Методическая разработка урока "Решение экспериментальных задач по теме Растворы"
методическая разработка по химии (11 класс) по теме

В условиях предпрофильного обучения учителя химии использу­ют нетрадиционные методики. Сре­ди них урок-практикум для разно­возрастной группы (9-й и 11 -й клас­сы). Это позволяет учащимся 9-х классов более осознанно подойти к выбору профиля, по которому предстоит обучаться в 10-11-х клас­сах. Учащиеся 11-го класса обоб­щают и систематизируют получен­ные знания по курсу химии и гото­вятся к поступлению в вуз.

Важной частью урока является использование идеи Штейнберга о конструкторско-технологическом моделировании в деятельности учи­теля. Построение логико-смысло­вой модели позволяет системати­зировать знания учащихся 11-хклассов и определяет перспективы дальнейшего обучения девяти­классников.

 

Использование логико-смысло­вой модели развивает логическое мышление учащихся и формирует навыки индивидуальной конструк­торской деятельности в процессе познания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_dvuh_uchiteley_odnogo_predmeta.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 11 с углублённым изучением  отдельных предметов Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»

422550, РТ, г. Зеленодольск, ул. Гоголя, 40а

тел. (84371) 5-44-15, 5-27-08, р/с: 40205810801070140479

E-mail: malek-07@mail.ru

Тема урока:

«Решение расчетно-экспериментальных задач по теме

 «Растворы».

Выполнил: учитель  химии высшей кв. кат.  

 Абдулина Маргарита Ивановна

учитель  химии высшей кв. кат.

Тяпкова Ирина Николаевна

Объяснительная записка

В условиях предпрофильного обучения учителя химии использу ют нетрадиционные методики. Сре ди них урок-практикум для разно возрастной группы (9-й и 11 -й клас сы). Это позволяет учащимся 9-х классов более осознанно подойти к выбору профиля, по которому предстоит обучаться в 10-11-х клас сах. Учащиеся 11-го класса обоб щают и систематизируют получен ные знания по курсу химии и гото вятся к поступлению в вуз.

Важной частью урока является использование идеи Штейнберга о конструкторско-технологическом моделировании в деятельности учи теля. Построение логико-смысло вой модели позволяет системати зировать знания учащихся 11-х классов и определяет перспективы дальнейшего обучения девяти классников.

Использование логико-смысло вой модели развивает логическое мышление учащихся и формирует навыки индивидуальной конструк торской деятельности в процессе познания.

Тема урока. «Решение расчетно-экспериментальных задач по теме «Растворы».

Цель урока: совершенствование навыка решения расчетно-экспериментальных задач с использованием алгоритма.

Развитие логического мышления при составлении логико-смысловой модели  и при решении расчетно-экспериментальных задач по химии.

Задачи:1) познакомить с понятием логико-смысловой модели

2) развивать логическое мышление при решении расчетно-экспериментальных задач по химии.

  3)применение на практике навыков работы с лабораторным оборудованием.

На уроке присутствуют разновоз растные группы: учащиеся 9-го класса, изучающие элективный курс химии, выбравшие химический профиль

 на будущее, и учащиеся 11 -го профильного класса, для которых химия является профилирующим предметом при поступлении в вуз

Учитель: Решение задач по химии - это практичес кое искусство, подобно игре на фортепиано, научиться ему мож но, только постоянно решая зада чи в качестве образца. Насколько трудно играть на фортепиано, на столько трудно учиться решать задачи.

Учитель определяет цели урока:

- повторение, обобщение,  закрепление навыков решения экспериментальных и расчетных задач и индивидуальная работа с лабораторным оборудованием;

- формирование интеллектуальных умений анализировать, сравнивать, строить аналоги ,составлять логико-смысловые модели.;

- профориентационное образование учащихся.

Ход урока

Учитель гово рит о том, что решение задач не возможно без знания теоретичес кого материала. Для того чтобы раскрыть логику действия при ре шении задач, необходимо составить логико-смысловую модель.

Опираясь на данную модель, учи тель предлагает решить первую задачу:

9-й класс. Выбрать уравнение химической реакции, в которой об разуется только средняя соль, и дописать это уравнение:

1)HCL+Ca(0H)2 =

2) Ва(ОН)2 + H2SO4 =

3)HNO3 + Cu(OH)2 =

4) LiOH + HNO3 =

11-й класс. Выбрать уравнение химической реакции, в которой об разуется 3 вида солей, написать уравнение химических реакций:

1)HCL + Ca(OH)2 =

2)Ва(ОН)2+ H2SO4 =

3)HNO3+Cu(OH)j =

4) LiOH + HNO3 =

Результат обсуждается и делает ся вывод(образование кислой, ос новной и средней соли зависит от количественного состава реагиру ющих веществ).

Учащиеся 11-го класса решают задачу № 2 экспериментальным путем, учащиеся 9-го класса - рас четным путем. Предварительно учи тель химии 11-го класса проводит инструктаж по технике безопасно сти.

