Урок по геометрии в 11 классе «Различные способы решения стереометрических задач».
план-конспект урока по алгебре (11 класс) на тему
Задачи части «С» Единого государственного экзамена по стереометрии в последнее время большей частью посвящены вычислению расстояний и углов в пространстве. Такие задачи часто встречаются в практике, поэтому им уделено особое внимание. Урок посвящен задачам на нахождение расстояния от точки до прямой и расстояния от точки до плоскости. Рассмотрены разные методы решения этих задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.rar | 295.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по геометрии в 11 классе «Различные способы решения стереометрических задач».
Цель урока: создание условий для формирования навыка решения стереометрических задач различными способами.
Задачи урока:
- способствовать развитию наглядно-образного мышления, внимания;
- развивать умение высказывать собственные суждения, аргументировать свою точку зрения;
- воспитывать умение планировать свою работу, искать рациональные пути решения задач.
ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку (Приложение1)
Комментарии: на уроке рассматриваются задачи ЕГЭ типа «С2», можно использовать данный материал для организации итогового повторения.
Ход урока
I. Организационный момент.
Задачи части «С» Единого государственного экзамена по стереометрии в последнее время большей частью посвящены вычислению расстояний и углов в пространстве. Такие задачи часто встречаются в практике, поэтому им уделено особое внимание. Рассмотрим разные методы решения этих задач. (слайд 1)
II. Актуализация знаний.
- Что называется расстоянием от точки до прямой, между параллельными прямыми? (слайд 2)
- Что называется расстоянием от точки до плоскости? (слайд 6)
III. Тренировочные упражнения.
- Задача 1
В единичном кубе ABCDA₁B₁C₁D₁ найти расстояние от точки D₁ до прямой PQ, где P и Q – середины соответственно ребер A₁B₁ и BC. (слайд 3)
Решение.
1 способ (поэтапно-вычислительный)
Пусть D₁H PQ, где HPQ, R - середина ребра AB. Найдем D₁H. (слайд 4)
ΔBRQ - прямоугольный, QR=
ΔPQR - прямоугольный, PQ =
ΔDCQ - прямоугольный, DQ =
Δ D₁DQ- прямоугольный, D₁Q =
D₁P = DQ =
В треугольнике D₁PQ по теореме косинусов ; ; .
D₁H= D₁P
D₁H= = .
Ответ: .
2 способ (координатный).
Учитель задает вопрос: Как еще можно найти длины сторон в треугольнике D₁PQ?
Рассмотрим прямоугольную систему координат с началом в точке А (слайд 5).
Найдем координаты точек P(0; 0.5; 1), Q(0.5; 1;0), D₁(1;0;1), тогда
PQ = , D₁Q= , D₁P=
Далее решение аналогично 1 способу. В треугольнике D₁PQ по теореме косинусов ; ; .
D₁H= D₁P
D₁H= = .
Ответ: .
- Задача 2
В единичном кубе ABCDA₁B₁C₁D₁ найдите расстояние от точки C₁ до плоскости AB₁C. (слайд 7)
Решение.
1 способ (поэтапно-вычислительный) (слайд 8)
Так как прямая A1C1 параллельна АС, то прямая A1C1 параллельна плоскости AB1C. Поэтому искомое расстояние h равно расстоянию от произвольной точки прямой A1C1 до плоскости AB1C. Например, расстояние от центра О1 квадрата A1B1C1D1 до плоскости AB1C равно h.
Пусть Е – основание перпендикуляра, опущенного из точки О1 на прямую В1О, где О – центр квадрата ABCD. Прямая О1Е лежит в плоскости ВВ1 D1 D, а прямая АС перпендикулярна этой плоскости. Поэтому О1ЕАС и О1Е – перпендикуляр к плоскости AB1C, а О1Е = h.
Так как В1О1 =, О1О = 1, то ОВ1 = .
SΔABC= О1Е В1О= В1О1 О1О или h, откуда h=.
Ответ: .
2 способ (метод объемов) (слайд 9)
Рассмотрим пирамиду С1В1АС и найдем ее объем двумя способами.
V= SΔACC1 В1О1= SΔACB1 h; SΔACC1=; В1О1 =; SΔACB1=.
h=.
Ответ: .
3 способ (координатный)
Рассмотрим прямоугольную систему координат с началом в точке С (слайд 10)
С(0;0;0), В1(1;0;1), А(1;1;0), С1(0;0;1). Составим уравнение плоскости. Проходящей через точки А, С и В1. Для этого подставим координаты этих точек в общее уравнение плоскости Ax + By +Cz + D = 0. Получим систему или
Отсюда находим уравнение Ax –Ay – Az = 0; x – y – z = 0
По формуле находим расстояние от С1 до плоскости AB1C:
d =
Ответ: .
IV. Итог урока.
V. Домашнее задание.
- В тетраэдре ABCD, все ребра которого равны 1, найдите расстояние от точки А до прямой, проходящей через точку В и середину ребра CD.
- В правильной шестиугольной пирамиде SABCDEF, стороны основания которой равны 1, а боковые ребра равны 2, найдите расстояние от точки С до прямой SF.
- В кубе ABCDA₁B₁C₁D₁, ребра которого равны 4, а точки E и F- середины ребер AB и B₁C₁ соответственно, а точка P расположена на ребре CD так, что CP = 3PD. Найдите расстояние от точки A₁ до плоскости треугольника EPF.
- В правильной четырехугольной пирамиде PABCD с вершиной P сторона основания равна 3, высота 2. Найдите расстояние от вершины А до грани PCD.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение стереометрической задачи тремя различными способами
Здесь представлено на трех файлах моё решение решение задачи С2 (вариант 13) из пособия "МАТЕМАТИКА. Подготовка к ЕГЭ-2011" под редакцией Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Калабухова. Эта-же задача встречается в пос...
Методическая разработка по теме: "Применение аналитической геометрии к решению стереометрических задач".
ВЫЧИСЛЕНИЕ РАССТОЯНИЙ И УГЛОВ Рассмотрим несколько геометрических задач, для решения которых необходимо вычислить те или иные расстояния или углы в пространст...
Тема 36. ГЕОМЕТРИЯ.ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ СТЕРЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ.
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также абитуриентов к вступительным э...
Разработка урока по геометрии в 11 классе "Метод координат при решении стереометрических задач"
Обобщается метод координат для нахождения углов в пространстве. Рассматриваются различные подходы к решению некоторых задач....
урок геометрии в 11 классе "решение стереометрических задач"
в данной презентации разбирается несколько видов стереометрических задач....
Программа внеурочной деятельности "Практикум решения стереометрических задач". Пропедевтика стереометрических знаний на примере качественных стереометрических задач.
Всем известная трудность в изучении стереометрии, возникающая у учащихся 10 классов, в значительной степени объясняется низким уровнем развитием их пространственных представлений. Ученики теряю...
Применение элементов аналитической геометрии к решению стереометрических задач
В данной работе рассмотрены возможности применения элементов аналитической геометрии к решению стереометрических задач....