционные методики. Среди них урок-практикум для разновозрастной группы (9-й и 11 -й классы). Это позволяет учащимся 9-х классов б...
Методическая разработка урока математики "Решение задач на проценты", 5 класс
Методическая разработка урока по математике "Решение задач на проценты", посвящена решению проблемного вопроса "Стоит ли пренебрегать правилами дорожного движения?"...
Урок по математике для 6 – х классов на тему: «Решение задач на прямую и обратную пропорциональную зависимость»
Урок по математикедля 6 – х классов на тему: «Решение задач на прямую и обратную пропорциональную зависимость»...
Урок по теме: «Жить или курить? Или решение задач на прямую и обратную пропорциональную зависимости», 6 класс
Цели урока: Содействовать сознательному пониманию актуальности вопроса в современной жизни «Жить или курить?». Содействовать развитию у школьников умения выделять главное в понимании поставленног...
Методическая разработка Математика 6 класс урок обобщения по теме «Пропорции. Прямая и обратная пропорциональные зависимости» по книге А.Грина «Алые паруса» В рамках проекта «Успешное чтение» программы «Книга на уроке»
Проект "Успешное чтение", программа "Книга на уроке", как одна из форм творческой работы учителя и учеников....
Технологическая карта урока по математике. 6 класс Тип урока: открытие новых знаний Тема: Прямая и обратная пропорциональные зависимости.
Технологическая карта урока по математике. 6 классТип урока: открытие новых знанийТема: Прямая и обратная пропорциональные зависимости.Цели:I. Образовательно-развивающая:1. Выведение и усв...
Карточки по теме: «Решение задач на прямую и обратную пропорциональные зависимости»
Цель: проверить умение учащихся решать задачи на прямую и обратную пропорциональные зависимости....