9-й класс. Какая соль и какое количество вещества образуется в результате химической реакции между ЗМ раствором гидроксида бария и 1М раствором соляной кис лоты?

11-й класс. Определить, какая соль и какая реакция среды обра зуется в результате сливания ЗМ раствора гидроксида бария и 1М раствора соляной кислоты.

1-ая пробирка + индикатор                                      

                                                                                           слить                  среда?

2-ая пробирка + индикатор                                                 (цвет индикатора)

Учащиеся 9-го и 11-го классов приходят к единому результату, то есть учащиеся 11-го класса экспе риментально, с помощью индика тора, доказали, что при сливании двух растворов образовалась ос новная соль, а учащиеся 9-го клас са подтвердили это расчетом.

Использовались базовые знания, полученные в 9-м классе, о коли чественных соотношениях исходных веществ, а также ребята повтори ли методику решения задач на из быток и недостаток.

Учитель предлага ет решить задачу № 3.

11-й класс. Определить массо вую долю образовавшейся соли при взаимодействии 10 мл гидро ксида натрия (р = 1,22 г/мл) мо лярной концентрации 5 моль/л с раствором серной кислоты объе мом 50 мл

(р = 1,2 г/мл) и массо вой долей 8,2%.

9-й класс. Определить, какая соль образуется при взаимодей ствии гидроксида натрия и серной кислоты, и определить реакцию среды.

Ход решения:

1-ая пробирка + индикатор                        

                                                                                слить              среда                                                                                                      

2-ая пробирка + индикатор                                             (цвет индикатора)            

Учащиеся 9-го класса проводят эксперимент, учащиеся 11 -го клас са решают расчетную задачу.

Описание деятельности: с помо щью индикатора определяют, что в результате реакции образовалась кислая соль, и записывают уравне ние химической реакции. Учащие ся 11-го класса делают необходи мые расчеты, и на доске с помо щью учителя составляется алгоритм решения задачи № 3, объясняется ход решения.

  Vр-ра ( Na OH)                                                          Избыток недостаток

                                      n (Na OH)                                                            

                                                                                                                 nсоли mсоли 

Wсоли

  C (Na OH)

  Vр-ра (H 2 SO4)

                                         m (H 2 SO4)              mв (H 2 SO4)          nв (H 2 SO4)

  р р-ра (H 2 SO4)

Учитель предлагает девятиклассникам решить домаш нюю задачу № 4 по составленному алгоритму.

Определить количество вещества образовавшейся соли при взаимо действии 10 мл гидроксида натрия молярной концентрации 4 моль/л с раствором серной кислоты объе мом 71 ,3 мл (р = 1,1 г/мл) и массо вой долей 5%.

Общий итог работы подводится в ходе беседы учителя с учащи мися.

Учитель химии зада ет вопрос: «Какие основные момен ты курса химии мы сегодня вспом нили? Урок был один, но один объем информации повторили уча щиеся 11 -го и 9-го классов?».

Общий вопрос: «Отметьте общее и различное в курсах химии 9-го и 11-го классов (объем, содержание и уровень сложности практической деятельности)».

 Учитель просит учащихся оценить значение подобных форм уроков (опережающий характер обучения, вид на перспективу, профильный подход к обучению).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пр/р "Решение экспериментальных задач на распознавание растворов веществ и определение их качественного состава" 9 класс

Работа расчитана на учеников 9 класса, поэтому содержит подробную инструкцию выполнения экспериментальных задач...

Пр/р "Решение экспериментальных задач на распознавание растворов веществ и определение их качественного состава" 9 класс

Практическая работа расчитана на учеников 9 классов, поэтому включает пошаговую инструкцию для выполнения задания...

Методическая разработка. Решение одной задачи по теме «Графика на Паскале» Информатика и ИКТ, 9-11 класс.

Задача решается на уроках информатике  по теме «Графика на Паскале».Без построения различных графических фигур не обходится ни одна серьезная графическая система. В работе есть теоретический мате...

методическая разработка урока "Решение задач по теме "Молекулярные основы наследственности. биосинтез белка""

Методические рекомендации проведения урока в профильном классе.Тип урока: эмпирическое индуктивное обобщение.Форма урока: взаимообмен заданиями по методике Ривина – Баженова.Цели урока: Систематизиров...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА лекция «Решение задач по теме «Вывод молекулярной формулы органического вещества по продуктам сгорания»»

Проблемная лекция по теме "Вывод молекулярной формулы органического вещества по продуктам сгорания" для обучающихся 10 класса с использованием ИКТ....

Методическая разработка урока "Решение задач по теме "Силы в природе"

Методическая разработка данного урока посвящается проблеме развития навыков и умений обучающихся решать физические задачи и применять полученные знания и умения в нестандартных ситуациях. Методическая...

Методическая разработка (презентация): "Решение задач по теме "Кодирование графической информации"

В разработке дан теоретический материал, необходимый для решения задач по теме "Кодирование графической информации". Разобраны основные выди задач на эту тему....